Мы, как все
четверг, 12 сентября, в Риге неизвестные облили красной краской памятник Барклаю-де-Толли. Как сообщили RUS TVNET очевидцы, памятник был осквернен ночью. Долгое время шли публичные дискуссии о переносе статуи, однако Рижское агентство памятников ранее решило ее не демонтировать. Однако в четверг, 12 сентября, вице-мэр Риги Эдвард Ратниекс сообщил, что при помощи специалистов будет подготовлен проект решения Рижской думы о демонтаже памятника Барклаю-де-Толли и его постамента. "Как только мы получим окончательное заключение, я вынесу эти проекты решений на голосование депутатов в комитете и на заседании Рижской думы", - указал Ратниекс. Статуя Барклаю-де-Толли на Эспланаде была впервые открыта в 1913 году. В 1915 году памятник был демонтирован, но пьедестал остался. В 2002 году по инициативе предпринимателя Евгения Гомберга была установлена отреставрированная копия статуи. Рижская дума приняла решение об установке статуи в 2002 году. Перед принятием решения был проведен опрос, в ходе которого 47,6% жителей высказались за то, чтобы отказаться от статуи русского полководца времен наполеоновской войны Барклая-де-Толли на Эспланаде.
К демонтажу статуи призвала ассоциация "Центр общественной памяти".
Центр призвал перенести только статую, представляющую политику русификации, которая не является оригинальной, но не финский гранитный постамент 1913 года, изваянный Августом Фольцем для скульптуры Вильгельма Вандшнайдера.
Когда сегодня мы натыкаемся на имя Вильгельма Вандшнайдера, оно нам почти ничего не говорит. Даже если упомянуть о том, что это скульптор, то большинство снова пожмёт плечами. И только немногие вспомнят, что он автор рижского памятника Барклаю-де-Толли. Но этим, понятно, его биография не ограничивается. Вильгельм Георг Йоханнес Вандшнайдер родился 6 июня 1866 г. в маленьком мекленбургском городке Плау-ам-Зее в семье художника
В 1908 г. Вандшнайдер участвует сразу в нескольких конкурсах, два из них на возведение конных монументов. Его модель на конкурс на памятник Александру Второму остаётся без внимания жюри, а вот вариант памятника Петру Первому для Риги удостаивается третей премии. Вот, что об этой работе сообщает ежегодник изобразительных искусств в Риге: «На третьем месте проект скульптора Вандшнайдера (Шарлоттенбург): резко осаждённый конь придал памятнику несколько неудачный силуэт со слишком низко посаженным крупом и неправдоподобно высокой в холке. В то же время нельзя не заметить некоторую мощь в фигуре седока. Постамент излишне крашен для столь динамичной скульптуры».
Но куда удачнее оказался для скульптора 1912
13 гг. Сначала он выиграл конкурс на возведение
памятника фельдмаршалу Барклаю де Толли в Риге. На конкурс было представлено 43 проекта
различных авторов из Петербурга, Москвы, Парижа, Риги и ряда г ородов Германии. Так что
конкурс на лучший проект приобрёл международных характер, а будущему памятнику
придавалось большое историческое значение. Комиссию по оценке предложенных проектов
возглавлял главный городской архитектор Рейнгольд Шмелин
2
На конкурс В
На конкурс Вандшнайдер поставил три своих варианта памятника и соревновался, в том числе, и андшнайдер поставил три своих варианта памятника и соревновался, в том числе, и со своим другом по академии Константином Штарком. Неожиданно для себя Вандшнайдер со своим другом по академии Константином Штарком. Неожиданно для себя Вандшнайдер выиграл этот конкурс, причём занял на нём все три места. Что интересно, пресса признала конкурвыиграл этот конкурс, причём занял на нём все три места. Что интересно, пресса признала конкурс с провальным и объявила, что «выбирать было, по сути, не из чего. Те же три, что были выбраны, провальным и объявила, что «выбирать было, по сути, не из чего. Те же три, что были выбраны, хотя и смогут стать достаточно презентабельными монументами в парке города, но выдающимися хотя и смогут стать достаточно презентабельными монументами в парке города, но выдающимися эти творения назвать нельзя»!эти творения назвать нельзя»! В конце концов, жюри конкурса купило ещё В конце концов, жюри конкурса купило ещё и постамент модели и постамент модели памятника Константина Штарка и предложила ориентироваться на него при создании оригинала, памятника Константина Штарка и предложила ориентироваться на него при создании оригинала, который начали готовить по выигравшей модели Вандшнайдера. Правда, сначала проект который начали готовить по выигравшей модели Вандшнайдера. Правда, сначала проект отправили на экспертизу в Санктотправили на экспертизу в Санкт--Петербургскую Академию художеств,Петербургскую Академию художеств, где прошло где прошло академическое обсуждение будущего памятника, по итогам которого были предложены некоторые академическое обсуждение будущего памятника, по итогам которого были предложены некоторые коррективы в первоначальный замысел. Например, эксперты сочли необходимым убрать меч, коррективы в первоначальный замысел. Например, эксперты сочли необходимым убрать меч, который должен был находиться в руках у Барклаякоторый должен был находиться в руках у Барклая--деде--Толли как символ Толли как символ военных действий, военных действий, сражения, противостояния, и сделать акцент на фельдмаршальский жезл как эмблему мира, сражения, противостояния, и сделать акцент на фельдмаршальский жезл как эмблему мира, процветания и гражданской власти. Михаил Барклайпроцветания и гражданской власти. Михаил Барклай--деде--Толли в исполнении Вандшнайдера одет в Толли в исполнении Вандшнайдера одет в военный гражданский костюм, он «глядит мужественно и просто ввоенный гражданский костюм, он «глядит мужественно и просто вперёд» (газета «Рижская перёд» (газета «Рижская мысль»). В публикациях по поводу проекта памятной композиции отмечается, что автор сумел мысль»). В публикациях по поводу проекта памятной композиции отмечается, что автор сумел придать скульптуре ощущение благородства и величия, в то же время композиция не лишена придать скульптуре ощущение благородства и величия, в то же время композиция не лишена правдивости и естественности.правдивости и естественности.
9 сентября 1912 г. состояла
9 сентября 1912 г. состоялась официальная церемония закладки памятника, которая была сь официальная церемония закладки памятника, которая была приурочена к торжествам по поводу юбилея Отечественной войны 1812 г. В мероприятии приняли приурочена к торжествам по поводу юбилея Отечественной войны 1812 г. В мероприятии приняли участие представители военной и гражданской администрации города, члены различных участие представители военной и гражданской администрации города, члены различных культурнокультурно--общественных оробщественных организаций, а также широкие массы населения Риги. Памятник был ганизаций, а также широкие массы населения Риги. Памятник был открыт 13 октября 1913 г. Военный деятель представлен во весь рост, с фельдмаршальским открыт 13 октября 1913 г. Военный деятель представлен во весь рост, с фельдмаршальским жезлом в правой руке; на голове у него треуголка с султаном, которая как будто немного жезлом в правой руке; на голове у него треуголка с султаном, которая как будто немного надвинута на глаза, надвинута на глаза, что придаёт лицу полководца выражение величественности. Постамент был что придаёт лицу полководца выражение величественности. Постамент был изготовлен в Финляндии, а сама бронзовая скульптура была отлита в Германии.изготовлен в Финляндии, а сама бронзовая скульптура была отлита в Германии.
Памятники немецким монархам
Памятники немецким монархам,, созданные им,созданные им, в большинстве своём переплавили в начале 1940в большинстве своём переплавили в начале 1940--х х гг., многие памятники солдатам, в тгг., многие памятники солдатам, в том числе и ом числе и памятник со свастикой в городке Мальхов, были памятник со свастикой в городке Мальхов, были разрушены или переплавлены и от них сохранились фрагменты. Не сохранился и рижский разрушены или переплавлены и от них сохранились фрагменты. Не сохранился и рижский памятник Барклаюпамятник Барклаю--деде--Толли, его эвакуировали ещё в 1915 г. в Россию и из эвакуации он так и не Толли, его эвакуировали ещё в 1915 г. в Россию и из эвакуации он так и не вернулся. Севернулся. Сегодня на оригинальном постаменте, который не одно поколение рижан, считало, годня на оригинальном постаменте, который не одно поколение рижан, считало, собственно, памятником Барклаюсобственно, памятником Барклаю--деде--Толли стоит воссозданная Алексеем Мурзиным в 2002 г. Толли стоит воссозданная Алексеем Мурзиным в 2002 г. копия монумента.Умер Вильгельм Вандшнайдер 23 сентября 1942 года.копия монумента.Умер Вильгельм Вандшнайдер 23 сентября 1942 года
Свидетельство о публикации №224092800915