Таруса. Часть 13

          Предыдущая часть: http://proza.ru/2024/09/26/1577

  В 2014 году проезжая по одной из главных улиц в Тарусе, улице Шмидта, я обратил внимание на вывеску у одного из стоявших за забором участков, на ней было написано — «Частный музей Сергея Жарова». В находящемся неподалеку замечательном винном магазине (замечательном из-за того, что здесь не рискуешь купить какой-то суррогат, вместо хорошего напитка, всё отменного качества и в достойном ассортименте, чего нет даже в Москве) я спросил у продавщицы, что это за музей и получил ответ, что надо обязательно его посетить, потому, что рассказывать долго.
Так я впервые в этот музей и попал.

 Сергей Жаров, коренной тарусянин, здесь же жили и его родители. После школы хотел учиться на историка, но не получилось, и он сразу пошёл работать.  Работать устроился на Экспериментальный завод – в столярную мастерскую. Потом перешёл в СМУ – был строителем микрорайона «Курган». Около двух лет отдал фабрике художественной вышивки – занимался ремонтом швейных машинок. Потом появилась мечта о своём деле. Чуть позже это получилось - он зарегистрировался как предприниматель. Дома, возле гаража оборудовал себе столярную мастерскую. Делал рамы, двери, табуретки, стульчики, столы. В те времена пластиковые окна ещё не были распространены, поэтому оконные рамы у него часто заказывали. Так продолжалось довольно долго, но потом заказов стало меньше – все стали переходить на пластик.

  Любовь к истории сохранилась и проявилась в коллекционировании предметов старины. Сперва это были утюги, в музейной коллекции более сотни - паровых, угольных, газовых, спиртовых, больших и маленьких, отечественного и иностранного производства. Помимо утюгов Сергей собрал коллекцию и других старинных вещей: самоваров, прялок, фотоаппаратов, новогодних игрушек, фото старой Тарусы. А потом пришло новое увлечение. Богатая фантазия и умелые руки трансформировались в создание различных скульптур, сделанных из предметов, найденных в металлоломе. В 2011 году экспонатов набралось достаточно для открытия музея. В фотоколлаже покажу некоторые из них. Музей скоро стал одной из достопримечательностей Тарусы. К огромному сожалению из-за нелепого случая во время работы в мастерской (разлетевшийся бракованный диск болгарки нанес травму несовместимую с жизнью) Сергея не стало. Это произошло в 2018 году. В память о нём, переулок, отходящий от улицы Шмидта, носит теперь его имя.

  Еще один человек, заслуживающий большого уважения, Оксана Савоскул. Закончив географический факультет МГУ, кафедру гляциологии она много ездила не только по нашей стране, но и по всему миру. Её родители жили в Тарусе и настало время когда она тоже приехала сюда навсегда. Сейчас она соосновательница фонда «Тарусское наследие»

  Чуть более полувека назад в Тарусе, за отсутствием центрального, существовала своя собственная система водопровода, которой пользовался весь город. Одна из бассеек, побольше, располагалась на площади — сейчас на этом месте построен фонтан. Вторая стояла на берегу Оки, у старой пристани — это современная территория за спасательной станцией, слева от пансионата «Якорь». Оба приемных резервуара с водой питались от источника в Игумновом овраге между современными улицами Каляева и Ефремова. Здесь же находилась «полоскалка», где полоскали белье. Вся система была настолько хорошо продумана, что, если бы надобность не отпала со временем, вода в эти сооружения, возможно, поступала бы и по сей день.

Тарусяне, закрыв двери домов «на колышек», шли с коромыслами наперевес к бассейке. Называли ее, кстати, более солидно: бассейн. Подставляли ведра, которые быстро наполнялись – напор всегда оставался очень сильным. В этом и заключался инженерный гений людей, когда-то придумавших для удобства «вынести» воду за пределы глубокого оврага. Все три резервуара с водой – в овраге, на площади и на берегу Оки – находились на одной и той же высоте: 127 метров над уровнем моря. И представляли собой фактически сообщающиеся сосуды за счет чугунных труб, которые их соединяли, опускаясь от родника в Игумновом овраге. Вода в тарусских бассейках не заканчивалась никогда.
Так называемые бассейки — примета Тарусы ушедшей, которая сохранилась теперь лишь на старых фотографиях и в памяти коренных жителей. Восстановлением внешнего вида интересного места города, без которого его исторический портрет был бы неполным, занялся благотворительный фонд «Тарусское наследие».

  Прочитайте, что говорит о Тарусе в одном из своих интервью Оксана:
«Здесь мой дом, здесь были мои родители, которые требовали в какой-то момент большого ухода за собой, и здесь нашлись такие занятия, которые меня держат в этом особенном, уникальном городе. Он, наверное, работает как западня для каждого, кто его первый раз видит. И эта западня сначала кажется чем-то совершенно нелогичным: здесь нет монастыря, здесь всего два храма, два десятка особнячков XIX века, натыканных бог знает как. Но еще при Екатерине Великой был составлен план города, который вместо нарезанного на квадратики обычного уездного городка сделал из Тарусы такую версальскую штучку. Это многоугольник, от которого расходятся лучи во все стороны, на высокие берега, на террасы Оки — такой амфитеатр. И с каждой из этих улиц у вас открывается вид на весь этот город, на луг за Окой, на доминанту собора. Это всегда красиво.
 
  Мы создали некоммерческую организацию, благотворительный фонд «Тарусское наследие», у которого есть два направления: сохранение природы и сохранение культурно-исторического наследия. Одна из задач, которая перед нами встала, — провести инвентаризацию того, что мы охраняем. Все это вылилось в два проекта, один из которых — 250-страничная книга «Таруса. Окна в прошлое». Другие наши проекты — это реставрация старинных наличников, создание особо охраняемой территории «Тарусский луг» на правом берегу Оки, который мы отбили от многочисленных девелоперов, городская гостиная, которую мы отреставрировали и наполнили мебелью совместно с бюро «Рождественка» на государственные гранты. У нас, в общем, маленький фонд маленького города, но в общей сложности мы за последний год-два притащили сюда около 5 млн грантами.

  Уникальность Тарусы в том, как только вы сюда приехали, у вас возникает ощущение, что вы здесь именно выросли. Все, что люди любят в России, они в Тарусе не любить не могут, а это какая-то ширь, какой-то простор и уютный городок. И мне, кажется, тут такие поколенческие, может быть, вещи для людей плюс-минус моего поколения — такое острейшее чувство ностальгии, то, чего мы в Москве уже навсегда лишились. Мы лишились ощущения, что мы живем на земле, что у нас деревья выше домов. В 2020 году, когда был объявлен локдаун, многие не захотели сидеть в Москве, Таруса в этом смысле давала чувство большей свободы. И сразу после этого локдауна люди, прожившие здесь до лета, сказали: «А зачем мы поедем мучиться в Москву дальше, нам и тут хорошо». Куча кафе, куча мастер-классов, замечательная школа искусств, музыкалка, хотите учить английский — учите. Только мы очень боимся, как бы в Тарусе не стало, как в Суздали, тогда город потеряет часть своего очарования, а оно именно в такой ностальгичности. Вот вроде никакой, а оторваться невозможно. Я же говорю, западня, запали».

  В заключение хочу сказать, что поселившись в городе художников, Оксана Савоскул стала художником сама. Посмотрите этот ролик, он о состоявшейся в 2017 году её авторской персональной выставке:
https://youtu.be/pfkxOwrtH7s?si=QtOmKe-YoaWDoT0m

    Продолжение здесь: http://proza.ru/2024/10/02/114

P/S        В фотоколлаже слева направо:  1.Сергей Жаров.  2.Вход в музей.  3.В одном из залов музея.  4."Красотка".  5."Балерина".  6."Денди".  7."Гусак охранник".  8. "Мыслитель". 9. Оксана Савоскул. 


Рецензии
Спасибо. А ведь и правда, здорово. Хочется жить в таком городе.

Мария Купчинова   04.11.2024 17:49     Заявить о нарушении
Чтобы не создавалось впечатление о Тарусе, как о городе людей равнодушно относящихся к тому, что страна воюет, упомяну еще одного, уже прославившегося на весь мир, человека — Владислава Лобаева. Он родился в Ростове-на Дону, там же закончил школу, потом был философский факультет МГУ. А потом появилось хобби, которое привело к созданию частного оружейного бизнеса. Сейчас он владелец корпорации «Lobaev» и «КБ интегрированных систем» располагающихся в Тарусе. В корпорации делают лучшие в мире снайперские винтовки, которые сегодня широко используются на Донбассе в боях за освобождение. Одна из выпускаемых им винтовок носит гордое имя "Сталинград".

Николай Таурин   05.11.2024 11:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.