Призрак гоголя. фантасмагория
Я сижу на кухне, перед окном, за столом, в пижаме, в ночь
на 14 января, в свой 43-ий день рождения.
В отражении окна вижу себя, холодильник за спиной,
в котором встроены электронные часы, показывают 03:33,
мягкий свет от догоравшей свечи. Воск плавно стекает. Моя
маленькая черная собачка, по кличке Нейрона, тихо дремлет. Ночь окутала город, подкрадывается сон, опускаются
веки, но я продолжаю писать.
Сквозь тишину слышу тихий голос, из ниоткуда;
— Не могла бы ты исполнить мое важное желание?
Нервно зарычала Нейрона на отражение в окне, легкий
шорох и странный запах, как от антикварной книги. Вижу,
вроде есть тень, ну а вроде и нет, чтобы понять… надо же
ответить что-то.
— Что за желание?
— Я сладкоежкой был, мог за раз съесть банку варенья,
пряники любил. В гимназии я даже прятался по углам, чтобы ни с кем не делиться.
— Ии?
— Приходи на мое место захоронения и услышишь там
мою молитву, которая сыграла важную роль в моей судьбе.
Впервые я написал молитву в большом Римском соборе
Петра и Павла, и она мне всегда помогала. Я повторял ее
всегда, жил с ней практически. Меня не впечатляли русские соборы.
— Чтобы мне понять, куда прийти, мне надо хотя бы
знать с кем я говорю.
— Я тот, кого ты позвала, когда изучала с пристрастием
антикварный том. Я искал место, откуда мне выйти, вот теперь оттуда я могу выходить.
— Да уж, значит, ты и есть тот самый Гоголь?
— Да.
— А я найду твою могилу?
— Если настроишься, проведут.
— А какую главную тему я могу донести до народа?
— Я не был сумасшедшим! Ты можешь восстановить сатиру мою «Нечто о Нежине» или «Дуракам закон не писан».
Это была такая сатира. Это Великие Сорочинцы, Полтава. Я
когда был в гимназии, писал эти произведения. Я это все
не сохранил, потому что там я слишком ярко описал руководителей гимназии и чиновников, которые могли меня вообще сослать в 1820.
— Как изменится Россия в ближайшее сто лет?
— Россия расширится до уровня Российской Империи,
кроме Константинополя, его потеряли навсегда.
— Для чего ты писал «Авторскую исповедь»?
— Я не хотел оставаться в истории ублюдком, который
высмеивал Россию.
— Что для тебя Россия?
— А что для тебя мама?
— А как ты относишься к конфликту на Украине?
— Никак. Мне надо, чтобы сохранились там кладбища,
иначе разрушится все, что связано с Украиной. Это не конфликт, это незнание истории.
— Америка, НАТО или Россия?
— Со стороны всех, сейчас только одна страна и то
в кратком содержании знает настоящую историю.
— У нас будет когда-нибудь еще такой правитель, как
Николай I?
— В следующем столетии будут номинальные правители, которые просто будут ассоциироваться со страной,
но руководить будет искусственный интеллект, сейчас уже
создают, он будет готов в 2035 году.
— Что тебя приводило к бунтарству?
— В наше время не было такого понимания бунтарства
как у вас, у нас мужик напился, подрался и он бунтарь. Тогда
век был подлиз, негодяев и предателей.
— Ходят слухи, что «Вечера на хуторе…» и «Вий» ты писал в трансе.
— Без транса такое не напишешь.
— Кто убил Вия?
— Вия не убили, его переместили в другое место, он
до сих пор жив, часть «Миргорода» я дал «парню», который написал «Дневник домового», «Битву пластилиновых
и реальных героев с темной силой». За границей мне помогала Смирнова, фрейлина императрицы, она была там
с братом, и господин Толстой, они все меня поддерживали.
— А хочешь я тебе расскажу, как по-настоящему называется «Шинель»?
— Конечно, хочу.
— «Повесть о чиновнике, крадущем шинели».
— Аа, интересно, я вот думаю, хорошо или нет, дома беседовать с Духами?
— Для Вас нехорошо, а для писателя это правильно.
— Как тебе пришла идея написать ручную математическую энциклопедию?
— А это не моя была идея, мне за нее заплатили.
— А правда ли, что ты боялся темноты и грозы?
— Да, боялся сильно, я был еще в детстве свидетелем того, как мужика на телеге убило молнией, это было еще
до гимназии.
— Почему ты не был женат? Говорят, что ты боялся женщин.
— Если бы у тебя был такой первый опыт, как у меня,
ты бы тоже боялась. У меня была страсть познать человека,
я наблюдал, как другие живут в семьях, я так не хотел.
— Как ты относился к Жуковскому?
— Это был человек двойного назначения. Мне говорил
одно, другим другое. Я не хотел быть малодушным дурачком, я уходил от интриг.
— Могу ли я закончить второй том «Мертвых душ»?
— Тот, кто закончит второй том, тот сразу умрет, а я
не хотел умирать, поэтому уничтожил. Хотел писать пятитомник. В третьем должны быть дети героев второго тома,
пятнадцать героев всего. Если Вы хотите умереть, я готов
Вам продиктовать.
— В своих письмах ты писал, что придет человек и напишет за две недели то, что ты писал пять лет. О ком это было
сказано?
— Белорус, который живет в ваше время, закончит
и умрет. Все, кто поймет смысл и будет читать, они умрут.
Никто не может закончить, если я сам продиктую-человек
будет тяжело умирать. Я писал, болея за страну и народ.
— Это судьба всех людей?
— Любой, кто начнет восстанавливать, умрет.
— Ты сжег «Мертвые души», потому что боялся умереть
или еще была причина?
— Потому что я знал, что умру, если выдам их в эфир,
и все, кто будет читать, они начнут умирать, все, кто поймет
смысл этой книги, они умрут, тяжело умирать будут.
— Что ты понял за эти годы, когда писал «Мертвые души»?
— Я писал не юмористическое произведение, а болел
за страну и за народ, вообще я был революционером.
— Почему тебе Пушкин отдал писать «Мертвые души»?
— Он слишком был занят, дописывал во Франции, когда
сымитировал свою гибель на дуэли, чтобы избавиться
от своих больших финансовых долгов, единственный способ
был переместиться в другое место, творческие люди не умеют обращаться с деньгами.
— Есть четырехтомник писем моих, издание Маркса. Есть
в двух библиотеках, в Москве «Ленинке» и Президентской
библиотеке, там все ответы про «Мертвые души». Там можно
понять все. Мертвые души есть вообще везде. В любом виде
деятельности, они есть. Например, чиновник устраивает своих родных, никто из них не работает, а деньги получают.
— Какой ты видел путь спасения души Плюшкина?
— Он должен стать щедрым во второй части, должен был
все раздать, потом уйти в монастырь и там жалеть о том,
что он это сделал. Но начнешь писать про них-помрешь.
— Где Чичиков прятал деньги?
— У него был чемодан с ассигнациями, в банке тоже были ассигнации.
— Почему Панночка плохо кушала?
— Когда приходят демоны, люди все плохо кушают.
— Могу ли я продолжить твою повесть «Альфред»?
— Музей Великобритании, в Москве есть старый английский двор. Там есть книги, они под колпаком стоят на общем обозрении.
— Это и есть король Альфред? Историческая пьеса?
— Да, драма, Шекспировская история.
— В начале этого произведения всё было вымышлено,
разграбление монастыря?
— Это была реальная история, которую я услышал
от Улана.
— Там действительно монахини изрезали себе лицо?
— Это они делали потому, что им хотели поставить тавро на лицо, на щеке под глазом.
— Клеймо?
— Да.
— А для чего?
— Клеймо-это принадлежность помещику. Это было
слишком жестко для нравов того времени.
— Есть мне смысл пытаться ее закончить?
— Да есть, вот с ней все нормально, будет интересно.
— Я не помру?
— Нет.
— О чем — то жалеешь?
— Жалею, что не было детей.
— Значит, не существовало женщины, которую ты любил?
— Нет, у меня были другие страсти-познать человека. Я
весь отдался творчеству. Я чувствовал себя маленьким человеком в обществе, и потом я раскручивал конфликт, ведущий к бунту, то есть от смирения к восстанию, для меня это
была важная внутренняя черта, демонстрировал в своих героях, но герои были не мои.
— О чем было письмо Прокоповичу?
— Это был план произведения, он должен был его сохранить в архиве, чтобы я вернулся и дописал, это еще одни
«Вечера на хуторе».
— Тебе нравилось жить в Риме?
— Да, там было комфортно. Ко мне никто не приставал.
— Фрейлина Александра писала: «Я себя продала
за шесть тысяч душ для братьев», о чем это она?
— Это она про второй том «Мертвых душ». Она читала
кусочками. Ей очень нравилось это произведение, она начала жить этим произведением, принуждала себя жить правильно.
— Ты знаешь, что она тридцать лет грустила о тебе, после твоей смерти?
— Знаю.
— У тебя были к ней чувства?
— Никто так не умел готовить малиновое варенье,
как она.
— О чем было письмо Пушкину 7 октября 1835 года.
Остановился на третьей главе, ищу ябедника, хочу показать
Россию с одного боку?
— В тот момент чиновничество стало заправлять государством и перестало взаимодействовать с теми, кого они
называли народом. Вот я и начал высмеивать и гротескно
прописывая персонажей.
— Как тебе удавалось быть таким смелым при царском
режиме? Один «Ревизор» чего стоит.
— Меня считали дурачком, я мог сказать все, что угодно,
в тюрьму не тащили.
— Я чувствовал себя маленьким человеком в обществе. Я
демонстрировал в своих героях бунт, восстание, я был революционер. В одном из моих писем был план; еще одни «Вечера на хуторе».
— А где первый сейчас том?
— В Америке, в библиотеке.
— Во втором томе было об инопланетных языках,
о чем это?
— Санскрит и Русский, единственные земные языки, все
остальные неземные, были привнесены.
— Ты был левша или правша?
— Я был сначала левша, но переучился, не мог быстро
писать, когда одна рука уставала, я начинал писать другой.
— А что было с твоим здоровьем?
— Не могли поставить диагноз, в те времена не было таких диагнозов, что-то с коронарными сосудами, у меня развивалось биполярное расстройство, малярия была с детства.
Но я не был сумасшедшим! Много выдумывали обо мне.
Не собирался я умирать, рассчитывал дожить до 98 лет.
— А что за страхи о захоронении заживо и откуда страхи
о смерти своей?
— У меня была встреча с Тургеневым, говорили на тему
«между жизнью и смертью», как раз там у меня это и включилось, начались страхи. Было всего четыре встречи, и он
все время психовал и убегал от меня.
— А ты правда видел Дьявола?
— Да. Он здоровался со мной за руку.
— Зачем?
— Лучше об этом не говорить, если мы взбодрим параллельную иерархию, нам сейчас придется закончить разговор.
— А куда пропали все твои вещи, которые находились
там, где ты умер?
— Смерти не было, я упал в глубокую каталепсию, если бы побыл подольше, то остался бы жив. Я был прозорливым, поэтому о своей смерти я знал. Мои вещи лежат в запасниках Швейцарии.
— А почему был засекречен акт эксгумации?
— Тогда было все засекречено, чтобы не было восстания
людей, по разным темам, потому что люди русские были
справедливые. Были разные бунты, я попадал часто в бунт,
странный антиалкогольный, вот какой-то солевой был,
хлебный. Я был по натуре бунтарь, но к народу слишком
близко не подходил. Моя голова была на месте, мое тело было повернуто набок.
— А то, что были исцарапаны стенки гроба?
— Ну, правильно, меня же живым похоронили.
— Почему у тебя никогда не было имущества?
— Я все время жил в гостях, мне некогда было этим заниматься. А за границей мне всегда помогала фрейлина
Смирнова, семья ее, господин Алексей Толстой поддерживали меня и мою историю. Толстой заботился обо мне, я ценил стряпню его жены. Я не мог себя представить как Толстой, с кучей детей.
— Ты писал много писем Толстому. Какое из них для тебя было важным?
— Предпоследнее письмо, я его писал зимой.
— А что ты читал?
— Когда был библиотекарем, была база, читал все подряд, библейские, светские, развратные, так наработал словарный запас. В наше время это было знание буквицы.
— Какую музыку ты любил?
— Симфоническую, с литаврами.
— Почему ты тогда не признался, что Алов был твой
псевдоним?
— Это было связано с религией.
КЛАДБИЩЕ
Отправилась я на Новодевичье кладбище следующем же
днем, мне все время слышалось: «О как же я хочу сладенького». Найти было несложно второй участок, но 12 ряд пришлось поискать, с третьего раза нашла. На могиле Гоголя калитка открыта, просто огромный камень, золоченый крест
на нем. Сразу в глаза бросается, что многие посещают и почитают Гоголя, в наше-то непростое время. Увязалась
за мной странная пенсионерка, Татьяна из Мытищ, не дала
побыть наедине, чтобы послушать молитву Гоголя. Очень
от нее много вопросов было, например, как зовут Гоголя.
— Зачем вам Гоголь?
— Мне подруга сказала, что часто ходит к Гоголю и он ей
помогает, я перед Новым годом подвернула ногу. Проводите
меня и на могилу Толстого?
Я не охотно отвечала на все ее вопросы, отвела ее на могилу Толстого, через пару рядов. Интересное наблюдение:
могила Гоголя-одна из самых посещаемых там. Я была приятно удивлена. Цветы, лампады, иконка, на надгробном
камне что-то было написано, я не смогла увидеть, так как
был лед на нем. Я положила ландыши на снег, рядом с тем
известным и мистическим камнем, поставила банку без
крышки с вишневым вареньем, насыпала конфет разных,
с трюфелями, финики.
Татьяна та, похоже, хотела есть, она сказала: «Зачем же
Вы, лучше бы раздали кому»?
У меня появилось чувство, что она сейчас заберет себе,
все что я принесла, поэтому я осталась там до тех пор, пока
она не уйдет.
ЯВЛЕНИЕ II
— Ел ли ты варенье, которое я вчера тебе привезла?
— Я был не один, это у нас был пир.
— Пир?
— Да.
— А кто там с тобой еще был?
— Рядом со мной лежат еще двое, вот мы и собрались,
сообразили на троих.
— Варенье было вкусное?
— Вкусное, я бы лучше кизил предпочел, но и вишневое
подошло.
— В прошлый раз ты сказал, что много магических людей приходят к тебе на могилу, что они просят?
— Решают обычные жизненные проблемы, хотят, чтобы
кого-то наказали, а кого-то не наказывали, наоборот. Многие приходят, кто судится.
— Судятся?
— Хотя я не поэтому направлению. Но почему-то они
думают, что я могу, они там передают друг другу что-то.
— А что ты тогда можешь, в каком направлении?
— Я писать могу.
— Про Михаила Булгакова много вымыслов, что правда,
не разберешь. Почему Булгаков продолжает свои сюжеты
и после своего ухода из жизни, его нет, но он есть. Первую
свою рукопись романа «Мастер и Маргарита» разорвал и частично сжег, правда ли, три раза ты являлся к Булгакову?
— Нет, мы гораздо чаще с ним разговаривали.
— Булгаков был в трансе, когда с тобой говорил?
— Нет, он говорил со мной так же, как ты меня сейчас
слышишь.
— То есть, ты сам приходил к Булгакову?
— У меня не было выхода, потому что у него были произведения и нужно было, чтобы они вышли в свет, дать сюжеты и написать, но я не расскажу какие.
— Ему было сложнее, чем мне. Мне было проще, потому
что я был придворным шутом, а он шутом не был.
— Это правда про камень «шинель»? Его просьба к тебе,
укрой меня своей шинелью?
— Да.
— А тот камень, что лежит на могиле Булгакова, он
правда привезен из Крыма Аксаковым?
— Правда.
— Откуда у Булгакова в произведении голова, украденная из гроба?
— Из «Страшной мести».
— Я видела рядом с тобой могилу Аксакова, она была заброшена, и обратила внимание, что он тоже умер в 43 года.
Это то, о чем ты говорил вчера про тех, кто умирает
от «Мертвых душ»?
— Да.
— А тот, кто будет писать третий, четвертый и пятый
том «Мертвых душ», тоже помрет?
— Да, тоже.
— Почему Аксаков говорил, что твоя связь с Толстым
была губительна для тебя?
— Потому, что Толстой мне рассказал свои философские
выкладки относительно государства и разных чиновников,
и это все как раз сработало на меня, на то, что я перестал верить людям, перестал верить в честность людей. Толстому
периодически делала замечания Анна, чтобы он не тревожил мою душу. Она была слишком чувствительна. Это все
происходило на Никитском бульваре. Можно там погулять
и там услышать что-то важное, там есть табличка какая-то.
Я жил там, у меня было две комнаты. Одна комната была
с окнами на Никитский бульвар.
— Тот камень на могиле Булгакова имеет силу?
— Уже нет.
— А который лежит у тебя, он имеет силу?
— Все камни, которые лежат у меня, имеют силу.
— Булгаков был большим моим поклонником и долго добивался встреч, в конце концов кто-то там на небе не выдержал и меня отправили, а я вообще уже ничего не хотел писать.
— Булгаков говорил про Атлантиду. Откуда он знал
про нее?
— Он глубоко погружался, Антлантида не существовала,
был остров без названия, он там, где Бермудский треугольник. Уже это давно доказано, там со дна подняли пирамиду,
из материала, которого у вас нет. Ваши специалисты думают, что это конспирологическая версия.
— Много на могиле цветов, свечи и лампады, все довольно свежее, интересно, а кто к тебе ходит?
— Меня посещают из разных уголков России и со всего
мира люди, вот в последний раз приезжали с Филиппин.
— А как, по-твоему, бороться с невежеством?
— Сатирически преувеличивать недостатки других людей.
— Ты хотел писать в 1845 году доброе христианское произведение, почему не смог?
— Персонажи, которые были раньше, стали управлять
моей жизнью, стали живыми, стали меня преследовать, владеть мною.
— В прошлом явлении ты показал мне свою одну единственную фотографию, сделанную Левицким, почему ты был против ее обнародования?
— Верно, потому что там придумали образ определенный, по-другому влияет на умы и сердца людей. Я на самом
деле другим был. А потом я привык.
— Кем бы ты сейчас хотел быть на земле?
— Бухгалтером, там математическая ответственность,
а человеческой нету.
— Ты что-нибудь знаешь об инопланетных?
— В мое время это были бесы.
— Есть о тебе мнение у людей, что ты являлся борцом
с нечистой силой, это так?
— Если бы они знали, как легко работать с нечистой силой, только потом отвечаешь за эту работу.
— А ты как отвечал?
— Здоровьем и женщинами, отказом от женщин, еще
дома не было, все время жил в гостях. Очень удобно быть
знаменитым и талантливым, очень удобно на земле.
— У тебя разве не было выбора, не контактировать, например, с нечистой силой.
— Я хотел быть лучше Пушкина, а быть лучшим-это значит все равно, кому-то поклониться.
— Но Пушкин же не поклонялся темным силам?
— У Пушкина были свои авторы.
— Булгаков тоже кому-то поклонялся?
— Любая творческая личность, если она хочет оставаться
творческой…, нужно жить по правилам, а правила для всех
одинаковые. Либо пишешь молитвы, либо пишешь законы,
законные произведения, например, «Граф Монте-Кристо»,
это законное произведение, то есть там рассказываются законы, либо жизнь других миров рассказываешь. Это у вас
называется фантастикой. А я себе придумал фантасмагорию
и с ней жил.
— Ему открылся новый путь, постоянное стремление
к духовному, это о чем?
— В вашем варианте высший уровень творчества-это
внимание вашего руководства, а в нашем варианте-внимание Бога и Архангелов.
— Во сколько лет ты понял, что ты талантливый писатель?
— Я когда родился, сразу понял, что я великий. А когда я
прочитал Пушкина, я разочаровался и понял, что я не великий и что нужно сделать все, чтобы я стал таким. Я хотел,
чтобы у меня было так же легко, ярко и красиво.
— А когда к тебе пришло осознание светлых начал русской жизни?
— За три дня до моей кончины.
— Вот ты как-то сказал, что через 200 лет будет типаж
Пушкина. О чем это?
— Я знал, что есть переселение душ, знал, что есть витки
истории, знал очень хорошо закон отрицания отрицания,
знал, что придет второй Пушкин, второй Аксаков и вообще все.
— А кто из них сейчас живет?
— Аксаков, он сейчас преподает в МГУ. Пушкин, он живет сейчас во Франции. Много душ перевоплотилось, только меня держат, боятся, что я снова раздраконю весь этот улей.
— Есть такой духовник Матвей, он потребовал, чтобы ты
отрекся от Пушкина.
— Да, я слишком на нем был зациклен и говорил, что
Пушкин-это и есть Бог на земле, поэтому он таким образом
старался меня спасти.
— Не этот ли фанатизм твою судьбу погубил?
— Если бы не Пушкин, то кто-то был бы другой вместо
него, я все время создавал себе кумиров.
— Что ты не успел сделать при жизни?
— План был на 12 книг еще.
— Тебе нравилась твоя судьба?
— Когда жил на земле, не нравилась, а как переместился,
так понял, что была интересная жизнь.
— А почему первый том «Мертвых душ» в Америке?
— Во время Октябрьской революции была миграция, забрали туда и всё, и он осел.
— Как ты относился к спиритизму?
— Положительно, этот опыт описан в нескольких моих
произведениях, в «Миргороде» много этого опыта.
— Кто был для тебя Пушкин?
— Я относился к нему почтительно, он был для меня кумиром, я им восхищался, очень хотел походить на него,
но не получалось, тогда расстраивался.
— О чем ты хотел сказать Пушкину, когда писал: «Зайдите ко мне, нужно что-то срочно сообщить»?
— Я думал, что умру, хотел, чтобы он закончил два моих
произведения. Но встреча состоялась, Пушкин сказал, что
тебе еще долго жить, у меня своей работы много.
— У тебя была страсть познать человека, познал?
— Нет, не получилось.
— Что больше всего тебя раздражало в людях?
— Поклонничество и унижение ради должности.
— А может ли стать человек хорошим, например, чиновник?
— Сейчас ваши чиновники по сравнению с нашими очень хорошие.
— Ты был левшой?
— Да, родился левшой, но не смог быстро писать, уставала рука, и переучился.
— А что ты любил читать?
— Я читал Гомера, причем в оригинале.
— А что там тебе нравилось?
— Героизм.
— Тяжело быть писателем?
— Писателем быть-самое простое, и мне не надо было
ничего придумывать, брать пачку бумаги и писать.
— Может, ты знаешь, кем ты был в одной из своих прошлых жизней?
— Был я женщиной, из 16 века, а следующее-будет
в 2035 году, раньше не дадут, есть три варианта судьбы, но я
пока не знаю.
— Твое важное желание исполнилось?
— Частично исполнилось, мне хотелось современного
печенья, не такое, как в наши времена было.
— Принесла тебе ландыши, а ты какие любишь цветы?
— Крокусы, редкие они.
— Кто из значимых в те времена людей интересовался
твоим творчеством?
— Спиридон Иванович, дедушка вашего президента.
— А какое у него было любимое произведение?
— Сборник «Миргород».
— От чего Спиридон Иванович умер?
— От сердечно сосудистых заболеваний.
— А почему он не стал архитектором, как хотел, почему
был поваром?
Вмешивается второй голос.
— Тогда нужны были связи.
— Я работал в санатории, там отдыхала Крупская и еще
сестра Ленина, им очень нравилось, как я готовлю, и они
меня забрали с собой.
— Ты работал в «Астории»?
— Да, меня ценили не только за поварское мастерство,
а еще и за архитектурную подачу. Я свое видение архитектурное выстраивал на тарелке.
— В марте 1920 года судьба Спиридона теряется, что тогда произошло?
— Меня выслали в село Ильинское. Потом я работал
с Фурцевой, мать Хрущева тоже любила кушать мою еду.
А дальше я пошел по дачам.
— А правда, что Ваш внук в одной из прошлых жизней
был Апостол Павел?
— Нет, это неправда, он был Великий Константин. И сейчас он все повторяет, как и тогда, все великие действия, тогда он правил 28 лет.
ЯВЛЕНИЕ III
— Ты приходил этой ночью?
— Да и не один.
— А с кем?
— Я приходил с Аннушкой.
— А зачем вы приходили?
— Читали мой том, который у тебя лежит на столе.
— А когда том лежал у моей покойной бабушки, ты приходил?
— Нет.
— А ты знаешь, что был фильм «Гоголь. Начало», «Вий»
и «Страшная месть»?
— Да, я участвовал в сценариях, но видеть не мог.
— Я так и поняла, что без тебя тут не обошлось. А кому
ты посылал сценарии?
— А там было четыре человека.
— В одной из серий был эпизод, колодец крови, это же
из «Мертвых душ»?
— Да.
— А Басаврюк, «охотник за душой»?
— Это из «Вия», про Панночку.
— А почему не будет продолжения этого фильма? Что,
есть какие-то сложности?
— Не будет, и не надо его, потому что они начали пытаться восстановить часть, после которой все умирают.
— Когда работали над этим фильмом, кто-то умер?
— Нет пока, но Наталья и Ким на грани. Там еще Тихон
и Алексей были, вот они не придали значение, легче работали. Наталья и Ким глубоко прониклись, их там было четверо
и два режиссера, которые постоянно вмешивались в сценарий, старались улучшить, но ухудшали.
— Никто не умер, а недуги у кого-то начались из этих
людей?
— Да, у Кима и Натальи начались видения и легкие расстройства психики.
— Моя книга объясняет, что не нужно никаких продолжений, так?
— Можно брать современных героев, тогда никто не пострадает. Если они возьмут своих героев, это будет честно
и наказывать не будут.
— Вот в фильме были казаки, ведьмы и русалки, тоже
все из твоих произведений?
— Да.
— Почему они своих персонажей не создали?
— Они не старались, не хотели.
— Есть слухи, что главный герой Александр отказался
участвовать в продолжении этого фильма.
— Правильно, потому что с ним начали происходить мистические вещи, которых он испугался, видения.
— А что там за секретный клуб был?
— Там есть три клуба сохранения памяти людей того
времени.
— Что за клубы?
— Один в Москве, другой в Питере, третий в Екатеринбурге. Они зарегистрированы в качестве организаций. Запускают только больших приверженцев и проверяют их.
— А для чего они?
— Тайны, секреты Российской Империи. Они сохраняют
мистику и разгадывают тайны таких произведений, разгадав, могут создать заговоры, которые меняют политику мира. Вот сейчас произошла одна из таких вещей. Французы
сделали в Африке серию мероприятий, и сказали, что Пушкин-француз и он их писатель, что в принципе и является
правдой. Убийство на дуэли Пушкина было большим розыгрышем, и Пушкина сохранили, он написал еще там много
произведений, только прозаических.
— А почему ты не закончил «Женитьбу»?
— Потому, что там должен был кто-то умереть в конце,
а я уже замучился всех «убивать».
— Почему часто в твоих произведениях ведьмы?
— Потому, что все женщины-ведьмы, нет ни одной нормальной женщины на земле.
— Ты, как и Толстой, недолюбливал женщин?
— Не доверял им, но долюбливал.
— А почему не закончил «Утро делового человека»?
— Потому, что его закончил Ильф и Петров, это те, которые писали про Остапа Бендера, там есть и фильм, и хорошие произведения. Я сейчас много пишу, и у меня есть помощники, но проблема в том, что они пытаются описывать
наше время, но они в этом ничего не понимают. Пишите
о своем времени.
— А какие у тебя были отношения с другом Вильегорским?
— Нестандартные.
— А что это значит?
— Женщинам такое говорить неприлично.
— Один литературовед говорил, что ты носил в чемодане две-три пары сапог. Это так?
— Это не слухи, я боялся, что у меня промокнут ноги и я
простыну и умру.
— А макароны тоже были в чемодане?
— Редко, но были.
— Макароны с сыром и помидоры-твоя любимая еда
была?
— Нет, моя любимая еда были бублики и конфеты. Я
в детстве голодал и боялся оказаться голодным.
— А то, что ты вязал, это правда?
— Да, я вязал, так у меня больше происходила концентрация, но распускал и снова вязал из одного и того же.
Потом мне сделала замечание жена одного знаменитого
человека, я это делать перестал. Первоначально меня научил вязать Данило-кузнец.
— Зачем ты наряжался в странную одежду?
— Нет, я просто шил себе периодические такого типа
сюртуки, которые походили на одежду. Я старался сшить такой вариант, как у вас это называется, плащ-палатка. Чтобы
можно было в нее завернуться и не замерзнуть. Я боялся замерзнуть.
— Улиток и пиявок боялся?
— Слизни вызывали у меня омерзение.
— Почему ты поругался с Погодиным?
— Он распространял про меня слухи.
— А правда, что ты пиал письмо Николаю I, что у тебя
даже нет денег на еду?
— Да.
— Правда, что благодаря маме, твое творчество наделено фантастикой?
— Да, потому что с самого детства она мне такое рассказывала, что у меня волосы шевелились на голове.
— Зачем она это делала?
— Она сама была в «шизофреничном» состоянии постоянно и все время что-то видела.
— А Лев Толстой действительно переписывал семь раз
«Войну и мир»?
— Это не он переписывал, а его жена.
— А правда, что Лев Толстой мстил слишком умным
женщинам в своих произведениях?
— Он вообще недолюбливал женщин, считал их ограниченными и недалекими.
— А с чем это связано?
— С женой, он тяготился, что она абсолютно забирала
у него все обязанности. И он чувствовал себя ребенком рядом с ней. А она хотела, чтобы он написал как можно больше произведений, поэтому забирала себе все обязанности.
Он действительно был самым дорогим писателем в те времена, если все получали по 70 рублей за лист, то он получал
по 120—150 рублей за лист, поэтому у него были такие боль25
ПРИЗРАК ГОГОЛЯ
шие произведения, которые он писал, чтобы обеспечить семью.
— А почему так тяжело далось ему писать «Войну
и мир»?
— Этот роман был для него попсой, как вы сейчас говорите, как чтиво. Он хотел вообще быть философом.
— А правда, что к нему в госпиталь являлась старушка?
— Да, странница, помазанница какая-то.
— А для чего являлась?
— Чтобы он не богохульствовал.
— Так ли, что роман «Воскресенье» -это его попытка поменять мир?
— Верно, абсолютно.
— А почему ненавидел Шекспира?
— Там слишком много крови. Слишком много отношений, которые не являются человеческими.
— Лев Толстой почему не закончил «Алхимика»?
— Ее закончил Кастанеда, потому что у Толстого не было
такого слога, который необходим был для этого произведения.
— Правда, что Лев Толстой не так далек от Ордена тамплиеров?
— У него был материал, в котором много интересных
фактов, которые к нему попали, но перед уходом из имения
он сжег.
— Какие Лев Толстой имел ордена?
— Были награды, много.
— А почему Лев Толстой хотел, чтобы не было отпевания
и креста на могиле?
— Потому, что он разочаровался в религии.
— А правда, что в России живет советник президента
по вопросом культуры, родственник Льва Толстого?
— Да, Толстых много.
— А Фекла Толстая, российская журналистка тоже родственница?
— Да.
А Дмитрий, который живет в Париже?
— Да, дальний, внучатый племянник.
— А Тимон, преподавательница итальянского, в Израиле?
— Да, тоже родственница.
— А для чего Толстой давал жене читать свои дневники,
где описаны были романы его?
— Он хотел, чтобы она его воспринимала в полном объеме, таким, какой есть, не собирался быть дипломатичным
ни с кем.
Свидетельство о публикации №224092901030