Судьба инженера-электротехника Спиридона Мавромати

На групповой фотографии, сделанной летом 1904 года:
 
Первый ряд (стоят) слева направо: Ивановский, Иван Гурьянович Соколов, Кристап Спрудэ, Спиридон Мавромати (рядом - собака, принадлежащая С. Мавромати), Сергей Костриков, Александр Самарцев.
 
Второй ряд (сидят) слева направо фельдшер Василий Михайлович, рабочий Дмитрий Захарович, пани Наталья, ссыльный учитель и поэт Павел Николаевич Второв, Фридрих Спрудэ.


В старинном Ейске проживали греческие семейства, среди них были Франгопуло и Мавромати. Они были связаны семейными узами: в 1896 году выпускник Императорского Новороссийского университета Харлампий Харлампиевич Франгопуло женился на Аполлинарии Дмитриевне, дочери греческого подданного Дмитрия Петровича Мавромати. Их дочь Мариэтта Харлампиевна Франгопуло стала балериной. Она известна не только как героиня портрета Зинаиды Серебряковой, но и создательница Музея балетного искусства в Санкт-Петербурге, в здании Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, на улице Зодчего Росси. Но здесь речь пойдет о ее дяде по материнской линии, которого звали Спиридон Дмитриевич Мавромати.

Студент, революционер, ссыльный

Его жизнь начиналась в Ейске, здесь он родился 16 октября 1878 года по старому стилю. Его родители: греческо-подданный Дмитрий Петрович Мавромати и его жена Мария Васильевна. Крестили Спиридона в Михайло-Архангельском соборе г. Ейска 26 октября 1878 года, его крестными родителями были греческо-подданные: Ираклий Павлович Ступати и Мельпомерия Ивановна Аксюта. Здесь Спиридон Мавромати окончил Реальное училище, а 25 августа 1895 года он стал студентом Санкт-Петербургского электротехнического института. Там и началась его революционная деятельность, заставившая на время прервать обучение. Мавромати стал членом социал-демократической организации, выполняя очень ответственные поручения. Он доставлял из-за границы в Петербург нелегальную литературу и ведал тайной типографией. Наведывался Спиридон Дмитриевич и домой, в Ейск, доставляя своим приездом немало хлопот местной полиции. В Государственном архиве Краснодарского края хранятся рапорты полицмейстера г. Ейска о продолжении особого надзора полиции за бывшими студентами Спиридоном Мавромати и Д. А. Самойловым, которые проводили революционную агитацию среди петербургских рабочих.
 
В июне 1902 года в Ейске у ейского мещанина Спиридона Дмитриевича Мавромати и его жены Меланьи Петровны, урожденной Передерий, родилась дочь Ольга. Ее крестными родителями стали: инженер путей сообщения Григорий Петрович Передерий и жена кандидата математических наук Аполлинария Дмитриевна Франгопуло. Это означает, что крестным отцом Ольги Мавромати стал ее дядя по материнской линии – Григорий Передерий – известный инженер-мостостроитель, а крестной матерью девочки стала ее тетя по отцовской линии – Аполлинария Франгопуло, урожденная Мавромати. Новорожденная Ольга Мавромати доводилась двоюродной сестрой Мариэтте Франгопуло, которая была всего на год старше. Отец Ольги, Спиридон Дмитриевич, не мог присутствовать в Михайло-Архангельском соборе города Ейска на крещении своей дочери. Весной 1902 года С.Д. Мавромати был осужден «за участие в пропаганде преступных идей среди рабочих» и сослан на четыре года в город Уржум Вятской губернии.
 
В книге Антонины Голубевой «Мальчик из Уржума», посвященной Сергею Мироновичу Кирову, есть немало страниц о С.Д. Мавромати: «Не всегда ссыльные добирались до места ссылки прямым путем. Спиридон Дмитриевич Мавромати (в книге -  Дмитрий Спиридонович) из города Ейска до Уржума путешествовал два с половиной месяца, а обычным путем на это нужно потратить всего пять дней. Мавромати везли длинной кружной дорогой — из Ейска в Ростов, из Ростова в Самару, из Самары в Казань, из Казани в Уфу, из Уфы в Челябинск, из Челябинска в Екатеринбург, из Екатеринбурга в Вятку, из Вятки в Нолинск, а уже оттуда в Уржум. В каждом городе политическим приходилось ждать попутчиков ссыльных, которых направляли по одному с ними маршруту».
 
Из воспоминаний бывшего ссыльного Семена Соломоновича Синельникова: «Мавромати на студенческой скамье ведал тайной типографией и доставкой в Петербург запрещенных книг из разных местностей России и из-за границы. Талантливый конспиратор, он долго был неуязвим для «гороховых пальто» — шпиков охранки, так как у него выработалась предусмотрительность необычного свойства. Спиридон Дмитриевич, прежде всего, страховал зависящих от него подпольщиков, добиваясь их безопасности тщательно продуманными ухищрениями. В уржумской ссылке многие симпатизировали Мавромати, потому что он был скромным интеллигентом столичной закваски, добрым товарищем, остроумным спорщиком».
 
Группа политических ссыльных в Уржуме жила в «Ноевом ковчеге». Так они называли свой дом, который стоит на углу улиц Революционной и Кирова. В 1903 году здесь расквартировалась  «интернациональная коммуна». В нее входили двое русских, двое латышей, двое поляков и один грек – это и был Спиридон Дмитриевич Мавромати. Он и возглавлял «коммуну», а также социал-демократическую группу города. С августа 1903 года эта группа работала под руководством Вятского комитета РСДРП. В архивах сохранилось донесение уржумского исправника губернатору, в котором сообщалось, что влияние С. Д. Мавромати среди населения растет, что у него «расширяется круг знакомых среди уржумской интеллигенции и учащейся молодежи». Среди молодежи, нередко посещавшей обитателей «Ноева ковчега», был Сергей Костриков. Пройдет немного времени, и этот паренек станет выдающимся революционным деятелем, известным под именем Сергея Мироновича Кирова. Спиридон Дмитриевич Мавромати, обладавший энциклопедическими знаниями, по отзывам знавших его людей, был тем человеком, который сыграл большую роль в судьбе С.М. Кирова.

Инженер-электротехник Волховстроя и Свирьстроя

Несмотря на свою активную революционную деятельность, Спиридон Дмитриевич Мавромати не оставил своей инженерной профессии, ему удалось завершить образование. В начале 1920-х годов он работает начальником электротехнического отдела Волховстроя. Это была  первая гидроэлектростанция, построенная по плану развития электроэнергетической отрасли - ГОЭЛРО, разработанного по инициативе В.И. Ленина. 16 сентября 1921 года Волховстрой был включен в этот план в качестве приоритетного проекта. Главным инженером и проектировщиком Волховской ГЭС является выдающийся российский инженер-гидроэнергетик Генрих Осипович Графтио (1869-1949).
 
Первая бригада костромских плотников на Волховстрое состояла всего из 19 человек, в 1923 году число рабочих увеличилось до 6 тысяч человек, а в 1925 году — до 12 тысяч. Помимо традиционных кирок, лопат и тачек стали использоваться экскаваторы и строительное оборудование шведской фирмы ASEA. В Швеции были заказаны четыре гидроагрегата по 9 МВт каждый, остальные четыре генератора были советского производства.

Из книги комсомольского работника Волховстроя Анатолия Дмитриевича Конаржевского «Десять лет на острие бритвы»:  «Из производственной жизни стройки мне хорошо запомнилась «история» с генераторами завода «Электросила», когда шведские специалисты, монтировавшие свои турбины и генераторы, подвергли сомнению качество наших генераторов, изготовленных Ленинградской «Электросилой». Сколько всякого рода кривотолков можно было слышать по этому поводу среди обывателей стройки. Руководство Волховстроя решило для опровержения протеста шведской фирмы провести испытание наших генераторов путем нагрузки на их крестовины тяжелых многотонных болванок. Я не помню их веса, но хорошо помню, как затаив дыхание, все присутствующие, в том числе и я, с напряжением следили за опусканием последней болванки на крестовину генератора, и какой вздох облегчения и радости вырвался у всех нас, когда с генератором ничего не случилось, его «лапы» остались целы. Руководил этим испытанием инженер Мавромати. «Электросила» выдержала испытание своей марки. Шведам тут же пришлось взять свои слова обратно и извиниться за доставленное беспокойство. Наши генераторы оказались по прочности не хуже шведских. Это, по существу, была крупная победа, т. к. машины такой мощности выпускались у нас в стране впервые».

«Качество, – говорил Г.О. Графтио, – должно иметь только один сорт – первый, и гидроэлектрическая станция обязана стоять так же незыблемо, как египетские пирамиды». 19 декабря 1926 года в присутствии секретаря Ленинградского обкома С.М. Кирова и председателя Высшего совета народного хозяйства В.В. Куйбышева состоялось торжественное открытие Волховской ГЭС. И вновь пересеклись пути ейчанина Спиридона Дмитриевича Мавромати и Сергея Мироновича Кирова – Сережи Кострикова, паренька из Уржума. Именно Волховская ГЭС впоследствии  снабжала энергией блокадный Ленинград, она работает и сегодня.

А потом было новое строительство – Нижне-Свирская ГЭС, где талантливый инженер-электротехник С.Д. Мавромати работал начальником электромеханической части. Строительство заложили 19 октября 1927 года в присутствии председателя ВЦИК Михаила Ивановича Калинина и секретаря ЦК и Ленинградского обкома ВКП (б) Сергея
Мироновича Кирова. Г.О. Графтио возглавлял строительство Нижне-Свирской ГЭС. Еще 29 мая 1927 года на место, где предстояло воздвигнуть ГЭС, приехал Киров в сопровождении Графтио. «Сергей Миронович внимательно осмотрел место строительства, - вспоминал бывший секретарь Лодейнопольского окружкома ВКП (б) В.П. Виноградов. – Он был очень оживлён, вникал во все детали будущей стройки, расспрашивал Генриха Осиповича об объёме предстоящих работ, о потребных материалах и рабочей силе, о споре с американскими консультантами по поводу советского проекта гидростанции. Мироныч внимательно выслушивал объяснения, иной раз делал замечания, которые свидетельствовали о его глубокой технической эрудиции, и радовался тому, что скоро на берегах Свири развернётся большое государственное строительство». Нижне-Свирская ГЭС стала настоящей кузницей кадров для строителей и эксплуатационников гидростанций нашей страны. Здесь в годы первых пятилеток, а затем в тяжёлых условиях послевоенного времени происходило становление десятков и сотен инженеров, мастеров, бригадиров и высококвалифицированных рабочих. На строительстве Нижне-Свирской ГЭС также работали около 70 тысяч заключенных из так называемого Свирьлага, созданного в сентябре 1931 года.
 
С.Д. Мавромати проживал в поселке Свирь-3 Лодейнопольского района Ленинградской области, Северная улица, д. 19, кв. 3. Период массовых репрессий ему было не суждено пережить. Инженер Мавромати был арестован 28 декабря 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 14 апреля 1938 г. он приговорен по статьям 58-6 (шпионаж) и 58-9 (диверсии) УК РСФСР к высшей мере наказания. Спиридон Дмитриевич Мавромати был расстрелян в г. Ленинграде 30 апреля 1938 г.


Рецензии
В 70-х годах в институте ЛьвовГипроводхоз был нач. сметного отдела Мавромати (имени не помню). Ему было лет 55-60.

Геннадий Шлаин   28.09.2024 21:31     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за внимание. Я выяснила, что у С.Д. Мавромати было три дочери, кроме Ольги от первой жены Меланьи Петровны Передерий, еще две дочери от второй жены Екатерины Александровны Носковой: Галина и Ирина, их судьбы тоже весьма примечательны. А вот про сыновей я ничего не знаю, были они или нет.

Татьяна Сахань   28.09.2024 22:21   Заявить о нарушении