Глава 2 Странная ученица

      
               Большая мудрость —
               самому себя знать.
                Пословица.


      После этого лета, половину проведённого в Дубовицком, не узнать Анюту — стала тише разговаривать, тише ходить. В школе независимая от коллектива, если бы её не было в классе, не заметили бы отсутствия её.  Перестав выделяться нарядами, носит всё серенькое, длинные бабушкины юбки, вместо шапочки — бабы Манин красный платок.
       "Переходный возраст, — кивают мама с бабушкой, — на тебя плохо влияет деревня — из девочки превратилась в старуху. Это я-то дура, оставила её на долго, мне и в голову не пришло и, куда смотрела Ольга? Выйти на улицу из квартиры стыдно, соседи говорят, а что у вас случилось с девочкой? — сетует, взбивая кофей, бабушка, — всё, никаких Дубовиц!"— и, для подтверждения, застучит ложечкой по столу. Анюта промолчит — и в школу.
       Делала она всё намеренно, чтобы меньше обращали на неё внимание в классе. К большому удивлению классного руководителя, Анна за школьные годы свои не с кем не подружилась и не хотела заводить знакомства.
        Всегда одна за первою своею партой, "не от мира сего". Не разделяет восторгов одноклассников на праздниках. Не интересны и скучны разговоры их. Нет, не по причине её "деревенщины". По причине того, что поняла она скоротечность и суету сей земной жизни. Трудно ей общаться с неверующими сверстниками, вот она и хотела казаться старше возраста своего. Старше учеников седьмого класса.
      На субботнике, после уборки опавшей листвы, побежала Анютка за ранцем на второй этаж в классную комнату и столкнулась с завучем на лестнице:
—Девушка, вы новый историк? — не узнав её, спросила завуч.
—Нет, я убираюсь, — поправляя платок ответила Аня. Побежала в кабинет, еле сдерживая смех и слёзы.
Дома рассказав об этом, хорошо посмеялись над "новым историком."
      Историк из Анюты, правда, замечательный. Внимательно слушала и записывала рассказы бабушки Мани о военном времени и старом Дубовицком. Особо записала красным карандашом в записную свою книжку: "Не дай, Бог, внучечка, чтоб война. Врагу не пожелаешь. Где садик был, там я девочкой хоронила наших. А, где раньше мы жили, закопали молодых солдат. Они письма домой написали, отправили, что живы-здоровы — и погибли."
       Выписывала изречения и святых отцов. Как бы к ней относящиеся слова Варсонофия Оптинского заключила в квадрат:" Работающие миру считают служение Христу тяжким и неудобносимым, а разве миру легко работать? Мир сильно не любит тех, которые не следуют его законам. Он награждает их разными названиями: монашек, не нормальных, отсталых. Знаете ли вы, про такую-то? Нигде не бывает, только ходит в церковь да читает святые книги, вообразите! И мир осуждает такую и смеётся над ней. Но надо всё перенести и остаться верной Христу. Можно быть и мирскими инокинями, и в монастыре жить по-мирски. Но, не удовлетворяется миром тот, у кого в сердце "дрожат струны жизни".
      Любимый же предмет Анны в школе не история, а "великий и могучий" русский язык. Обожание — литература русских классиков.
       К счастью, ведёт эти предметы не посторонний учитель, а дорогой классный руководитель — Наталья Семёновна. Уважаемую и строгую её немного побаивались ученики.
       Перемена. Шумят в классе до боли в ушах. Чуть ли не по партам скачут. Стучат в окно золотые ветви клёна. Накрапывает дождь. Анютка читает правило про Причастие и его оборот. Просматривает упражнения.
       Громко повалились стулья, Пенкин с Левшиным не поделят карандаш. Девчонки щебечут у подоконника. Обсуждают поступок "Мцыри". Дочитывают, кто чего не дочитал. Эту поэму Лермонтова Анюта невзлюбила. Как же так, оказался человек в святом месте — монастыре. И сбежал. Не понятно. Вот, стихотворение "Молитва", когда, "и верится, и плачется, и так легко, легко" — ей по душе.
        Кто дежурный — неизвестно, доска грязная. Отличница Маша с неразлучной своей Люсей вышли намочить тряпки. Вот, вроде подруги, но Маша "госпожа", а Люсенка компаньонка её. Так пресмыкается перед подругой, унижает свою личность, что, кажется, Маша хозяйка, а спутница — её собачка или обезьянка. Вкус свой поменяла на Машин, мнение тоже. Причёска, тетрадки, кофточки, подчерк, ответы — всё, как у Маши. Подруги.
        Противна Анюте такая дружба. Класс её не замечает, и она его тоже. Она, поразмыслив, над словами Псалтири, что всяк человек ложь есть, всей душой хотела подружиться со святыми. Читает в свободное от уроков время их жития.
       Вернувшись, подруги моют доску. На учительском столе Люся тайком приоткрывает журнал. Звенит звонок. Люсенька бежит к двери, выглядывает в коридор.
—Шухер! Наташка идёт! — Звонко кричит классу.
Словно перепуганные мыши, бросаются все к своим партам.
       Заходит Наталья Семёновна. Важно сложив руки, быстро проходит к своему столу. Развевается, покрывающая худой стан её, узорная тёмно-зелёная шаль.
—Сегодня две литературы. Убирайте русский язык. Здравствуйте, садитесь. —Холодноватый голос её звонок и певуч. В серых глазах чувствуется понимание и доброта. 
       За напущенной строгостью Натальи Семёновны скрывалась чуткая, любящая душа. Анюта всё понимала, нисколько не боялась её. По-особому любила учительницу за искренность, прямолинейность с родителями и учениками.
      Сидит Анюта на первой парте, напротив неё. Обращает внимание на натруженные руки учительницы и на очки в поседевших её висках.
—Наталья Семёновна, вы проверили наши сочинения? — Подаёт голос Люсечка.
—Нет ещё, — скороговоркой отвечает учительница.
—А когда проверите?
—Дети, — отвечает повысив голос, — скажите, ну что там проверять? За оценками гонитесь, а в голове вашей пустота. Каша. Люся, думаешь, не помню прошлую работу твою, где у тебя "Печорин остался без замужества?"
      Учитель всегда виноват. Мамкам жалуетесь, что он такая или она, а за собой не смотрите. Думаете, не знаю, как за глаза называете учителей? Что списываете домашние задание?
      В транспорте катаю ваши тетрадки с перекатанным текстом. Чтоб вы знали, за такой текст три нарисую, не больше. Потом захотите зарплаты больше, работы меньше.
      Я учитель. Понимаете, дети, моя обязанность не только научить своему предмету, а научить, чтобы вы хорошими людьми стали по жизни. Для этого надо учиться, чтобы быть грамотными, чтобы интересно с вами было поговорить. Сейчас вы ученики. Скоро сдадите вы свои экзамены, покинете школу, и вот тогда вы тут будете гости.
      Я вам дала время повторить. Возвращаемся к поэме "Мцыри."
—Левшин, — тихо сказала Наталья Семёновна.
—А можно с места? — Умоляют его тупые поросячьи глазки.
—Пожалуйста, — она отвернулась к окну, —так о чём же поэма Лермонтова?
—Ну, мцыря убежала, — чешет затылок ученик.
—Как, как? — У Натальи Семёновны удивлённо округлились глаза.
—Ну, в горах был монастырь и в нём жили мцыри. Потом одна убежала.
     Далее не досказал Левшин, грянул взрыв хохота. Масляной влагой заблестели глаза Натальи Семёновны, заулыбалась.
—Бестолковый, — обречённым голосом произнесла она. — Господи Боженька! Была в церкви — исповедалась, что кричу на детей. Читать не научились за столько лет. Подчерк — иероглифы. Турки вы завоёванные.
        На перемене Наталья Семёновна подозвала Анютку к себе:
—Аня, проверила твои работы. Ты начитанная. У тебя есть склонность писать очерки. Подумай об этом. —
Анюта кивала.
       В хороших, добрых отношениях она с Натальей Семёновной. Улыбалась, вспоминая, как поначалу не принимала учительница отшельнический образ поведения своей ученицы.
      Анюта понимала, что дала повод так о себе думать. Молча всё принимала и думала: "Сдам экзамен на смирение и Наталья Семёновна будет добрее. Бог отнимает от неё свою Благодать по молитвы моей, чтоб не гордилась".
      Колоколом долго звучали в голове слова — "Гордость свою с высокомерием уберите. Надо разговаривать с другими. А то ничего не знаю, моя хата с краю". — Холодно произносила, смотря на Анюту, будто бы к слову, Наталья Семёновна.
       Со временем, узнала Наталья Семёновна в ученице не высокомерие, а обыкновенную застенчивость.
       Как-то, не успев ответить на уроке, прибежала Анютка вечером в класс. Наталья Семёновна проверяла стопку тетрадей. За окном темно. Фонари освещают улицу. Тишина в кабинете и пусто, даже не верится, что завтра снова придут ученики. Снова закричат, забегают, заживут школьными радостями и горестями, но, а пока тихо. Строго глядят портреты писателей со стен. В углах отдыхают цветы.
       Анюта присела за последнюю парту и начала отвечать отрывок из "Евгения Онегина": "Я к вам пишу — чего же боле?" Читает выразительно. Чётко проговаривает слова. Слышно как исправляет ручкой ошибки Наталья Семёновна. Заканчивая отвечать, Анюта подошла к окну. Возле школы ходит бабушка.
—Молодец, пятёрка. — Наталья Семёновна подошла к ученице, облокотилась на подоконник. Коснулась холодных пальчиков ученицы своей:
—Руки, как у лягушки.
—Пойду я, Наталья Семёновна, меня бабушка ждёт, мёрзнет. — кивает Аня на одинокую фигуру в длинном плаще.
—Каждый день встречает тебя?
—Да.
—Аня, тебе всё понятно, что мы изучаем?— Смотря в глаза, спрашивает учительница. — Сидишь себе молча. Я то понимаю, что ты знаешь, но, может другие преподаватели не понимают.
—Учу всё потихоньку, — тихо отвечает ученица. "Вот и никакая не строгая, обычная учительница", думает она.
—Хорошо. До свидания, Анют. — Наталья Семёновна сложила очки в футляр.
—До свидания.
Быстро бежит по лестнице. Одевается, накрывает платок, радостная идёт на свежий осенний воздух.
—Ну что, ответила? А я то думаю, нет и нет, наверное, проглядела. — Встречает бабушка.
—Ответила, пять поставили.
Берёт бабушку Аллу под локоток и идут неспеша домой.       
       Если случалось встретить учительницу на улице, Анюта не пряталась, не убегала, как делали одноклассники, не хотевшие поздороваться. Она вежливо разговаривала. Если по пути — шли дорогой вместе. Чувствовала ученица в ней не "злую мымру", а добрую душу, вкладывающую в учеников все силы и здоровье своё. Случайная встреча для неё с Натальей Семёновной — радостное и приятное событие.
       В один из ноябрьских серых дней, Наталья Семёновна произнесла ласковым елейным голоском: "Не забудьте, сегодня родительское собрание." 
      За окном барабанит дождь. Темнеет. Последний урок русского языка. Контрольная работа. Но, к последнему уроку, то ли у Анюты, то ли у всех так, но ничего не хочется думать, а только считать минуты до звонка. До свободы. Тем более, что сегодня пятница. Но идёт урок. Наталья Семёновна холодным высоким голосом диктует предложения. Анюта пишет механически, посматривает в окно, не идёт ли бабушка. Наконец звенит звонок. Сдаёт тетрадь на учительский стол. Стоят родители в коридоре, готовятся к собранию. Анютка подходит к бабушке:
—Аня, иди, потихоньку. Я долго сидеть не буду. Скажи, Рае, что приду, чтоб замок не закрывала.
—Ладно. — Улыбается внучка. Обыкновенно на такие вечерние собрания приходит Анюткина бабушка, по причине занятости родительницы на работе.
       В приподнятом настроении Анюта отправлялась не домой, а к единственному любимому своему обществу — подруге, учителю, бабушке, соучастнику в мелких шалостях — Раисе Никифоровне.

      
    


Рецензии