Мимоходом 5

А теперь о Гауди. Самый необычный архитектор за всю историю мира погиб нелепо, в расцвете творческих сил. Я была благодарна служителю церкви на Майорке, что на планете осталась ещё одна работа этого единственного в своём роде мастера, и я её увидела. Совершенно неожиданно для себя. Его никто и никогда не мог повторить. На выпускном экзамене один из профессоров сказал: «Антонио Гауди либо сумасшедший, либо гений». Прошло больше века, и люди решили, что всё-таки гений и даже собираются причислить его к лику святых. Ну, что ж, как всегда – лучше поздно, чем никогда.

Архитектура Гауди не похожа на всё, что строили до этого люди, и его безжалостно критиковали, обвиняли в безумстве, его собор  называли уродством. Интересная история, правда: в Париже уродством считали Эйфелеву башню, в Барселоне – собор Святого Семейства Гауди. Теперь башня –   визитная карточка Парижа, а собор называют одним из величайших архитектурных сооружений современного мира! Между прочим, Сальвадор Дали защищал архитектуру Гауди, назвал её готическим сюрреализмом. Для него – это высшая похвала, если вспомнить его фразу: «Сюрреализм – это я!» Защищал, может потому, что сам был, мягко говоря, нестандартным человеком.

Когда собор видишь впервые – просто застываешь от изумления: такого не может быть, потому что не может быть никогда. Это настолько не похоже на всё, что называется архитектурой и вообще хоть каким-то сооружением – в веретенообразных башнях фактура, как будто взращённая самой природой, но не сделанная руками человека. В интернете он тоже смотрится необычно, но там всё сглажено, неживой он там какой-то - такого впечатления нет. Антонио считал: в архитектуре не надо ничего придумывать, нужно только наблюдать за природой и  строить так, как она это делает. Идеальными скульптурными формами он считал дерево и облака, а образцом совершенства  – куриное яйцо.

Так вот откуда идея: если яйцо сильно вытянуть, оно и будет смахивать на башню собора. Гауди хотел видеть свой храм Библией, воплощённой в архитектуре: 18 башен по числу апостолов и евангелистов, три фасада посвящались  основным этапам жизни Христа. Не успел. Он поселился в одной из недостроенных комнат собора – его одолевали всё новые идеи, и надо было успеть их воплотить. Все свои деньги он вкладывал в строительство, забывая, есть ли у него обед и во что он одет. Вот поэтому он и походил на нищего, когда попал под трамвай. Да, это был первый трамвай в Барселоне! Бездомного бродягу, каким посчитали Антонио Гаудио, попавшего под трамвай, отвезли в больницу для нищих. Там он, никому не нужный, и скончался. И только когда его не стало, мир вздрогнул!

После собора Святого Семейства и трагической судьбы его создателя  мне больше не хотелось видеть никаких красот города Барселоны.







Рецензии