Глава 3. Нация и национальные интересы
Всякое государственное и социально – экономическое устроение общества имеет свои цели и задачи, прямо свидетельствующие об их соответствии его национальным интересам. Главным инструментом и в то же время гарантом этого устроения является само государство. Какими духовно–нравственными основами и целями оно руководствуется – таким будет устроение общества и результаты его деятельности. На особую важность этого указал Н.А. Бердяев: «государство не обладает безгрешной и чистой природой, в нём может обнаружиться злое и даже диавольское начало, оно может перерождаться и служить цели, противоположной своему назначению». То есть «злое и даже диавольское начало» в государстве возникает сразу, как только оно начинает служить не всей нации, а интересам классов или социальных групп общества. Другими словами, государство – это мощная машина, которая может везти людей, а может давить их – все зависит от того кто за рулем этой машины….
Говоря о естественном предназначении государства – очень далеком от его марксистского понимания Н.А. Бердяев подчеркивал его общенациональную роль и созидательность, указывал на недопустимость служения государства частным интересам. «Как только государство начинает представлять чьи-то интересы, – писал он – оно перестает соответствовать своему природному предназначению национального служения». Поэтому государственная власть никогда не должна быть «организацией господства каких-либо интересов или равнодействующей интересов». Государство изначально предназначено для выполнения более высокой миссии – реализации национальной идеи и в соответствии с этим устроения и организации самого общества. Осуществляя эту благородную высокую духовно – нравственную задачу государство также как и раньше может применять принуждение, но уже в отношении интересов разрушительных сил противостоящих государственным интересам. Только в этом случае, по словам Н.А. Бердяева «Принуждение и насилие может быть добром, действующим в злой и темной стихии», а нравственное оправдание этому в том, что «Максимальное народное богатство и преодоление нужды достигается тогда, когда целое ставится выше части, когда целью ставится… благо и ценность государства, нации, культуры».
Частные интересы классов и социальных групп всегда разрушительны для национального будущего, как разрушительны для национальных интересов представляющие их системы. Об этом уже говорилось в предыдущих главах. Частные интересы всегда корыстны, ибо все рассматривают через призму полезности только себе. Именно этим объясняются неблагородные, низкие и крайне уродливые высказывания Грефа о задачах образования: «Мы сегодня переходим от школы знаний к школе навыков – это ключевая трансформация. Время показывает, что навыки значительно более важны и ценны, как для личности, так для общества, и доминируют над знаниями. И не нужны нам математические школы, - это пережиток прошлого». В них совершенно отчетливо виден не национальный интерес, а частный интерес системы. Не система работает на развитие личности, а наоборот личность выращивается, «затачивается», уродуется под потребности системы! В итоге получается некий биологический, бездуховный, минимально образованный индивид - работник хорошо «натасканный» на полезную для системы функцию…. О том, какое будущее может быть у государства с таким народом, система конечно не думает.
Власть, служащая частным интересам неизбежно губит, разрушает личности людей, провоцирует и поддерживает в них самые банальные, примитивные, низменные чувства и стремления, способствует превращению их в реальную систему общественных ценностей. И тогда движимые ими люди стремятся к ним любой ценой. Так у подобных личностей возникает культ мошенников - «коучей» зарабатывающих на них миллиарды рублей обучая – как ничего не зная и не умея делать стать «успешным». Это и есть показатель системы! Или неблагородные провокации больных эмоций - квартиры в заповедниках, на островах и природных зонах для элиты, ради чего бездумно уничтожается та самая природа. Примитивное материальное развитие и владение становятся смыслом жизни духовно, нравственно, умственно гибнущего общества. Всем этим система занятая лишь своими корыстными интересами самым лучшим образом неосознанно служит стратегическим целям владельцев ФРС США – «Золотой элиты» направленно уничтожающей во всем мире нравственность, духовность, природное человеческое естество, традиционные ценности ради своего мирового господства….
В первой половине ХХ века еще было скрыто то, что так очевидно сегодня. Но предчувствие этой опасности и практика социализма заставили Бердяева Н.А. написать что: «Содержание и цели жизни могут быть лишь духовными»! Сегодня, когда уже никто не вспоминает слова Ф.М. Достоевского что: «Даже одной слезинки ребенка не стоит весь мир, его благосостояние» особенно важно понимать, что научно-технические достижения человечества никак не должны являться самоцелью! Что научно-технический прогресс лишь только тогда есть благо для человека, когда он вторичен, вспомогателен духовному его развитию, продиктован им и служит ему. Став самоцелью он становится палачом духовности, нравственности, поработителем человеческой личности и могучим стимулом взаимного отторжения и противостояния людей. Все это сегодня стало реальностью, прямым следствием бездуховности, корыстности частных интересов правящих обществом вопреки национальным интересам. Поистине пророческими оказались для социализма и либеральной системы слова из «Интернационала» с маленьким дополнением: Кто был никем – тот станет всем, только останется – никем….
«Нация выше классов и групп» - писал Н.А. Бердяев. Ее коренные интересы всегда выражаются в ее национальной идее. Только они всегда нравственны и созидательны для народа и его будущего даже когда идут вразрез с текущими частными интересами классов и социальных групп этого народа. Эти коренные интересы и должны выражать национальные проекты России. Вот основные из них – «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные качественные дороги», «Жильё и городская среда». Но если последний проект хоть как-то реализуется преимущественно на коммерческой основе в крупных городах, то печальный эффект остальных проектов люди прямо ощущают на себе! А ведь Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом Путиным еще 5 сентября 2005 года – за 7 лет до «Майских указов», но судьба у них оказалась общей…. Несмотря на это в своем новом послании Федеральному собранию Путин заявил, что для улучшения жизни россиян будут запущены еще пять национальных проектов: «Семья», «Продолжительная и активная жизнь», «Кадры», «Экономика данных», «Молодежь России» и четыре из них уже стартуют в 2025 году…. Насколько верно и нужно заявлять о новых проектах, когда даже в принципе не сделаны старые, о чем свидетельствует исходящая от них масса проблем…?
Тематика и очередность национальных проектов с позиции национальных интересов России должны исходить из приоритетности задач. Но где тогда национальный проект – «Дамбы России»? Можно ли сказать, что этот проект, которого просто нет, менее значим и важен для страны и народа чем скажем - «Безопасные качественные дороги» или «Экономика данных»? И будет ли у огромного числа граждан России «Продолжительная и активная жизнь» без этого проекта? А ведь вопрос не новый - сколько в России было наводнений за эти 20 лет и опять будет! Здесь и нужен государственный подход - вместо строительства скоростных магистралей, бордюрных укладок, иных выгодных коммерчески окупаемых проектов, которые могут подождать, по всей стране построить «на века» серьезные фундаментальные дамбы - как в Швейцарии, США, Великобритании. А его окупаемостью будет, наконец, спокойная жизнь миллионов людей навсегда избавленных от их вечной ежегодной проблемы.
Почему результаты этих национальных проектов оказались противоположны национальным интересам России? Почему они не получили надлежащей официальной оценки и не были срочно исправлены? Почему вместо этого спокойно объявляются новые национальные проекты? Ответ только один: все решают духовно – нравственные и конечно умственные качества людей занятых управлением государством. Чтобы управление было эффективным и осуществлялось именно в национальных интересах России, это непременно должны быть благородные качества личности которые Бердяев называет – аристократическими. Выше уже говорилось, что это не сословная, а духовная характеристика. Это высокие качества личности – щедрость, а не жадность, способность жертвовать своими частными интересами ради национальных интересов, внимание и снисходительность к людям более слабым по своему развитию и возможностям, свойство самоотверженного служения отечеству, наконец, способность чувствовать и осознавать свою вину за происходящее. «Аристократизм не есть право, аристократизм есть обязанность» – указывал Бердяев. Это особый душевный тип личности крайне нужный сегодня России!
Во власти должны быть не худшие, а лучшие, не словами, а делом радеющие о благе России стремящиеся к национальному, культурному ее возрождению и развитию. Сильнейшие по своим дарованиям личности власть для которых, по словам Бердяева, – «не право, а обязанность, не притязание, а служение». Власть лучших это их труд и борьба, направленные на служение, исполнение своих обязанностей по защите и развитию национальных интересов России. Все эти необходимые личностные качества обеспечивают власти потребность служения долгу. Именно им присуща духовная дисциплина труда, которую по своим противоположным личностным качествам отвергли и социализм, и новая либеральная система. В дореволюционной России эти благородные качества не только сохраняли личность, но и определяли полноценность и добросовестность ее труда, являлись внутренней духовной основой труда и трудовой дисциплины. Именно на них указывал Бердяев, говоря о духовной дисциплине труда.
И социализм и новая либеральная система, каждый по своим особенностям, не уважали и презирали труд, хотя много публично о нем говорили. По своей душевной нищете они презирали личность, каждый подстраивая и уродуя ее под свои нужды. По отсутствию своей духовности они не видели духовности в личности, а видели только ее полезную трудовую и иную функцию. В этом стремлении: поменьше дать – побольше взять цинизм получился взаимным. Поэтому за последние сто лет само понятие о духовной основе труда просто исчезло из обихода, а труд и трудовая дисциплина стали прямым следствием мотивированности и контроля, каковы вторые – таковы и первые. Насколько эффективным это оказалось для развития производства и самой личности хорошо показывает сегодняшняя действительность. Вместе с тем именно в ней порожденные необходимостью выживания как исключения из правила появились отдельные ростки совершенно других межличностных отношений на производстве построенных на утраченной духовной основе труда….
Несомненно, что мотивированность труда является необходимым, здоровым фактором. Всякий же внешний контроль над дисциплиной труда, явившийся следствием презрения к личности и ее духовного повреждения необходимо предполагает другой контроль над самим контролем. Это есть больная мера, вчерашний негодный фактор, порожденный обеими негодными системами. «Дисциплина и организация труда может быть лишь иерархической» – пишет Н.А. Бердяев. И здесь кроме необходимой мотивации труда благородная сознательная дисциплина играет определяющую роль. Она есть порождение не внешних факторов – штрафов и угроз увольнения, а внутренних факторов, глубоко личностных духовных качеств, не требующих обсуждения – чувства долга, совести и ответственности за принятые на себя обязательства. Именно они есть основа той духовной дисциплины, без которой, по словам Бердяева: «труд разлагается, распыляется, и хозяйственная жизнь превращается в кучу мусора». Эти душевные и духовные качества глубоко и неразрывно связаны с национальными традициями России, ее православной верой. Порожденные необходимостью выживания драгоценные личностные качества появились в лучшей части народа России и стали ее надеждой….
Будут ли эти качества, взысканные тяжелыми испытаниями в душах лучшей части народа вместе с их носителями востребованы действующей властью в деле возрождения России? Об этом утвердительно заявил президент Путин:
«Вот они и должны выходить на ведущие позиции и в системе образования, воспитания молодежи, и в общественных объединениях, в госкомпаниях, в бизнесе, в общественном и муниципальном управлении, возглавлять регионы, предприятия в конечном итоге, самые крупные отечественные проекты». Назвав их «подлинной настоящей элитой», он противопоставил их тем, «которые в предыдущие годы набили карманы за счет всяких процессов в экономике 90-х…». Очень бы хотелось верить в такое настоящее прозрение и искренность, но время покажет! Будет ли и как скоро произойдет ротация кадров либеральной системы на «подлинную настоящую элиту», что будет с «пятой колонной» и разрушительным для России механизмом «либеральной экономической модели», как изменится социально – экономическая система России, будут ли, наконец, выполнены национальные проекты – все покажет время….
То, что возрождение России неразрывно связано с восстановлением всего, что отвечает за физическое, умственное, нравственное и духовное здоровье и развитие русского народа и других народов России не вызывает никаких сомнений. Также очевидна необходимость для этого политической воли и практических действий правительства. Но прежде чем что-то делать, сначала нужно понять – что надо делать. Для этого необходимо сформулировать ту самую русскую национальную идею, которая и станет компасом российских преобразований.
Великий русский философ Бердяев неоднократно указывал в своих трудах, что для России национальная идея несоизмеримо выше и важнее, чем все частные интересы имеющихся в ней классов, социальных групп или бизнеса. Национальная идея не порождается текущими жизненными потребностями общества, но сама должна воздействовать на них и формировать их. Она не вытекает из актуальных внутренних и внешних политических задач, но сама определяет их. Она находится в самой глубине национального самосознания народа, ее нельзя придумывать — ее надо обнаружить! Именно она, верно понятая и правильно сформулированная, должна указать каким следует быть самому государству, обществу, бизнесу….
Национальная идея России, прежде всего, есть личностное развитие лучших душевных и духовных качеств русского народа. Именно личностное развитие человека и воспитание в нем, независимо от социальной принадлежности, трудолюбия, благородства, самоотверженности, любви, верности и уважения к национальной культуре, традициям решает все остальные государственные проблемы и вопросы. Что очень важно русская национальная идея не может быть не религиозной! Истинные нравственные ценности никак не могут быть продуктом человеческих измышлений, как это было в социализме, а сегодня еще хуже – во всех «цивилизованных странах мира». Именно православная вера, дающая истинную духовность, любовь, свободу личности и уважение к ее правам способна обеспечить и сохранить такое личностное воспитание, становление и развитие человека, какое Н.А. Бердяев видел основой новой России когда: «Из внутреннего аристократизма, из облагораживания души может родиться новая, лучшая жизнь».
Только личностные качества, составляющие главную ценность национальной идеи России способны быть гарантом самоотверженного служения личности обществу и поэтому только они должны быть основанием для занимания государственных должностей. Одним умом невозможно победить соблазны страстей их можно победить только внутренними духовно – нравственными ценностями, совестью и внутренней потребностью в бескорыстном служении своему отечеству. Только подлинная духовность и нравственность защищают личность, делают ее способной противостоять всяким корыстным соблазнам, исходящим от частных интересов и тем самым пригодной к благородному самоотверженному национально полезному государственному служению!
Свидетельство о публикации №224092800850