Системый подход при реализации оптимальной техноло
В различных областях науки и техники в настоящее время широкое применение нашел системный подход к решению задач повышенной сложности. В основе системного анализа лежит понятие системы, где имеется множество объектов, обладающих заранее определенными свойствами и с фиксированными между ними отношениями. Системно-структурный подход характеризуется следующим: анализируемый объект рассматривается как система, состоящая из множества элементов, находящихся во взаимодействиях и образующих особое единство, целостность. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Это позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. При этом необходимо указать на наиболее важные обстоятельства в структуре образования:
• выбор позиции педагогом-исследователем - начальный шаг реализации им системного подхода, ибо существуют глубокие различия между системой-предметом и системой-процессом;
• системный подход имеет значительное число относительно самостоятельных его направлений, каждое из которых решает собственные задачи (системно-генетический, системно-исторический, системно-структурный, системно-содержательный, системно-функциональный, системно-методический, системно-информационный и др.).
Применение системного подхода в системе профессионального образования позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие. Учебный процесс (рассматриваемый как системный объект) представляет собой довольно сложное структурное объединение различных подсистем, участвующих в обучении, в число которых входят: учебный мате-риал, учебные пособия, технические средства наглядности и контроля процесса обучения, объект обучения (ученик), который также может рассматриваться в качестве сложной самоорганизующейся подсистемы, также направляющий и руководящий центр всей системы «учебный процесс» - преподаватель, а еще - стенды, макеты и другие средства наглядности (карты, рисунки, плакаты и т.п.), висящие на стенах или примкнутые к стенам в учебных помещениях, аппаратура для измерений, столы, стулья, мебель и др.
Все показатели (отдельные компоненты) учебной системы можно распределить по степени важности (степени воздействия на процесс обучения): ведущие, основные, вспомогательные, дополнительные и т.д.
Образовательная система имеет внешние связи с системой обучения другим предметам, системой отбора абитуриентов в учебное заведение, со способностями специалистов осуществлять определенную профессиональную деятельность, с профессиональной компетентностью, с практической подготовкой обучаемых, а также системой организационно-воспитательных мероприятий, системой отбора на обучение, системой распределения выпускников и т.д.
Акад. Бабанский Ю.К. (первым применивший системный подход к учебному процессу), рекомендовал выделять элементы системы обучения с точки зрения основных элементов учебного процесса: целевой, мотивационный, содержательный, организационный, контрольно-корректирующий, оценочно-результативный.
Установлено, что все эти элементы тесно взаимосвязаны и находятся в строгой последовательности. Иными словами, цели определяют содержание, а оно, в свою очередь, определяет принципы обучения, которые в совокупности определяют формы, средства и методы обучения. Одним из основных требований современного системного подхода к обучению является рассмотрение обучения как единого взаимосвязанного процесса взаимодействия педагога и студента. В этой системе взаимосвязей преподаватель, стимулируя активно-познавательную деятельность обучаемого (учащегося, студента), является направляющим и стимулирующим звеном. Именно поэтому систему обучения определенной дисциплине при анализе ее динамики можно рассматривать как единую систему совокупной деятельности преподавателя и студента, как разновидность человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер и обязательно предполагает взаимодействие субъекта (S) и объекта (R). Целостность этого явления кроется в общности целей преподавания и учения и невозможности существования одного без другого.
Для выделения элементов данной педагогической системы в педагогике используют системно-деятельностный подход или анализ педагогической системы с позиций педагогической технологии и управления. Такой подход позволяет анализировать педаго-гические системы с точки зрения труда педагога, т.е. его педагогической деятельности. Педагогическая деятельность может быть представлена как трудовой процесс, который включает ряд последовательных этапов: анализ, подготовка, разработка, осуществление, контроль, коррекция. Эти этапы и являются элементами педагогической системы, системообразующим фактором которой является деятельность преподавателя по управлению данной системой. Характерной особенностью данной деятельности является ее технологич-ность, которая в данном случае предполагает строгую последовательность действий преподавателя, направленную на получение оптимального результата. Разрабатываемые в процессе педагогической деятельности педагогические системы должны быть подчинены законам непрерывного совершенствования процесса обучения в свете достижений педагогической науки. В роли системообразующего фактора в данном случае выступает педагогическая деятельность управления. С этих позиций преподаватель выступает управляющим звеном в педагогической системе.
Объектом педагогической теории управления являются способы взаимодействия преподавателей и обучаемых в педагогических коллективах при реализации образо-вательных задач. Педагогическая система управления является сложной социальной системой. Она делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую. Каждую из этих подсистем, в свою очередь, можно рассматривать как самостоятельные системы с присущими им подсистемами. Таким образом, педагогическая система управления имеет многоуровневую структуру, в каждом звене которого имеются свои направления прямых и обратных связей.
Основной трудностью в применении системного анализа в обучении является выработка последовательности операций выполнения целенаправленных действий, т.е. алгоритма (желательно инвариантного) обучающих операций, только в этом случае процесс обучения будет менее длительным по времени и, следовательно, более эффективным по конечному результату. Алгоритм системного анализа выполняет в процессе обучения функцию ориентировочной основы деятельности студента при изучении учебных тем, выполнения практических и самостоятельных работ. Впоследствии, после тренировок на типовых, учебных объектах, студент сможет сам уже определять последовательность применения обучающих приемов или дополнять алгоритм новыми операциями в зависимости от поставленной цели.
Необходимым условием системно-структурного подхода является требование рассматривать предметы и явления действительности не как неизменные и нерасчлененные, а как системы, представляющие структурное объединение первичных элементов в единое целое. Одним из основных принципов такого подхода является рассмотрение системы с точки зрения ее внутреннего строения и целостности. При этом каждая система анализируется как часть некоторой большей системы, то есть всей среды, в которую она вписана и функционирует.
Следовательно, для анализа любого объекта, явления, процесса (с точки зрения теории систем) следует определить их структуру, т.е. выделить отдельные элементы и их взаимосвязи. При этом система всегда должна иметь эти связи, т.к. нарушение их приводит к изменению свойств системы (например, замена какой-нибудь детали и в техническом устройстве меняет его свойства; изменения контингента учащихся могут привести к изменениям психологического климата в коллективе и т.д.). Точно так же отсутствие какого-нибудь компонента в учебном процессе или в педагогической деятельности преподавателя ведет к изменению результатов обучения.
Системный анализ обычно складывается из основных четырех этапов: первый заключается в постановке задачи – определяют объект, цели и задачи исследования, а также критерии для изучения и управления объектом. Во время второго этапа очерчивают границы изучаемой системы, и определяется ее структура: объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели, они разбиваются на собственно изучаемую систему и внешнюю среду. При этом различают замкнутые и открытые системы. Третий (важнейший этап) - заключается в составлении математической модели исследуемой системы. Четвертый этап – это анализ полученной математической модели, определение ее экспериментальных условий с целью оптимизации и формулирование выводов.
Процесс обучения в вузе представляет собой весьма сложную динамическую систему, которая может быть с пользой для дела расчленена на отдельные компоненты (подсистемы), которые в свою очередь могут рассматриваться, как системы более низ- шего и подчиненного уровня. Наглядным примером может служить применение в вузе такого мощного средства (метода обучения), как СРС (самостоятельная работа студентов). В ней - главный резерв повышения эффективности процесса обучения а, заодно, и качества подготовки будущих специалистов.
Реализация оптимальной технологии СРС при обучении и подготовке компетентных кадров для различных сфер государственного хозяйства страны представляет собой сложную систему формирования умственной деятельности обучаемых. Она для своего осуществления требует выполнения цикла глубоко продуманных мер, и состоящей из множества компонент, необходимых для осуществления СРС - программы и требующего для своего осуществления применения некоторого количества действий, таких как:
• иллюстрация оптимальных методов, приемов приобретения знаний и средств высокоэффективной работы великих людей (разных эпох и народов): естествоиспытателей, деятелей культуры, работников различных сфер деятельности;
• ориентировка молодежи на мотивацию достижения высоких жизненных вершин, и демонстрация огромных потенциальных возможностей человеческого организма при осуществлении познавательных задач;
• методология научного и технического творчества и показ ее возможностей при решении самых различных жизненных проблем и задач;
• методы и средства психолого-педагогического воздействия индивида на себя и окружающих (индивидуальная и коллективная медитация, тренинг мозга, сознания, переход в виртуальный мир, отключение и включение сознания, подключения составных частей подсознания, научения методикам быстрого перехода в иное психо-энергетическое состояние;
• анализ методов рациональной физической и умственной работы и эффективных приемов умственной деятельности (ориентирование на соблюдение режима дня (объективное сочетание работы и отдыха), а также и рациональное питание (исключение из рациона неэффективных и вредных блюд)).
Каждый крупный компонент общей системы СРС может быть расчленен на более мелкие составляющие (которые могут анализироваться и подвергаться воздействию и по отдельности). В связи с этим можно будет говорить об иерархическом строении самой системы СРС и «кибернетическим» средствам воздействия на неё. Системный подход тре-бует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория же дает основу для правильных практических решений, как отдельных преподавателей, так и всего коллектива учебного заведения.
Процесс обучения в XXI веке должен быть переориентирован с информационно-логического на структуированно - (вследствие сжатия и преобразования информации)-методологическо-энтропийный тип, где главным средством познания мира и приобретения профессиональных знаний должна стать самостоятельная творческая работа обучаемых при направляющей и консультирующей деятельности всего профессорско-преподавательского состава вуза. Главная задача которых - помочь учащимся, «выделить полезные сигналы на фоне информационных «шумов» различной мощности и частоты». Такая обучающая система позволит всем обучаемым получить добротное образование, а наиболее талантливым студентам получить его в более сжатые сроки по сравнению со своими менее развитыми сокурсниками по лично-качественным «траекториям».
Такой процесс обучения должен быть реализован на всех ступенях обучения, начиная от дошкольного и кончая высшими образовательными формами, что крайне необходимо в условиях непрерывно поддерживаемого образования.
Литература
1.Архангельский С.И.. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. – М.: Высшая школа, 1976. 200с.ил.
2.Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.ил.
3. Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М.: Знание 1972. - 100с.
4. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.
Свидетельство о публикации №224092700178