Власть слова Первоисток
Новожилов не знал что такое гримуар, но по голосу Ермакова понял, что это что-то связанное с магией, заклинанием, вызовом духов. И удивился, что Ермаков, в прошлом технарь, говорит об этом, да не просто, а проявляя осведомленность - называет даже самый древний и самый известный гримуар - «Ключ царя Соломона». Тем приводит на память имя Конрада Лоренца - одного из любимых авторов Новожилова, нобелевского лауреата, этолога, и его книгу «Кольцо царя Соломона» - о поведении животных в природе. После слов Ермакова название книги теряло нотку художественного иносказания и попадало в круг мистики царя Соломона. Тут и легенда о построении храма, и потайная дверь в неведомые измерения, и пребывание за ней царя, и возвращение его через семь недель, и писец, запечатлевший многие мудрости и печали, и евнух, забравший надиктованный свиток, и потерянный ключ от потайной комнаты. И всё это в дополнении к Лоренцу не то что удивляло, а вызывало улыбку: ведь Лоренц занимался научными исследованиями, тогда как магия это обряды, амулеты, талисманы, запредельные миры, какие-то всадники, одному из которых должно явиться на заре через семь седмиц на черном коне с белой отметиной у белого уха. И всё это в голове Новожилова лепилось к образу темной пластины, убранной в сейф после смерти его жены Веры, к баночке яда, поставленной там же, а еще к заросшим кладам, о которых говорила Александра Михайловна. В том же что маги любят повалять дурака, Новожилов не сомневался.
– Понятно, нормальность не лечится, – сказал он. - Имею в виду себя, но если речь о тайне, то она в самых известных вещах. – Тут взгляд его упал на свалку дров, приметив, что для просушки ольховым чуркам подгадали самое жаркое место. В лучах они как бы плавились, сливались с исходящим зыбким теплом и зависшим над ними облаком насекомых. - Возьмем теплопроводность, - продолжил Новожилов. - Например, на границе земного ядра и мантии. Оказывается, а это факт, температура теплового потока из ядра выше, чем думали. Значит, она может повлиять на Землю, и Земля уподобится твердым планетам, таким как Марс и Меркурий. В результате меняется представление об эволюции, извержении вулканов, движении тектонических плит. И никакая магия Соломона и ключ к ней ни причем. Никакие заклинания дождю: будь! или снегу: иди! или горам: извергайте огонь! Или ольхе: гори! Не меняется только личная выгода лесников, которые для себя рубят ольху, она их домашние печи избавляет от сажи, а что она закрепляет низины, на это им плевать. Но опять же Соломон тут ни причем.
Ермаков как будто даже обрадовался неожиданному повороту в разговоре.
– Тайну нельзя подделать, согласен. Но вы же не станете отрицать, что человеку требуется приобщение к ней. Озарение нужно. Неважно какое, но озарение. Человек перестал отвечать за себя. Трогается умом. Его поиски счастья приводят к трагедиям. Людям нечем передать душевный заряд. Соломонов ключ для грядущего потерян. Всадника нет. Это забава и развлечение. Но вот вы сказали «Меркурий» и самим словом дали мне ключ. Я сразу вспомнил, что ваш должник.
Последняя фраза заставила Новожилова посмотреть на собеседника с удивлением.
- Кони его дружины бродили по брюхо в крови, - вот эту фразу из описания сибирской экспедиции Ермака я вспомнил.
Взгляды собеседников встретились, и Новожилов сообразил, что секретарь хочет показать, что ничего не забывает, даже то, что не имеет прямого отношения к делу. А секреты свои раскрывает под настроение. И секреты эти касаются давнего разговора, когда весной он первый раз приехал к секретарю в город на встречу.
– Насколько знаю, - сказал Новожилов, - о Ермаке ничего точного нет. Ни имени, ни когда родился, ни откуда, ни когда начал поход, ни с какой дружиной, ни сколько их было.
– А это не имеет значения. Одно ясно: все они гуляли в казаках, а службу несли в поле и разбойничали напропалую. А что кровью Сибирское ханство залили, нисколько не сомневаюсь.
–И всё же Ермак на монументе есть, а Ивана Грозного нет. А Сибирь стала Россией при нем.
– Вас это удивляет?
– Ничуть. Я признаю только памятники природы. Там всё правдиво. И может обходиться без нас.
– Но что-то же человеческое вас удивляет! Помните? Ермак- его анонимность, сапер табасаранец- его молчание, Германн – почему он рядом с Ермаком у меня на стене в кабинете.
– Помню. Ну, и почему он рядом?
– А для этого надо сначала вспомнить нашего киногероя зоотехника, которого поймали по дороге на силосную кормушку.
– Да какой он герой? Браконьеришка, врун.
– А историк что говорил? Истина соотносится со словом – «первоисток». С речением самого языка, а не властью слов, родственных фиктивному прошлому.
Новожилов, уже сообразивший, куда собеседник клонит, снова спросил:
– Так почему они рядом?
– Потому что их бог Гермес. Обаятельный отчаянный жох. Символ торговли, хитрости, красноречия. А главное - в греческой мифологии посланец высших богов, проводник в загробный мир. Оба: Ермак и Германн - акустические образы Гермеса, которые переотражают себя. Смысловые тоже – неунывающие, не знающие морали, искатели выгоды, ловкие и прожженные. Имена поставлены в отношения, отсылают друг к другу. Обаятельные авантюрные ловкачи.
Возможно, сработало умение Ермакова переводить вертикальные служебные отношения в разговор на равных.
- Заметьте, не Меркурий, а Гермес, хотя это имена одного и того же бога, дал название целой науке - герменевтике, имеющей дело с глубинными смыслами текста. Но римское – Меркурий вторично, значит, менее убедительно. Особенно для России, облученной византийским влиянием. А всё, что касается Ермака-атамана, было при Грозном. Это Грозный, внук Софии Палеолог, изрек: «Войску нашему правитель Бог, а не человек». Так что атаманов статус «Ермак» значит избранный богом. А то, что он пришел ниоткуда и ушел неизвестно куда, это в духе древнегреческих мифов. Возможно, на сказ о Кудияре повлиял, имя тюркское, тоже означает избранный богом. Вот мои картинки об этом - о всеобщей связи слов и вещей. О глубинах сибирских руд, которые через сто лет покрылись острогами-городками, воздвигнутыми церквями, попали под государеву царскую руку, еще не просохшую от крови Стеньки Разина. Одиннадцатью годами позже той же волей Тишайшего царя здесь живым сожгли протопопа Аввакума с единоверцами. Так что говорить о том, что Пушкин дал своему персонажу просто немецкую фамилию, чтобы обозначить его рассудочность, смешно. Он связал его с тайным миром недоброжелательности, смерти, и потусторонних загробных сил. По-моему, достаточно, чтобы повесить их рядом.
(Это отрывок из книги "Дичь, или Накануне дербана")
Свидетельство о публикации №224092700095
Да, в древней Германии было особенным почитание Гермеса. Само название страны соотносится с именем бога. 1
Гермес считался чуть ли не главным богом Германии, ему был посвящён величественный храм в городе Ретра. Гермес почитался на анфестериях — празднике пробуждения весны и памяти умерших. Также Гермесу посвящался первый день каждого месяца. Его славили как бога-покровителя молодых атлетов. В его честь строились стадионы для атлетических соревнований и школы для занятий гимнастикой.
Алла Шарапова 27.09.2024 20:56 Заявить о нарушении
Валерия Шубина 27.09.2024 23:43 Заявить о нарушении