Король и Королевы Герои Воронежской области
КОРОЛЁВ Владимир Васильевич (28.7.1924, Москва - 3.2.2006, Хованское кладбище Москвы) генерал-майор (27.10.77), Герой Сов. Союза (21.2.45 № 4697), окончил: курсы младших лейтенантов (1945), Военно-политическую академию им. В.И.Ленина (1955), призван в РККА (8.11.42), рядовой 563-го истребительного противотанковой артполк РГК Степного фронта (1942-43), командир противотанкового орудия 275-го гвардейского истребительно -противотанкового артиллерийского полка 4-й гвардейской истребительно-противотанковой артиллерийской бригады 69-й армии 1-го Белорусского фронта (1943-45), участвовал в боях на территории Воронежской области, Курской дуге, под Прохоровкой, освобождал Белгород и Харьков (1943), участвовал в освобождении городов: Ковеля, Хелма, форсировании рек Западного Буга и Вислы, завоевании Пулавского плацдарма на Висле (1944); гвардии старший сержант в боях дважды ранен, начальник политотдела Главного центра РЭБ ВС СССР (1975-80), инициировал открытие Воронежского военного института РЭБ (1980-81), зам. начальника 17-го Центра ПИС по политической части (1980-87); награждён орденами: Ленина (21.2.45), Отечественной войны 1-й ст. (11.3.85), Красной Звезды (20.12.43 и 28.2.45), «За службу Родине в ВС СССР» 3-й ст. (30.4.75), орденами Славы 2-й ст. (20.12.50) и 3-й ст. (30.7.44) и медалью «За боевые заслуги» (14.7.43) за освобождение Воронежской области.
КОРОЛЁВ Николай Андрианович (6.8.1907, д. Подолино Новгородской губ. - 25.11.1985, колумбарий Ваганьковское кладбище Москва) старший майор ГБ (3.1.42), комиссар ГБ (14.2.43), генерал-майор (26.5.43 № 5992), генерал-лейтенант (31.7.44 № 1002), инструктор 1-й школы авиатехников Ленинградского военного округа (1931-33), слушатель Военно-воздушной академии РККА им. Н.Е. Жуковского (1933-39), секретарь партбюро курса (1933-39), начальник особого отдела НКВД по 19-й армии (2.8.41-15.9.41), начальник особого отдела НКВД по Брянскому фронту (4.8.42-29.4.43) штаб функционировал в Воронеже (1942), замминистра госбезопасности СССР по милиции (31.12.50-26.8.51), арестован (4.11.51) по делу В.С. Абакумова, находился под стражей (14.12.53), уволен из органов госбезопасности по фактам дискредитации и лишен генеральского звания (1954); награждён орденами: Ленина (24.4.44), Красного Знамени (1.4.43), Красной Звезды (2.1.42 и 3.11.44.), Отечественной войны 1-й ст. (27.8.43), Кутузова 2-й ст. (28.4.45), Богдана Хмельницкого 2-й ст. (13.9.44).
КОРОЛЁВ Сергей Павлович (30.12.1906, г. Житомир Волынской губернии - 14.1.1966, урна с прахом захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади Москвы) дивизионный инженер инженерно-авиационной службы\\служебная категория К-11\\генерал-лейтенант инженерно-артиллерийской службы (9.11.1933), Герой Соц. Труда (20.4.56 № 6852 и 17.6.61 № 86\II), академик АН СССР (1958), член-корреспондент Академии артиллерийских наук (1957), председатель Совета главных конструкторов СССР (1946-66); окончил: в г. Одесса учился в строительной профессиональной школе, занимаясь в авиакружке; в Одесском гидроотряде активно участвовал в авиационной общественной жизни (1921), вступил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (1923), учился в Киевском политехническом институте по профилю авиационной техники, освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом (1923-26), перевёлся в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана (1926), на планёре «Жар-птица» конструкции М.К. Тихонравова сдал экзамены на звание «пилот-паритель» (2.11.1929), под руководством Андрея Николаевича Туполева защитил дипломную работу проект самолёта СК-4 (12.1929), одобрил конструкцию самолета САМ-5 зам. директора Воронежского авиатехникума Александра Сергеевича Москалева (15.4.1931), с помощью Осоавиахима общественной организации организовал Группу изучения реактивного движения (1931), «…в Группе изучения реактивного движения у сразу сложились "особые" отношения с Андреем Костиковым - из-за несовпадения взглядов на ряд направлений деятельности…» (1931-40), в ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева показал незаурядные способности спроектированные им и построенные летательные аппараты - планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта; зам. начальника по научной работе Реактивного научно-исследовательского института (1933), удостоен высшей наградой оборонного общества - знаком «За активную оборонную работу» (1933), первая печатная работа «Ракетный полет в стратосфере» (1934), начальник сектора крылатых ракет РНИИ (1934), органными НКВД СССР арест (28.6.38) за принадлежность к троцкистской, вредительской организации, действовавшей в научно-исследовательском институте № 3, проводил преступную работу по срыву отработки и сдачи на вооружение РККА новых образцов вооружения, признал себя виновным в преступлениях ст.ст. 58-7, 58-11 УК РСФСР, «…в 1936г. вел разработку пороховой крылатой торпеды; зная заранее, что основные части этой торпеды - приборы с фотоэлементами - для управления торпеды и наведения ее на цель, не могут быть изготовлены центральной лабораторией проводной связи …. с целью загрузить институт ненужной работой усиленно вел разработку ракетной части этой торпеды в 2-х вариантах … в 1937г. при разработке бокового отсека торпеды (крылатой) сделал вредительский расчет, в результате чего исследовательские работы по созданию торпеды были сорваны… в результате этого испытания четырех построенных торпед показали их полную непригодность, чем нанесен был ущерб государству в сумме 120 000 рублей и затянута разработка других, более актуальных тем…»; решением Военной Коллегии Верховного Суда СССР осужден к 10-ти годам тюремного заключения (27.9.38), место ссылки - Колыма; Пленум Верховного Суда СССР приговор Военной Коллегии Верховного Суда СССР отменил, следственное дело по обвинению передано на новое расследование (13.6.39), возвращен в Москву (13.6.39), где еще год пробыл в Бутырской тюрьме, снова признан виновным и осужден на «восемь лет в исправительных трудовых лагерях»; обратился лично к И.В. Сталину, в письме ставил акцент не на личном положении «… а на интересах страны, ее обороны, на которую он не покладая рук, не щадя себя работал…»; после многочисленных ходатайств, в том числе знаменитых летчиков В.С. Гризодубова, М.М. Громова и А.Н. Туполева, его перевели в Особое техническое бюро НКВД в группу А.Н. Туполева (13.9.40); в г. Омск работал над созданием пикирующего бомбардировщика «103», «…просился летчиком на фронт …» (1941), зам. начальника сборочного цеха, по строительству бомбардировщика ТУ-2, поднят 1-й самолет с реактивным двигателем (15.12.41), летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи; в г. Казань В.М. Мясищев на авиазаводе № 22, подписал ходатайство о переводе в КБ Глушкова (1942); начальник отдела и Главный конструктор баллистических ракет дальнего действия Главного научно-технического института\\НИИ-88 (1946-54), Московском ВТУ на специализированном факультете читал курс лекций «Основы проектирования баллистических ракет дальнего действия» (1947), высоко оценил конструкцию космического корабля нашего земляка воронежца ГСС Константина Петровича Феоктистова (1962), золотая медаль им. С.П. Королёва, присуждаемая АН СССР (1967-91), медаль имени С.П. Королёва, присуждаемая Федерацией космонавтики России, Почётный гражданин городов Королёв, Калуга и Байконур; банк России выпустил в обращение номиналом 2 руб. памятную серебряную монету «Конструктор Королёв» (2007); ракетно-космическая корпорация «Энергия» «Предприятие п/я В-2572» им. С.П. Королёва, в которую входили предприятия г. Воронеж (1991); в г. Воронеж на территории КБХА открыт бронзовый бюст (12.4.1999), в Коминтерновском районе Воронежа постановление горисполкома «в честь главного организатора производства ракетно-космической техники СССР» в п. Подгорном названа улица «Академика Королёва» (1998); в Воронежской области в его честь названы улицы: в г. Борисоглебск (1969), г. Бутурлиновка, г. Павловск, г. Россошь, г. Семилуки, г. Эртиль, пгт Анна, рп Грибановский, с. Кондрашовка Семилукского района; мать Мария Николаевна Москаленко\\Баланина (1888 - 1980) дочь нежинского купца, в г. Киев окучила Высшие женские курсы германо-романское отделение историко-филологического факультета Императорского Университекта, развод (1916); отец Павел Яковлевич (1877, г. Могилёв - 10.11.1929, Лукьяновское кладбище Киева) преподаватель русского языка и словесности в 5-й мужской гимназии М.А. Стельмашенко в Киеве, преподавал словесность в женской гимназии М.К. Батцель Первого Общества преподавателей на Московской, 15, затем в Киевском коммерческом училище Первого Общества преподавателей на Терещинской, 25, давал уроки латинского языка учащимся восьмых классов Киевского Первого коммерческого училища (28.6.1908-1929), скончался от туберкулёза лёгких; отчим (с11.11.1916) Григорий Михайлович Баланин (1881 - 1963) кандидат технических наук, доцент, инженер-технолог, учитель земской школы в д. Кимас-озеро в Архангельской губернии (1899-1901), преподаватель Императорской Александровской Киевской гимназии (1904-06), в Германии окончил электромеханический факультет инженерного училища в г. Митвайде в Саксонии (1906-09), привил любовь к авиации, в Тамбовской губернии г. Токаревка заведовал элеватором (1915-17), в г. Одесса старший инженер Одесского отделения Юго-Западной железной дороги (1917-19).
КОРОЛЬ Степан Георгиевич (2.12.1894, местечко Дворец Слонимского уезда Гродненской губ. - 20.1.1975, Лукьяновское военное кладбище Киева) комбриг (28.11.35 № 2488), генерал-майор авиации (4.6.40 № 945), генерал-лейтенант авиации (16.5.44 № 543), окончил: сельскую школу (1909), Егорьевскую авиационную школу (1918-20), Зарайскую авиашколу (1921-23), Курсы усовершенствования начсостава при Ленинградской школе лётнабов (1926), оперативный факультет ВВА им. Жуковского в Москве (1932-35), Военную Академию Генерального штаба (1940); с раннего возраста работал подмастерьем у столяра, на строительстве Маньчжурской железной дороги (1913-15), болел тифом (1914), мобилизован в царскую армию (1915), охранял самолёты 4-й авиационной эскадрильи в г. Лида (1915), техник самолета 29-го авиаотряда (1915-16), летчик самолета 32-го авиационного отряда 2-й Петроградской авиационной бригады Карельского фронта (1916-17), в воздушном бою ранен (1917), член солдатского комитета своей эскадрильи (1918), доброволец РККА (15.2.18), направлен в Голландию контролёрами на заводы по производству самолётов, закупаемых за границей СССР (1924), командир отряда 1-й истребительной эскадрильи ЛВА в Ленинграде (1924-27), жил в г. Липецк (1927-35), помощник командира 40-й истребительной эскадрильи МВА (1927-35), командир 65-й истребительной авиабригады в г. Житомир (1935-39), делегат 8-го Чрезвычайного съезда Советов (1936), командир авиационного полка (1935-37), не законно репрессирован, освобождён от должности и исключён из рядов ВКП(б), восстановлен в партии и назначен зам. командующего ВВС Северо-Кавказского военного округа (1941), зам. командира 50-й авиационной дивизии (1941-42), командир 9-го Воронежского истребительного авиакорпуса ПВО (1942-43), обеспечивал прикрытие войск и объектов в границах Воронежского корпусного района ПВО, в период оборонительного сражения за Воронеж выполнено 488 вылетов, уничтожено 10 самолётов противника (1942-43), участник: Воронежско-Ворошиловградской оборонительной операции (7.7.-24.7.1942), Курской битвы в составе Воронежского фронта (1943), за успешное решение боевых задач 9-му истребительному авиационному корпусу ПВО присвоено почетное наименование «Воронежский» (5.6.43), начальник гарнизона г. Киев (1945-47), начальник факультета радиолокации истребительной авиации и ВНОС Военной артиллерийской радиолокации ВС СССР в г. Харьков (1947-51), уволен в запас по 3 разряду (15.11.51); жена Анимаиса Николаевна Смелова (1904, Великий Устюг - 1951, Киев); вместе воспитали: дочь Ренату и династию авиаторов продолжил сын Радомир Степанович (12.7.1927, Липецк - 20.12.2009, Пятницкое кладбище Москвы) начальник 12-го Главного Управления Министерства авиационной промышленности СССР, руководил созданием орбитального корабля «Буран» по теме «11Ф35», не однократно в Воронеже инспектировал процесс выполнения работ; мать работала по найму; рано остался без отца (†1912).
КОРОЛЬ Фёдор Петрович (10.11.1894, с. Апанасовка Гадячский уезд Полтавская губ. - погиб 29.9.1942, Воронеж, захоронен на Введенском кладбище Москвы) комбриг (22.2.38), генерал-майор (4.6.40 № 945), командир 377-го стрелкового полка (1920), командир 376-го стрелкового полка (1920), начальник дивизионной школы (1920), командир 42-го запасного батальона 42-й стрелковой дивизии (1921-22), преподаватель кафедры тактики Военно-технической академии РККА им. Ф.Э. Дзержинского (1931), старший преподаватель кафедры тактики бронетанковых войск Военной академии механизации и моторизации РККА им. И.В. Сталина (1932-38), доцент кафедры тактики автобронетанковых войск Академии механизации и моторизации РККА (1938-39), зав. кафедры тактики бронетанковых войск Академии механизации и моторизации РККА (1939-41), зам. начальника автобронетанкового отдела Западного направления (1941), командир 331-й стрелковой дивизии (1941), командир 111-й танковой бригады 25-го танкового корпуса резерва Ставки ВГК (1942), на Воронежском фронте в составе войск 60-й, затем 40-й армий участвовала в Воронежско-Ворошиловоградской оборонительной операции, в тяжелых боях на западной окраине Воронежа (1942), погиб в бою за Чижовский плацдарм от прямого попадания вражеской авиационной бомбы в укрытие (23.9.42); награждён: дважды именным оружием револьвер системы «Браунинг» (1926) и пистолетом системы «Маузер» (1928), орденом Красного Знамени (4.2.43), нагрудным знаком «Отличник РККА» (1937); жена Ольга Николаевна (1904 - 1995, Введенское кладбище Москвы).
Свидетельство о публикации №224092600364