Фотохудожник

 
 Очерк: Памяти Валерия Александровича Гольшейдера (1957–2022)

В конце ноября 2001 года по дороге к железнодорожному вокзалу Новограда-Волынского двигалась странная процессия. Молодые парни несли на плечах мужчину средних лет, внешне напоминающего художника. Прохожие, встретив это необычное зрелище, не выражали удивления: все знали, что провожают известного фотохудожника, фотожурналиста и общественного деятеля Валерия Александровича Гольшейдера на постоянное место жительства за границу.

Знакомство с фотохудожником

В начале 2000 года моя жена и я познакомились с интеллигентной семьей выходцев из Украины — Софией и Александром. Моя супруга тогда уже работала социальным сотрудником в Вуппертальской еврейской общине, в городе Золингене. Однажды, в благодарность за помощь в разрешении бытового конфликта, София и Александр пригласили нас в гости. Пока хозяйки занимались на кухне, доводя до совершенства свои кулинарные шедевры, Александр предложил мне взглянуть на семейный альбом. Листая его без особого интереса, я вдруг остановился на одной фотографии. На снимке было трёхмерное изображение сестры Аллы — что-то необычное и завораживающее в нём привлекло мой взгляд.

— Это наш сын сделал, — пояснила София.

— У вас есть ещё его работы? — с любопытством спросил я.

— Очень мало. Основной архив он привезёт через несколько месяцев. Думаю, тебе понравятся его работы.

— Он у нас фотохудожник, — с гордостью добавил Александр.

Хотя я и был знаком с искусством фотографии, поскольку сам родом из Нижнего Новгорода, где работали такие мастера, как Карелин и Дмитриев, до встречи с Валерием Гольшейдером я не задумывался о разнице между фотографом и фотохудожником. Лишь с его работами я понял, что фотография может стать подлинным искусством.

Жизненный путь Валерия

Валерий Александрович Гольшейдер родился 3 мая 1957 года в Харькове, в семье военного. Как и многие семьи военных, их жизнь была связана с постоянными переездами по гарнизонам Советского Союза. В школьные годы Валерий, как и большинство его сверстников, увлекался коллекционированием марок, любил рисовать и мечтал, как и отец, защищать Родину.

В пятнадцать лет Валерий попросил отца показать, как пользоваться фотоаппаратом. Уже первые снимки юноши произвели впечатление на родителей: они заметили его особый взгляд на мир сквозь объектив камеры. С тех пор он больше никогда не расставался с фотоаппаратом.

Окончив школу, Валерий поступил в Хмельницкое военное артиллерийское училище. Однако через три года он понял, что военная служба не для него: в нем уже жило стремление к творчеству. Он подал рапорт об увольнении и вернулся в родной Новоград-Волынский, где жили его родители и младшая сестра.

Здесь он решил посвятить себя фотографии. Первые его работы появились в местной прессе ещё до службы в армии. Со временем его снимки начали занимать призовые места на всесоюзных фотоконкурсах, и он стал лауреатом международных наград.

Семья Гольшейдеров в итоге вернулась в Харьков, где отец Валерия стал проректором одного из университетов. Сам Валерий женился на Зинаиде, и у них в семье подрастали две дочери. Однако, несмотря на семейные обязанности, он продолжал активно развивать свои творческие способности, находя новые формы самовыражения через фотографию. Его слайд фильмы, такие как «Одиночество», «Осень жизни», «Осторожно, дети!», «Шрамы войны» и другие, стали успешными не только на родине, но и за рубежом.

Фотохудожник и общественный деятель

Создание таких работ требовало значительных финансовых вложений, и Валерию пришлось на некоторое время устроиться рабочим в литейный цех. Однако это не помешало ему продолжать активно участвовать в культурной жизни города. Он стал председателем народного кинофото-клуба «Возвягель» и руководителем детской фотостудии «Блик». Организовал серию программ слайд-шоу под открытым небом, проводил вечера «Фотодинастия» и персональные выставки. Его работы украсили музеи города и области, а календари и буклеты с его фотороботами пользовались популярностью среди местных жителей.

За заслуги в педагогической деятельности Валерий был удостоен звания «Отличник народного образования Украины».

Новая жизнь в Германии

После переезда с семьей в Германию, в город Вупперталь, Валерий продолжил свою творческую деятельность. Он руководил фотокружком в еврейской общине, открыл фотостудию при модельном агентстве, а также фотостудию «Blick», где работал несколько лет. Кроме того, четыре года он трудился в проекте по реставрации еврейских захоронений, что было отражено в ряде городских фотовыставок.

Его выставки, посвящённые трагедии Чернобыля, прошли не только в Вуппертале, но и в Золингене и Дюссельдорфе, в Генеральном консульстве Украины. Валерий также активно сотрудничал с творческими коллективами, участвовал в создании фотоальбома для книги «Мосты Вупперталя». Его фотофильм «Мужчина и женщина» вызвал восторг у зрителей благодаря необычной интерпретации человеческой жизни.

Искусство реставрации

Особым талантом Валерия была реставрация старых фотографий. Этот кропотливый процесс требовал не только мастерства, но и терпения. Однажды к нему обратилась пожилая женщина с просьбой восстановить единственное фото её погибшей сестры. Валерий с успехом справился с задачей, и, увидев результат, женщина не смогла сдержать слёз.

Заключение

Более двадцати лет Валерий Гольшейдер прожил в Германии, активно занимаясь фотографией, проводя выставки и издавая календари. Его творчество невозможно было ограничить рамками обычного фотографа. Фотохудожник — это тот, кто через объектив передаёт свои мысли и чувства, делая свои работы уникальными. Валерий Гольшейдер был одним из таких мастеров, чьи работы останутся в памяти как пример высокого искусства фотографии.
 


Рецензии