Продолжение рассказа первый класс. начало. второй
Во втором классе к нам пришла новая учительница - Евдокия Дмитриевна. В Далеких сороковых она была эвакуирована из блокадного Ленинграда в наш город Шамхор. В конце 80-х - начале 90-х ей будет за 80 лет и ученики шуточно-уважительно прозовут ее "учительница Ленина". Она была очень строгой и я побаивался ее: та же линейка в руках как и у прошлой нашей учительницы Раисы Ивановны, и попробуй поставить кляксу в тетради или разговаривать, линейка тут же будет "гулять по вашим пальцам". Обучение с помощью линейки взяли от немцев - учителей: они наказывали провинившихся учеников с помощью линейки по ладони. Это очень больно, это вместо розог - помощника учителей царской России. У нас, в русском секторе по сравнению с азербайджанскими и армянскими секторами был верх демократии. Там провинившихся учеников учителя били безбожно: пощечины, подзатыльники, тумаки - были обычными приемами в обучении. Многие учителя получали удовольствие от такого наказания учеников. Видимо блокада наложила отпечаток на Евдокию Дмитриевну: кроме исключительной строгости, она была немногословна, никогда не улыбалась. Все ученики ее боялись, а потому старались делать домашние задания аккуратно. В третем классе к нам придет новая учительница -армянка Роза Мирзоевна. Эта учительница имела какие-то проблемы в семье с мужем, потому постоянно была во власти своих семейных отношений: половину каждого урока она строчила что-то на бумаге с глазами на мокром месте. Я писал, что в первом классе у меня были нелады с чистописанием, зато с русским и чтением было все отлично. Уже в первом классе я много читал и к третьему классу, перечитал все сказки всех народов мира. Память была отличной и я мог запоминать не только точный текст, но и номер страницы, на которой был напечатан этот текст. Как - то на уроке, Роза Мирзоевна, чтобы класс не шумел, когда она писала свои письма, спросила, кто знает сказку и может рассказать. Вызвался я. С тех пор ученики с нетерпением ждали, когда Роза Мирзоевна усядется за свое письмо, чтобы послушать мои сказки. Дни шли и запас сказок закончился. И когда в следующий раз Роза Мирзоевна вызвала меня к доске рассказывать сказки, пришлось экспромтом сочинять свои сказки.
С нами учился Лебедев Вячеслав, сын офицера - шифровальщика. Круглый отличник, потому учительница называла его "золотой головой". Второй отличницей была в классе дочь офицера - Липатова Татьяна. Я же не особо налегал на учебу. Да и редко ходил в школу: то часто болел, то просто не шел в школу - было не интересно. Поэтому, всегда, когда я появлялся в классе ученики встречая, говорили: день гуляет, два - больной, а на третий выходной. Это и было причиной того, что у меня всегда в табеле из основной массы пятерок, присутствовал одна четверка, как правило по русскому языку. Поэтому отличником из-за четверки по русскому, не был.
Я был драчуном. Неделя не проходила, чтобы я с кем-то не подрался. Дома, на улице, дрался часто с ребятами старше себя. Поэтому и в школе не мог удержаться от драк. В классе были в основном ребята тихие и только Багиров Миша был не из тихих и я дрался часто с ним.
В классе я дружил с немцем Шукюровым Фоником (мать у него была немка). Дружил еще и потому, что мы были соседями.
В классе все ребята были своеобразные и интересные, Грузин Акопишвили Валера хотя и учился в русском секторе, на русском говорил своеобразно - придуманными словами. Помню, когда он опоздал на урок, на вопрос Розы Мирзоевны - где был, ответил: "околипапыли", Розе Мирзоевны поняла, что около Липатовой и говорит: так Липатова же здесь. Пришлось Акопишвили объяснять, что околипапыли это у папы он был, а не около Липатовой.
После Евдокии Дмитриевны, учеба у Розы Мирзоены был сплошным праздником: никакой строгости, хочешь учи, хочешь нет, но четверки и без знания урока все равно получишь. С ней мы и закончили курс младших классов.
Следующий год уже у нас будет не одна учительница, а каждый урок будет свой учитель. Нас это немного пугала: детство приобретало новую фазу.
Свидетельство о публикации №224092801370