Музыка
К выпускному сына в музыкальной школе я написал речь о музыке, и разглагольствовал на выпускном минут 15. Голос, слава богу, сильный, и мне аплодировали уже за то, что вся аудитория в большом зале, в самых удалённых её уголках, слышали каждое слово, в отличие от предыдущих ораторов, речи которых, несомненно содержательные, глубоко осмысленные и интересные, они не смогли оценить по достоинству по той простой причине, что утомительные усилия аудитории расслышать слабые голоса заслонили путь этих идей к сердцу слушателя. Впрочем, возможно мне аплодировали уже за то, что я закончил свои разглагольствования, но данная гипотеза мной не рассматривается, как нерезонирующая с моим самолюбием.
Я и ныне не перестаю удивляться такому феномену, как музыка, и её способности проникать в эмоциональную сферу мозга и трогать самые черствые сердца.
Музыка многократно усиливает поэтическое слово, положенное на неё.
Не менестрели средневековья, не романтические книжные юноши серебряного века, не влюбчивые студенты любители КСП, с которыми все понятно. Меня впечатляют суровые мужики, которые тают от музыки. Они имеют дело с железом, с техникой, иногда и с суровыми обстоятельствами вроде непогоды, поломки на трассе, они несут ответственность за свой непростой участок работы, но музыка пробивается и к их сердцам. Иной раз поймав волну романтизма, пришлют шефу ролик со своей весьма эмоциональной реакцией, где романтика шансона зовет интимно поделиться ими с шефом.
Отчего так происходит? В каких глубинах психики заложены струны, которые резонируют с гармонией тоник, доминант и субдоминант, с модуляцией тональностей, с ритмом музыкальных размеров? Ведь всё это можно было бы описать в терминах акустики, частота каждой ноты известна, сочетания интервалов известны. Но отчего-то лишь некоторые сочетания и последовательности нот пробиваются к сердцу.
Однажды с друзьями отмечали праздник в грузинском ресторане. Элегантный молодой человек обслуживал нас, дал рекомендации по блюдам и напиткам, а когда ему выдалась свободная минутка, он взял микрофон и запел. Если до сих пор музыка служила нам фоном, неплохое живое пение профессиональных кабацких музыкантов, то тут я просто прекратил жевать. "Скажите, девушки, подружке вашей, что я ночей не сплю, о ней мечтая..." Поставленный оперный голос у официанта?! Меня не обманешь, это непростой чел. Постепенно весь зал прекратил жевать, все отвернулись от своих столов, и в конце романса наградили "официанта" аплодисментами. Официант вызвал у нас такой интерес, что мы не могли отпустить его без расспросов, разузнать его репертуар. Смешно, но мы его не знали. Телевизор мы не включаем. Человек, которого знала вся страна, оказался в ситуации, что вынужден уклоняться от наших попыток "раскрутить" его и выяснить, что он за личность. А он не кололся. Хорошо, говорит. Если вы так любите итальянские арии, приходите ко мне на сольный концерт в Московскую филармонию (!) 23 января. Доступ к этому святому месту не может получить простой смертный даже на один номер, пару арий. А тут сольный (!) концерт! Вот так официант! Но шоу маст гоу он! Давид поднял на уши весь ресторан, всю аудиторию. Публика побросала свои столы, закуски и душевные беседы, и вышли на танцплощадку, чтобы стоя слушать и награждать певца не аплодисментами - овациями! В репертуаре были песни из неаполитанского цикла Робертино Лоретти и сицилианского цикла Роберто Аланья. Я не преминул похвастаться перед Давидом, что имею прямое отношение к искусству уже потому, что великие шедевры были исполнены моими тёзками.
Когда случилась пауза в концерте, мы продолжили за столом.
-Вот! - сказал Игорь, тайком доставая из сумки бутыль. -Одного этого концерта было бы предостаточно, чтобы наш вечер состоялся! А у нас столько прекрасной еды! И не только! - оглянувшись, он разлил в бокалы из-под минеральной воды драгоценный напиток 50 градусов, который больше гармонировал бы с рюмками с золотой каймой и гранением. - С Днюхой, Робертино Лоретти!
Робертиналарети - с детства знакомое звукосочетание. Только в моём дворовом детстве среди тюменских хрущёвок я думал, что это обидная кличка, придуманная специально для меня.
К слову, не знаю, сколько было Робертов во всей Тюмени, но в нашем 2 "б" классе их было два, и очевидно, они были ровесниками. Самая большая концентрация в истории Тюмени. Роберт Орцисс! Если доведётся тебе прочитать эти строки, привет из далёкого детства от тёзки!
Что ж, возвращаясь домой по зимней Москве, пылая любовью к искусству, я пламенно пригласил своих друзей на концерт в Московскую консерваторию через месяц.
-Обязательно пойдём! - сгоряча заявила Лена, чьи щёки пылали не меньше моих.
-Филармонию?! Я?! - Игорь опешил. В жизни не имел дела ни с филармониями, ни тем более - свят! свят! - с консерваториями. Но на эмоциональной волне махнул рукой. - Ччёрт с вами! А вот пойду! С вами свяжешься - в консерваторию попадёшь.
Через месяц мы объявили, что билеты куплены на всех четверых. На днях идём. Эмоцинальная волна спала месяц назад, предложение показалось Игорю нелепым. Но отвертеться теперь было трудно. Вначале повод появился, и Игорь цеплялся за него, каким бы мелким он не казался.
--Консерватория, говоришь?! Меня, специалиста по эксплуатации теплотрасс, в консерваторию?! - и с громогласным выдохом: - Хххххе!!!
Но когда отпал и он, Игорь созрел для одной из самых странных в своей жизни авантюр.
-Посмотрим, какая такая хвилармония, консерватория! Ленка! Будет нам с тобой ещё один урок консервирования! Готовься конспектировать!
Сидели на 3 ряду. Когда вышел Давид, осмотрел зрительный зал, мы замахали ему руками. Он улыбался всем, но наконец заметил и нас. Целый месяц прошёл, а он помнил! Среди музыкальных критиков, профессоров музыки, педагогов, музыкантов, певцов, студентов консерватории, продюсеров с телевидения - специалиста по теплотрассам, ныне управляющего ЖК, директора транспортного предприятия, домохозяйку и бухгалтера.
Лена сидела прямо, как прилежная ученица, с широко раскрытыми глазами, искрящимися радостью отличницы, ждавшей нового урока. Игорь подался вперёд, упёршись одной рукой в подлокотник, а другую поставив локтем на колено. Концерт, что называется "зашёл". Хотелось добавить эмоций, за которыми Игорь в антракте помчался в буфет. Мы за ним.
-Игорь! Иииигорь! - раздалось в фойе. Игорь оглянулся, Никого, кого можно было бы признать за человека, обращающегося к нему. Да и откуда, здесь могут быть люди, которые знают его по имени. Рванули в буфет.
-Ииииггорь! - снова раздалось. Игорь отстал.
Выхожу через некоторое время с шампанским в фойе. Игорь обнимается с человеком.
-Ну как ты, Реваз? Всё так же строишь теплотрассы?
-Так же строю! А ты, что в музыканты подался?!
-Ну да, мы теперь с Ленкой ценители. Вот видишь ли - друзья совратили. А то так бы и оставался управляющим ЖК. Подумать только, какая скука. Теперь вот думаю, музыкальным критиком стать! А ты-то здесь каким макаром?
-Друзья позвали, они друзья Давида!
И смеются оба, и обнимаются, глаза слезятся.
- Ну надо же! 15 лет не виделись. И где встретились?! А? Я вас внимательно спрашиваю! На теплотрассе? На приёме у зама по строительству? В кабинете у Шелепина? Нет! В консерватории! Вот она великая сила искусства!
Ну и выпили - за великую силу искусства.
После концерта пошли пешком к Охотному ряду через переулки.
-Аббаллатти! Абаллатти! - пропел я, что на сицилианском диалекте означает "танцуйте!" и приплясывая, двинулся по Газетному переулку.
- Где-то здесь у Пугачёвой квартира была, - сказала Лена
-Почему была? - Спросил Игорь. - Может быть, и сейчас есть!
И вдруг закричал на весь переулок: - Эй, Алкааа! Учись как надо петь! - и неожиданно запел, - О, соле мио!
Я поднял голову к пасмурному московскому небу, затянутому низкими облаками, на которых играли отблески огней мегаполиса, и протянув к нему руки, поддержал: - О Соле мио!!! Ста анфронте а тэ! Ста нфронте а тэ!
Очень сильное всё-таки шампанское в московской консерватории. Голову кружит суровым мужикам.
Свидетельство о публикации №224092600761