За ночным трофеем

 Подходил к своему завершению первый месяц осени, который выдался весьма теплым и сухим в этот неурожайный для нашей местности високосный двадцать четвертый год. Вначале под сильные заморозки во время своего цветения попали ягодники, теперь еще и продолжительная засуха оставила без грибов. Но природа все же брала свое. Ночи становились прохладными. Да и днем уже не было той изнуряющей жары, отстоявшей почти весь сентябрь. Собаки тоже ощущали это и вели себя совсем по другому. В преддверии очередного охотничьего сезона они ободрились, повеселели и с нетерпением ждали то долгожданное и любимое для них время. Но куница была еще не выходная, а для охот по лосю стояла пока совсем не подходящая погода. Пусть похолодает. Сейчас же лучшая пора для лайчатника, чтобы походить по боровой. Ну и, само собой, остается барсук, который уже должен был к этому моменту нагулять подкожный жирок. Именно на него мы решили поохотиться. И хотя ближайшие жилища барсуков находились всего в двух километрах от деревни, все же принимаем решение навестить более удаленные норы. А чтобы до них добраться, нужно было преодолеть около восьми километров лесной дороги. Поэтому в путь отправились пораньше, не дожидаясь вечера, чтобы миновать ближнее «городище» без происшествий.

 Со мной пара лаек — Дымка и Вятка, мои верные «дымавята». Уже в километре от дома собаки ушли в поиск и с концами. Неторопливо продвигаясь в намеченном направлении, я временами останавливался и прислушивался к лесным звукам в надежде уловить знакомый моему уху лай. Вот уже в сторонке остался ближайший к деревне барсучий городок, расположенный на прибрежной возвышенности местной речушки, а собак все не было ни видно, ни слышно. Преодолев участок приречного ольхового леса, я вышел на бывшие совхозные поля, которые тянулись вперед на хороших два километра. Обильно покрытые вейником, они уже успели изрядно подзарасти по закрайкам молодым березняком. Старые фундаменты и яблоневые сады свидетельствовали о том, что когда-то тут стояла небольшая деревенька и жили люди. Присутствовали здесь и совсем нестарые наброды лосей. Я же все пытался услышать хоть какие-то отголоски собачьего лая. И вот где-то вдалеке, вроде бы как на краю поля, наконец донеслись слабые отзвуки родных мне голосов. «Только бы не сохатый», — про себя подумал я. Но, сократив расстояние, выдохнул: «Слава богу!». Характерная манера работы собак явно указывала на того, кого они нашли. Да, это был барсук, который оказался еще и немаленьким. Этот зверь был хорошо знаком собакам. За девять лет своей жизни немало барсуков стало их добычей. Попав под жесткий собачий прессинг, зверю ничего не оставалось, как забиться в буйные заросли ивняка, откуда он сердито ворчал и отчаянно защищался, периодически делая при этом резкие и агрессивные выпады в сторону собак. Дымка, пробравшись сквозь густые сплетения ветвей, пыталась ужалить барсука с тыла. Вятка же, как всегда, атаковала его в лоб и уже несколько раз успела получить по своему неоднократно битому носу. Но это все равно не останавливало ее. Характер прирожденного бесстрашного бойца был у нее в крови. Пришлось вмешаться и немного помочь «штурмовикам». Зверь был добыт. Иногда бывает такое, когда барсук выходит на жировку еще засветло, не дожидаясь темноты. Нередко дневной добычей собак становится и покинувший отчий дом сеголетний молодняк, перемещающийся по угодьям во время своего осеннего расселения.

 Вскинув на плечи увесистый рюкзак, в который барсук с трудом поместился, мы повернули в сторону дома. Довольными остались все, и особенно собаки. Грязные и мокрые, облепленные с ног до головы мелкими шишками липучника, но такие счастливые, они бежали впереди меня, иногда вновь удаляясь в поиск в надежде еще кого-нибудь найти. Сентябрьский воздух наполнял прелый запах увядших листьев и пожухлой травы, наиболее ощущаемый вечерами. Закат уже окрашивал небо в багряные цвета, а сумрачная прохлада потихоньку укрывала собой окрестные леса и луга. Домой мы вернулись, когда солнце только-только скрылось за горизонт, и на улице было еще светло. Навестить дальний «городок» у нас в очередной раз так и не получилось.


Рецензии