205. Морской таран

 Муратов Витольд

 Ещё во времена греко-персидских войн корабли противников нередко использовали тактику нанесения рокового удара снабжённого сделанным из особо прочного материала тараном в борт судна противника.

 В эпоху парусного флота , когда  благодаря корабельной артиллерии  и специфическим конструктивным особенностям такелажа в бою непосредственный контакт судов стал невозможен,  о таране  было забыто.

 Но во время морского сражения австрийского и итальянского флота при острове Лисс   20 июля 1886 года флагманский корабль австрийцев "Эрцгерцог Фердинанд Макс"под командованием адмирала Тегетгофа таранил итальянский флагман"Ре ди Италиа". Погибло около 4оо человек и война закончилась в пользу Австрии.               

Под впечатлением этой победы художник Антон Ромеко  написал картину в нескольких вариантах . Самый удачный из них, по моему мнению, приводится здесь.
Художник не сразу пришёл к наибольшему в отношении впечатлительности варианту расстановки фигур и их поз.А уж найдя его, не стал утруждать себя выписывнием деталей и потому картина выглядит незавершённой.
называется она  Адмирал Тегетгоф идёт на таран  И по своей композиции,выбор
типжей и  сврему соответствию теме и подбору типажей должна быть отнесена к щедеврам среди картин батального жанра.

Дело в том,что авторы батальных полотен,как правило, излишне театрализуют события, спорить обб упоминании которвх здесь смысла нет.И этого  нет у автора, который сумел совместить эдесь различные человеческие реакции от решительной позы адмирала, с интересом ожидающих результата офицеров, восторга от принятого решения у матроса,до ужаса от ожидания неизбежного у   вцепившегося в  штурвал рулевого .

Но эффект от события был огромен и кораблестроители всех стран мира начали  снабжать вновь строящиеся боевые корабли прочным тараном.

Нет конца численности серьёзных аварий,которые произошли при маневрировании  кораблей в узкостях даже в мирные годы.

И не случайно адмирал С.О.Макаров,вышедший на непротраленый фарватер       ,даже своей гибелью продемонстрировавший  своё пренебрежение мерами  осторожности и осмотрительности, приказывал бывло на нос своего броненосца навешивать своеобразный "намордник" при маневрировании в заграничных портах для избежания нежелательных инцидентов.

Ну а потом настало время, когда враждебные корабли получили возможность вести артиллерийскую дуэль на таких расстояниях, что артиллеристы даже не видели друг друга.

Так во Вторую мировую войну итальянский линкор "Юлио Чезаре" участвовал в артиллерийской дуэли с английским кораблём на расстоянии 25 километров и добивался попаданий.
(Попутно заметим, что по репарациям этот линкор был передан Советской России, переименован в "Новороссийск" и утонул от внутреннего взрыва на стоянке  Севастополе со всем экипажем.Так же,как в годы Первой мировой войны погиб новейший линкор "Императрица Мария" в той же Северной бухте Севастополя .

А один из читателей этой статьи высказал сомнение в  правильности дестви адмирала Макарова, вышедшего в непратраленую зону и погибшего вместе с кораблём при выходе из гавани следует отметить следующее: Уже в молодости,в годы турецкой войны Макаров о тличался хрбростью на грани берассудства.
Так он,закрепив на длинном шесте мину,подошёл ка борту непрительского корабл и взорвал её...

А вступив в командование зскадрой,стационировавшей  в Порт Артуре, этот боевой командир больше месяца потратил на приведение Первой зскадры в боеспособное состоние  .

И потому понтно было его беспокойство по поводу теряющей свой боевой настрой корабельных экипажей и потому он поспешил выйти длй соприкосновения  с врагом при первой возможности.

 


Рецензии