Социализм это всем поровну? С какой стати?

Прежде всего не следует понимать "всем поровну" вульгарно
Что значит поровну?

А то комментаторы иронизируют: как быть с ночными горшками и кислородными аппаратами? А мужу и жене - по половинке лифчика?

Поровну - это значит равный набор КАТЕГОРИЙ материальных благ в потребительской корзине. В рамках каждой категории вам доступен широкий выбор КОНКРЕТНЫХ материальных благ.

Продолжительность рабочего дня одинакова у всех. Каждый должен отработать одинаковое время.

Здесь возражают: что, опять уравниловка? Проходили уже - это привело к гибели СССР!

Но давайте различать равенство / неравенство вознаграждения за труд при разных:
- качестве труда
- направлении трудовой деятельности: профессии, квалификации, должности

И что выходит?

При советской "уравниловке" платили одинаково за разное качество работы.

При социализме - не советском госкапе, а по Марксу - все по-другому
За не полностью выполненный план трудодни засчитывают также не в полном объеме - пропорционально проценту выполнения плана.
Хотя вообще план составляется так, чтобы его выполняли. Невыполнение плана - это серьезное нарушение.

При советской системе оклады на разных профессиях, должностях и при различных уровнях квалификации были различны

При социализме - не советском госкапе, а по Марксу - все по-другому
За одинаковое отработанное время  каждый может претендовать на одинаковую долю в распределении материальных благ.
Т. е. НЕЗАВИСИМО от:

 -  профессии
 -  должности
 -  квалификации

То есть - одинаковый максимум ресурсов на каждого частного потребителя.

(Исключительные ситуации возможны - мы их рассматривали ранее)

И комментаторы возмущаются:

Всем поровну? С какой стати?

Рассмотрим, с какой... На то есть несколько причин.

1) Устойчивость общества. Учет опыта СССР.

СССР развалила привилегированная партноменклатура, которая решила стать полноценным господствующим классом. И добилась своего - ценой развала советской системы вместе с СССР.
 
Равенство уничтожает социальные группы привилегированных и изгоев, заинтересованные в уничтожении существующего строя: для обретения новых привилегий или для избавления от статуса изгоев

2) Требование прогресса

2.1) Междисциплинарный подход

Ныне эпоха новых профессий и новых наук на стыке прежних.

Коммунизм (на фазе социализма) помогает людям  расстаться с архаичной психологией капитализма держаться за свое рабочее место. Вместо этого стимулирует многократно менять род занятий в течение жизни.

Это залог решения новых проблем, когда специалисты способны применять междисциплинарные подходы.

2.2) новые резервы производительности труда

Итак, речь идет о свободе выбора профессий. Это еще одна причина, почему люди будут трудиться увлеченно.

Коммунизм (на фазе социализма) помогает людям  расстаться с архаичной психологией капитализма работать за подачку и  целенаправленно отучает людей от материальных стимулов к труду, прививая им идею трудиться из интереса к делу.

Это - залог высокой производительности труда: если человек увлечен, он не будет трудиться из-под палки, он будет жить этим делом

Но как же выбирать и менять профессии по велению души, если материальное вознаграждение за них неодинаково? Тут вместо велений души действуют меркантильные соображения

2.3) Кризис  добьет капитализм, а с гибелью капитализма перестанет работать и система  материальных стимулов.

Коммунизм (на фазе социализма) помогает людям  расстаться с архаичной психологией капитализма работать за подачку и  целенаправленно отучает людей от материальных стимулов к труду, прививая  им идею трудиться из интереса к делу, в чем помогает следующее:

3) Коммунизм как общество изобилия делает людей нечувствительными к  материальным благам.

Это при нищете капитализма человек вынужден трудиться за  подачку.
Но капитализм создает мощные производительные силы. Которые способны ликвидировать бедность.

Коммунизм, начиная с социализма (по Марксу, а не советского)- это общество людей, не знающих нехватки материальных благ.

Что из этого следует? Две вещи.

а) предположим, что мы огранизуем порядок некоммунистический: условный дворник имеет изобилие материальных благ, а условный нейрохирург - еще большее изобилие. И что это даст?

Это предостережет нейрохирурга от перехода в дворники или простимулирует дворника учиться на нейрохирурга? Нет, потому что дворник имеет уже много, а нейрохирург имеет просто ненужные  излишки. Начиная с некоторого уровня обеспеченности материальными благами, они перестают интересовать, быть проблемой.

И что тут делать? Уменьшить уровень жизни дворника, чтобы появился стимул оставить эту работу? Если вы такое предлагаете, то вы - ретроград и утопист, ибо прогресс не остановить. Нет уж, исходим из того, что нынешний уровень развития материальных благ делает возможным изобилие для всех, и это не отменить.

И что при этом получается - мы видим на примере богатейших стран Запада, где пособия по безработице столь высоки, что люди предпочитают оставаться безработными, жить на пособие и не трудиться, оставляя труд энергичным мигрантам - жителям бедных стран.

И здесь мы плавно перешли к б)...

б)Если человек уже живет зажиточно, то как заставить его трудиться?

Вообще это возможно. Примеры есть. Но материальные стимулы на него не действуют.

Значит, что остается?
Либо силовое принуждение.
Либо... эта работа должна стать ему интересной!

4) Неквалифицированных  профессий нет. Работа дворника и т.п. является ВСЕОБЩЕЙ обязанностью (вспомним Ленина на субботнике).

А на квалифицированных профессиях труд нельзя оценивать  как труд машины (тут не количество штук выточенных деталей или глубина  выкопанной ямы -идею не оценишь количеством листов ее  описания,например,а поспешишь-людей насмешишь).

Тут не коммунизм, а сам  капитализм предусматривает повременную оплату труда.
Повторюсь: не  забываем о современности,не застреваем в прошлом!

Нет бесполезных работ (аргумент Маркса)

5) Коммунистическое  общество - единый холдинг. Все все делают по плану, а работы нужны  разные.

Пока работа дворника не автоматизирована, она нужна так же, как и  работа заслуженного изобретателя.

Это не капитализм, где все "впаривают" друг другу ненужное.
При социализме,если человек выполняет работу, то он делает ее  согласно плану, составленному плановиками - его работа точно нужна. Была бы не нужна - ее бы не запланировали.

За гарантированно нужные работы все  получают одинаковое вознаграждение.
Это аргумент самого Маркса

И еще про справедливость...

6) пока инженер работает над проектом, дворник метет улицы. Да, дворник может не справиться с работой инженера.

Но:
- без него эту работу делал бы инженер,а работа над проектом стояла бы-это его помощь инженеру,косвенное участие в проекте
-  творческая работа инженера есть награда сама по себе.Профессии дворника  нет, так что улицы метет такой же инженер или учитель или дизайнер,он  выполняет менее приятную работу, за что заслуживает даже большего  вознаграждения

Разумный подход: как понять, кто ценнее?

7) Итак, нужны разные  работы. Имеем людей с разными способностями. Каждый выбрал, что у него получается лучше всего - то и делает.
Разве можно судить, кто ценнее? Каждый ценнее всего на своем месте!

Так как страна при социализме - единый холдинг, то предусмотрен единый оклад для всех специалистов.
Кто ценнее - учитель, врач или инженер? Глупо судить об этом!
Это аргумент современного автора Сергея Метика.

8) Так легче всего планировать.

Просто умножить количество ресурсов на одно изделие на количество людей в стране. Зачем усложнять работу плановикам? Может быть, при капитализме, при архаичных технологиях, без этого никак.

9) Это путь к преодолению отчуждения труда

Если человек свободно выбирает профессию, более того, имеет возможность многократно менять профессию в течение жизни - о чем говорилось в п. 2.1 - то это  означает, что человек свободен.

Это залог того, что человек будет трудиться увлеченно, рассматривать работу как хобби. Что этому может помешать? Главным образом понимание того, что, пока он предается своим увлечениям, он мог бы зарабатывать деньги, а для этого нужно найти работу не более увлекательную, а высокооплачиваемую. Именно так выглядит капиталистическое рабство. Но если за работу по любой профессии вознаграждение одинаково - эта важнейшая цепь рабства оказывается разорванной, и человек обретает свободу выбора. А это важнейшее условие преодоление отчуждения труда - того, что человек может рассматривать труд как самореализацию.

А преодоление отчуждения труда означает не что иное, как достижение высшей фазы коммунизма.

Как видим, оснований более чем достаточно!


Рецензии
Вячеслав, Вы кстати. Коммунизм - одинаковый доход, это очевидно, вне зависимости ни от чего.
Кто ценнее - шахтёр, балерина или архитектор?
Допустим все руководящие должности, включая руководство страны полностью переложили на ИИ, но каким образом уравнять рабочего рыбзавода или уборщицу того же завода с академиком?
Коммунистическое образование очень эффективная штука и за пару поколений настрочит миллионы академиков легко, но кто будет поля пахать и помидоры собирать?
Значит академики не каждый день будут академиками, а только в свободное от пашни время.
То есть или академики своими мозгами автоматизируют неквалифицированный и не привлекательный труд, или сами на нём впахивают если нет желающих там впахивать за одинаковый доход. Ок?

Юлия Ковалевская   28.09.2024 22:25     Заявить о нарушении
Совершенно согласен с вами.
И ничего плохого в этом нет.
Сам Ленин - глава государства! - не гнушался работой на субботнике. Весь вопрос в организации.
У нас на заводе инженеров привлекают к работе дворников и грузчиков. Поработал 2-3 часа - получи отгул 4 часа. Итого 7 часов, из которых ты 4 часа не работал, а 3 часа выполнял неквалифицированную работу, оплачиваются как 7 часов квалифицированного труда. Все идут охотно, но не у всех есть время. А отвлечься от сидячей работы и помахать 2-3 часа метлой на свежем воздухе приятно. Это не социальный статус изгоя, не способного на большее, а временно и добровольно выполняемая работа.
Плановая система позволит планировать работу над проектами с учетом отвлечения инженеров на такие неквалифицированные работы.
Говорят, нынче проблема: мусорят на улицах, гадят в подъездах. Как воспитать людей? А это и есть решение! Сегодня я намусорю и кому-то за мной убирать, завтра убирать мне - и как будет неприятно, если какая-то свинья намусорит! Не хочу быть таким! Люди перестанут относиться потребительски к труду коммунальщиков и приобретут культурные манеры естественным путем, без нудных проповедей или системы штрафов. А те, кто заняты наведением чистоты улиц, тоже не будут формулировать завышенные требования к прохожим
Говорят: в чем стимул учиться, если оплата любого труда одинакова?
В том, что неквалифицированных профессий не предусмотрено.
Плох был бы социализм, где есть место профессии тачечника,- сказал Энгельс (имея в виду любую неквалифицированную работу)
Вознаграждение будешь получать, пока работаешь на неквалифицированной работе. Вознаграждение как за квалифицированную работу. Но если у тебя нет навыков выполнения квалифицированных работ, то большую часть месяца работать тебе негде и вознаграждение получать не за что. Учиться имеет смысл!
С другой стороны, раз через неквалифицированные работы будут проходить все, то они окажутся быстро автоматизированы. Прогресс в этом направлении резко ускорится. Проблема будет решена и количеством, и качеством участников. Плановикам даже не потребуется планировать специальные НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) - всё решится само собой.

Афонин Вячеслав   29.09.2024 16:18   Заявить о нарушении
Согласна с Вами Вячеслав, спасибо.

Юлия Ковалевская   29.09.2024 16:43   Заявить о нарушении