Если... Ключ от королевства
Души высокая свобода,
Что дружбою наречена...
Анна Ахматова
Что-то невыразимо притягательное было в этой одинокой женской фигурке, хрупкое и прозрачное, как в переливах "Лунного света" Дебюсси, в переложении для арфы. Та же трепетность, волнующая недосказанность, тайна. Залитый лунным сиянием пейзаж казался сказочным. Нереальным - сказала бы Таня сейчас, чудесным - думала в детстве. Кувшинки в пруду, кусты жасмина или шиповника возле скамьи - все дышало волшебством. Этот уголок сада находился, должно быть, где-то далеко, в тридевятом государстве, или на другой планете. И лунный свет будто исходил от самой девушки, томительно-нежной, утонченной.
Репродукции в альбоме Крамского почему-то были черно-белыми, но превосходного качества. И как ни странно, отсутствие цвета нисколько не мешало их восприятию. Были ли они настолько интересны и выразительны, что не нуждались в цвете? Или воображение трехлетнего ребенка окрашивало их в самые разные цвета и оттенки?
Единственная цветная репродукция - "Флоксы" - размещалась в самом конце книги. Каким счастьем было медленно перелистывать страницы и наконец добраться до этого удивительного натюрморта, красочного, словно воплощенный праздник. Воображение уступало место созерцанию. После черно-белых фотографий флоксы казались слишком яркими, почти неправдоподобными. Мама объяснила, что в переводе с греческого "флокс" означает "пламя". Согласно легенде, Одиссей и его спутники, спускаясь в подземное царство, взяли с собой факелы, а вернувшись в мир людей, бросили их на землю. Из этих факелов и выросли яркие, словно пламя, душистые, трепещущие на ветру цветы.
Флоксы были и на открытке, присланной по случаю Таниного рождения: "А эти цветы - вам с Танечкой. Живые вам пока вредно".
Открытка лежала в шкатулке вместе с крошечным кружевным чепчиком и парой милых поздравительных писем и телеграмм. Таня знала, что родилась в необыкновенном городе, каждый камень которого таил множество историй.
Как в стихах из маленькой книжки "Английские народные песенки" в переводе Маршака:
Вот вам ключ от королевства.
В королевстве — город,
А в городе — улица,
А на улице есть двор,
На дворе — высокий дом,
В этом доме — спаленка,
В спальне — колыбелька,
В колыбельке — ландышей
Полная корзина,
Ландышей,
Ландышей —
Полная корзина...
Таинственным образом в сознании девочки это королевство ассоциировалось с родным городом. "Малыши лежат в колыбели ", - думала Таня. Значит, это чудесное Королевство с загадочным домом и полной корзиной ландышей в колыбельке и есть Петербург, Питер, как говорили мамины друзья. Ландыши лежали в колыбели и излучали сказочное сияние, совсем как аленький цветочек.
***
А потом был Петергоф с его царством фонтанов, Финским заливом, чувством странного соседства роскоши дворца и парка - с суровой Балтикой. Самсон, раздирающий пасть льва, и мощный столп воды, устремленный в самое небо, позолота фонтанов и словно игрушечная, кокетливая красота павильонов - весь этот сказочный мир Тридевятого царства Тридесятого государства словно появился со дна Балтийского моря:
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой...
И здесь звучали строчки Пушкина. Но жил он, конечно, не в Петергофе, а в Царском Селе.
***
Может быть, поэтому они и познакомились в Царском Селе, куда Таня тем летом впервые поехала одна. Погода стояла прекрасная, солнечная, но не жаркая.
Полюбовавшись отражениями у Палладиева моста и Грота, Таня углубилась в любимые аллеи.
Вот и она, печальная красавица на гранитной скале перед разбитым кувшином, из которого течет вода. " Почти как Фонтан слёз", - подумала Таня. И кто-то, словно вторя ее мыслям, сказал:
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
Таня обернулась. Незнакомец с внимательным и даже слегка любопытным взглядом протянул ей руку, улыбаясь:
- Будем знакомы? Виктор.
-Таня, - ответила девушка, слегка смутившись, - Вы любите Ахматову?
-Да, а вы?
- Я тоже. Но Цветаеву, пожалуй, больше.
-Так вы москвичка?
-Нет... Вовсе нет. Сама не знаю почему.
-Ну, тогда вы мятежная душа,- улыбнулся Виктор.
-Почему? - Таня смутилась еще больше.
-Величие Анны,
Мятежность Марины ... Не помню, кто это написал. Но совершенно точно, на мой взгляд.
- А что же можно сказать о вас, зная, что вы любите Ахматову? Что вы великая душа?
-Один - ноль в вашу пользу, - засмеялся Виктор.
-Я не знала, что мы играем...
-Ну вот, вы уже почти обиделись. А все так хорошо начиналось. Предлагаю забыть наши разногласия, помириться и пойти дальше. Вы уже были у Грота?
***
А потом была долгая переписка. У электронных писем было свое преимущество - скорость, не нужно было ждать ответа целыми неделями. Но романтически настроенным особам не хватало живого тепла листка, выпавшего из конверта. Не хватало строчек,написанных милым неразборчивым почерком. Таня и Виктор не думали об этом. Их разделяли тысячи километров и связывало только нечто хрупкое и эфемерное - их дружба.
Они оба умели чувствовать настроение, угадывать с полуслова, читать между строк. И было приятно, но ничуть не удивительно получить в подарок прекрасный перевод на французский стихотворения Киплинга "If", выполненный подругой Виктора. Именно в тот момент, когда Таня так нуждалась в словах, прочитанных когда-то в маминой записной книжке: "Если вы можете держать голову высоко, когда вокруг теряют головы и обвиняют в этом вас..."
***
Белые ночи были все же обязательными декорациями их встреч.
Июньское солнце робко проглядывало сквозь тучи, и в любую минуту мог хлынуть дождь. И тем более прекрасными казались солнечные блики в аллеях Летнего сада. Виктор сидел на скамейке, прикрыв глаза, но даже сквозь опущенные веки чувствовал ласковые поцелуи вечернего солнца. Он именно так и ощущал прикосновение солнечных лучей, мягких, почти угасающих, мысленно называя их поцелуями, как в какой-то доброй сказке или легенде о целительной силе дневного светила.
Таня почему-то опаздывала, но это было даже к лучшему. Виктор прилетел только пару дней назад, был очень загружен и даже как-то издерган. И эти полчаса ожидания позволили ему немного успокоиться и настроиться на встречу.
Он уже обошел сад, навестил лебедей и статую Марса, а теперь присел отдохнуть. От приятного, но довольно сильного аромата лип начинала кружиться голова.
В памяти всплыли строчки Айги, над переводами которого Виктор много работал последние годы:
здесь - будто в центре поляны -
д р о ж и т ч и с т о т а -
Воздух и в самом деле будто дрожал. Ветра не было, но тянуло вечерней прохладой, слышалось журчание фонтанов, приглушенное, с соседней аллеи. При малейшем дуновении с лип медленно слетала пыльца и отцветающие лепестки. И пронизанный светом воздух напоминал картину Клода Моне. Не хватало только дамы в белом с летним зонтиком.
Виктор почувствовал, когда она появилась на повороте аллеи. В синей юбке с ромашками и синей кофточке, Таня выглядела посланницей юга, легкой и напоминающей о море. Они не виделись семь лет. И это странное чувство, когда знаешь, о чем думает человек, чем он живет, но не представляешь ни аромата его духов, ни тепла руки, - это чувство не покидало их обоих в первые минуты. Они показались друг другу знакомыми незнакомцами. Семь лет - долгий срок, когда ваша жизнь, да и мир вокруг меняются со скоростью света.
И все же это была та самая девушка, какой он увидел ее впервые много лет назад в Царском селе, перед фонтаном - статуей Пьеретты, грустящей над разбитым кувшином. Увидел и не смог пройти мимо.
Сегодня, как и тогда, снова цвели розы.
И летний день был таким же необыкновенно долгим.
Солнце тщетно боролось с набегающими тучами, и свет в аллее становился попеременно то янтарным, то сиреневатым.
Розы и Танино лицо тоже менялись в зависимости от освещения, и Виктору вспомнилось любимое:
Вновь - соседство роз
в волнах - вечернего
движенья светового -
спокойно - детство их...-
с тобой - в тени мерцающей - сливаясь:
цветут-что-спят...-
(вернее - п р е б ы в а ю т):
то тут то там... -
(все тише - тишина)*
- Красиво. А тень и в самом деле мерцающая, - сказала Таня.
***
Они долго бродили по городу. У каждого были свои любимые места, переулки, мосты, каналы и речки, которыми они охотно делились друг с другом. Небо бледнело, дождь так и не начался, но в воздухе чувствовалось напряженное ожидание.
Виктор прощался с Питером. Он приехал, чтобы продать квартиру, купленную много лет назад на первый серьезный гонорар. Это была мечта - жить в самом центре любимого города, окружив себя вещами из прошлого, подобными тем,что видел когда-то в детстве у бабушки.
Мечту удалось воплотить лишь отчасти. Огромная квартира была заставлена старинной мебелью, завалена книгами, так или иначе связанными с детством Виктора или историей его семьи. Годами он собирал эти вещи, выискивал в антикварных магазинах, на сайтах. Но чем больше их накапливалось, тем яснее он осознавал невозможность задуманного. Судьба Виктора была связана с другой страной, давно ставшей родной и любимой, страной, частью которой он себя ощущал. И попытки вернуться в прошлое, далекое и даже чужое, были обречены.
Решение продать квартиру далось нелегко. Нужны были средства для нового проекта, который должен был стать очень важным в его судьбе. И Виктор решился. Временами ему казалось, что он совершает что-то непоправимое, очень напоминающее измену, предательство. Но постепенно уверенность в необходимости перемен взяла верх над угрызениями совести. И теперь, гуляя по городу, он испытывал лишь смутную тревогу и сожаление. Но на сердце было тяжело.
само «прощай» огромное спокойное
живая будто отпускает Женственность
любя но со спокойствием святой *
Так отпускал его Петербург. Пожалуй, вовсе не женственный на первый взгляд, но связанный в его сознании с бабушкой, мамой и Таней. Еще два дня - и он подпишет документы, отдаст ключи... И порвется еще одна ниточка, связывающая его с любимым городом.
***
Они почти не удивились, когда свернув в незнакомый переулок, вдруг оказались в маленьком уютном дворике, который вовсе не вязался с обликом 'сущего немца". Скамейки-качели на цепях, кусты рябины и бузины и - самое невероятное - целая лужайка флоксов.
цветенье ль вздрогнуло: любимей-быть-не-может?
больнее жизни — был толчок!..*
Это был прощальный подарок города, мгновения счастья и полноты свершения.
Минуты, которые останутся в памяти.
теперь
ищу — как призраком слезы: теперь? " о что угодно"
но только б — в т у любовь!.. (случайно — будто тайно
бродя — средь флоксов)*
Домой возвращались около полуночи, но стояли белые ночи со своим обманчивым, призрачным светом, и казалось , что впереди еще долгий летний вечер.
* Стихотворения Геннадия Айги
Свидетельство о публикации №224092801457
Только что прочитал рассказ, который показался мне самым лиричным, самым музыкальным из всех, которые я читал за последнее время. Вы смогли необыкновенно красиво соединить в нем и стихи, и музыку, которую я постоянно слышал, когда читал его и возвращался назад, чтобы перечитать какие-то понравившиеся абзацы, и живопись, которую Вы писали красками Ваших слов. Просто прекрасно!
Огромное спасибо за удовольствие! Надеюсь посетить Вашу страничку еще, чтобы найти что-то подобное или просто еще раз перечитать этот рассказ.
Всего Вам самого доброго!
Марк Лэйн 28.01.2025 14:43 Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам за отклик.
Мне очень приятно.
Этот рассказ складывался долго.
Вначале было несколько зарисовок. И в один прекрасный день они стали целым. ))
Надеюсь, ничто не помешает Вам прочесть еще что-нибудь. )
Спасибо и всего Вам самого доброго!
Вера Крец 28.01.2025 22:38 Заявить о нарушении
Я как-то прочитал у Вас миниатюру. Кажется, она называлась «Силуэт». Я немного не понял ее или не успел вчитаться, меня прервали. Конечно, я зайду к Вам еще!
Спасибо и всего Вам самого доброго!
Марк Лэйн 28.01.2025 23:37 Заявить о нарушении
Марк Лэйн 16.03.2025 19:17 Заявить о нарушении
Мне очень приятно, что рассказ понравился Вам .
Вера Крец 16.03.2025 21:20 Заявить о нарушении