Александр Блок одобрил акварель Льва Ба
В каталоге Третьяковской галереи «Рисунок XIX века, том 2, книга 1» написано следующее. «На обороте старого паспарту рукой А.Л. Бакста, сына художника, фломастером надпись: «Leon Bakst (годы 1905–1907) Рисунок, вдохновлённый «Незнакомкой» Блока или, может, даже иллюстрация к ней, и по семейной традиции, очень им, Блоком, одобренный. Andre Bakst Paris 28 VII 1957». То есть конкретного ответа на поставленный вопрос нет, хотя источник вдохновения однозначно известен.
Стихотворение «Незнакомка» Александр Блок написал в 1906 году, и по сей день оно волнует многих. Помните бессмертное:
… И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль…
«Незнакомка» Бакста
Поэзия всегда находит отклик у художников. Неудивительно, если стихотворение Александра Блока могло вдохновить Льва Бакста.
Однако художник не иллюстрирует конкретные строчки, где упоминаются «упругие шелка» и «шляпа с траурными перьями». Скорее, он хотел уловить мимолётность, прячущуюся за банальностью.
Вообще, у этого художника иллюстраций немного. Зато довольно много графических работ. Его виртуозная техника в работе над обложками и виньетками в журналах «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» и других стала образцом современной графики.
Следует отметить, что современники отзывались о Льве Баксте, как о разностороннем художнике. К примеру, Максимилиан Волошин отмечал, что Бакст «с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем чётким изяществом восемнадцатого века, воссоздаёт в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к “Ипполиту” и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остаётся блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни».
«Нос в Гостином дворе»
Помимо акварели «Незнакомка» в коллекции Третьяковской галереи есть ещё один рисунок Бакста к литературному произведению. Речь идёт об акварели «Нос в Гостином дворе», написанной в 1904 году.
Известен факт, в начале творческого пути Бакст зарабатывал на жизнь, иллюстрируя дешевые издания. А когда стал известным, чему в немалой мере поспособствовало членство в художественном объединении «Мир искусства», надобность рисовать к текстам книг отпала.
Одними из последних выполненных Львом Самойловичем иллюстраций стали рисунки к «Носу» Николая Гоголя, чье творчество художник высоко ценил.
В 1903 году Бакст писал невесте – дочери основателя Третьяковской галереи – Любови Павловне: «Ненавижу Достоевского и Льва Толстого; люблю Гоголя, Пушкина, А. Толстого, Лермонтова…». Вскоре художнику посчастливилось заняться иллюстрированием любимого писателя по заказу издателя П.П. Кончаловского (старшего), отца известного художника.
На иллюстрации — главный персонаж
К сожалению, Кончаловский вскоре скончался и у Бакста на руках осталось две законченные акварели. Их купили на выставке «Мира искусства». Первый рисунок «Нос в Гостином дворе», второй — «Гостиный двор».
На иллюстрации «Нос в Гостином дворе» главный персонаж, похищенный у коллежского асессора Ковалёва Нос, прогуливается среди светской публики. Если помните, Николай Васильевич Гоголь описывает его так: «Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником; на нём были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считается в ранге статского советника…». В толчее и суматохе его просто никто не узнал…
О художнике
Для информации. Лев (Леон) Самойлович Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) — русский художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер еврейского происхождения. Работал преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже. В 1924 году, незадолго до смерти, Лев Бакст был удостоен высшей награды Франции — ордена Почётного легиона. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева, один из законодателей европейской моды начала XX века на экзотику и ориентализм.
На первой своей выставке в 1889 году Лев взял псевдоним Бакст. По одной из версий, фамилию Бакстер носила бабушка по материнской линии. Помимо художественного наследия Лев Бакст оставил богатое литературное достояние. В течение всей жизни он состоял в переписке со многими друзьями и коллегами, публиковал статьи и эссе на трёх языках в литературных и художественных журналах, писал прозу, выступал автором каталогов к выставкам и критических статей.
Свидетельство о публикации №224092701335