Почему в ауарском вор - пеструшка?

Bild: Снежный барс ( мнг. "цоохор ирвэс'). В халха-мнг. он не "снежный", а "пёстрый, пятнистый".Предки нахско-дагъестанских народов воспринимали именно леопарда как наиболее опасного для них хищника, так, общенахско-дагъестанское "волк" - barts', bets', bats', borz ( груз. potskhveri "рысь") на самом деле всё же "барс/леопард", ср. до.-греч. pardos, хетт. haprash, иран. и до. pars/bars. Не волк, а именно "леопард" для них являлся своего рода "иконой воровского мира". И вполне вероятно, что в их представлении, даже Бог его отметил окрасом  существа опасного и крадущего. Когда с "беспределом" леопарда в целом было покончено, лавры "хищника N1" перешли "волку" - существу ночному и социально-организованному. Увидев на привозных монетах изображение льва, горцы сочли его неким "гривастым волком"- ав. гъалбацI, дарг. гъалбецI.И таким образом, обозначение леопарда/барса в горском сознании так и осталось вне конкуренции. У Ибн- Рустэ (X в.) есть сообщение, что жители Нагорного Дагъестана поклоняются "сухой голове", а также "льву". Под "львом" следует понимать однако "гривастого волка". На собственно этнической территории русских леопард/барс никогда не водился. Оба этих слова в русском - иностранные заимствования. "Леопард" перекрчевал в русский из западных языков и известен лишь с  XVIII в.

Лингвист Николаев считал, что др.- греческое pardos и хеттское haprash являются прасеверокавказским заимствованием. Он возводил его к праформе HEBERC'C'I. Впрочем, московские лингвисты никогда и нигде об этом не пишут, как будто, ничего такого они не слышали и не читали, зато всё что связано с татарами (кипчаками) они с удовольствием приводят. 



Почему в ауарском вор - "пеструшка"?


Начнём с того, что происхождение ав. ЦIОГЬОР (ts'ohor) совершенно непонятно ни на основе собственно ауарской лексики, ни с привлечением нахско- дагъестанского лексического материала. Никем и никогда до нас не была предложена этимология.

Начнём с выделения основы ЦIОГЬ (ts'oh), диал. цIцIогь, цIцIугь, ццугь "воровство, кража". Нет этимологии - без вариантов.

Халха-монгю ЦОО "насквозь, напролёт", ЦОО хатгах "прокалывать", ЦОО ЦОХИХ "прдэодырявливать".

Ав. ЦОГЬОР (tsohor), диал. цIугьор "вор": халха-мнг. ЦООРХОЙ "продырявленный, дырявый"; дыра ГЭРИЙН ЦООРХОЙ "дыра в юрте", ЦООХОР "пёстрый, пятнистый, рябой", ЦООХОРЛОХ "делать пятнистым, испещрять, делать черновик".

На то, что здесь именно "прокалывание, продырявливание" доносит до нас и ав. диал. ЦОГЬОР ГИЛИЩ "указательный палец".

У представителей ауарского народа отношение к понятию "вор" имеет оттенок иронии. "Воров" как бы не воспринимают в серьёз, так как и самого  такое явления как  воровство в горной местности не было вовсе или оно не создаввло проблемы. Воров рассматривали как нечто из мира клептопаразитарных мышинных.

В ауарском фольклоре бытует лишь забавный рассказ, смысл которого в "законности" кошачьего воровства у людей: "Кошки жаловались Богу, что люди их не кормят. Бог передал мусульманскому пророку, что Всевышний внял их жалобам: "Если люди вас не кормят, ну тогда воруйте!" Им со ссылкой на ислам, разрешенно воровать у людей.

"Проколы", "дыры", "узоры" - всё это из разряда схожих вещей. Клеймение, изувечивание преступников в России практиковалось до 1863 г. То же самое имело место как на Западе, так и на Востоке.

Последнее обстоятельство могло усилить значение "пестроты, насечкообразия" и пр. как нечто присущее лицам, занимающимся кражей.

Леопард был опасен для древних. жителей тем, что он мог охотиться и днём, запросто забирался на деревья, бесшумно подкрадывался к жертве, даже мог изображать из себя мёртвого. Раненный человеком леопард никуда не бежит, а яростно набрасывается.

Обратите внимание с чем у афганцев (пуштунов) ассоциируется леопард/барс в народных поговорках: "Порта гъорэм пранг дый, кхыта гъорэм панг дый" - т.е. "несчастья и проблемы сыпятся со всех сторон на мою голову", буквально: "вижу на верху леопарда, а внизу вижу - пропасть".

Анг. поговорка: "Леопард своих пятен не меняет".

Африканская поговорка: "Коза не ходит у ворот дома леопарда".

 

СИМВОЛИЗМ ЛЕОПАРДА (Википедия)

Леопард выступает символом жестокости, свирепости, агрессивности, неустрашимости. Поскольку пятна леопарда напоминают глаза, его часто называли Неусыпным Стражем. У китайцев леопард и по сей день символизирует смелость, воинственную жестокость. У древних египтян он являлся символом верховного бога Осириса, а у греков был атрибутом бога Диониса.


Рецензии