Системый подход при реализации оптимальной техноло

СИСТЕМЫЙ  ПОДХОД  ПРИ  РЕАЛИЗАЦИИ ОПТИМАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ    ОБУЧЕНИЯ   В СТРУКТУРЕ  НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ      

 В различных областях науки и техники  в настоящее  время широкое  применение нашел системный  подход к решению  задач повышенной сложности. В основе системного анализа лежит понятие системы, где имеется множество объектов, обладающих заранее определенными свойствами  и с фиксированными между ними отношениями.  Системно-структурный подход  характеризуется следующим: анализируемый объект рассматривается как система, состоящая из множества элементов, находящихся во взаимодействиях и образующих особое единство, целостность. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Это позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.  При этом необходимо      указать на  наиболее важные обстоятельства  в структуре образования:
• выбор позиции педагогом-исследователем - начальный шаг реализации им системного подхода, ибо существуют глубокие различия между системой-предметом и системой-процессом;
• системный подход имеет значительное число относительно самостоятельных его направлений, каждое из которых решает собственные задачи (системно-генетический, системно-исторический, системно-структурный, системно-содержательный, системно-функциональный, системно-методический, системно-информационный и др.). 
Применение системного подхода в системе профессионального образования  позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие. Учебный процесс (рассматриваемый как системный объект)  представляет собой довольно сложное структурное объединение различных подсистем, участвующих в обучении, в  число которых входят: учебный мате-риал, учебные пособия, технические средства наглядности и контроля процесса обучения, объект обучения (ученик), который  также может рассматриваться в качестве сложной самоорганизующейся подсистемы, также направляющий и руководящий центр всей системы «учебный процесс» - преподаватель, а еще - стенды, макеты и другие  средства наглядности (карты, рисунки,  плакаты и т.п.),  висящие на стенах  или  примкнутые к стенам в  учебных помещениях, аппаратура для измерений, столы, стулья,  мебель  и др.
   Все  показатели  (отдельные  компоненты)   учебной системы   можно  распределить по    степени  важности (степени  воздействия на процесс обучения): ведущие, основные,  вспомогательные,  дополнительные  и т.д.
Образовательная  система имеет внешние связи с системой обучения другим предметам, системой отбора абитуриентов в учебное заведение, со способностями специалистов осуществлять определенную профессиональную деятельность, с профессиональной компетентностью, с практической подготовкой обучаемых, а также системой организационно-воспитательных мероприятий, системой отбора на обучение, системой распределения выпускников и т.д.
      Акад. Бабанский Ю.К. (первым применивший системный подход к учебному процессу),   рекомендовал выделять элементы системы обучения с точки зрения основных элементов учебного процесса: целевой, мотивационный, содержательный, организационный, контрольно-корректирующий, оценочно-результативный.
      Установлено, что  все эти элементы тесно взаимосвязаны и находятся в строгой последовательности. Иными словами, цели определяют содержание, а оно, в свою очередь, определяет принципы обучения, которые в совокупности определяют формы, средства и методы обучения.   Одним из основных требований современного системного подхода к обучению является рассмотрение обучения как единого взаимосвязанного процесса взаимодействия педагога и студента.  В этой системе взаимосвязей  преподаватель, стимулируя активно-познавательную деятельность обучаемого (учащегося, студента), является направляющим и стимулирующим звеном. Именно поэтому систему обучения определенной дисциплине при анализе ее динамики можно рассматривать как единую систему совокупной деятельности преподавателя и студента, как разновидность человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер и обязательно предполагает взаимодействие субъекта (S) и объекта (R).   Целостность этого явления кроется в общности целей преподавания и учения и невозможности существования одного без другого.
      Для выделения элементов данной педагогической системы в педагогике используют системно-деятельностный подход или анализ педагогической системы с позиций педагогической технологии и управления.     Такой подход позволяет анализировать педаго-гические системы с точки зрения труда педагога, т.е. его педагогической деятельности. Педагогическая деятельность может быть представлена как трудовой процесс, который включает ряд последовательных этапов: анализ, подготовка, разработка, осуществление, контроль, коррекция. Эти этапы и являются элементами педагогической системы, системообразующим фактором которой является деятельность преподавателя по управлению данной системой. Характерной особенностью данной деятельности является ее технологич-ность, которая в данном случае предполагает строгую последовательность действий преподавателя, направленную на получение оптимального результата.    Разрабатываемые в процессе педагогической деятельности педагогические системы должны быть подчинены законам непрерывного совершенствования процесса обучения в свете достижений педагогической науки. В роли системообразующего фактора в данном случае выступает педагогическая деятельность управления. С этих позиций преподаватель выступает управляющим звеном в педагогической системе.
       Объектом педагогической теории управления являются способы взаимодействия преподавателей и обучаемых  в педагогических коллективах при реализации образо-вательных задач. Педагогическая система управления является сложной социальной системой. Она делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую. Каждую из этих подсистем, в свою очередь, можно рассматривать как самостоятельные системы с присущими им подсистемами. Таким образом, педагогическая система управления имеет многоуровневую структуру, в каждом звене которого имеются свои направления прямых и обратных связей.
  Основной трудностью в применении системного анализа в обучении является выработка последовательности операций выполнения целенаправленных действий, т.е. алгоритма  (желательно инвариантного) обучающих операций, только в этом случае процесс обучения будет менее длительным  по времени и, следовательно, более эффективным   по  конечному результату. Алгоритм системного анализа выполняет в процессе обучения функцию ориентировочной основы деятельности студента при изучении учебных тем, выполнения практических и самостоятельных работ. Впоследствии, после тренировок на типовых, учебных объектах, студент сможет сам  уже определять последовательность применения  обучающих приемов  или дополнять алгоритм новыми операциями в зависимости от поставленной цели.
  Необходимым условием системно-структурного подхода является требование рассматривать предметы и явления действительности не как неизменные и нерасчлененные, а как системы, представляющие структурное объединение первичных элементов в единое целое. Одним из основных принципов такого подхода является рассмотрение системы с точки зрения ее внутреннего строения и целостности. При этом каждая система анализируется как часть некоторой большей системы, то есть всей  среды, в которую она вписана и функционирует.
Следовательно, для анализа любого объекта, явления, процесса (с точки зрения  теории систем)  следует определить их структуру, т.е. выделить отдельные элементы и  их взаимосвязи. При этом система всегда должна иметь эти связи, т.к. нарушение их приводит к изменению свойств системы  (например, замена какой-нибудь детали и в техническом устройстве   меняет его свойства; изменения контингента учащихся могут привести к изменениям психологического климата в коллективе и т.д.). Точно так же отсутствие какого-нибудь компонента в учебном процессе или в педагогической деятельности преподавателя ведет к изменению результатов обучения.
     Системный анализ обычно  складывается из основных четырех этапов: первый заключается в постановке задачи – определяют объект, цели и задачи исследования, а также критерии для изучения и управления объектом.  Во время второго этапа очерчивают границы изучаемой системы,  и определяется ее структура: объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели, они разбиваются на собственно изучаемую систему и внешнюю среду. При этом различают замкнутые и открытые системы. Третий (важнейший этап) -  заключается в составлении математической модели исследуемой системы.    Четвертый этап – это анализ полученной математической модели, определение ее экспериментальных условий с целью оптимизации и формулирование выводов.
Процесс  обучения  в  вузе  представляет собой  весьма сложную динамическую  систему, которая  может быть  с пользой для дела   расчленена  на   отдельные  компоненты (подсистемы), которые в  свою очередь  могут рассматриваться, как  системы  более низ- шего и подчиненного уровня. Наглядным примером может служить  применение  в вузе  такого мощного  средства (метода обучения), как  СРС (самостоятельная работа студентов).  В ней - главный резерв повышения эффективности процесса обучения а, заодно, и качества подготовки будущих специалистов.         
      Реализация  оптимальной технологии СРС при  обучении и  подготовке  компетентных кадров   для  различных сфер  государственного хозяйства страны  представляет собой сложную  систему формирования умственной деятельности  обучаемых. Она для   своего осуществления  требует выполнения  цикла глубоко продуманных мер, и состоящей  из  множества компонент, необходимых для осуществления  СРС  - программы     и требующего   для своего осуществления применения  некоторого количества  действий,  таких как:
• иллюстрация оптимальных методов, приемов приобретения знаний   и средств   высокоэффективной работы великих людей (разных эпох и народов): естествоиспытателей,  деятелей культуры,  работников различных  сфер деятельности;
• ориентировка  молодежи  на мотивацию достижения высоких  жизненных вершин,   и демонстрация огромных потенциальных возможностей человеческого организма  при   осуществлении познавательных задач;
• методология научного  и технического творчества   и показ ее возможностей при решении самых различных жизненных проблем  и задач; 
• методы и средства   психолого-педагогического воздействия индивида на себя  и окружающих (индивидуальная и коллективная медитация,  тренинг мозга,   сознания, переход   в  виртуальный мир, отключение и включение сознания, подключения  составных частей   подсознания,  научения  методикам   быстрого  перехода  в иное  психо-энергетическое состояние;
• анализ методов рациональной физической и умственной  работы  и эффективных приемов   умственной деятельности (ориентирование на соблюдение   режима   дня  (объективное сочетание работы и отдыха), а также  и рациональное питание                (исключение из рациона  неэффективных и вредных блюд)). 
  Каждый  крупный компонент  общей системы СРС   может быть расчленен на более мелкие составляющие (которые могут анализироваться и подвергаться воздействию   и по отдельности).  В связи с этим можно будет говорить  об иерархическом строении самой   системы  СРС  и «кибернетическим» средствам воздействия на неё.   Системный подход тре-бует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория же  дает основу для правильных практических решений,  как отдельных преподавателей, так и всего коллектива учебного заведения. 
Процесс обучения  в  XXI веке  должен  быть переориентирован   с  информационно-логического  на  структуированно - (вследствие сжатия и преобразования информации)-методологическо-энтропийный  тип, где главным  средством  познания мира  и приобретения  профессиональных знаний   должна стать  самостоятельная творческая  работа обучаемых  при  направляющей  и консультирующей деятельности  всего профессорско-преподавательского состава   вуза. Главная задача которых -  помочь  учащимся,  «выделить полезные  сигналы на фоне информационных «шумов»  различной мощности и частоты». Такая обучающая  система  позволит всем обучаемым  получить добротное   образование, а наиболее талантливым  студентам   получить его  в более сжатые сроки по сравнению со своими менее  развитыми  сокурсниками по лично-качественным  «траекториям». 
        Такой процесс  обучения  должен  быть реализован   на всех ступенях  обучения, начиная   от дошкольного   и кончая  высшими образовательными формами, что  крайне необходимо в условиях непрерывно поддерживаемого  образования.
Литература
1.Архангельский С.И.. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. – М.: Высшая школа,  1976. 200с.ил.
2.Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.ил.
       3. Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М.: Знание 1972. -   100с.
4. Профессиональная  педагогика:  Учебник  для студентов,  обучающихся  по  педагогическим  специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.
         






 
 


Рецензии