Не случилось. Не стали художниками. Из Цикла Байки

  Вознамерился я как-то вернуть из незаслуженного забвения имя некогда самого авторитетного новосибирского художника Ивана Васильевича Титкова (1905-1993), графика и живописца, общественного деятеля, фронтовика-орденоносца, Народного художника России.
  Наполеоновские планы были: добиваться открытия в Новосибирске Музея И.В. Титкова, написать книгу о его творчестве, издать альбом репродукций.
  Планы планами, а жизнь вносила коррективы. Фигура убеждённого коммуниста, воинствующего атеиста и ярого сторонника соцреализма, каким был Иван Васильевич вызывала страх и отторжение чиновников-«перестройщиков». Да и для потенциальных спонсоров он был– неформатная фигура.
  Стал я двигаться к своей цели малыми шагами. Печатал в городских и областных газетах и журналах статьи о Народном художнике, передовицы с призывом «открыть музей Титкова». Близилась дата столетнего юбилея. Я получал десятки положительных отзывов; художники старшего поколения мне жали руку при встрече: - Правильно, Евгений.
  А вот от семьи Ивана Васильевича не было отклика. Ни плохого, ни доброжелательного. Это как-то настораживало. Решил добиться ясности.
  С трудом дозвонился наконец-то до дочери художника Титкова- Элеоноры Ивановны, знаменитой как театральный режиссёр и педагог, Заслуженный деятель искусств России.  Объяснился. Оказывается, ей мои статьи  внучка (жила в квартире знаменитого деда) - и не передала за якобы недосугом- ремонт у них.
  Я сказал ей, что было непонятно   молчание, то ли понравилось, то ли нет, может быть, обидел чем-то или не то написал.
  -Нет-нет! Что вы! Принесите, если не в тягость, мне все статьи в театр, или лучше прямо домой.
   Назначила встречу. Улица Мичурина, 17-33. Старый, «сталинский» дом у Центрального парка, напротив Театра музкомедии, где она- главный режиссёр.
   Пришёл к назначенному времени, к пяти часам вечера. Кое-как открыл щеколду на подъездной железной двери, поднялся на четвёртый этаж. Дверь в квартиру обычная, а ожидал я какую-нибудь бронированную фирменную.
  Минут двадцать мы проговорили. Она прочитала статьи, то и дело очень хвалила: - Хорошо! С огнём как-то! Спасибо вам!
  Я даже засмущался, потом стал спрашивать, уточнять некоторые детали.
  Ничего ни вспомнить, ни добавить по сути задаваемых вопросов она не смогла (или не захотела!). Одобрила мой план написать цикл статей о жизни и творчестве И.В. Титкова в областной «Советской Сибири». Об антарктической серии, истории её создания, о дизель-электроходе «Обь», капитане Ткачёве, - ничего не добавила.
    На мой вопрос: -Почему все вы по музыкальной и театральной линии пошли, а не по стезе изобразительного искусства?
  - Да как-то не случилось. Вы знаете, у нас дома почти каждый вечер проходили  музыкальные встречи. Мы жили тогда на Енисейской улице. Папа хорошо играл на гитаре и профессионально – на мандолине. Наверное, так и получилось, ведь кругом музыка. Дядя Вася* подыгрывал, сестра Ольга** пела.
   Обещала Элеонора Васильевна посмотреть папки Ивана Васильевича на даче. Потом водила меня по квартире. Показала несколько работ отца. Иные очень неплохие. В частности, акварельный портрет Вали Федяниной, знаменитой целинницы.


*- Титков Василий Васильевич (1907-1977)- родной брат И.В. Титкова, известный художник, фронтовик, орденоносец.
**- Титкова Ольга Васильевна -дочь В.В. Титкова, Народная артистка России


    Иллюстрация: И.В.Титков, "Портрет Валентины Федяниной, бригадира тракторной бригады"


Рецензии
Спасибо, что познакомили с художником. Портрет хорош:т я поклонница реализма в ИЗО.

Валентина Забайкальская   28.10.2024 10:59     Заявить о нарушении
Уважаемая Валентина, здравствуйте! Благодарю Вас за прочтение и отклик.
Желаю всего доброго!

Евгений Прокопов   29.10.2024 05:45   Заявить о нарушении