Байконурские странички. Овцы
Написать об овцах, да что проще. Кто не знает такое животное? С самого детства: «Утром рано два барана застучали в ворота: «Тра- та- тата, тра- та- та.» Или: « Жила была пастушка, овец своих пасла, ля- ля». И далее в этом же ключе. Или же залезть в Википедию и вытащить оттуда массу сведений о том, что на свете их сотни пород и распространены они по всему миру, по всем странам и континентам. Может только за полярными кругами их нет. Как говорится, каравай, каравай, кого (чего) хочешь, выбирай. И я, следуя своему принципу, попытаюсь рассказать о том, что видел, и, что знаю сам, без всяческих подсказок со стороны.
Когда я подписывал последний трудовой договор, обратил внимание на раздел «Режим работы – 5/2», то есть пять дней рабочих и два выходных, а у чабана, того, кто владеет своим или пасет чужую отару овец, это выглядело бы так – 365/365. Как поется в известной песне: «И в снег, и в зной, и в дождик проливной», а от себя добавлю и в любую жару овцы должны быть накормлены и напоены. Каждый день, оседлав коня или верблюда, чабан выгоняет отару на кормовой маршрут. Каждый день, за редким исключением. Исключения, это декабрьский джут – природное явление, когда при температуре минус пять, семь градусов сверху сыплется дождь. При этом на поверхности снега вырастает трех – четырехсантиметровая корка льда, и овцы не могут своими маленькими копытцами ее разбить, чтобы добраться до травы. А на их шкурах образуется такая же корка. При этом нарушается терморегуляция, и голодные, переохлажденные овцы гибнут сотнями тысяч. И, конечно, затяжные многоснежные метели, когда выпадает снег, высотой более полуметра. При такой высоте снежного покрова овцы также не достают до травы, и их приходится кормить.
Когда зимой летишь над Казахстаном, даже с высоты десять тысяч метров, отчетливо видны черные точки зимовок, словно лепестки ромашки, более темные, чем снег, следы дневных выпасов отары. По одному следу не гоняют, а меняют маршрут каждый день. Управляет стадом овец чабан, обычно сидящий на коне или верблюде, с высоты и видно лучше, и ноги не надо бить. В любую погоду чабан на своем, буквально, на высоком посту. Можно, конечно, и подремать, но, ни в коем случае не ослаблять внимания. Врагов у овец достаточно, в первую очередь это, несомненно, волки, да и шакалы не прочь полакомиться бараниной. По весне и степной орел не прочь утащить ягненка. Как-то по пути на охоту заехали к знакомому чабану. Спрашиваю, как дела, Мансур, что грустный такой? В ответ. Ай, бай, чего веселиться, сын верблюда убил! После беседы выясняю следующее. Взрослый, лет двадцати, сын пас отару сидя на верблюде и чуть задремал. Овцы, добывая из-под снега траву, медленно передвигались вдоль реки. Верблюд, тем временем , срывал и жевал лишь ему подвластные колючки. Было относительно тепло, и тяжелый овчинный тулуп надежно предохранял от холода тело молодого пастуха. Ветра почти не было, тусклое, по-зимнему, солнце тусклым ровным светом освещало эту пустынно-овечью идиллию. Внезапно подозрительный шорох насторожил чабана. Он открыл один узкий казахский глаз и с ужасом увидел, что к одному из баранов из зарослей колючки крадется здоровенный волк. Чабан решительно сдернул с плеч одностволку и, почти не целясь, пальнул в сторону матерого серого хищника. А несчастный верблюд, испуганный стремительным движением всадника, резко вздернул голову, и она оказалась на линии огня. Тяжелая свинцовая пуля двенадцатого калибра вошла животному точно за ухо и моментально уложила его замертво. Трагедия, да и только.
Сегодня, благодаря интернету, можно пополнить свои знания о чем угодно, от пингвина до крокодила, от детской погремушки до космической ракеты. Поэтому не буду перегружать свое повествование тем, что каждый может извлечь из Википедии, только не могу удержаться специально для «зеленых»- мех «каракуль» и «смушку» получают от ягнят возрастом 1-3 дня, то есть от новорожденных а «каракульчу» от еще не родившихся.
Александр Косульников. Москва. 25.09.2024
Свидетельство о публикации №224092600877