Если... Ключ от королевства

                                          А.М.  ко дню рождения


            Души высокая свобода,
            Что дружбою наречена...
                     Анна Ахматова

  Что-то невыразимо притягательное было в этой одинокой женской  фигурке,  хрупкое и прозрачное, как в переливах  "Лунного света" Дебюсси, в переложении для  арфы.  Та же трепетность, волнующая  недосказанность, тайна. Залитый лунным сиянием пейзаж казался сказочным. Нереальным - сказала бы Таня сейчас, чудесным - думала в детстве.  Кувшинки в пруду, кусты жасмина или шиповника возле скамьи - все дышало  волшебством.  Этот уголок сада находился, должно быть, где-то далеко, в тридевятом государстве, или на другой планете. И лунный свет будто исходил  от самой  девушки, томительно-нежной, утонченной. 

    Репродукции в альбоме Крамского почему-то были черно-белыми, но превосходного качества. И как ни странно, отсутствие цвета нисколько не мешало их восприятию. Были ли они  настолько интересны и  выразительны,  что не нуждались в цвете? Или воображение трехлетнего ребенка окрашивало их в самые разные цвета и оттенки?

     Единственная цветная репродукция - "Флоксы" - размещалась в самом конце книги. Каким счастьем было медленно перелистывать страницы и наконец добраться до этого удивительного натюрморта,  красочного, словно воплощенный праздник. Воображение уступало место созерцанию. После черно-белых фотографий флоксы казались слишком яркими, почти неправдоподобными. Мама объяснила, что в переводе с греческого  "флокс"   означает "пламя".  Согласно легенде, Одиссей и его спутники, спускаясь в подземное царство, взяли с собой факелы, а вернувшись в мир людей, бросили их на землю. Из этих факелов и выросли яркие, словно пламя, душистые, трепещущие на ветру  цветы.

     Флоксы были и на открытке, присланной по случаю  Таниного  рождения: "А эти цветы - вам с Танечкой.  Живые вам пока вредно".
Открытка лежала в шкатулке вместе с крошечным  кружевным чепчиком и парой милых поздравительных писем и телеграмм. Таня знала, что  родилась  в необыкновенном городе, каждый камень которого таил множество историй. 

     Как в стихах из маленькой книжки "Английские народные  песенки" в переводе  Маршака:

Вот вам ключ от королевства.
В королевстве — город,
А в городе — улица,
А на улице есть двор,
На дворе — высокий дом,
В этом доме — спаленка,
В спальне — колыбелька,
В колыбельке — ландышей
Полная корзина,
Ландышей,
Ландышей —
Полная корзина...

    Таинственным образом в сознании девочки это королевство ассоциировалось с родным городом. "Малыши лежат в колыбели ", - думала Таня. Значит, это чудесное Королевство с загадочным домом и полной корзиной ландышей в колыбельке и есть Петербург,  Питер, как говорили мамины друзья.  Ландыши   лежали в колыбели и излучали сказочное сияние, совсем как аленький цветочек.

***
   А потом был Петергоф с его царством фонтанов, Финским заливом, чувством странного соседства роскоши дворца и парка  -  с суровой Балтикой. Самсон, раздирающий пасть льва, и мощный столп воды, устремленный  в самое небо, позолота фонтанов и словно игрушечная, кокетливая красота павильонов -  весь этот сказочный мир Тридевятого царства Тридесятого государства словно появился со дна Балтийского моря:

Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой...

И здесь звучали строчки Пушкина. Но жил он, конечно,  не в Петергофе, а в Царском Селе.

***
   Может  быть, поэтому они и познакомились в Царском Селе, куда Таня тем летом впервые поехала одна. Погода стояла прекрасная, солнечная, но не жаркая.
Полюбовавшись отражениями у Палладиева моста и Грота,  Таня   углубилась в любимые аллеи.

  Вот и она, печальная красавица на гранитной скале перед  разбитым кувшином, из которого течет вода. " Почти как  Фонтан слёз",  - подумала Таня. И кто-то, словно вторя ее мыслям, сказал:

Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

Таня обернулась.  Незнакомец с внимательным и даже слегка любопытным взглядом протянул ей руку, улыбаясь:

- Будем знакомы?  Виктор.

-Таня, - ответила девушка, слегка смутившись, - Вы любите Ахматову?
-Да, а вы?

- Я тоже. Но Цветаеву, пожалуй, больше.

-Так вы москвичка?

-Нет... Вовсе нет. Сама не знаю почему.

-Ну,  тогда вы мятежная душа,- улыбнулся Виктор.

-Почему? - Таня смутилась еще больше.

-Величие Анны,
Мятежность Марины ... Не помню, кто это написал. Но совершенно точно, на мой взгляд.

- А что же можно сказать о вас, зная, что вы любите Ахматову? Что вы великая душа?

-Один - ноль в вашу пользу, - засмеялся Виктор.

-Я не знала, что мы играем...

-Ну вот, вы уже почти обиделись. А все так хорошо начиналось. Предлагаю забыть наши разногласия, помириться и пойти дальше. Вы уже были у  Грота?

***
А потом была долгая переписка. У электронных писем было свое преимущество - скорость,  не нужно было ждать ответа целыми неделями. Но романтически настроенным особам не хватало живого тепла листка, выпавшего из конверта. Не хватало строчек,написанных милым неразборчивым почерком. Таня и Виктор не думали об этом. Их разделяли тысячи километров и связывало только нечто хрупкое и эфемерное  - их дружба.

  Они оба умели чувствовать настроение, угадывать с полуслова, читать между строк. И было приятно, но ничуть не удивительно получить  в подарок  прекрасный перевод на французский  стихотворения Киплинга "If", выполненный подругой Виктора. Именно в тот момент, когда Таня так нуждалась в словах, прочитанных когда-то в маминой записной книжке: "Если вы можете держать голову высоко, когда вокруг теряют головы и обвиняют в этом вас..." 

***

     Белые ночи были все же обязательными декорациями их встреч. 
  
    Июньское солнце робко проглядывало сквозь тучи, и в любую минуту мог хлынуть дождь. И тем более прекрасными  казались солнечные блики в аллеях Летнего  сада. Виктор  сидел на скамейке, прикрыв глаза, но даже сквозь опущенные веки чувствовал ласковые поцелуи вечернего  солнца. Он именно так и ощущал прикосновение солнечных лучей, мягких, почти угасающих, мысленно называя их поцелуями, как в какой-то доброй сказке или легенде о целительной силе дневного светила.

   Таня почему-то опаздывала, но это было даже к лучшему.  Виктор прилетел только пару дней назад, был очень загружен и даже как-то издерган. И эти полчаса ожидания позволили ему немного успокоиться и настроиться на встречу.
Он уже обошел сад, навестил лебедей и статую Марса, а теперь присел отдохнуть. От приятного, но довольно сильного аромата лип начинала кружиться голова.

В памяти всплыли строчки Айги, над переводами которого Виктор много работал последние годы:

здесь - будто в центре поляны -   
 д р о ж и т  ч и с т о т а  -

    Воздух и в самом деле будто дрожал. Ветра не было, но тянуло вечерней прохладой, слышалось журчание фонтанов, приглушенное, с соседней аллеи. При малейшем дуновении с лип медленно слетала пыльца и отцветающие лепестки.   И пронизанный светом воздух напоминал  картину Клода Моне. Не хватало только дамы в белом с летним зонтиком.


  Виктор почувствовал, когда она появилась на повороте аллеи. В синей юбке с ромашками и синей кофточке,  Таня выглядела посланницей юга, легкой и напоминающей о море. Они не виделись семь лет.  И это странное чувство, когда знаешь, о чем думает человек, чем он живет, но не представляешь ни аромата его духов, ни тепла руки, - это чувство не покидало их обоих в первые минуты. Они показались друг другу знакомыми незнакомцами. Семь лет - долгий  срок, когда ваша жизнь, да и мир вокруг меняются со скоростью света.

  И все же это была та самая девушка, какой он увидел ее впервые много лет назад в Царском селе, перед фонтаном -  статуей Пьеретты, грустящей над разбитым кувшином. Увидел и не смог пройти мимо.
Сегодня, как и тогда,  снова  цвели розы.
И летний день был таким же необыкновенно долгим.

Солнце тщетно боролось с набегающими тучами, и свет в аллее становился попеременно то янтарным, то сиреневатым.
Розы и Танино лицо тоже менялись в зависимости от освещения, и Виктору вспомнилось любимое:

Вновь - соседство роз

в волнах - вечернего
движенья светового -

спокойно - детство их...-

с тобой - в тени мерцающей - сливаясь:

цветут-что-спят...-

(вернее - п р е б ы в а ю т):

то тут то там... -

(все тише - тишина)*



- Красиво. А тень и в самом деле мерцающая, - сказала Таня.

***
   Они долго бродили по городу. У каждого были свои любимые места, переулки, мосты, каналы и речки, которыми они охотно делились друг с другом. Небо бледнело, дождь так и не начался, но в воздухе чувствовалось напряженное ожидание.

   Виктор  прощался с  Питером. Он приехал, чтобы продать квартиру,  купленную много лет назад на первый серьезный гонорар. Это была мечта - жить в самом центре любимого города, окружив себя вещами из прошлого, подобными тем,что видел когда-то в детстве у бабушки.

   Мечту удалось воплотить лишь отчасти. Огромная квартира была заставлена старинной мебелью, завалена книгами, так или иначе связанными с детством Виктора или историей его семьи. Годами он собирал эти вещи, выискивал в антикварных магазинах, на сайтах.  Но чем больше их накапливалось, тем яснее он осознавал невозможность задуманного. Судьба Виктора была  связана с другой страной, давно ставшей родной и любимой, страной, частью которой он себя ощущал. И попытки вернуться в прошлое, далекое и даже чужое, были обречены.

   Решение продать квартиру далось нелегко. Нужны были средства для нового проекта, который должен был стать очень важным в его судьбе. И Виктор решился. Временами ему казалось, что он совершает что-то непоправимое, очень напоминающее измену, предательство. Но постепенно уверенность в необходимости перемен взяла верх над угрызениями совести. И теперь, гуляя по городу, он испытывал лишь смутную тревогу и сожаление. Но на сердце было тяжело.


само «прощай» огромное спокойное
живая будто отпускает Женственность
любя но со спокойствием святой *

  Так отпускал его Петербург.  Пожалуй, вовсе не женственный на первый взгляд, но связанный в его сознании с бабушкой, мамой и Таней. Еще два дня - и он подпишет документы, отдаст ключи... И порвется еще одна ниточка, связывающая его с любимым городом.

***
  Они почти не удивились, когда свернув в незнакомый переулок, вдруг оказались в маленьком уютном дворике,  который вовсе не вязался с обликом 'сущего немца".  Скамейки-качели на цепях, кусты рябины и бузины  и - самое невероятное - целая лужайка флоксов. 

цветенье ль вздрогнуло: любимей-быть-не-может?
больнее жизни — был толчок!..*


Это был прощальный подарок города, мгновения счастья и полноты свершения. 
Минуты, которые останутся в памяти.

теперь
ищу — как призраком слезы: теперь? " о что угодно"
но только б — в  т у  любовь!.. (случайно — будто тайно
бродя — средь флоксов)*

Домой возвращались около полуночи, но стояли белые ночи со своим обманчивым, призрачным светом, и казалось , что впереди еще долгий летний вечер. 



* Стихотворения Геннадия Айги


Рецензии
Доброго здоровья, Вера!
Оказалось, что я начинал читать этот рассказ, но почему-то не дочитал. Наверное, Крамской спугнул, коего не очень почитаю :-).
Сам же рассказ убедил в правоте сказанного в моем предыдущем комментарии: большая форма давно ждет Вас.
Здесь много хорошего уже написали до меня, написали справедливо, заслуженно, остается лишь присоединиться. Умеете Вы создавать АТМОСФЕРУ. Наверное, это идет от поэзии. Вам видней. Но атмосфера Питера и особенно Царского Села описана прекрасно. Знаю о чем говорю, ибо в Питере учился, а в Царском Селе, естественно, приходилось бывать тоже. Там сам воздух наполнен молекулами гениальности. Во все глаза гляди, как бы из-за того или иного угла ни появился собственной персоной Александр Сергеевич со товарищи...
Прошу прощения, хочу спросить. Вот прочитал: "с лип медленно слетала пыльца и отцветающие лепестки". С пыльцой понятно. Но не припоминаю "отлетающих лепестков". Они остаются на дереве вместе с появившимся шариком вместо цветка. Возможно, ошибаюсь. Возможно, у Вас речь идет о других лепестках. Не настаиваю. В любом случае, это не придирка. Просто прошу разъяснения.
В искусстве своя реальность, своя правда, поэтому всё в нем имеет право на жизнь.
С уважением,

Виктор Кутковой   09.08.2025 22:19     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор.

Большое спасибо Вам за отклик.
У нас было много альбомов с репродукциями разных художников. И многие картины вызывали у меня в раннем детстве интерес. Например, "Юдифь" Джорджоне, "Мадонна" (кажется, Вознесение Мадонны) Мурильо и многое другое.
Но почему-то думаю, что первым был альбом Крамского. Помню мамины рассказы и свое восприятие. Так и написала.

А лепестки у липы облетают. Те, кто собирает липовый цвет, стараются успеть сделать это до того, как они начнут опадать.

Большая форма... Не знаю, возьмусь ли когда-нибудь. ) Пока мне кажется, что чем меньше слов , тем лучше (когда пишу сама). А вот читаю с удовольствием.

Спасибо и всего Вам самого доброго!

Вера Крец   10.08.2025 00:28   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.