Гессе Игра в бисер. Глава четвёртая
Медитативное чтение книги
Германа Гессе « Игра в бисер « .
Глава четвёртая , рассказывающая о студенческих годах Йозефа Кнехта .
Начну со слов римского папы , данных им в Риме , в Латеранской базилике 17 июля 2024 года :
« … литература высвечивает БЕЗДНЫ ВНУТРИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ , в то время как откровение , а затем и теология берут на себя задачу показать , как Христос входит в эти ГЛУБИНЫ и освещает их .. .
Многочисленные страницы литературы соответствуют тому , что святой Игнатий называет духовной
« безутешностью «… « Игнатий называет безутешностью
« помрачение души , волнение в ней , влечение к вещам низким и земным , беспокойство из – за различных побуждений и искушений , ведущих к неверию , без надежды , без любви ; когда человек чувствует себя совершенно равнодушным , остывшим , печальным и как будто отлучённым от своего Творца и Господа « … трудность или скука , которые мы чувствуем при чтении определённых текстов , не обязательно плохи или бесполезны . Сам Игнатий заметил , что в тех « кто идёт от плохого к худшему « добрый дух действует , вызывая беспокойство , волнение и неудовлетворённость . Это было бы буквальным применением первого правила Игнатия для различения духов , которое касается тех , кто « переходит от одного смертного греха к другому « В таких людях добрый дух
« вызовет уколы и угрызения совести посредством предостережений разума « и таким образом приведёт их к добру и красоте . Монах одиннадцатого века
Гильом из Сен - Тьерри и иезуит семнадцатого века
Жан - Жозеф Сурен разработали образ коровы , жующей жвачку - – ruminatio - как образ созерцательного чтения .
Сурен ссылался на « желудок души « , в то время как иезуит Мишель де Серто говорил о подлинной
« физиологии переваривающего чтения « . «
Папа Франциск сам преподавал литературу
в иезуитском колледже , и его словам я придала значение именно для размышлений о творчестве Германа Гессе .
Несомненно что Гессе и другие великие писатели открывали именно что « бездны человеческой души « .
Не всякий достигнет в своём опыте тех бездн , которые достигли Достоевский или Дэн Браун , или Герман Гессе .
Мы , читающие эти тексты , испытываем различные эмоции и умственные потрясения , не погружаясь при этом в эти бездны . Так , Герман Гессе отдавал первенство в этом погружении и Фридриху Ницше , и Новалису , и Достоевскому . Тем , что первооткрыватели бездн рисковали при погружении в бездны не только своим здоровьем , но и жизнью . Только Карл Юнг при этих погружениях вывел рецепт для тех , кто хочет погрузиться в бездны , не рискуя при этом ни здоровьем , ни жизнью - применение психоаналитики , как он называл , но на самом деле это был старый способ , открытый ещё Гёте , - вступить в договорные отношения с обитателями бездны , куда влечёт человека его любопытство , или заключить завет с обитателями бездны , и при том , оставить обитателей бездны без обещанной им человеческой души - влюбить в себя богобоязненную простушку , и её молитвами обрести вечный покой , что в просторечии называется « со святыми упокой « .
Об этом повествует Гётевское произведение « Фауст « .
Но не только , но и сама его жизнь .
И эта мысль воплощается вновь и вновь .
Другое дело , что это искусственное построение человеческой мысли , а не христианская практика .
Которая утверждает словами апостола Павла о том , что в Царствии Божьем нет места подобным Фаусту .
Да и самому Гёте , место которому Гессе определил именно что в « преисподней « , откуда Гёте или , скорее всего , дух , стоящий за Гёте и его умозаключениями , подавал герою Гессе женскую туфельку в его « Степном волке « .
И Гермиона , которая одела эту туфельку , вела героя
« Степного волка « , за которым угадывается сам Герман Гессе , прямо в преисподнюю .
Впоследствии сам Герман Гессе многочисленно менял духов - проводников , о чём свидетельствуют его произведения , и потому , читая
« Игру в бисер « нужно помнить все воплощения Германа Гессе , когда он менял духов - проводников неоднократно , что может имитировать проживание им нескольких жизней , но … на самом деле человеку дана одна жизнь …
и рассказы о том , что человек живёт много жизней говорит лишь о том , что дух , который в нём прожил не одну так называемую « жизнь « , которая жизнью не является ,
а , скорее , её можно назвать так , что человек пребывает во многих безднах , « эскурсии « , которые ему организует тот или иной дух .
В Иоанне Крестителе пребывал тот же Дух , который пребывал ранее в Илие , и не было более никого , в ком бы мог пребывать Дух Илии , как только в Иоанне Крестителе .
Так и в любом человеке пребывать может только тот дух , который может выполнить мечты этого человека , правда , не так , как человек может себе это воображать .
И тот « маленький человечек « , который явился Герману Гессе в его детстве , подготавливал мальчика к принятию духа , такого как Дамиан , и так далее . Об этом повествуют произведения Гессе для внимательного читателя его книг .
Все эти переходы наконец достигли того , что Герман Гессе в своих устремлениях достиг уровня духа именем Йозеф Кнехт .
Для особых целей . Которые я извлекаю из того , что написано Германом Гессе в книге « Игра в бисер « .
Размышляя над строками из этой книги , но памятуя и о других так называемых « воплощениях « Германа Гессе , которые имитируют духи , населяющие более не тело Германа Гессе , а его человеческий дух . Населяют , сменяя друг друга . И сама жизнь Германа Гессе интересна тем , как это происходит . Не так драматично , как у Дэна Брауна .
А , можно сказать , даже обыденно .
И кто пишет о студенческих годах Йозефа Кнехта , Герман Гессе или позволяя делать это духу - духу , вселяющемуся в него , с обещанием того или иного духа ввести его в сонм богов , делясь там своими идеями .
Ибо именно идеи царствуют в человеческом обществе .
Меняя общество , заражая его этими идеями , чтобы человек сменил своё направление именно что в обществе , подчиняясь требованиям этого общества .
Уже не Церкви Иисуса Христа , но всё же являясь тем или иным собранием - экклесией , говоря по гречески .
Или кагалом , говоря об этой формации - собрании людей , говоря по еврейски . Не толпы , а именно собрании .
Собранных благодаря той или иной идее .
А без присутствия Бога получается только
попытка построить царство духа без Бога , хотя и используя формы церковного строительства , наполняя их чуждым церкви идеями , и даже используя слова Писания , конечно , вырванные из контекста истории спасения
Итак , четвёртая глава :
« … кончилась его школьная пора и начались годы свободного изучения наук … если не считать мирных эшгольцких лет , они были … самыми радостными и счастливыми в его жизни … есть что - то чудесное и трогательно прекрасное в вольности , с какой отдаётся желанию открывать и завоёвывать юноша , впервые движущийся без школьного гнёта к бесконечным горизонтам духа , ещё не терявший никаких иллюзий , ещё не сомневавшийся ни в собственной способности к бесконечной самоотдаче , ни в безграничности духовного мира .
Как раз для талантов кнехтовского типа …
по сути своей устремлённых к целостности , к синтезу и универсальности эта весна свободы в занятиях нередко бывает порой огромного счастья , чуть ли не опьянения : без предшествовавшей дисциплины элитной школы , без душевной гигиены упражнений в медитации и без мягкого контроля Педагогического ведомства эта свобода представляла бы для таких талантов большую опасность и была бы для многих роковой , какой и становилась для несметного множества высоких дарований во времена , когда ещё не существовало нашего нынешнего уклада , в докасталийские века … в высших учебных заведениях той ДОИСТОРИЧЕСКОЙ поры в иные времена было просто полным - полно фаустовских натур , несшихся на всех парусах в открытое море наук и академической свободы , и терпевших всяческие кораблекрушения из –за необузданного дилетантства : сам Фауст - классический пример гениального дилетантства и его трагизма … «
То есть описывается идеальная практика избавления от фаустовской натуры , у которой , если судить по произведению Гёте , несколько ироническое и даже повелительное отношение к обитателям бездны .
Что самим обитателям бездны пришлось не по вкусу .
И подвигло к усилиям создать в Германии нового ,
не фаустовского человека .
Фаустианство , по их мнению , зашло слишком далеко .
И создаётся новая Педагогическая провинция , отличная от Педагогической провинции Гёте , создававшей именно что фаустианские типажи . Фаустианство было исчерпано .
Фаустианство , не терпящее никаких иерархий .
Йозеф Кнехт таким образом продукт отказа от фаустианского человека .
А Герман Гессе , получив от ироничного духа Гёте женскую туфельку в период написания им « Степного волка « , как бы получил от него карт - бланш на создание образа анти - Фауста . Период революций , войн , порождённых именно что фаустианским человеком , был найден подходящим для создания нового человека , антипода Фауста .
И создана условная площадка для воспитания этого человека - Касталия . Скажем прямо , что сверхчеловека .
Ибо сверхчеловек - тот ,в котором преодолено именно что человеческое . И даже физически представляя из себя химеру . То есть внечеловеческое , вторгшееся в человека , используя возможности человека творить , но отказавшись от требуемой Богом нравственности от человека , созданного по образу Божию и подобию , даже если и весьма ограниченному в своих возможностях .
Сотворение новой морали вошло в труд под названием
« Игра в бисер « , и разумеется , что применение морали , удобной для деятельности , но не создающей гармоничный мир , мир потому без обычных человеческих институтов , в виде дворцов правосудия для богини с повязкой на глазах , что можно интерпретировать и как равнодушие .
Не будет ни дворцов правосудия , ни защиты угнетённых , что превратиться может в фарс легко .
Только желание стать рабом Божьим , что предполагает наличия кротости вкупе с учительностью и с желанием не самому себе угождать . Вот что представляет и з себя Церковь Иисуса Христа . В идеале гармоническое общество , которое с желанием подчиняется заповедям блаженства , данным Иисусом Христом в Нагорной проповеди .
И это произойдёт , потому что это находится в воле Божьей . Как и то , что будут спасены все , кто останется человеком , несмотря на откровенные соблазны отказаться от своего человеческого образа за , прямо скажу , пару пустяков , как бы не величественно они выглядели в земное время , полное откровенной нужды во всём .
Что же представляет из себя Касталия именно для студентов . А антифауст , как и сам Фауст , воспитывается в условиях именно что созданного для этого университетского городка , в который переходит воспитанный в касталийской же школе выпускник этой несомненно что элитной школы :
« В Касталии же духовная свобода студентов бесконечно шире … и здесь хватает ещё всяких опасностей всяких опасностей , всякого ДЕМОНИЗМА и ослеплений - где человеческое бытие свободно от них ? …
( пока человеческое общество не освободится от демонизма , невозможна гармония человеческих отношений , потому что преобладают честолюбие и в Касталии , а это как раз свойство демонизма , нужно отметить )
но всё таки от многих возможностей сбиться с пути , разочароваться и погибнуть касталийский студент ЗАСТРАХОВАН ( !!! ) ( О , где на земле может быть возможной такая страховка ? ) .
С ним не может случиться такого , что он запьёт , что растратит свои молодые годы на бахвальство или заговорщицкую деятельность , как иные поколения студентов в ДРЕВНОСТИ ( ! ) , не может он в один прекрасный день сделать открытие , что школьный аттестат зрелости выдали ему по ошибке …Опасность расточить себя на женщин или на спортивные излишества тоже не очень велика … «
И вот как решена проблема сексуальности именно что в университетской среде Касталии :
« … касталийский студент не знает ни брака с его соблазнами и опасностями , ни ханжества прошедших эпох , либо принуждавшего студента к половому воздержанию , либо толкавшего его к более или менее продажным или распутным особам .
Поскольку брака для касталийцев не существует , не существует и нацеленной на брак морали любви …. Поскольку для касталийцев не существует денег и почти не существует собственности , продажной любви тоже не существует . В педагогической провинции дочери местных жителей обычно выходят замуж не слишком рано , и в годы до брака студент или учёный кажется им особенно подходящим любовником : он не интересуется происхождением и состоянием возлюбленной , привык считать умственные способности по меньшей мере равными житейским , обладает , как правило , фантазией и юмором и должен , поскольку денег у него нет , платить самоотверженностью больше других .
В Касталии возлюбленная студента не задаётся вопросом : женится ли он на мне ? Нет , он не женится на ней ... «
Всё просто : прежде чем прибегнуть к воздержанию , касталийскому студенту , как и студенту в средневековье , представляется свобода в отношениях …
Ибо сама молодость студента привлекала и привлекает .
И решён самый болезненный вопрос , названный
« моралью любви « . Который практически решался
и во времена Гёте , и даже в средневековье - именно что пренебрежением к морали любви .
Не так кардинально , как в « Фаусте « Гёте .
Но тем не менее ответственность всегда возлагалась на женщину , а она действовала по обстоятельствам и по силе её характера . Недаром же так поддерживались в средневековье населением не только мужским , но и женским , состоявшим из жён в большинстве своём , гонение на ведьм .
Но в Касталии гонения на ведьм не предполагались ,
внедрялась практика свободных нравов , которая , конечно , возникла не в Касталии , но Касталией была принята как основополагающая . Так сказать , по обоюдному согласию сторон . И огромная энергия , высвобождавшаяся в этих отношениях шла именно что к богам и богиням любви , снисходительно как будто бы относившихся к этому .
Так сказать , питала просто атомные реакторы этих богов .
О жизненной энергетике Карл Юнг , один из идейных вдохновителей человечества , ставший на сторону языческих богов писал в 1934 году , можно сказать , на глазах Гессе :
«Жизнь — это энергетический процесс, как и всё остальное. Но любой энергетический процесс в принципе необратим и отсюда определенно направлен на цель, а цель — это состояние покоя… Из жизненной среды лишь тот, кто желает умереть, остаётся жив. Потому что то, что занимает место в тайном часе жизненного полдня, является обратной стороной параболы, рождением смерти… Нежелающий жить тождественен нежелающему умереть. Становление и исчезновение суть одна и та же кривая.»
То есть , если верить Юнгу , желание человека должно быть направлено на окончательную победу энтропии , к чему призывает и буддизм , принятый и Шопенгауэром ,и Ницше ,и Юнгом , и самим Гессе . То есть отдать все силы , данные Творцом человеку противнику Боа - смерти .
Но Христос сказал : « последний враг истребится - смерть « То есть Христос не призывает отдать ту жизнь , которая есть в человеке как величайший дар Творца - смерти ,
и исчезнуть , или аннигилироваться . Нет , и ещё раз нет . Юнг же был ещё и первым , кто сформулировал проблему современного человека как отсутствие в его жизни МИФА .
И он как бы предвосхищал глубинную идею книги Гессе
« Игра в бисер « как искусство создания МИФА , когда цитировал слова , обращённые к нему самому обитателями БЕЗДНЫ , в которую сам внимательно вглядывался :
« Ныне ТЫ владеешь КЛЮЧОМ К МИФОЛОГИИ и можешь открывать ВСЕ ДВЕРИ , ведущие в глубь психической субстанции человека ( ! ) . И уточнял , называя христианство мифом , и тем не менее « В христианском мифе - … это не тот миф , в котором я живу … «
Впоследствии Юнг нашёл СВОЙ МИФ .
Психологический эквивалент войны был найден Юнгом .
Он писал в 1925 году : « Теперь я понял , на чём основывается « достоинство « , самообладание каждого индейца .( а он беседовал долго с вождём индейцев )
Ведь он - сын Солнца ; его жизнь наполнена космическим смыслом , ибо он ежедневно помогает всходить и заходить Отцу и хранителю жизни … « Вот сила мифа .
И в том , что говорили алхимики ,и эти слова были отысканы и приведены Юнгом в его размышлениях о мифе :
« Искусство совершенствует то , что природа создаёт несовершенным , а именно : человек придаёт творению необходимую полноту и , в сущности , является вторым творцом мира … ( это кабалистическая идея , ограничена тем , что человек творящий должен поддерживать связь с Творцом , иначе он будет губить мир из так называемых гуманных побуждений , или из честолюбия , или тщеславия . )
Юнг продолжает свои размышления , которые , я думаю , были и прочитаны и осмыслены Германом Гессе :
« Бытие реально только тогда , когда оно кем - то осознаётся . Вот почему Создатель НУЖДАЕТСЯ
( как человек , или демон , которые на самом деле испытывают нужду , но не Творец , имеющий всё в избытке , и дарующий человеку в Своём неисследимом милосердии )
В сознательном человеке , даже если и с помощью БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ( которое сам же Юнг в своей
« Красной книге « называет демоническим )
И хотел уберечь его от превращения в сознательное существо ( нуждается в сознательном человеке и оберегает человека от превращения в сознательное СУЩЕСТВО -
это парадокс демонизма ! ) И Юнг называет и то , чем всё это может закончиться : « Всякий , кто познаёт Бога , в известном смысле ТВОРИТ ЕГО … ЗАДАЧА ЧЕЛОВЕКА ( по мнению Юнга ) состоит
в осознании ГЛУБИН БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ( иными словами - БЕЗДНЫ ) … наше сознание воздействует на бессознательное точно также , как и бессознательное воздействует на нас ( это говорит об изменчивости
и человека , и бессознательного , БОГ ЖЕ НЕИЗМЕНЕН )
И о противоположностях , о которых говорит и Гессе , опираясь на Николая Кузанского :
« В алхимии философский камень считается примирителем и посредником между противоположностями .
Процесс индивидуации характерен борьбой ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ - ЭГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО «
А Гессе далее описывает свои мечты о прохождении процесса учёбы уже в университете , в котором , кстати , он сам не учился :
« Степень свободы и самоопределения во всех областях знания и научных исследований , предоставляемая элитному ученику после окончания подготовительной школы , действительно очень высока . Ограничивается эта свобода , если способности и интересы студента с самого начала не сужают её , только его обязанностью представлять каждое полугодие план занятий , выполнение которого мягко контролирует Ведомство . Для разносторонне одарённых людей с разносторонними интересами - а Кнехт принадлежал к ним - есть в первых студенческих годах благодаря этой очень широкой свободе что - то на редкость заманчивое и восхитительное . Именно этим студентам с разносторонними интересами , если они вовсе уж не разбалтываются ( ! - а кто определяет степень разболтанности , во первых , а во - вторых , всё же разболтанные существуют даже в строгой среде Касталии ) , Ведомство предоставляет почти райскую ( ! ? ) свободу : учащийся может знакомиться с любыми науками , сочетать самые разные области занятий , влюбляться в шесть или восемь наук одновременно или с самого начала держаться узкого выбора ; кроме соблюдения общих , действующих в Провинции и Ордене ПРАВИЛ МОРАЛИ , от него не требуют ничего , кроме - раз в год - свидетельства о прослушанных им лекциях , о прочитанных книгах и о его работе в тех или иных институтах … студенты , долго не связывающие себя какой - то отдельной областью знания , тем самым откладывают … своё вступление в Орден , но их странствия по всевозможным наукам и видам занятий встречают самое терпимое отношение , даже поощряются . Помимо НРАВСТВЕННОГО ( похоже , что в Ордене выработана своя модель морали и нравственности , которая раскрывается в книге )
поведения от них не требуют ничего , кроме того , чтобы каждый год они представляли так называемое
« жизнеописание « … Уже в древнейшие времена педагогической провинции вошло в обычай требовать от младших , то есть ещё не принятых в Орден , студентов подачи от поры до поры особого вида сочинения … вымышленной , перенесённой в любое прошлое автобиографии Задачей учащегося было перенестись в обстановку и культуру , в духовный климат какой - нибудь прошедшей эпохи и придумать себе подходящую жизнь в ней ; в зависимости от времени и моды предпочтение отдавалось то императорскому Риму , то Франции 17 - го века или Италии 15 - го века , то перикловским Афинам или моцартовской Австрии , а у филологов стало обычаем писать романы своей жизни языком и стилем той страны и того времени , где происходило их действие …
В этой свободной и шутливой форме продолжал жить здесь остаток древней азиатской веры в возрождение и переселение душ … была привычна мысль , что теперешней их жизни предшествовали прежние жизни - в другом теле , в другие времена , при других условиях …
При этом так же как … при игре в бисер , упражнялись в осторожном проникновении в культуры , эпохи и страны прошлого , УЧИЛИСЬ СМОТРЕТЬ НА СЕБЯ КАК НА МАСКУ , как на временное обличье некоей энтелехии ...
( а сам Кнехт тем временем ) стал собирать материал для биографии , приуроченной к 18 -му веку . В ней он хотел предстать швабским богословом , позднее сменившим церковную службу на музыку …
( чтобы рассуждать с полным проникновением в эпоху ) О структуре церкви , о пиетизме и Цинцендорфе , о литургии и церковной музыке …
В фигуру прелата - мага Этингера он был поистине влюблён , к фигуре магистра Венгеля питал настоящую любовь и глубокое уважение … честно старался отдать должное Цинцендорфу , который в равной мере интересовал и отталкивал от себя …
Знаменитый ученик Кнехт исчез …
только в Вальдцеле продолжала цвести его СЛАВА , постепенно превращаясь в ЛЕГЕНДУ … весь капризный на вид и бессвязный … довольно необычный ход его свободных занятий находился тогда … под влиянием ИГРЫ и привёл снова к ней и к СЛУЖЕНИЮ ЕЙ …
свободой занятий Иозеф Кнехт воспользовался самым поразительным , самым своенравным образом , воспользовался потрясающе , юношески гениально …
В свои вальдцельские годы он … прошёл официальное введение в Игру и повторительный курс …
И теперь об игре рассказывается как бы рассматривая её в бликах или мерцании :
« Мы на ощупь и робко пытались набросать какую - нибудь более или менее приемлемую партию , меня вдруг поразили и до глубины души потрясли смысл и величие нашей Игры …мы как бы видели вблизи высший взлёт и расцвет языка … проходили … путь , на который ему потребовались века … меня ошеломило это зрелище бренности : вот у нас на глазах достигает расцвета такой сложный , старый , почтённый , медленно строившийся многими поколениями организм , и в расцвете этом есть уже зародыш упадка , и вся эта разумная постройка начинает оседать , портиться , рушиться , - и одновременно я с радостным ужасом вдруг остро ощутил , что всё таки упадок и смерть этого языка не прошли втуне , что его юность , его расцвет , его гибель сохранились в нашей памяти , в знании о нём и его истории и что в знаках и формулах науки , а также в тайных кодах Игры он продолжает жить и может быть восстановлен в любое время . ( есть тайные коды Игры , так что профан с налёту не сможет войти в Игру хотя бы и с большим апломбом )
Я вдруг понял , что в языке иди хотя бы в духе Игры всё общее , что каждый символ и каждая комбинация символов ведут не туда - то или туда - то , не к отдельным примерам , экспериментам и доказательствам , а к центру , к тайне и нутру мира , к ИЗНАЧАЛЬНОМУ ЗНАНИЮ .
Каждый переход от минора к мажору в сонате , каждая эволюция мифа или культа , каждая классическая художническая формулировка , понял я в истинно медитативном озарении того мига , - это не что иное , как прямой путь внутрь тайны мира , где между раскачиваниями взад и вперёд , между вдохом и выдохом , между небом и землёй , между Инь и Янь вечно вершится святое дело . К тому времени я перевидал уже немало хорошо построенных и хорошо проведённых партий и не раз уже испытывал великий подъём и радость открытий … Ведь , в конце концов , всякая хорошо решённая математическая задача доставляет умственное наслаждение , всякая хорошая музыка , когда слушаешь и уж подавно когда играешь её , возвышает и наполняет величием душу , а всякое сосредоточенное размышление успокаивает сердце и делает созвучным вселенной …
именно поэтому может быть ИГРА В БИСЕР … - только формальное искусство , остроумная техника , ловкая комбинация , и тогда лучше не играть в эту игру , а заниматься чистой математикой и хорошей музыкой … теперь до меня впервые дошёл внутренний голос самой Игры , её смысл , голос её достиг и пронял меня , и с сего часа Я ВЕРЮ , что наша царственная Игра - это действительно lingua sacra,
священный и божественный язык …
во мне произошла перемена и меня настиг НЕКИЙ ЗОВ …
сравнить его я могу лишь с тем незабываемым ЗОВОМ , что преобразил и возвысил моё сердце и мою жизнь , когда меня , мальчика , проэкзаменовал и призвал в Касталию магистр музыки , теперешняя разбросанность моих занятий - не каприз … напротив , вполне определённый план …
то упражнение в игре … в ходе которого я услыхал этот голос и почувствовал , что призван стать lusor'ом. … эту учебную партию - она начиналась ритмическим анализом темы фуги … всю эту партию теперь изучаю , то есть пробиваюсь через каждый её пассаж , переводя его с языка Игры обратно на язык подлинника , язык математики , орнаментики , китайский , греческий . Я хочу хоть раз в жизни профессионально изучить и воспроизвести всё содержание одной партии ; с первой частью я уже покончил …
Уйдёт , конечно , ещё немало лет …
… официальные коды и знаки тех или иных тем , хранящихся в архиве … виртуозно играть в бисер , быть даже , чего доброго , способным magister Ludi, не догадываясь об истинной тайне Игры и её конечном смысле .
Возможно даже , что именно тот , кто догадывается или знает о них , делается , став умельцем Игры в Бисер , или её руководителем , опаснее для Игры , чем не догадывающиеся и не знающие . ( ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ИГРЫ В БИСЕР - ЗНАНИЕ ИЛИ ДАЖЕ ДОГАДКА ОБ ИСТИННОЙ ТАЙНЕ ИГРЫ И ЕЁ КОНЕЧНОМ СМЫСЛЕ ! )
Ведь вся внутренняя сторона Игры , её эзотерика , метит , как всякая эзотерика , в единство всего на свете , в те глубины , где самодовлеюще царит лишь вечное дыхание , вечная череда вдохов и выдохов .
Кто до конца внутренне пережил смысл Игры , тот уже , в сущности , не игрок , он отрешён от многообразия , и ему не в радость изобретать , конструировать и комбинировать , ибо ему знакома совсем другая услада и радость . Поскольку мне кажется , что я близок к смыслу Игры , для меня и для других будет лучше , если я не сделаю её своей профессией , а целиком отдамся музыке « .
Мастер музыки … был явно встревожен этим признанием и ответил на него дружеским предостережением …
Будешь ли ты учителем , учёным или музыкантом , благоговей перед « смыслом « , но не думай , что его можно преподать . Из - за своих потуг преподать « смысл « философы истории загубили половину мировой истории , положили начало фельетонной эпохе и повинны в потоках пролитой крови . И если бы я должен был знакомить учеников , например , с Гомером или греческими трагиками , я не пытался бы внушить им , что поэзия - это проявление божественного начала , а постарался бы открыть им доступ к поэзии через точное знание её языковых и ритмических средств . Дело учителя и учёного - изучать такие средства , беречь традиции , соблюдать чистоту методов , а не вызывать и не форсировать те неописуемые ощущения , которые достаются в удел ИЗБРАННЫМ , кстати сказать , СТРАДАЛЬЦАМ И ЖЕРТВАМ « …
В странном зигзаге , в котором шли занятия Кнехта , зигзаге , который был ни чем иным , как точным воспроизведением и многолетним разбором одной - единственной партии , проявлялись … очень определённые воля и смысл .Чтобы усвоить содержание одной этой партии , которую они когда - то , учениками , сочинили для упражнения за несколько дней и прочесть которую на языке Игры можно было за четверть часа , он тратил год за годом , сидя в аудиториях и библиотеках , изучая Фробергера и Алессандро Скарлатти , фуги и сонатную форму , повторяя математику , уча китайский язык , штудируя систему хладниевых фигур … «
То есть Йозеф Кнехт , направляемый невидимой рукой истинных сочинителей Игры в бисер , которая возможна только для полностью посвящённого этой Игре , год за годом изучал произведения композиторов именно
в аудиториях , и в библиотеках изучал в добавление к тому
« Хладниевы фигуры « ( названы по имени немецкого физика , основателя экспериментальной акустики
Эрнста Флоренса Фридриха Хладни , который исследовал формы колебания различных тел ) , и фрейстелевскую теорию соответствия между гаммой цветов и музыкальными тональностями …
… Он шёл свои путём … избегал появляться в Вальдцеле
…не только чтобы вытравить из памяти у себя и других РОЛЬ , которую он играл там учеником …
Ибо , предчувствуя … что - то вроде судьбы , что - то вроде предназначения руководить и представительствовать , он всячески старался перехитрить эту навязывавшуюся ему судьбу . Он заранее чувствовал ответственность … особенно перед Тегуляриусом , ( О Тегулярисе будет рассказано в следующей главе ) инстинктивно зная , что тот пойдёт за него в огонь и воду … он искал укромности и покоя , А ЭТА СУДЬБА ГНАЛА ЕГО ВПЕРЁД и на люди … он изведал , почувствовал на вкус , что
В ИГРУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МОЖНО ИГРАТЬ В ВЫСШЕМ И СВЯЩЕННОМ СМЫСЛЕ , но он видел также , что большинство игроков и учеников , да и часть руководителей и учителей ( я бы назвала их политтехнологами , составляющими новые мифы на основании старых , но они были профанами , а вот создатели мультфильма « Симпсоны « с их Гарвардскими степенями - на ранг выше .
А Йозеф Кнехт , или Герман Гессе , как и Томас Манн , и предшествовавшие им Гёте , Новалис , Фридрих Ницще - высшими магистрами этой несомненно что интеллектуальной игры ) были игроками вовсе не в этом высоком , священном смысле , что в языке Игры они видели не lingua sacra, а просто остроумный вид стенографии и что на Игру они смотрели как на интересную или забавную специальность , как на интеллектуальный спорт или соревнование честолюбий …
( Сам Кнехт ) запись партии , сделанную им по общепринятой стенографической системе , он носил с собой … ПОСТОЯННО . Знаками , кодами , цифрами и аббревиатурами языка Игры здесь были записаны формула астрономической математики , принцип построения старинной сонаты , изречение Кунц - зы и так далее .
Читатель , не знающий языка Игры , может представить себе такую запись несколько похожей на запись шахматной партии , только значение фигур и возможностей их взаимоотношений и взаимодействия тут во много раз больше , и каждой фигуре , каждой позиции , каждому ходу надо придать фактическое содержание , символически обозначенное именно этим ходом , этой конфигурацией , и так далее .
Задачей Кнехта в студенческие годы было не только подробнейше изучить содержащийся в записи партии материал , все упомянутые там принципы , произведения и системы не только пройти в ходе учения путь через разные культуры , науки , языки , искусства , века ; ещё он ставил перед собой задачу , никому из его учителей неведомую : тщательно проверить на этих объектах сами системы и выразительные возможности искусства Игры в Бисер , он обнаружил кое - где пробелы , кое - где недостатки , но в целом наша Игры … выдержала его придирчивое испытание …
часто бывал он в Монтепорте , то как гость мастера музыки , то как участник семинара по истории музыки . Дважды видим мы его в Гирсланде , РЕЗИДЕНЦИИ ПРАВЛЕНИЯ ОРДЕНА , участником « большого упражнения « - двенадцатидневного поста с медитацией … «
Похоже на то , что , повинуясь действиям , как он это называл « СВОЕЙ СУДЬБОЙ , он появился в этом своём духовном пути в так называемой
« … Бамбуковой Роще , прелестной обители , где он изучал «Ицзин». («Книга перемен»)
Или в другом переводе « Канон перемен «.
В статусе философской категории именно этого сегмента философии , о котором говорит Гессе и что может свидетельствовать об его личном опыте .
Но который не несёт такую эстетическую и смысловую нагрузку , который был зафиксирован в « Игре в бисер « .
Ибо красочные тексты , как отметила Анна Ахматова ,
выходят из « сора , не ведая стыда . «
А апостол Павел именно поэтому отрёкся от « сора « , не желая знать ничего , кроме Христа , притом распятого …
Так вот , в статусе определённой философской категории цзин несёт большую смысловую и структурную нагрузку и входит в названия многих письменных памятников , поддерживая их системную связь с переменами космоса и принадлежность к корпусу философской классики .
Напрмер , один из сводов конфуцианского литературного корпуса соответствует космологической матрице Дао и называется «Сы шу У цзин» («Четыре книги [и] Пять канонов»), В раздел «Четырёх книг» входят «Да сюэ», «Чжун юн», «Лунь юй», «Мэн-цзы», в раздел «Пяти канонов» — «И цзин», «Шу цзин», «Ши цзин», «Ли цзи», «Чунь цю».
Что же касается Дао , то
« Дао покрывает Небо , поддерживает Землю , ширится во все четыре стороны света , простирается на все восемь пределов . Оно так высоко , что не достигнешь верха , так глубоко, что не достанешь дна » , — с этого начинается изложение космологии в энциклопедическом произведении «Хуайнань-цзы» («Философы из Хуайнани»).
• « Благородный муж трудится над основой , основа утверждается , и Дао рождается », — говорится в зачине конфуцианского трактата «Лунь юй» («Суждения и беседы» ),
• «Дао [гексаграммы] Цянь вершит мужское, Дао [гексаграммы] Кунь вершит женское», — отмечается в первом же параграфе комментария «Си цы чжуань» («Комментарий приложенных слов») текста «И цзин» («Канон перемен»).
Культура Дао — целостный телесно-душевно-мыслительный организм, основанный на триедином структурно-функциональном архетипе пяти физических стихий (у сын ;fj), пяти душевных постоянств (у чан Т\Щ) и пяти мыслительных качеств (у илу Т\.Ш). Она предстаёт в трёх ипостасях: культура природного космоса (культура естества), культура социального космоса и культура среднего или переходного природно-социального космоса. Субъектом культуры природного космоса выступают первопредки (ди iff), субъектом культуры переходного космоса — совершенномудрые люди (шэн жэнъ ША.), субъектом социального космоса — человеко-вещи (жэнь у }А0])-
Каждая культура (вэнь jQ имеет свои пятиэлементные архетипические наборы узоров (вэнь (А, отсюда и понятие культуры), которые проступают на телесном, душевном и мыслительном полотнах природного, социального и природно-социального космосов и образуют три текста культуры Дао. Космосы совмещаются в триединый космос. Это один и тот же космос, который только по преимуществу выражается архетипическими текстами как телесный, душевный или мыслительный. При этом тексты перетекают друг в друга и говорят один через другого.
Движущей силой культуры Дао являются вселенские энергии инъ и ян. В отношении взаимного поглощения инъ и ян образуют тождество инъ-ян, которое можно назвать тождеством цзы тр, в отношении противности они образуют диаду противоположностей инъ и ян. Находясь в тождестве и нетождестве противоположностей, инъ и ян составляют триадическое единство инъ-цзы-ян. Внутри этого единства со стороны инъ получается триада инъ-цзы-ян, со стороны ян противоположная ей триада ян-цзы-инъ, центр цзы у них общий. Таким образом в этой оборотной триаде содержится пятерица инъ-ян-цзы-инъ-ян, в ней триада инъ-цзы-ян укладывается вовне, а триада ян-цзы-инъ укладывается внутри. В этой пятерице умещаются две пятери- цы: одна — при чтении слева, вторая — при чтении справа (условно горизонтальная и вертикальная пятерицы). Под действием собственных сил они притягиваются друг к другу и одновременно отталкиваются. Эта пятерично-пятеричная система пульсирует,
( вдох - выдох у Гессе ) элементы превращаются друг друга, переходят с уровня на уровень и закручивают сложную двойную с обратными ветвями спираль. Вселенские энергии, условно говоря, совершают пульсирующий двухспиральный танец.
Всё это и воплощается в космосы культуры Дао и в её архетипические тексты.
Культура Дао — сплошь вселенская энергия, которая реализует в Дао мировую цель и смысл жизни-смерти, то есть цель вечного существования (цунь цунь ^]~р). В субъектах культуры Дао её воспроизводство осуществляется тремя взаимосвязанными способами: посредством слова (поэтическое слово), ритма (музыка) и движения (танца-ритуала).
Эти методы и ввёл в своё учение Конфуций: «Начинай со стихов, утверждайся в ритуале и завершай музыкой » [Лунь юй,
Спираль культуры Дао несёт в себе вселенский код гармонии, который закладывается во всё содержимое космоса .
( Гессе говорит именно о такой « гармонии « ) :
Относительно человека культура Дао ничего иного не делает, как только постоянно воспроизводит Человека, находящегося в гармонии с самим собой, природным и социальным космосом. Нарушение этого исконного состояния гармонии побуждает субъектов культуры Дао к реставрации былой гармонии средствами её же телесного, душевного и мыслительного архетипов. Отсюда и проистекают все древнекитайские реставрационные учения, среди которых выделяются конфуцианство— учение реставрации культуры Дао социального космоса, даосизм — учение реставрации культуры Дао природного космоса, ицзинистика — учение реставрации культуры Дао среднего, переходного от первого ко второму космоса.
Дисгармония культуры Дао в ицзинистике выражается в формуле утраты соединительного звена между небесной судьбой (мин ftp) и земной природой/нату рой (син '['ф). На поиски принципов (ли ЗЩ) их гармоничного соединения и направлены усилия совершенномудрых людей как душевных субъектов культуры Дао.
В культуре Дао под переменами понимаются две системы.
Первая — природная система Поднебесной. Она воплощена в узорах Неба (тянъ вэнь ;Д>0 и в узорах Земли (дп ли іфЩ), заряженных энергиями ян и инь. Подхваченные спиральным танцем этих энергий узоры Неба движутся вниз, узоры Земли поднимаются вверх, в центре они встречаются и замыкают двойную спираль ян-иньских перемен:
«Небо и Земля стоят на своих местах [верха и низа], а перемены шествуют между ними. Завершающая [Дао] природа (син '[Ж) сохраняет вечную жизнь [всему сущему] — это врата смысла Дао» [«Си цы чжу- ань», А.7].
Вторая система — копия первой. Строительным материалом для неё служат графические символы, передающие сплетения энергий ян и инъ (возьмём графику «И цзина» только необходимую для понимания содержания иероглифических текстов трактата
а) Энергия ян символизируется целой чертой -----, энергия
инъ символизируется прерванной чертой------.
б) В структуре космоса три уровня: верх, центр и низ, которые занимают Небо, Человек и Земля. Соответственно и графические символы располагаются по этим уровням, составляя триграмму. Каждая янская и инъская черты бывают на каждом уровне во всех возможных комбинациях с чертами на других уровнях. Всего получается восемь комбинаций и, следовательно, восемь триграмм. Каждая триграмма имеет своё наименование.
Поскольку каждая триграмма может в целом быть и иньской и янской, ряд восьми триграмм удваивается и получается 16 триграмм.
Другое название «Перемен» — «Чжоу и» (ММ)- Если иероглиф М чжоу взять в значениях «круга», «круговращения», «оборота», «цикла», «универсальности», «всесторонности», то название «Чжоу и» будет переводиться как «Круговые перемены», «Кругов- ращяющиеся перемены», «Циклические перемены», «Кругоспиральные перемены» и т.д. Если же иероглиф М чжоу взять в значении названия династии Чжоу (1122—221 гг. до н. э.), то «Чжоу и» будет пониматься как «Чжоуские перемены»,
В «Си цы чжуань» называются конкретные хронологические координаты создания «Перемен» — «средняя древность», конец эпохи Шан-Инь (1776— 1122 гг. до н. э.) и начало Чжоу (1122—221 гг. до н. э.), или, как называет её «Си цы чжуань», период борьбы Вэнь-вана с последним правителем Инь, носившим имя Чжоу [Си цы чжуань,
В космологической системе культуры Дао выбивается центральное звено—Человек, обобщающий всё родовое сообщество. Род рассыпается, вместе с ним деформируются родовое слово (МИФ ! ), родовой ритм (музыка) и родовой танец (ритуал). Расстраивается и архетипический строй узоров Неба и Земли. В центре культуры Дао образуется пустота, и Поднебесная ввергается в хаос.
На пороге гибели в организме культуры Дао срабатывает защитный инстинкт регенерации: из среды первопредков (бывших родовых тотемов, ставших теперь историческими личностями), людей и вещей выделяются субъекты, берущие на себя задачу воссоздания гармонии культуры Дао. Это и показывает «И цзин», называя трёх реставрационных субъектов: Небо — живой космос (существо-вещь), Первопредок — представленный в «И цзин» первопредком Баоси, Человек — совершенномудрый человек
Начало процессу реставрации гармонии культуры Дао полагает Небо, собственно, космос. Небо воспринимает вселенские энергии инъ и ян и возрождает на своей поверхности духовную вещь (иіэнъ) — архетипическую инъ-янскую матрицу образов и узоров (судя по иероглифическим текстам «И цзин», первичную реставрацию Дао осуществляет весь космос — Небо и Земля: Небо даёт матрицу «образов» с вписанными в них небесными узорами тянъ вэнъ [kSC, где запечатлена мировая судьба мин ftp; Земля — матрицу «образцов» с вписанными земными узорами ди ли, где запечатлена мировая природа/натура син '- Далее в дело вступают первопредки (тотемы) и избранные люди:
Небо породило духовную вещь, Совершенномудрые люди взяли еёза основу [Си цы чжуанъ,].
Следует заметить, что Небо не творит «духовную вещь» («Перемены») технически. Оно как отцовско-материнское начало порождает её, свидетельствуя тем самым, что культура Дао по своей сути есть вселенско-космическое естество (цзы жань
Творение «Перемен» Человеком — совершенномудрыми людьми
Совершенномудрые располагаются в центре между небесными и земными переменами, копируют их и создают модель «Перемен»:
Небо и Земля творят метаморфозы и изменения, совершенномудрые люди скопировали их.
Небо несёт образы, проявляет счастье и несчастье, совершенномудрые люди переняли эти образы.
Из Хэ вышел чертёж, из Ло вышли письмена, совершенномудрые люди взяли их за образец [Си цы чжуанъ,]. Одного механического копирования здесь, конечно, недостаточно. Для проникновения в матрицы Неба и Земли и создания «Перемен» совершенномудрым необходимо космическое духовное просветление (шэнь мин что они и получают из недр духовного архетипа (мыслительно-числовой архетип Дао у -
В древности, когда совершенномудрые люди создавали «Перемены», [они] получили помощь от сокровенных недр в духовной просветлённости и породили ТЫСЯЧЕЛИСТНИК .
Обозначили Небо числом три, обозначили Землю числом два и сделали опорой числа.
Усмотрели [взаимные] превращения в [противоположностях] инь и ян и установили символы [триграмм и гексаграмм]. Обнаружили чередующуюся пульсацию в твёрдом и мягком и породили черты [Шо гуа чжуань, чжан 1 ]. И здесь творение «Перемен» осуществляется как рождение и тоже связано с духовной сущностью. Цель творения «Перемен» совершенномудрыми вполне определённая: «В древности, когда совершенномудрые люди создавали «Перемены», [они] стремились к тому, чтобы согласовать принципы [земной] природы и [небесной] судьбы» [Шо гуа чжуань, чжан 2]. Подобно совершенномудрым людям, первопредок, в роли которого выступает Баоси, тоже встраивается в центр мироздания Поднебесной. Он замыкает на себе небесную и земную полуспирали образов и образцов и создаёт «Перемены», буквально оплетая себя спиралью триграмм. В калейдоскопе триграмм перед Баоси открываются недра духовной просветленности, её ядро — Дэ, духовное качество, способствующее классификации вещей по их подлинной родовой самости: «В древности Баоси царствовал в Поднебесной. Смотрел вверх — созерцал образы на Небе. Смотрел вниз — созерцал образцы на Земле. Созерцал узоры птиц, зверей и всего того, что растёт на земле. Близкое (сходное) брал с себя, далёкое (отличное) брал с вещей. С этого начал создавать восемь триграмм, чтобы проникнуть в просветлённое духом Дэ, чтобы классифицировать свойства мириад вещей» [Си цы чжуанъ, Б.2].
Таким образом, существует три субъекта творения «Перемен»— Космос (Небо и Земля), Человек (совершенномудрые люди) и Первопредок (Баоси). Место творения — центр мироздания Поднебесной, в котором генерируется живая духовная сущность, поэтому творение сродни рождению. Образцы творения — зеркальные спирали метаморфоз и образов Неба и Земли. Способ творения — спиральный танец совершенномудрого Человека и Первопредка, в процессе которого достигается духовное просветление и открывается код гармонии: совершенномудрые люди получают метод счисления по тысячелистнику, Первопредок Баоси — графическую систему классификации
вещей, при этом Космос (Небо и Земля) на своей поверхности отпечатывает ритмы вселенских энергий инъ и ян в образах и образцах с проявленными в них архетипическими узорами — первичными текстами гармонии культуры Дао.
Я привожу здесь этот корпус описания перооснов не сотворения , поскольку Баоси не творец , он - созерцатель .
Он смотрел вверх на Небо .
Он смотрел вниз на Землю .
И результаты его созерцания собраны в « Книгу перемен « .
Он созерцает танцы в пространстве между Небом и Землёй , и создаёт правила и ритуалы .
Это не послание Небес , это послание пространственно расположенное между Небесами и Землёй .
И он же ввёл гадание по тысячелистнику .
В « Книге перемен « даются иероглифы , которые предлагаются при том или ином расположении стеблей тысячелистника . При том житель Бамбуковой рощи гворит на немецком , то есть он в свою очередь располагается
Между землёй и таинственным Баоси и угадывает его послания . Не будучи рождён и воспитан в культуре Дао .
Она для него чуждая . Он имитирует процесс гадания через изучение « Книги перемен « и языка гадания , изложенного в этой книге . Это нужно понимать , прежде чем приступать к чтению этого отрывка « Игры в бисер « :
« … Он здесь не только познал и пережил нечто решающе важное … ПО КАКОМУ ТО НАИТИЮ , ВЕДОМЫЙ КАКИМ - ТО ДИВНЫМ ПРЕДЧУВСТВИЕМ …
нашёл также единственное в своём роде окружение необыкновенного человека , так называемого Старшего Брата , создателя и жителя китайской обители Бамбуковая Роща . Изучение китайского языка и классики Кнехт начал в знаменитом восточноазиатском училище , уже много поколений входившем в Санкт Урбан , школьный посёлок филологов - классиков . Быстро преуспев там в чтении и письме , подружившись с некоторыми работавшими там китайцами , и выучив наизусть несколько песен из «Шицзин» («Книга песен»)…
Ему рассказали о Старшем Брате и его отшельничестве .
Пешком отправился он в места , где заложил некогда свою Бамбуковую Рощу … этот таинственный отшельник ... тщательно занимался гадальной игрой книги « Ицзин « , мастерски владея традиционным стеблем тысячелистника .
Наряду с комментариями к этой гадальной книге любимым его сочинением была книга Чжуан - цзы .
… туда - то и держал путь Йозеф Кнехт …
… в тихой , прозрачной воде плавали золотые рыбки … газон пестрел каменными надписями в классическом стиле …
Худощавый человек , одетый в серо - жёлтое полотно , в очках на выжидательно глядевших голубых глазах , поднялся от клумбы , над которой сидел на корточках , медленно подошёл к посетителю … посмотрел на Кнехта , ожидая , что тот скажет . Кнехт не без смущения произнёс китайскую фразу , приготовленную им для приветствия :
« Молодой ученик осмеливается засвидетельствовать своё почтение Старшему Брату . «
« Благовоспитанный гость - в радость « , - сказал Старший Брат , - « я всегда готов угостить молодого коллегу чашкой чая и приятно побеседовать , найдётся для него и ночлег , если это ему угодно . « Кнехт сделал « катао « ( низкий китайский поклон ) и поблагодарил … его провели в домик и угостили чаем , затем ему были показаны сад , камни с надписями , водоём , золотые рыбки , чей возраст ему был назван . До ужина сидели они под колышущимся бамбуком , обменивались любезностями , стихами песен и изречениями классиков , смотрели на цветы
и наслаждались розовыми сумерками , гаснувшими над линией гор . Потом они вернулись в дом . Старший Брат достал хлеб и фрукты , испёк на крошечном очаге по превосходной лепёшке для себя и для гостя , и , когда они поели , студент был опрошен о цели его визита , опрошен по немецки , и гость по немецки же рассказал , как попал сюда и чего хочет … а именно остаться здесь на то время , на какое Старший Брат разрешит быть его учеником … стали пить чай , сидели и слушали звеневшую в утренней тишине струйку родника , мелодию вечности …
« Сейчас я раскину палочки и СПРОШУ ОРАКУЛОВ …
( оракулы всегда говорили от имени какого - нибудь языческого бога )
Кнехт сидел и , держась тихо , « как золотая рыбка « , глядел с благоговением и любопытством , а тот извлек из деревянного , похожего на колчан кубка горсть палочек ; это были стебли тысячелистника , он внимательно пересчитал их , сунул часть обратно в сосуд , отложил один стебель , разделил остальные на две равные горстки , оставил одну в левой руке , чуткими кончиками пальцев правой вынул несколько палочек из другой горстки , пересчитал их , отложил в сторону , после чего осталось совсем мало стеблей , которые он и зажал двумя пальцами левой руки . Уменьшив таким образом по ритуальному счёту одну горсть до нескольких стеблей , он проделал эту же процедуру с другой . Отсчитанные стебли он отложил , снова перебрал , одну за другой , обе горсти , пересчитал , зажимая двумя пальцами , оставшееся и всё это пальцы его проделывали с привычным проворством , это походило на тайную , подчинённую строгим правилам и после тысячи упражнений виртуозно сыгранную игру , где главное - ловкость . После того как он сыграл несколько раз , осталось три горстки , из числа их стеблей он вывел знак , который и нанёс на листок бумаги остроконечной кисточкой .
… весь этот сложный процесс начался сначала , палочки были разделены на две равные горстки , их снова считали , откладывали , зажимали между пальцами , пока опять не остались три горстки , в результате чего появился второй знак . Приплясывая , с тихим сухим стуком ударялись стебли друг о друга , меняли места , разлучались , ложились по новому счёту , палочки двигались ритмически , с таинственной уверенностью . В разрешение каждого тура рука записывала очередной знак , и наконец положительные и отрицательные знаки выстроились друг над другом шестью рядами . Стебли были собраны и тщательно уложены в сосуд , МАГ ( иначе говоря , языческий жрец ) сидел теперь на полу на камышовой циновке и долго молча разглядывал листок с итогом своего гаданья .
« Это знак Мон « , сказал он ,
« Название этого знака «глупость молодости « .
Вверху гора , внизу вода , вверху Дзен , внизу Кан . У подножья горы бьёт родник , символ молодости . А ответ такой : глупость молодости добивается успеха . Не я ищу молодого глупца .
Молодой глупец ищет меня .
При первом гадании я отвечу .
Спрашивать много раз - это назойливость …
Полагал , что понял : пришёл молодой глупец , ему разрешено остаться ( кем ? ) Оракул высказался , решив дело в его пользу …
Кнехт провёл в Бамбуковой Роще несколько месяцев и НАУЧИЛСЯ ОРУДОВАТЬ стеблями тысячелистника почти с таким же совершенством , как его учитель .
Тот ежедневно по часу упражнялся с ним в счёте палочек , знакомил его с грамматикой и символикой гадального языка … ( ГАДАЛЬНОГО ЯЗЫКА ! ) заставлял его упражняться в писании и заучивании наизусть шестидесяти четырёх знаков , читал ему старые комментарии , рассказывал в особенно удачные дни какую – нибудь из историй « Чжуан – цзы « . Ещё ученик научился возделывать сад , мыть кисточки , растирать тушь , готовить суп и чай , собирать хворост , следить за погодой и пользоваться китайским календарём .
Однако редкие его попытки вовлечь в их скупые беседы также игру в бисер и музыку были совершенно напрасны . То они встречали как бы глухоту , то пресекались снисходительной улыбкой или каким - нибудь изречением вроде : « Густые тучи , дождя не жди « или « Благородный беспорочен « .
Но когда Кнехт выписал из Монтепорта маленькие клавикорды и стал играть на них по часу в день , это возражений не вызвало . Однажды Кнехт признался учителю , что хочет умудриться включить в Игру систему « Ицзин « . Старший Брат рассмеялся .
« Что ж , попробуй « - воскликнул он . « Посмотришь сам . Вместить в мир бамбуковую рощицу можно . Но удастся ли садовнику вместить весь мир в свою бамбуковую рощу , это , по моему , сомнительно .»
… через несколько лет , когда Кнехт стал уже очень уважаемым лицом в Вальдцеле … он пригласил Старшего Брата прочесть там какой - то курс , но тот не ответил … Впоследствии Йозеф Кнехт называл месяцы , прожитые им в Бамбуковой Роще , не только особенно счастливой порой , но часто и « НАЧАЛОМ СВОЕГО ПРОБУЖДЕНИЯ « , ибо с той поры в его высказываниях часто встречается образ пробуждения - в сходном , хотя и не совсем том же смысле , какой он прежде вкладывал в образ призвания …
« Пробуждение « , надо думать , должно означать какое - то познание самого себя и своего места в касталийском и человеческом мире , но нам кажется , что акцент всё больше смещался к самопознанию - в том смысле , что с « началом пробуждения « Кнехт всё больше приближался к пониманию своего особого беспримерного положения и назначения , а понятия и категории устоявшейся общей и специально касталийской иерархии становились для него всё более относительными .
Пребыванием в Бамбуковой Роще занятия китаистикой далеко не кончились , они продолжались и потом , причём особенно бился Кнехт над изучением древней китайской музыки .
У старых китайских авторов он везде натыкался на похвалы музыке как ОДНОЙ ПЕРВООСНОВ всяческого порядка , всяческой нравственности , красоты и здоровья , а Кнехту такой широкий и нравственный подход к музыке был благодаря мастеру музыки , который мог служить прямо таки его олицетворением , издавна хорошо знаком ….
Преодолел свой страх перед Вальдцелем , он теперь ежегодно участвовал там в каком - нибудь высшем курсе и , неожиданно для себя став лицом , на которое в vicus lusorum смотрели с интересом и уважением , принадлежал к тому центральному и самому чувствительному органу всей сферы Игры , к той БЕЗЫМЯННОЙ группе заслуженных игроков , в чьих руках всегда , в сущности , находится СУДЬБА , или по меньшей мере направление и стиль Игры .
Собираясь главным образом в нескольких уединённых , тихих комнатах архива , эта группа игроков , где попадались , но отнюдь не преобладали служащие игорных учреждений , занималась критическим разбором партий ,БОРОЛАСЬ за включение в Игру того или иного нового материала или за его невключение …
Вела дебаты в пользу или против каких - то постоянно менявшихся вкусов , связанных с формой , с внешними приёмами , со спортивным элементом Игры ; каждый здешний завсегдатай был виртуозом Игры , каждый как нельзя лучше знал таланты и особые свойства каждого . Здесь царил приглушённый изысканный тон , все были ЧЕСТОЛЮБИВЫ , не показывая этого , внимательны и критичны донельзя .
В этой элите молодёжи из vicus lusorum многие в Касталии , да и кое - кто за её пределами , видели последний расцвет касталийской традиции , верх обособленно - аристократической духовности . …
и не один юноша годами честолюбиво мечтал о том , чтобы когда - нибудь войти в этот круг .
Для других этот отборный круг претендентов на высшие посты в иерархии Игры был , наоборот , чем - то ненавистным и растленным , кликой заносчивых бездельников , остроумных шалунов - гениев , не знающих жизни и действительности , претенциозной и по сути паразитической компанией зазнаек и карьеристов , чьё призвание и чей смысл жизни - баловство , бесплодное самоупоение духа .
Важен был ему , кроме этого , только , может быть , один вопрос : действительно ли Игра - самое высшее , что есть в Касталии , и стоит ли отдавать ей жизнь .
Ведь с проникновением во все более сокровенные тайны законов Игры и её возможностей , по мере того как он осваивался в запутанных закоулках архива и сложного внутреннего мира игровой символики , его сомнения вовсе не умолкали , он уже знал по своему опыту , что вера и сомнение неразрывны , что они обуславливают друг друга , как вдох и выдох , и с его успехами во всех областях микрокосма Игры росла .
Можно было также , пожалуй , стать пифагорейцем или монахом и схоластом - но это был паллиатив
( pallium «паллий, покрывало, греческий плащ, верхнее платье») — не исчерпывающее, временное решение, полумера, закрывающее, как «плащ», саму проблему.)
лишь для немногих возможный и позволительный отказ от универсальности , отказ от сегодняшнего и завтрашнего дня ради чего - то совершенного , но прошедшего , это был утончённый вид бегства , и Кнехт вовремя почувствовал , что это не его путь . Но каков был его путь ?
Кроме больших способностей к музыке и к игре в бисер , он чувствовал в себе и другие СИЛЫ , какую то внутреннюю независимость , какое - то высокое своенравие , которое , правда , вовсе не запрещало и не мешало ему служить , но всё таки ТРЕБОВАЛО , чтобы он служил лишь САМОМУ ВЫСШЕМУ ВЛАДЫКЕ . И ЭТА СИЛА , эта независимость , это своенравие были не только чертой его душевного склада , они были действенно обращены не только внутрь , но и наружу . У него была очень приятная сторона , у этого ощущения , оно льстило честолюбию и укрепляло чувство собственного достоинства . Но была у него и совсем другая сторона , МРАЧНАЯ , УЖАСНАЯ , ибо даже в склонности смотреть на этих жаждавших совета , руководства и примера однокашников свысока , видеть их слабость … тем более недостаток у них упорства и достоинства , а уж тем более в появлявшемся иной раз тайном желании сделать их ( хотя бы мысленно ! )покорными рабами было что - то запретное и мерзкое .
Кроме того , во время соперничества с Плинио он изведал , какой ответственностью , каким напряжением и какой внутренней нагрузкой надо платить за всякое блестящее и почётное положение ; он знал также , как бывает обременён мастер музыки СВОЕЮ РОЛЬЮ .
Было прекрасно и чем то соблазнительно обладать властью над людьми и блистать перед другими , но было в этом также что - то ДЕМОНИЧЕСКОЕ и опасное , и мировая история состояла ведь из непрерывного ряда властителей и вождей , заправил и главнокомандующих , которые , за крайне редкими исключениями , славно начинали и плохо кончали , ибо все они , хотя бы на словах , стремились к власти ради доброго дела , а потом власть опьяняла их и сводила с ума , и они любили её ради её самой .
Ту , дарованную ему ПРИРОДОЙ власть ( как , эта жестокая и равнодушная природа таки даёт власть ? не над животными , как об этом описано в начале сотворения человека , а над людьми ? ) следовало освятить и сделать полезной , ПОСТАВИВ ЕЁ НА СЛУЖБУ ИЕРАРХИИ , это совершенно ясно .
( то есть можно оставить власть , дарованную природой , бесполезной , но кому ? ) Но где находилось то место , на котором его силы могли бы сослужить свою службу наилучшим , наиболее плодотворным образом ?
Способность привлекать к себе других , особенно младших , и оказывать на них большее или меньшее влияние представляла бы ценность для офицера или политика , но здесь , в Касталии , ей не было приложения , здесь эти способности могли пригодиться , собственно , только учителю или воспитателю , а как раз к этой деятельности Кнехта не тянуло . Если бы всё шло только по его желанию , он предпочёл бы всякой другой жизни жизнь независимого учёного - или умельца Игры .
Но тут перед ним вставал старый , мучительный вопрос : была ли эта Игра действительно выше всего , была она действительно ЦАРИЦЕЙ В ДУХОВНОМ ЦАРСТВЕ ? Не была ли она , несмотря ни на что ,в конечном счёте ТОЛЬКО ИГРОЙ ?
Действительно ли стоила она того , чтобы целиком ей отдаться , служить ей всю жизнь ?
Когда - то , несколько поколений назад , эта знаменитая ИГРА началась как некая ЗАМЕНА ИСКУССТВА
( у Игры было НАЧАЛО , для того , чтобы заменить собой Искусство , которое , судя по всему , было начато с этими же целями , но не справилось , похоже ) , и постепенно , для многих во всяком случае , она становилась своего рода РЕЛИГИЕЙ , давая возможность сосредоточиться , возвыситься и проникнуться МОЛИТВЕННЫМ БЛАГОГОВЕНИЕМ ВЫСОКОМУ УМУ …
спор , который шёл в Кнехте , был старым спором между ЭСТЕТИЧЕСКИМ И ЭТИЧЕСКИМ НАЧАЛОМ .
Ни разу не высказанный полностью , но и никогда полностью не умолкавший , вопрос был тот же , что так смутно и грозно нет нет да вставал в его вальдцельских ученических стихах - он относился не только к Игре в бисер , он относился к Касталии вообще . Как раз в ту пору , когда его очень УГНЕТАЛИ эти проблемы и во сне он часто вёл диспуты с Дезиньори , он однажды , проходя по одному из просторных дворов вальдцельского городка Игры , услыхал , как сзади его окликнул по имени чей - то голос , показавшийся ему знакомым … Это был Плинио … давно закончивший курс в МИРСКИХ учебных заведениях , приехал на короткие каникулы послушать какой - то курс Игры … курс как - никак для посторонних и для любителей … невольно дал ему почувствовать , что здесь он не коллега , а младенец …
( Кнехт ) оказался отсталым человеком , младенцем , задающим наивные вопросы и бережно поучаемым ( Плинио ) .
… там , в своём мире , Плинио чего - то значил , знал , что к чему , и ставил перед собой честолюбивые цели . Но два мира , когда - то … в лице этих двух юношей с любопытством и не без симпатии соприкасавшиеся … разъединились теперь и разобщились вконец …
разочарованы были оба .
Кнехт нашёл , что его бывший друг стал грубей и поверхностнее , а Дезиньори нашёл , что его прежний товарищ довольно таки высокомерен в своей ЗАМКНУТОЙ ДУХОВНОСТИ и ПОСВЯЩЁННОСТИ , он превратился , как показалось Плинио , поистине в « чистый дух « …
( Плинио ) обронил фразу , прозвучавшую как угроза или предостережение … « Скоро , вот увидишь , наступят неспокойные времена , может быть , войны , и вполне возможно , что вся ваша касталийская жизнь будет снова поставлена под вопрос . Йозеф … спросил : « … ты будешь за Касталию или против неё ? « … « Вообще то я , конечно , за то , чтобы Касталия существовала … но при всей скромности ваших материальных запросов Касталия обходится стране каждый год в кругленькую сумму … засмеялся Йозеф : « … сумма эта , я слышал , составляет около десятой части того , что ежегодно расходовала наша страна в век войн на оружие … «
МАСТЕРОМ ИГРЫ тогда был Томас фон дер Траве ,
( обыгрывается название деревни , в которой родился Томас Манн ) знаменитый , поездивший по свету и повидавший мир человек , учтивый и любезно - предупредительный с каждым , кто к нему приближался , но бдительно , прямо таки аскетически строгий во всём , что касалось Игры , великий труженик , о чём не подозревали те , кто знал его только с репрезентативной стороны , видя его , например , в праздничной мантии руководителя больших Игр или на приёме иностранных делегации . О нём поговаривали , будто он равнодушный , даже холодный рационалист , находящийся с музами лишь в вежливых отношениях …
Хотя он не был энтузиастом и во время больших публичных Игр обычно избегал касаться больших и острых тем , его блестяще построенные , формально непревзойдённые партии показывают знатокам , как он был близок к глубинным проблемам мира Игры . Однажды magister Ludi велел позвать к себе Йозефа Кнехта … и спросил , сможет ли и согласен ли Кнехт приходить к нему в ближайшие дни всегда в это же время на полчаса … Кнехт … удивился …
На сей раз МАСТЕР показал ему объёмистую рукопись , предложение , поступившее от одного органиста , одно из бесчисленных предложений , разбор которых входит в обязанности высшего управления Игры . Сводятся они большей частью к ходатайствам о приёме в архив нового материала : кто - то , например , особенно тщательно изучил историю мадригала и открыл в развитии стиля кривую , которой он даёт музыкальное и математическое выражение , чтобы она вошла в ЛЕКСИКОН ИГРЫ .
Кто то исследовал латынь Юлия Цезаря с точки зрения её ритмических свойств и нашёл здесь поразительные соответствия с результатом хорошо известных исследований интервалом в византийском церковном пении .
Или ещё раз какой -то фантазёр изобрёл новую КАБАЛИСТИКУ для нотного письма 15 - го века , не говоря уже о неистовых письмах бесноватых экспериментаторов , которые умудряются делать поразительнейшие выводы , например , из сравнения гороскопов Гёте и Спинозы , и часто прилагают очень красивые и убедительные на вид многокрасочные геометрический чертежи .
Кнехт с интересом занялся сегодняшним проектом , ведь у него самого уже не раз возникали предложения такого рода , хотя он и не подавал их ; каждый АКТИВНЫЙ ИГРОК мечтает ведь о постоянном расширении сферы Игры , пока ОН НЕ ОХВАТИТ ВЕСЬ МИР , больше того , он постоянно совершает это расширение мысленно и в своих частных тренировочных партиях , желая , чтобы те ДОПОЛНЕНИЯ , которые кажутся ему при этом удачными , превратились из частных в официальные . Ведь в том и состоит подлинная изысканность частной игры изощрённых игроков , что выразительными , назывными и формообразующими средствами законов Игры они владеют достаточно свободно , чтобы наряду с объективными и историческими значениями включать в любую партию совершенно индивидуальные и уникальные представления . Один уважаемый ботаник сказал как то по этому поводу забавную фразу :
« При ИГРЕ В БИСЕР должно быть возможно всё , даже , например , чтобы какое - нибудь растение беседовало по латыни с самим Линнеем « .
Кнехт помог магистру разобраться в предложенной схеме …
В первые же дни Кнехт заметил , что тот заставляет его тщательно разбирать до конца и совсем никудышные предложения , негодность которых видна была с первого взгляда … он постепенно понял , что дело тут вовсе не в том , чтобы оказать мастеру услугу … была прежде всего возможностью тщательно и в деликатнейшей форме испытать его самого , молодого адепта … С ним что - то происходило , что – то напоминавшее ту пору его детства , когда появился мастер музыки ; он вдруг заметил это по обращению с ним товарищей , оно стало более робким , более отстранённым … В конце последней их встречи мастер сказал своим высоковатым , вежливым голосом , со свойственной ему чёткостью , без всякой торжественности : « … наше дело пока закончено … кстати говоря , я считаю , что тебе следовало бы теперь подать прошение о ПРИЁМЕ В ОРДЕН … Кстати , вот ещё что : возможно , что и ты тоже , как большинство хороших игроков в молодости , склонен иногда пользоваться нашей Игрой как неким инструментом для философствования …
Философствовать надо только законными способами , способами философии .
А НАША ИГРА - НЕ ФИЛОСОФИЯ и НЕ РЕЛИГИЯ , это особая дисциплина , по своему характеру она родственна больше всего ИСКУССТВУ , это ИСКУССТВО sui generis своего рода (лат.)
Помня это продвинешься дальше , чем если поймёшь это лишь после сотни неудач . Философ Кант … это был великий ум - теологическое философствование называл
« ВОЛШЕБНЫМ ФОНАРЁМ ХИМЕР « … Превращать в это нашу Игру мы не вправе . « Йозеф был поражён … Молнией мелькнуло у него в голове : эти слова означали конец его свободы , окончание его студенческой поры , приём в Орден и скорое вступление в иерархию … хорошо .. зная правила Ордена , он вспомнил , что каждому члену Ордена , занимающего должность высокого ранга , дано полномочие совершать церемонию приёма … попросил , чтобы её совершил мастер музыки … поехал … в Монтепорт … был встречен с радостью … « Ещё немного , и у меня уже не было бы права принять тебя в Орден как юного брата … «
Сама церемония была проста … мастер музыки пригласил , как того требовал устав , двух членов Ордена в свидетели ,а Кнехту до этого было предложено для медитации одно из положений орденского устава .
Оно гласило : « Если высокая инстанция призывает тебя на какую - нибудь должность , знай : каждая ступень вверх по лестнице должностей - это не шаг к свободе , а к связанности . Чем выше должность , тем глубже связанность . Чем больше могущество должности , тем строже служба . Чем сильнее личность , тем предосудительней произвол . «
Собрались в музыкальной келье магистра , той самой , где Кнехт впервые познакомился с ИСКУССТВОМ РАЗМЫШЛЕНИЯ ; мастер предложил соискателю сыграть ради торжественности этого часа какую - нибудь хоральную прелюдию Баха ( Хора;льная прелю;дия — короткое литургическое музыкальное произведение для органа, основанное на мотиве хорала. В службе хоральная прелюдия использовалась в качестве вступления перед хоралом с тем же мотивом, который пели прихожане (обычно это происходило в протестантских церквях, а изначально — только в лютеранских), отсюда появилось название «прелюдия». Хотя такие произведения обычно были полифоническими, мелодия хорала всегда была отчётливо слышна …
Слово "прелюдия" происходит от латинского praeludire, что означает "играть заранее" или "готовиться к исполнению". Прелюдии берут свое начало в импровизациях церковных органистов, которые использовали их для проверки чистоты, настройки своих инструментов и подбора тональности, в которой исполнялись протестантские хоралы и другие церковные песнопения. Жанр прелюдии характеризуется прежде всего разнообразием образной фактуры (гармонических и мелодических фигур). на протяжении всей пьесы сохраняется ровный ритмический пульс, что создает непрерывное, плавное движение. Фантазия (греч. ф;;;;;;; - "воображение") характеризуется свободой композиции, разнообразием фактуры (имитация полифонии, гомофонии, гармонии), живым инструментальным репертуаром, смелой гармонической экспрессией. Токката (от итал. toccare - "трогать", "прикасаться") - виртуозное произведение, предназначенное для "прощупывания" клавиатуры, то есть для развития беглости пальцев. характерны чередование аккордов . )
… затем один из свидетелей прочёл сокращённый вариант статьи устава , а сам мастер музыки задал ритуальные вопросы и принял присягу у своего молодого друга … они сидели в саду ,и мастер давал ему дружеские наставления насчёт того , в каком смысле надо усвоить эту статью устава и жить по ней … это как бы у меня был сын , который может меня заменить … увидев , что лицо Йозефа опечалилось , прибавил : « … я изрядно устал и предвкушаю досуг , которым ещё хочу насладиться и который , надеюсь , ты будешь коротать со мною часто … обращайся ко мне на « ты « « … Он отпустил его с мягкой улыбкой , которую Йозеф знал вот уже двадцать лет …
Он вернулся в Вальдцель . Магистр … пристально посмотрел ему в глаза : « … ты нужен нам … нам нужен надёжный человек … для одной особой миссии … бенедиктинский монастырь Мариофельс , один из старейших в стране очагов образованности , поддерживающий с Касталией дружеские отношения и вот уже НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТИЛЕТИЙ ОСОБЕННО ПРИВЕРЖЕННЫЙ К ИГРЕ В БИСЕР , попросил прислать туда на какой - то срок молодого учителя , чтобы тот прочёл вводный курс Игры и позанимался с несколькими успевающими учениками , и выбор магистра пал на Кнехта . Поэтому он так осторожно экзаменовал его , поэтому ускорил его приём в Орден ...
Свидетельство о публикации №224092901324