Отражённый свет Старой Рязани

Свет приходит к нам по-разному. Каждое утро его приносит рассвет, каждую ночь Луна и звёзды шлют нам отблеск сияния, пробивающегося через космическую тьму.  Дарит свет и душевная радость, и улыбка дорогого человека. Случается, что свет поднимается из бездонной глубины времён, преодолевая века на своём пути. Именно так и происходит на городище Старой Рязани: там светло даже в самую пасмурную погоду, словно это не небесный свод освещает бескрайнее поле, а сама древняя земля посылает к облакам тёплый золотистый отсвет.

В пятидесяти километрах от современной Рязани на высоком обрывистом берегу Оки среди древних оборонительных валов стоит полуразрушенная каменная арка.  Фрагмент красной кирпичной кладки – это всё, что осталось от церкви начала двадцатого века, построенной на месте древнего собора Бориса и Глеба, разрушенного татаро-монголами в 1237 году.  Богатая и процветающая Рязань стала первым крупным городом на пути пришедших на Русь орд.  Древняя «Повесть о разорении Рязани Батыем» напоминает нам о том, как «В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа Николы из Корсуня пришёл на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал станом на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутёвых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всём: во князьях, во всяких людях и в конях…».  На что рязанцами был дан гордый ответ: «Когда нас всех не будет, то всё потом ваше будет. Деды и отцы наши дани никому не давали и в рабах ни у кого не бывали, умирали за свою честь и отечество. Так и мы хотим честь свою оружием или смертью сохранить».

Обступили полчища Батыя древний град и бились неотступно пять страшных дней.   Толпы штурмующих крепость сменяли друг друга, а ряды её защитников неумолимо редели. На шестой день ранним утром пошли орды кочевников на приступ с огнями, стенобитными орудиями и приставными лестницами, и пала Рязань в двадцать первый день декабря. Ворвавшись в город, монголы уничтожили всё и всех, оставив после себя горы мёртвых тел, руины и пепелище…

С тех пор городище Старой Рязани является местом притяжения и силы, напоминая нам о великом ратном подвиге воинов тринадцатого века. В скором времени здесь могут появиться памятные композиции, созданные по проектам художника, архитектора и дизайнера, почётного члена Российской академии художеств Вадима Геннадьевича Овсянникова. В душу запал увиденный эскиз проекта памятника Защитникам Старой Рязани. Вот как говорит о проекте его создатель: «Над треснувшей земной сферой, из которой выбирается дракон войны и несчастий людских, возвышается ангел, разящий копьём эту адскую змею. Нижняя часть ангела облачена в доспехи, которые, поднимаясь, постепенно теряют материальность, превращаясь в белые крылья и светлый лик ангела. Символ того, что в боях за отечество отданы Земные силы Воинов, но души теперь на небе и в памяти людской…». Не прекращается битва воинов Света со вселенским Злом, которое живёт нигде и повсюду, возникая из небытия и пытаясь поселиться в наших душах. Чтобы победить змея-искусителя, засевающего ниву разума зубами алчности, равнодушия и себялюбия, надо знать историю родной земли и чтить память её защитников. Этой теме была посвящена выставка «Ангелы Старой Рязани», проходившая с декабря 2023 по февраль 2024 года в творческой мастерской художника в рамках проекта «От подвига рязанцев к сильной Руси, к сильной России», при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Талант Вадима Овсянникова глубок и многогранен. Ему подвластно всё: живопись, ковка, архитектура, скульптура. Творческих предпочтений нет, грани искусства для творца обретают сияние только тогда, когда, сливаясь в единое целое, приносят радость и гармонию в повседневную жизнь человека. Архитектура для него неразрывно связана с музыкой, живопись помогает раскрывать суть вещей, а ковка открывает вечность. Да и могло ли сформироваться другое восприятие искусства у мальчика, выросшего на юге Москвы, где буквально рядом с домом находились величественные руины дворцового комплекса Царицыно? В этом уникальном месте, единственном в своём роде архитектурном комплексе Баженова – Казакова в стиле русской готики восемнадцатого века, окружённом древним историческим парком, он проводил каждую свободную минуту и рисовал, рисовал, рисовал…

Вадим Геннадьевич Овсянников получил высшее образование в Московском электротехническом институте связи, но уже во время учебы стало понятно, что по пути инженера он не пойдёт. Творческие экспедиции по изучению древних памятников русского искусства начались уже с первого курса обучения. Появились серии живописных работ «Русские этюды» и «Архитектурные пейзажи». Рождение Овсянникова, как художника, произошло именно тогда, ещё до поступления на факультет промышленного искусства Московского высшего художественно-промышленного училища имени С.Г. Строганова. Вот почему, уже будучи студентом Строгановки, он уезжал в длительные командировки для росписи и реставрации храмов, умудряясь при этом не отставать от учебного процесса. Художнику удалось не просто проникнуть в тайны русской живописи, а стать её частью, создав свой собственный неповторимый стиль. Его произведения, рассказывающие о сути и силе русского человека, находят отклик в сердцах людей, живущих в разных уголках земного шара. Ведь для языка символов не существует лингвистических или культурных барьеров, он обращён к душе.

У ангелов на картинах Овсянникова удивительные крылья: они, словно сгустки энергии, которые не только несут духовное исцеление, но и карают за нечистые деяния и помыслы. Художник вспоминает, что впервые разящие крылья вестников Божьих явились ему во время работы над авторскими росписями в храмах России в девяностые годы прошлого века. То, что происходило в то время в стране, не могло не отразиться на его творчестве. Такую же боль Вадим Геннадьевич испытал, приехав на Рязанщину в двухтысячном году. Село Старая Рязань, лежащее неподалеку от святой земли Старорязанского городища, находилось в плачевном состоянии: всеми забытое и заброшенное. Почувствовав удивительную энергетику знакового места, художник принял судьбоносное решение – навсегда остаться на этой земле. Приобретя участок земли с полуразрушенным домом, Овсянников при содействии своей супруги Ольги, историка по образованию, вызывает поисковую экспедицию Академии наук. В результате археологических исследований, проведённых перед началом строительства, было обнаружено место, где когда-то находилась мастерская ювелира тринадцатого века.  Теперь здесь, в самом сердце усадьбы, находится мастерская художника.

Строительство творческой резиденции началось с заложения крепостной стены как дани ушедшим в прошлое защитникам непокорённого русского города. Овсянников-архитектор не побоялся выбрать сложный стиль – работу с диким камнем, который покоряется далеко не каждому. Он строил свой замок из мечты, из воспоминаний о детстве, проведённом в живописных развалинах Царицыно; складывал, точно      мозаику, впечатления от увиденного в поездках по миру. Крепость, возведённая мастером, спроектирована так, что открывается по-особому с разных сторон. В центре композиции – кованый дракон, на которого набрасывает цепь обуздавший его рыцарь.  Сегодня усадьба включает в себя мастерскую, дом, три выставочных пространства с экспозициями, внутренний двор-галерею, волшебный сад и парковую зону. Это место – словно живой организм, оно развивается и меняется в соответствии с планами и вдохновением художника. В отличие от тех, кто любит отгораживаться от людей за высокими заборами, семья Овсянниковых открывает двери с любовью созданного ими пространства всем, кто хочет соприкоснуться с историей Отчизны и многогранным миром подлинного искусства.

Открыта для гостей усадьбы и мастерская художника, предоставляя уникальную возможность погружения в мир творческой энергии мастера. Здесь, среди мольбертов и палитр с многоцветьем красок, находятся полотна художника на различных стадиях завершения, позволяющие проследить движение его творческой мысли. Уникальную атмосферу мастерской дополняют работы друзей и единомышленников Вадима Геннадьевича: художников, дизайнеров, музыкантов.

В усадьбе-замке удивительно всё: рядом с лужайкой, у столетней ветлы, где часто проходят концерты и звучит классическая музыка, находится гараж, в котором стоит бронетранспортёр «Евпатий Коловрат» - настоящая крепость на колёсах. И как в подлинной крепости, здесь есть свечные фонари, окно, защищённое решёткой, и даже лесенка. Первый советский серийный колёсный бронетранспортёр был разработан конструкторами Горьковского автомобильного завода. Выпущенный в 1955 году, БТР-40 до сих пор находится в рабочем состоянии, что позволяет семье художника совершать небольшие путешествия по окрестностям Старой Рязани. Будучи инженером по первому образованию, дизайнер переработал многие внешние и внутренние элементы машины в стилистике средневекового рыцарского вооружения: в ней есть и щит, и кольчуга, и кованые украшения. Поэтому и своё имя бронетранспортёр получил в честь легендарного защитника земли Рязанской Евпатия Коловрата, являющегося для русских людей символом бесстрашия и отваги. Проект «БТР- 40» посвящён отцу художника Геннадию Константиновичу Овсянникову. «Мой отец – военный, он самый потрясающий мужчина в мире. И если для кого-то воин – это человек с пистолетом, то для меня воин – это человек с улыбкой», - говорит мастер в одном из своих интервью.

Отсвет отцовской улыбки виден и в другом проекте художника, над которым он трудился семь лет – выставке-экспозиции «Улыбка Порше. Порше гараж на Старой Рязани». Вадим Овсянников влюблён в мир движения и той стремительной скорости, с которой меняется современное искусство. Ведь искусство находится не только в музейных собраниях, оно – повсюду, надо только суметь его увидеть и запечатлеть, не дать уйти неповторимому мгновению. Именно так, стоя когда-то в Паланге на пешеходном переходе, он случайно увидел ту самую улыбку Порше, которой посвятил выставку через много лет.  Центром экспозиции является автомобиль Порше 911 930, заботливо отреставрированный мастером и его друзьями. Рядом находится портрет основателя знаменитого бренда - Фердинанда Порше, который словно осмотрелся вокруг, нашёл автомобиль своей мечты и решил его создать.

«По этой машине можно было бы преподавать дизайн, настолько совершенны её линии. Но для меня она - всего лишь предлог для разговора с людьми о чем-то большем: моих размышлениях об искусстве, путешествиях, полёте человеческой души», - делится сокровенным художник. На пространстве выставки царит жанр эклектики. Здесь собраны книги и журналы; детали двигателя и экстерьера легендарного автомобиля; артефакты, найденные при раскопках на усадьбе художника; картины и дизайнерские изделия. «Эклектика раньше была ругательным словом, чем-то вроде символа безвкусицы. На самом же деле, это умение соединить, казалось бы, несочетаемое и поднять его до уровня искусства», - рассказывает посетителям экспозиции Вадим Геннадьевич. «На этой выставке в диалоге с картинами, предметами старины, в окружении музыки, каждый сам должен найти гамму чувств для вдохновения, чтобы улыбаться в этой жизни», - говорит в заключение мастер.

Территория усадьбы-мастерской Вадима Овсянникова соприкасается с оборонительными валами Старорязанского городища. «Вы представляете, что это такое: жить в полном контакте с историей земли? Это великое чудо! Тебе даётся столько силы, такой заряд эмоций…», - делится сокровенным мастер. Свет, идущий из глубины веков, получает отражение на полотнах художника. Стираются временные границы, и над окскими просторами летит оседлавший молнию русский витязь, приближаясь к извечной мечте человека о мире и счастье с каждым взмахом своих могучих, дарованных небом крыльев. Свет заходящего солнца золотит непотускневший за восемь веков шлем защитника Старой Рязани, встретившего смерть в бою, порождая отблески в пустых глазницах безымянного воина. Преломляясь в сверкающей поверхности доспехов, луч чертит на багрянце вечерних облаков послание древней земли: «Воинская слава бессмертна».  И каждое из запечатлённых во времени слов остаётся в сердцах и душах людских.


Выражаю глубокую благодарность директору культурно-досугового центра «Октябрь» г. Рязани Малаховой Марине Александровне и методисту Елуфимовой Татьяне Михайловне за организацию творческой поездки в Дом художника на Старой Рязани.  А также лично Вадиму Геннадьевичу Овсянникову за теплый приём и душевную щедрость.

На иллюстрации эскиз проекта памятника Защитникам Старой Рязани работы Вадима Овсянникова.

Очерк опубликован в № 129 русской газеты Новой Зеландии «Наша Гавань» 28.05.2025 


Рецензии
Прекрасный очерк ! Прочитал с большим интересом и почувствовал, что это целый пласт истории России. Очерк-шедевр, я бы так назвал.
Полагаю, что после прочтения и сделанных для себя, соответствующих, исторических открытий, можно смело написать о данном шедевре , словами Александра Сергеевича Пушкина :

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

Автору респект, много, много здоровья и долголетия ! С большим уважением А.Р.

Александр Румянцев 4   18.05.2025 21:01     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и эмоциональный отклик, Александр!

Я работала над каждой строкой, потому что писала о большом художнике. Очерк написан под впечатлением от встречи с Вадимом Овсянниковым и посещения его творческой резиденции в селе Старая Рязань. Это место настолько удивительное, что написать о нём по-другому просто и не получилось бы.

От всей души благодарю Вас за душевный отзыв и пушкинские строки, это – бесценный подарок.

С признательностью и теплом

Наталия

Наталия Николаевна Самохина   19.05.2025 14:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.