Галерея Искусств Мурзилки. Александр Лавров

 рождественская открытка работы Александра Лаврова, с надписью: «Я не знаю, как мне быть, что бы к праздничку купить»

сентябрьский номер №9/2024 год. Журнал "Мурзилка"

Первые иллюстрированные открытки  завезены  в Россию 1870-х годах. Дороговизну заморского  товара  купцы  объясняли просто и доходчиво: «привоз издалека, смотрится богато, потому и денежно».
Спустя время   массовым открыточным производством занялись русские издательства. Они привлекали к работе лучших мастеров, которые    не уступали заграничным ни по качеству, ни по оформлению. А потом и вовсе  Европу  «за пояс заткнули».  Благодаря художественной смекалке, народному юмору, сочности  языка русский открыточный стиль  завоевал  всемирное уважение и популярность. 
Пара задушевных слов, добрых пожеланий на фоне красивой картинки, радовали, поднимали настроение. Открытки охотно раскупались, стали доступными людям разного достатка. Их коллекционировали; дарили, преподносили, отправляли почтой, проявляя любезность и благодарность. выражая искренность чувств, особое почтение. Открытки навсегда вошли в жизнь нашего народа, стали частью его повседневности.
Одним из авторов дореволюционных открыток был выпускник Московского Училища живописи, ваяния и зодчества  Александр Лавров. В  военную компанию Общество Красного креста привлекло художника к разработке  целой серии открыток. Средства от  продажи пошли на  помощь раненным солдатам, участникам Первой мировой войны.
Герои Лаврова - дети деревенской и городской бедноты.  Они играют во взрослую жизнь со всей серьёзностью, на которую способны. Ребятня  «примеряет» на себя  взрослые образы: военного, городового, странницы, хозяюшки, первого парня на деревне, скучающей девицы.
У художника немало  работ с изображением крестьянской жизни, на тему народных песен, праздничных пасхальных и рождественских открыток.
Добрую улыбку, гордость за свою страну, взрастившую немало прославленных воинов,  вызывает открытка с изображением малыша-богатыря. Размахивая, словно мечом, деревянной ложкой, он выглядывает из опустошённой глиняной посудины.  Малыш доволен собой – горшок каши не каждому взрослому по силе, а он одолел, чем не молодец?! Надпись на открытке соответствующая: «Что ты там ни говори, а на русской, чёрной каше возросли богатыри». Черной раньше называли гречневую кашу. По сравнению с другими она самая тёмная. За питательность и пользу считали её царицей всех каш  - особо полезной и ценной.
На другой, рождественской открытке с надписью: «Я не знаю, как мне быть, что бы к праздничку купить» мы видим  растерянную покупательницу. Сколько всего на прилавке – от игрушечного богатства «глаза просто разбегаются»! Правая рука девочки крепко сжимает кошелёк. Левая поднята к лицу, выражающему немой восторг: «Поди-ка, красота какая!». Проследим за взглядом девочки, устремлённым в правый верхний угол. Кажется, одна из игрушек особо  ей приглянулась. 
Не менее забавные и другие открыточные сюжеты: с девицей-красавицей скучающей у открытого окна  своей светлицы; добрым молодцем из народной песни «Вдоль да по речке…».
О книжном графике, художнике Александре Лаврове, мало, что известно. Но сохранилось его творчество, талант. И улыбка, запечатлённая на детских личиках. Улыбка мастера…


Рецензии