Учительница и волки

Окончив педучилище, Леночка – теперь уже Елена Николаевна, получила назначение на работу даже не в райцентр, а в село, хоть и большое, но достаточно отдаленное. Родители были против выбора ею профессии педагога, но она оказалась непреклонна и своего добилась. Как говорила Леночка, дети – это пустой сосуд, который взрослые, в том числе учителя, должны наполнить знаниями, а также добротой, честностью, уважением к старшим, желанием жить и радоваться жизни. Она представляла ряды парт и детей, сидящих за ними со сложенными на партах руками, их доверчивые глаза, ожидающие чего-то необыкновенного, им пока еще не ведомого. Ее душа наполнялась восторгом, ведь она, именно она могла для них все это сделать.
Вот и первый урок. Леночка смотрела на бантики девочек и короткие стрижки мальчиков, их любопытные и настороженные лица. Ей так хотелось всех приласкать, успокоить, и она сказала: «Дети, меня зовут Елена Николаевна, я ваша учительница. Я вам расскажу о том, почему встает и заходит солнце, бывает день и ночь, зима и лето, дождь и снег, светят звезды и луна. Я научу вас читать и писать, от меня вы узнаете много нового и интересного, а главное – я очень хочу просто подружиться с вами. Первое время, пока я вас еще не запомнила, задавая вопрос или отвечая, пожалуйста, называйте свое имя. Договорились?» В ответ раздалось дружное «да» класса, и она поняла, что дети ее приняли и доверились ей.
И потекли школьные будни. Леночка не только запомнила своих учеников по именам, но и старалась их лучше узнать, познакомилась с их родителями. Не сердилась на детей за ошибки и терпеливо вновь разъясняла непонятное. Для знакомства с жизнью села вместе с классом посетила кузницу и животноводческую ферму, и ей это было не менее интересно, чем ребятишкам. И еще вокруг школы они все вместе собрали осенний гербарий. Так незаметно подошла зима.
 Однажды на уроке одна из девочек перестала писать в тетради и отвернулась к окну, глядя на хмурые снеговые тучи. «Что случилось?» - озабоченно спросила Леночка.  «Скучно мне, надоело писать целую страницу ровных палочек и кружочков», - ответила ученица, - «Вот если бы можно было в тетрадке нарисовать вместо них голубое небо и цветы. Тюльпаны такие нежные и, когда идет дождь, сами закрываются, чтобы пыльца для пчелок осталась сухая». Хоть Леночка и не планировала сегодня урок рисования, но идея с цветами ей очень понравилась. «Хорошо, девочки, давайте на следующем уроке каждая нарисует свой любимый цветок, ведь у всех они разные, правда? Потом мы все рисунки повесим в классе, и вы сами решите, какой цветок красивее». Тут подали голос мальчишки: «А мы тоже умеем рисовать! Что мы рисовать будем?» «А мальчики будут рисовать свое любимое животное, согласны? А пока давайте доделаем упражнение», - улыбнувшись, Леночка пошла между рядами парт, поглядывая на прописи в раскрытых тетрадках учеников.
После уроков, собрав тетради и листы с рисунками, Леночка хотела уже пойти домой, но директор школы решила сначала провести педсовет, а потом побеседовать с молодыми учителями о работе и их бытовых проблемах. Время пролетело быстро, и на дворе стало смеркаться. А молодой учительнице надо было идти на самый край села, где ее поселили жить у бабы Фроси. Идти по дороге – это долго, и придешь уже в полной темноте. Поэтому Леночка решила напрямки через лесок, по натоптанной в снегу дорожке. Она уже ходила здесь не раз, правда, по светлому времени. Она углубилась в лес, но скоро услышала позади себя волчий вой, сначала одиночный, потом сбоку и неожиданно впереди себя, и уже нескольких волков. Ее сердце сжалось от страха, мелькнула почему-то мысль о выставке рисунков, которую она обещала и теперь не сможет сделать детям. Она замерла, не понимая, что делать, и только во все глаза пыталась различить серые волчьи тени в сгущающихся сумерках. «Тетради – вот спасение. Надо жечь тетради, волки боятся огня!» - догадалась Леночка, и дрожащими руками достала коробок спичек, который всегда носила с собой для розжига керосиновой лампы. «Но как же я завтра скажу детям, что сожгла их рисунки?» - крутилось в голове. Но это завтра, а сегодня… волки рядом, и они все ближе и ближе. Она достала из портфеля кипу тетрадок и листы с рисунками. Обжигая пальцы и торопясь, стала их жечь, но они быстро сгорали. Тогда она сошла с тропинки и стала ломать сухой лапник, набрасывать его в кучу, разжигать тетрадками, и получился небольшой спасительный костер. Она смотрела, как сгорают детские рисунки цветов, ей было жаль и рисунки, и себя, и слезы неожиданно закапали на снег…
До ближайших домов было совсем недалеко, там тоже слышали волчий вой, а потом увидели проблески костра. Бабы послали своих мужиков проверить, что происходит, те пришли с ружьем и парой выстрелов отогнали волков. Дрожащая от холода и страха, заплаканная Леночка была спасена. А в черном кострище на снегу сгорел и сам учительский портфель, и все его содержимое.
На следующий день с дрожью в голосе Елена Николаевна сказала, стоя перед классом: «Простите меня, дети. Я все ваши великолепные рисунки сожгла, спасаясь от стаи волков, так получилось». Хлюпая носами, ученики смотрели на свою учительницу и говорили: «Не плачьте, Елена Николаевна, мы их снова нарисуем, даже еще красивее, чем были».
И правда, нарисовали и вывесили в классе. Все любовались цветами и особенно тюльпаном Танечки, лучшим рисунком конкурса. А мальчишки нарисовали волков, как они убегают от охотников с ружьем, и пообещали по очереди сопровождать свою учительницу домой. А когда завуч зашла в класс и спросила, что это вдруг за выставка рисунков, дети ей сказали, что убирать рисунки нельзя, потому что эти рисунки спасли нашу учительницу от стаи волков.


Рецензии