Некоторые аспекты повышения эффективности учебно-в

НЕКОТОРЫЕ  АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ    УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА
В  СТРУКТУРЕ   НЕПРЕРЫВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ    

 В XXI веке человечество вынуждено   решать новые глобальные проблемы. Это, прежде всего, осознание:  исчерпаемости мировых природных ресурсов, энергетический кризис, экологические проблемы, проблемы обеспечения человечества необходимыми ресурсами (продовольствием, промышленным сырьем, энергией и т.д.), проблемы здоровья человека, проблема бедности людей, переоценка направлений развития промышленности, коренное улучшение социальных условий жизни людей, расширение физических границ среды обитания человека, обеспечение мира для всех народов, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах и т.д….
 Ключом к решению перечисленных выше глобальных проблем современного мира является наличие  и создание более  эффективной системы образования   в обществе, ибо  прогресс  многих сторон    жизни общества  зависит в первую  очередь от рациональной  системы обучения.  Поэтому развитие образования является важнейшей составляющей государственной стратегии на ближайший период.
Необходимо попутно  отметить, что если пенсионная система воздает  дань прошлому труду, а здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивают настоящее, то образование работает на будущее страны.
Учебный  процесс  ХХ  и ХХ1 столетий  существенно отличается  и должен отличаться  от процесса  обучения    прошлых  эпох и столетий.  Быстрые темпы развития науки, техники, производства, а также духовных сфер ставит человека в такие условия, когда ему приходится решать такие задачи, появление которых невозможно было порою и  предвидеть.               
Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Помимо общей и главной цели – передачи обучаемым совокупности знаний, умений и навыков, развития умственных сил учащихся – педагог постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению глубокого усвоения обучаемыми конкретной суммы знаний, умений и навыков. Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы преподавателя, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы. В учебном процессе цель «работает» наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет себе не только педагог, но и  особенно его подопечные.
Разъяснение целей обучения учащимся является мощным стимулом их познавательной деятельности.
Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие его участников, является содержание социального опыта усваиваемого учащимися. Именно в содержании проявляется важнейшее педагогическое противоречие: между огромными запасами общественно-исторической информации и необходимостью отбора из нее лишь основ в целях обучающего познания. Чтобы стать элементом учебного процесса, научная информация должна быть педагогически переработана, отобрана с точки зрения ее актуальности для жизни в данных общественно-исторических условиях, развития сущностных сил обучаемого и с учетом возможностей ее освоения студентами различных групп.
 Содержание учебного процесса как система может иметь различную структуру изложения. Элементы структуры – отдельные знания или их элементы, которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.
 При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время вузовского обучения, как правило, только один раз.
  Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям, т.е. один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями.
  Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что обюучаемые, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
  Смешанная структура – комбинация линейной, концентрической и спиральной структур.
Существенным элементом структуры познавательного процесса являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия преподавателя и учащихся. Характер процесса обучения во многом зависит от индивидуальности,  как самого педагога,  так   и обучаемых. В педагогической практике огромную роль играет не столько потенциальная эффективность самих методов обучения, сколько индивидуальная методическая система педагога, сложившаяся система его взаимодействия с студентами.
 Процесс обучения немыслим без такого элемента, как организационные формы. Форма обучения представляет собой ограниченную по времени и организационную в пространстве познавательную совместную деятельность педагога и слушателей. Ведущая форма обучения –лекции,  урок  и т.п. Сопутствующие формы многообразны: лабораторно-практические занятия, семинар, лекция, индивидуальное и групповое обучение. Каждая форма приобретает конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от содержания учебной работы и от категорий обучаемых.
 Форма обучения в педагогической практике нередко приходит в противоречие с содержанием.  Разнообразный учебный материал, в зависимости от его особенностей, требует гибких, подвижных форм организации познания.    
 Органичным элементом структуры процесса обучения является самостоятельная внеаудиторная   работа студентов по усвоению обязательной и свободно получаемой информации.
  Важное место в структуре процесса обучения занимает такой элемент познания, как практическое применение знаний, умений и навыков в производительном, общественно полезном труде.
  Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика. Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов, направленных на выявление качества знаний, умений и навыков учащихся, на получение обратной информации об эффективности его обучающего взаимодействия с учащимися. Диагностика позволяет преподавателю вносить коррективы в учебный процесс: изменять формы обучения, вводить новые методы, своевременно подтягивать слабо успевающих,  и обеспечивать возможности продвигаться вперед наиболее сильным категориям учащихся. Среди методов  оперативной  диагностики – индивидуальный и фронтальный устный опрос, многообразные самостоятельные письменные работы, практические задания, экзаменационные  и тестовые мероприятия стандартного и творческого характера.
Эффективное  обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых,  т.е. без их дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщать знания педагог, если при этом нет адекватной деятельности самих учащихся по усвоению знаний,  то процесс обучения фактически не протекает, т.е.  дидактического взаимодействия не  происходит, что  существенно  снижает  эффективность процесса обучения  и  развития самих обучаемых.  Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные учителем ранее. Процесс учения может протекать и без преподавателя в данный момент, например, когда учащиеся самостоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности, решают творческие задачи без заданий и инструкций преподавателя. 
  Ситуация сегодняшнего  периода  требует  быстрейшего освоения  учащимися всех премудростей  жизни и,  по возможности, в самые короткие сроки…Быстрое  прохождение  обучающей дистанции возможно  в  случае применения  на практике  оптимальных  по затратам  времени  и  эффективных     по качеству усвоения  - методов, способов, приемов и средств  обучения.
   Особая  роль  при моделировании рационально-эффективного процесса  обучения должна   принадлежать  преподавателям новой формации, где они   из  «источников и распространителей информации»  должны трансформироваться в организаторов  обучающего процесса. Ибо  без  помощи преподавателя в вопросах методики учебной и научной организации умственного труда, обучаемые часто остаются самоучками: учатся в основном на своих ошибках, срывах, переутомлении... расходуя неоправданно много времени, нервных усилий и здоровья... При учебной и особенно при индивидуально-самостоятельной работе большую роль играют  их  рекомендации и советы по методике умственного труда: развитию мышления, воли, памяти, организации самой работы и рабочего места и  т.д.
Задача  каждого  преподавателя, и  особенно преподавателя    высшей школы  провести своих подопечных  к вершинам знаний по самому  быстрому и короткому, а, следовательно,  и более оптимальному пути. При этом следует сочетать     формы  группового (массового) обучения   с методами  индивидуальной работы, к  коей следует отнести  и рационально организуемую самостоятельную работу (СРС), а также    использовать  на всех этапах обучения  и при любых формах  научения  весь арсенал  имеющихся  современных технических и материальных средств.
  Наибольшие усилия преподавате¬лей,  пока еще в  большинстве случаев, направлены, в основном, на совершенствование мето¬дического аппарата учебного процесса, в то время как именно управление мотивационной сферой деятельности обучаемых является важнейшим рычагом активизации их познавательной и учебно-про¬изводственной деятельности.
Воспитание положительной мотивации учения во многом зависит от содержания обучения. Импульс к активной познавательной дея¬тельности дает только тот материал, который созвучен потребностям студентов. Поэтому, проводя занятие, преподаватель должен, прежде всего, обеспечить четкое осознание учащимися, для чего и почему им нужно изучать данный раздел программы, что именно им предстоит изучить и освоить, каковы учебная задача и конечная цель предстоя¬щей работы.
С точки зрения влияния на формирование положительной позна¬вательной мотивации, учебный материал должен быть информаци¬онно насыщенным  и интересным для слушателей. Однако содержание материала создает только предпосылки для по¬ложительной мотивации учения. Мотивация учения формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий, но прежде всего она воспитывается в процессе непосредственно учебной дея¬тельности. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, уча¬щийся должен начать действовать, практиковаться, работать самостоятельно и главное – творчески…
Одним из способов реализации такого «мотивационного аспекта» занятия является эффективная организация проведения актуализации знаний и опыта учащихся: создание вводной проблемной ситуации, проведение вводной эвристической беседы, увлекательный рассказ преподавателя об истории открытия явления, закономерности, спосо¬ба, которые предстоит изучать. Важно также, чтобы на этом этапе процесса обучения обучаемые четко осознали перспективу своей рабо¬ты, связь ее с ранее изученным материалом, убедились в возможности качествен¬ного   выполнения определенной работы .
Очень важно постоянно развивать «умственный аппетит» у слушателей, потребность к размышлениям, сравнениям, сопоставлениям, соб¬ственным оценкам.
Значительное влияние на развитие положительных мотивов уче¬ния имеет применение в ходе занятий так называемой «методики успеха». Суть ее в том, что у учащихся постоянно поддерживается вера в успех, в свои силы и свои неограниченные  возможности.
В процессе обучения функционируют не только процессы познавательного характера, но и общения преподавателей и обучаемых. Однозначные информационные воздействия по-разному преломляются во внутреннем мире учеников. Общение в процессе обучения оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию учения, на. формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного учения. Увлеченное отношение учителя к своему предмету, четкость, организованность в работе, такт в отношениях с учениками, своевременное оказание им помощи в учебе, объективность в оценивании успехов и выдержка в сложных ситуациях — все это чрезвычайно сильно влияет на процесс усвоения, способствует выработке у учащихся стремления подражать примеру учителя. В результате умелое, общение значительно повышает воспитательный эффект обучения.   
  Попутно необходимо нахождение   способов  стимулирования  студентов - будущих покорителей  природы, а также первопроходцев   и первооткрывателей…в своих сферах деятельности.  Необходимо также повышать  культуру  работы  на реальных предприятиях…и в  научных  подразделениях определенного профиля, основанных на последних достижениях передовой   мировой  человеческой мысли…
Попутно оснащать  библиотеки   печатными  изделиями  нового поколения  и   техническими средствами  коммуникационных   систем…
Лучшим студентам  же, исходя  из их потенциальных возможностей, следует позволить  проходить  обучение  по  личностным  «траекториям» обучения  быстрее…лучше…и в более короткие сроки.
В  стимулировании  и  в повышенной   мотивации     нуждаются  и работники  сферы образования, тем более  что  у  государства уже имелся опыт повышения степени   заинтересованности ученых и специалистов при решении важнейших стратегических задач (создание атомной бомбы, космос, развитие авиации, тяжелой промышленности и др.) с помощью  высоких наград  и  суровых наказаний.  А сейчас для  повышения  эффективности  педагогического труда  необходимо, в частности: а) освободить преподавателей от мелочной опеки (со стороны проверяющих органов), б) снизить бюрократическую нагрузку (в виде разного рода бумажным отчетов и объяснений в разные инстанции), в) создать  условия  для  свободного творческого труда, направленного  преимущественно на качественное обучение и воспитание  молодежи, г) предоставить условия  на  повышения профессиональной   квалификации, в т.ч.  участия  в  зарубежных форумах и конференциях, д) оснащение  лабораторий   и самих педагогов  высоко-эффективными средствами работы (компьютеры-ноутбуки, ТСИ,  приборами и аппаратурой профессионального назначения и т.д.), е) для  осознания своей значимости педагогами  увеличить  число  градаций  в их должностях  - ввести звания и разряды ( как в Армии и органах правопорядка), з) размер  премий  и других вознаграждений выплачивать  соразмерно  степени вклада  в  развитие страны, ж) привести в соответствие  с другом с другом  материальное и моральное вознаграждения за реальный вклад в развитие системы образования  республики и отдельных её вузов… и многое другое.   
Выводы.  Именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему «УЧИТЕЛЬ», т.е.  сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям сделается лидером XXI века…
       Но для того чтобы система «УЧИТЕЛЬ» была способна сделаться истинным движителем цивилизации наступающего века и содействовать процветанию нации, все те, кто ее создают и обеспечивают ее функционирование, должны четко представлять потребности страны и те трудности, с которыми столкнется человечество уже в ближайшее время. А предсказать многие особенности того, что нас ожидает, почти невозможно. Значит, развитие этой системы не может следовать каким-либо раз и навсегда данным стандартам, а должно непрерывно корректироваться изменениями условий жизни. Система «УЧИТЕЛЬ» должна сочетать положительный опыт традиций со все время возникающими новыми потребностями, и по мере того, как растет скорость изменения условий жизни, должна расти и скорость поиска новых форм образования и воспитания, должно происходить включение в систему новых знаний и отбраковка старых,  не выдержавших  испытание временем. 
      Всю историю человеческого общества нужно изучать в контексте развития системы накопления и передачи знаний, культуры и образованности от одних поколений к другим.   Именно      учитель, а  не политик, военный или даже инженер, а именно учитель становится постепенно центральной фигурой «истории людей».
Сегодня от Учителя  в первую очередь,   зависит не только судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете.
Непрерывное образование - это реальность ХХ1 века. В процессе обучения студент должен быть психологически и практически подготовлен к необходимости постоянно учиться, самостоятельно приобретать ЗНАНИЯ, а главное хотеть приобретать эти знания, т.е. желать пополнять и углублять их, быть готовым затрачивать на это свое время, усилия, энергию, чувствовать  повышенный интерес к умственной поисковой работе.  Именно образование способно приостановить процессы духовного обнищания нации, рост криминогенности в молодежной среде. Поэтому развитие образования является важнейшей составляющей государственной стратегии на все годы. Все  эти действия  и материальное обеспечение   учебного процесса требуют огромных  экономических затрат, но государство   должно на это  пойти. Ибо по образному выражению акад. Б.Е.Патона  « …образование стоит дорого, но еще дороже стране обходится невежество её  граждан, … что недопустимо со всех точек  зрения.      
Литература 
1.Архангельский С.И.. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. –М.: Высшая школа,  1976. 200с.ил.
       2.  Моисеев, Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка // Экология и жизнь . – 2010 . - № 2 . – С. 4-7.
3. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М., 2008. – 136 с.
4 Профессиональная  педагогика:  Учебник  для студентов,  обучающихся  по  педагогическим  специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное.- М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.




С


Рецензии