Города будущего для людей без будущего?
Предполагается, что к 2050 году этот показатель достигнет двух третей, то есть около 70% населения планеты будут жить в городах.
По данным Росстата, в России доля городского населения в общей численности населения страны на 1 января 2023 года составила почти 75%.
Есть такие «страны-города», как Сингапур и Гонконг, равно, как и ряд других, где численность городского населения уже сегодня составляет практически 100%.
Таким образом, можно зафиксировать аксиоматический факт: люди стремятся в города, а значит урбанизация будет набирать обороты.
Учёные, фантасты, архитекторы и дизайны наперебой пытаются угадать контуры этого нового жилища будущего для большинства жителей планеты.
Красивые, поистине даже сказочные картинки городского рая, которые рисует воображение и от которых захватывает дух.
Но в то же самое время сегодня с большим трудом находятся реально глубинные исследования, которые бы показали все прелести и проблемы такого рода человеческого общежития в городах.
Не желая полностью испортить благостную картинку городской комфортной жизни, давайте попробуем всё-таки хотя бы одним глазком заглянуть на «задний двор», который скрывается от нас за фасадами красивых ярких зданий.
Итак,
ПИТЬЕВАЯ ВОДЫ. Как говорится, без воды – ни туда, и ни сюда. Круговорот воды в городе – это тот ещё «детектив». И чем больше город, тем больше в нём накапливается проблем с нормальной водой, которую можно пить из-под крана. В ряде городов мира вообще есть запрет на то, чтобы употреблять водопроводную воду не только для питья, но для умывания.
ШУМ. С раннего утра поток машин устремляется в мегаполис из пригорода и заканчивается поздней ночью. Но даже в тёмное время суток город продолжает «фонить» разными звуками.
ЗАГРЯЗНЕНИЯ парами бензина, ртути, тяжёлых металлов. Если даже предположить переход всех транспортных средств на электродвигатели, вряд ли это полностью решит проблему.
ВОЗДУХ. Примеси пыли, загрязнения от асфальтового покрытия и прочие причины приводят к тому, что в городе, особенно при отсутствии ветра, не хватает кислорода.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ. Вышки сотовой связи и других операторов создают постоянный электромагнитный фон, который по мнению многих экспертов и учёных самым пагубным образом влияет на здоровье человека и его репродуктивные функции.
ХИМТРЕЙЛЫ. «Обработка» неба и асфальтового покрытия химическими реактивами.
СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ. Строительство современных высотных зданий-«человейников» зачастую перекрывает человеку доступ к солнечным лучам со всеми вытекающими от этого последствиями для организма.
ОДИНОЧЕСТВО. По данным Росстата, за последние 20 лет в России вдвое выросло число одиноких людей, достигнув 40%. И особо «ярко» эта тенденция проявляется именно в городах.
ДЕМОГРАФИЯ. Согласно исследования учёных из Финансового университета при Правительстве РФ, в 2024 году меньше всего детей родится в Москве (4%) и Санкт-Петербурге (5%). При этом у 12% жителей Махачкалы есть родные, друзья или знакомые, которые в ближайшее время ожидают рождения ребёнка, у 10% — в Астрахани и в Набережных Челнах. Среди респондентов остальных городов этот показатель не превышал двузначной отметки (в расчёт не берётся рождение детей среди мигрантов).
Таким образом, мегаполис становится местом, где дети оказываются не в почёте, и где молодые люди заводят вместо детей собачек и кошек.
ПИТАНИЕ. В густонаселённом городе, лишённом привоза в достаточном количестве свежих натуральных продуктов от крестьян/фермеров, складывается дисбаланс в питании с акцентом на фастфуд, полуфабрикаты и другие обработанные продукты, в которых практически отсутствуют нужные витамины и минералы.
ТРАНСПОРТНАЯ проблема. По мере разрастания города вширь автомобильные пробки только увеличиваются. Час-полтора времени на работу в одну сторону. При несложном арифметическом расчёте можно представить, что в среднем в год автовладелец или пассажир общественного транспорта целый месяц жизни проводит за баранкой автомобиля или в метро.
Объявляется программа «15-ти минутный город», то есть быстрая транспортная доступность в пределах проживания в городе в определённом округе. Только, как показывает опыт Китая и ряда других стран, за пределы этого ареола обитания ты сможешь выйти уже только при предъявлении личных биометрических данных и преодолев какие-то иные ограничения.
Город даёт комфорт, работу, разные «радости жизни», но при этом отнимает главное – здоровье и свободу.
Вот такая оказывается цена комфорта и мнимого уюта для человека, оторвавшего от земли и природной стихии.
Асфальтово-бетонное пространство от строительства домов и дорог наступает всё дальше от центра города. И получается, что зелёные газоны уменьшаются на глазах, а вырастает «асфальтовое море». И чтобы добраться до свежего лесного воздуха из крупного мегаполиса, надо порой проехать уже не менее сотни вёрст. Городские территории, при безудержном строительстве новостроек, «поглощают» часть сельской местности вместе с его населением.
Если природа и естественная среда обитания для человека из мегаполисов уходит, то для кого эти «города будущего»?
Ратуя за создание таких городов-монстров, представители самого властного бомонда предпочитают жить за городом, в тиши и на свежем воздухе.
Так для кого же создаётся этот «городской рай»?
Может быть, не всё так мрачно и односложно? Появятся, как в книгах фантастов, «летающие машины» и человек сможет очень быстро преодолевать городские пространства? Буду строить «зелёные дома» и люди у себя на балконе будут выращивать себе зелень, как это уже сегодня рисуют художники и архитекторы? Повесят «искусственные солнца» для бОльшего освещения в тёмное время суток и жизнь наладится, о чём говорят учёные?
Но представляется, что Город Будущего только тогда станет настоящей средой обитания для большинства людей, когда будут проведены серьёзнейшие исследования о влиянии городских агломераций на состояние и жизнь людей. Достойную жизнь, которая бы приносила радость себе и потомству. Без этого понимания, при сегодняшнем тренде на развитие городов-монстров, где главное взять всю жизнь горожан под тотальный контроль, вряд ли чего-то созидательного можно будет достичь.
И ещё одно, вероятно, самое главное. Такие города должны строиться не с расчётом экономической и политической выгоды для каких-то отдельных управленцев или бизнесменов, а по человеческим лекалам. Иначе ничего пУтного не получится.
И вообще, есть ли какая-то разумная альтернатива сегодняшнему варианту развития, чтобы не пришлось бежать от такого формата «города будущего», где будет не уютно, и даже опасно жить людям и им придётся бежать, куда глаза глядят?
Свидетельство о публикации №224092700896
Смотря что называть городом. Вот в 2012 году расширили Москву и теперь ее площадь, как почти у четырех Сигапуров или трех Гонконгов.
А в Китае теперь городами считаются чуть ли не целые провинции с населением в 30-50 млн.
Город Ханчжоу разделен на 8 районов и 5 уездов. Общая площадь города составляет 16 596 кв. километров, в том числе площадь городской зоны — 3068 кв. километров.
Площадь Ханчжоу больше площади всей Черногории.
Нил Максиня 10.04.2025 12:47 Заявить о нарушении
Спасибо за высказанные мысли.
Алексей Чернышов 5 10.04.2025 13:10 Заявить о нарушении