Как спасали Олега Басилашвили

Музыку к фильму «Билет в красный театр» я писал под уже смонтированный фильм. В кульминационной сцене Олег Басилашвили мастерски сыграл последние размышления и осознания своего персонажа — подполковника Кузнецова перед смертью, которые сподвигли его успеть сделать последнее важное дело. Сцена длилась пять минут.

Дома, а жил я тогда ещё в Пензе, отсматривая материал, я по секундам высчитывал буквально каждое движение, физическое и эмоциональное, чтобы выстраивая мелодические ходы и аранжировку, наилучшим образом подчеркнуть и усилить происходящее. Прикидывал все музыкальные партии на пианино и записывал черновые варианты на диктофон, потом ехал на студию и уже там записывал всё придуманное нужными звуками на многоканальный магнитофон, после чего с музыкантами группы «Куликово поле» добавляли их партии.
Для сведения готового материала приходилось везти часть оборудования — пульт, многоканальный магнитофон и приборы обработки звука на радио, так как там был студийный магнитофон с тридцать восьмой скоростью, и уже там доводить всё до результата.
Вот такой сложный и многоступенчатый получался процесс. Компьютеров же ещё не было...
Но когда я приехал в Москву на киностудию Горького с готовой музыкой, выяснилось, что режиссер с монтажёром уже не просто приготовили ножницы, чтобы изрядно порезать пятиминутный эпизод и превратить его максимум в трёхминутный, а уже беспощадно расправились с ним и бОльшая часть Олега Басилашвили оказалась в корзине. Причём это не фигуральное выражение, а абсолютно буквальное. Без музыки сцена казалась им затянутой.
Пришлось мне аргументированно им доказывать, что на самом деле игра в эпизоде выстроена как надо — с завязкой, развитием, кульминацией и развязкой, не хватает только музыки.
Надо бы, прежде чем выбрасывать, посмотреть всю сцену с музыкой.
После моих убедительных доводов прямо у меня на глазах монтажёр достала из мусорной корзины вырезанные куски пленки и приклеила их обратно.

Всё сразу встало на свои места: и мАстерская игра актёра, и и динамика эпизода, а музыка органично подчеркнула всё действо.

Неловко говорить, но после финального просмотра, режиссёр, признался, что «музыка получилась лучше, чем фильм». Думаю, это излишне самокритично с его стороны и слишком комплементарно для меня, но как говорится, из песни слова не выкинешь.

Читать начало истории http://proza.ru/2024/10/01/1725

Послушать музыку можно здесь:
скопируйте ссылку и вставьте в адресную строку
https://vk.com/audio-2001201570_128201570
https://vk.com/music/album/-2000013134_21013134?act=a..
Музыка к фильму на всех музыкальных площадках
https://musicalligator.link/k1WTZyycf5ELi2k1

На фото режиссёр фильма Амурбек Гобашиев и помощник режиссёра Людмила Воробьёва, моя давняя подруга, благодаря которой меня и пригласили стать композитором фильма, на фуршете после моего концерта. (1993 г.)


Рецензии