Московские рассказы-3 глава 45

    "Белград!"(часть5).


  Эта глава будет посвящена работе и личностям официантов(на нашем ресторанном жаргоне их называют "халдеями"), почему никто не знает, но называют. В нашем обществе сложилосьь негативное отнощение к этой профессии,да и профессией это  как-то считают, хотя это в корне неверно! Все мы бывали и возможно  не раз в ресторане или другом заведении общепита, где посетителей обслуживают официанты. Их называют  оберохами, хотя за хорошее обслуживание дают "чаевые". Плохо тут то, что как-то у нас принято(по пословице-Из грязи в князи!) пренебрежительное отношение к обслуге даже тех,кто весьма редко прибегает к их услугам, по причине ненаполненности кошелька. Ну,а те, у кого он  достаточно толст и подавно привыкли считать официантов за людей второго сорта. Даже повара стоят выше их рангом. И это вопиющая несправедливость. Я не хочу обелять так сказать коллег по цеху (ресторану),но не могу смириться с такой установкой по отношению к людям этой очень нелегкой профессии. Да они имеют доход в виде чаевых, да они могут накрутить подвыпившему клиенту сумму к выплате, но часто эти два дохода и являются единственной оплатой их труда. Современные рестораторы особенно  часто прибегают к такой схеме-мол сам заработай,а я тебе даю такую возможность. Но тогда в советское время, конечно существовала и тарифная сетка и оклады по разрядам и даже ПТУ, где учили будущих работников сервиса. Ведь настоящий официант,а в перспективе и метрдотель, должен знать и уметь многое. Пусть не высшая математика, но этикет, подача, даже протокол(официальные приемы), плюс виртуозное обращение с подачей блюд  и вин, а еще ответы на вопросы и пожелания клиентов(часто непристойные), и при этом сохранять аккуратный внешний вид, улыбку на лице(пусть даже и с ног валишься)и "моторность" по последнего часа- все это работа официанта. Пусть любой критик попробует по 12 часов на ногах всему этому соответствовать, посмотрел бы я на него в конце дня. А ведь надо еще отчитаться по выручке, убрать свои столы, сдать грязные скатерти и салфетки в прачку, посуду в сервизную, наскоро перекусить, собраться и тащиться  через весь город, а то и в область в полночной тьме.Я уже не говорю о страшной нагрузке на ноги и позвоночник, о натертых в кровь ягодицах_и ступнях в обуви. Так,что давайте не будем зря корить этих ребят и девчат за их такие нелегкие "чаевые"...
   У нас в "Белграде" официантов набирали строго по внешним данным, ну а далее все остальное. Поэтому практически все официанты были молоды и красивы с отменной выправкой и движениями. Этим руководил наш метр Виктор Максимович,сам обладатель в прошлом всех этих данных. Он был всегда трезв, выдержан, хотя и мог непублично отматерить провинившегося. Он ,как и шефа,пришел на открытие нашего отеля из не менее знаменитого "Пекина" на Маяковке.
   Перед началом смены он строил официантов в зале и проводил осмотр внещнего вида и инструктаж. Прическа, костюм, обувь-все должно быть в идеале. Кстати,в нижнем зале у нас работали более возрастные и опытные официанты-мужчины,но и они проходили этот строгий тест.
   Мы,повара,конечно в повседневной работе тесно общались с официантами обоих полов, и даже дружили между собой. Официанты работали парами, обслуживая несколько столов  зале и взаимно помогали друг другу. Особенно это касалось обслуживания тургрупп, когда им приходилось в буквальном смысле летать и по залу и из зала к раздаче. Особенно я сдружился  с парой девушек-Тамара, темноволосая красотка, просто метеор в работе и блондинистая изящная, как пианистка Ира. Они часто приглашали меня уже в конце смены посидеть в опустевшем зале, перекусить деликатесом, попробовать дорогого напитка, просто расслабиться и поговорить о том,о сем. Но больше меня тянуло  к Лиле, которая за неимением партнера женского пола работала с Лешкой-шустрым крепышом, к  сожаление любителем выпить даже в рабочее время. Лешка как и Саня был во флоте,только там его назначили вестовым в офицерскую кают-компанию,где он и овладел навыками официанта. Лилька была наполовину грузинка с экзотической внешностью и весьма строгим характером. Лешка как-то будучи навеселе попробовал ее приобнять, но получил такую затрещину, что пару дней держался стороной. У меня с ней сразу установилась взаимная симпатия и понимание. Может потому,что я до нее не домогался, она сама тянулась ко мне с личными откровениями. Среднего роста, тонкая, но хорошо сложенная, с копной буйных каштановых волос и огромными глазищами,чуть горбоносая, она неизменно  привлекала внимание туристов, отвешивающихх ей комплименты на всех языках мира. Кое-кто пытался пригласить красотку в  номер, но она только гневно сверкала глазами на подобное. Почему-то официанток  принято считать за легкодоступных женщин, но это где как! Вот у нас девчата в зале никогда не заигрывали с иностранцами, а некоторые из администрации  почти открыто  промышляли интимом. К примеру,даже секретарша нашей директрисы-Инна, регулярно посещала номера клиентов отеля, начисто забыв, что попутно является секретарем нашей комсомольскоой организации. Парадоксы!
   Я иногда подкидывал Лильке кое-какие продукты из ежедневного общака, зная, что она, выпускница инъяза, вынуждена пойти на эту работу, чтобы прокормить сына-школьника и мать, которая после развода с мужем-грузином запила по-черному. Отец Лили пытался присылать деньги, но эта гордячка  наотрез отказалсь от его помощи.Также она отшила и бывшего мужа-переводчика.Кремень,а не женщина!
 Жили они в старых кварталах на Филях(у Суворовского училища),и я иногда провожал ее в виде охраны от поздних придурков. Она приглашала меня попить чайку и даже как-то просила остаться, но я отказался, стало как-то неловко от косых взглядов ее матери и неудобных вопросов ее  ее сынишки.
   Она была не намного старше по годам, но гораздо взрослее меня по жизни. Мне она конечно нравилась, но любви не было. Однако это не мешало нам оставаться друзьями,и я даже как-то из-за нее чуть не схлопотал серьезно!
   А дело было так! Был у нас среди халдеев один здоровенный бугай-Борька. Добрый парень, но в подпитии  дурак  дураком. Он как-то вечером сдуру прихватил  мою подругу в коридоре у касс и давай ее тискать. Лилька взвизгнула и ,оскалив зубы, начала вырываться. Но куда там! Двухметровый  верзила лез целоваться слюнявым ртом. Я был  внизу, а когда шел наверх, сверху на меня влетела рыдающая Лилька. Её всю трясло, еле разобрал, что случилось и помчался в зал. Впрочем не сразу,а прихватив гирьку  от весов, закрученную в полотенце(у  каждого повара есть свое полотенце на поясе). Но даже с этим оружием у меня было мало шансов против Борьки. Уж больно здоров дядя! Но когда я психану ,мне все по фигу! Однако уже в зале внутри появилась некая дрожь и сомнение. Но в сторону их, подхожу к сидящему у своих столов "виновнику торжества" и заявляю- Боря! Вставай! Я пришел  тебя бить! Борька даже  поперхнулся от такого-Ты чего это Валерьян!За что такая немилость? Да за твое отношение к некоей даме тут вот недалеко! А сам уже примериваюсь куда бы ему врезать, чтобы сразу вырубить, иначе он меня просто раздавит. Но Борька вдруг заулыбался-А вот ты о чем! Ну извините меня, ты сам знаешь спьяну я  дурной бываю! Ну и хватанула меня зубищами,вот смотри рука аж распухла!Молодец девка!А где она? Да я на колени встану,буду прощения просить! Ну давай Боря,иди,посмотрим на это!
   Борька и вправду пошел к раздаче, где нашел Лильку  у ее кассы. Там рухнул на колени и благим матом заорал- Лиля! Прости засранца! Бес попутал! Она зло сверкнула глазами-Водка тебя попутала, а не бес!Еще раз такое сделаешь, я тебя зарежу тут же, при всех!
   А вечером когда мы с ней шли по темной аллее вдоль училища, она целовала меня и шептала- Ты мой защитник! Спасибо тебе!Знала бы она,что этот защитник сам струхнул немало!


Рецензии