Дети разного возраста
Периодически он присылает фото: на одном из них - вся семья: четверо взрослых, Лиза и Гриша - на прогулке у озера. Закат, золотое солнце опускается к горизонту.
Но я обратил внимание не на всю эту лепоту, а на Лизу с Гришей. Они оба сидят в почти одинаковых колясочках. А ведь Елизавета Витальевна на 3 года (в 2,5 раза!) старше Григория Витальевича!
Пишу папе: "Добрый вечер, Виталик.
Спасибо за поздравление и фотографию.
Почему это Елизавета Витальевна пользуется тем же средством передвижения, что и Григорий Витальевич? Всё же он ещё юн и неопытен, тогда как она уже находится в гораздо более зрелых летах.
Она могла бы уже и брата возить, а не только самостоятельно передвигаться без вспомогательных средств".
Виталик мне логично ответил: "Елизавета Витальевна на длинные дистанции у нас не ходок, поэтому и пользуется собственной каретой...
О как..."
Наверное, ему казалось, что вопрос исчерпан, но тут ему на голову свалилось вот такое "обличительное письмо":
"Я - о другом: о воспитании.
Интересно, как всего за 4-5 десятилетий: за время моей жизни - изменились люди в этом смысле. Когда Ты ещё был ребёнком, все или почти все родители понимали и признавали, что самое главное - это воспитание. Это главная их обязанность по отношению к детям.
Правда, понимали они, что такое "воспитание" и как воспитывать, по-разному.
Но понимали, что воспитание - это главное. Всё остальное второстепенно.
Сейчас ДЕТЕЙ СОВЕРШЕННО ПЕРЕСТАЛИ ВОСПИТЫВАТЬ. Совсем!
И когда говоришь о воспитании, то людям уже непонятно, о чём речь.
Дело в том, что в воспитательном смысле ВЕСЬМА ОПАСНО ОТНОСИТЬСЯ К ДЕТЯМ РАЗНОГО
ВОЗРАСТА ОДИНАКОВО.
Это раньше понимали даже неграмотные крестьяне. Да что там крестьяне: первобытные люди это прекрасно понимали.
Дети разного возраста - и к ним должно быть разное отношение. От более старшего ребёнка родители вправе и даже обязаны - именно из воспитательных соображений - ждать большей самостоятельности, больших усилий, более взрослого поведения.
Старшего нельзя приравнивать к младшему.
Что Лиза не может быть такой же выносливой, как взрослые, в ходьбе "на длинные дистанции", я понимаю.
Тут совсем в другом дело.
У неё колясочка, и у Гриши. Одинаковые. Её везут и его везут. Одинаково. Значит, в её представлении они с Гришей одинаковые.
Потом будет поздно. Ничего уже нельзя будет сделать. Она всегда будет ждать, что к ней отношение будет такое же, как к Грише: ведь они одинаковые. Она вовсе не старше, она не старшая сестра.
Старшая сестра - это такая СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ. Очень хорошая в воспитательном смысле.
Но непростая: легче не играть эту роль.
А раз легче, ребёнок втянется, привыкнет - и уже с недоумением будет воспринимать, когда от него (или от неё) будут ждать чего-то другого. И уже не дождутся.
Ребёнку уже нравится жить по принципу КАК ПОЛЕГЧЕ.
Чтобы ребёнок не устал, ножки не заболели - это важно. Но не самое главное.
Важно, каким этот ребёнок вырастет человеком.
И одинаково относиться к детям разного возраста ни в коем случае нельзя. НИКОГДА. Потому что воспитание непрерывно происходит: с утра до вечера. Нельзя другие дела отложить и сказать: "Так, ну теперь я часок дочку повоспитываю - а потом гулять пойдём".
Вот то, что её - точно так же, как и Гришу, который гораздо младше, возят в колясочке - это и есть воспитание. Вернее, это, скорее, наоборот, - антивоспитание.
Вообще-то разумные родители должны думать о том, как скажется в воспитательном смысле на ребёнке АБСОЛЮТНО ВСЁ: любая мелочь".
Виталик надолго замолчал.
Но потом всё-таки ответил, что они постараются изменить своё отношение к детям в этом смысле.
Чтобы человек стал взрослым, он должен этого ХОТЕТЬ. Да, именно ОН САМ.
А почему ребёнку хочется взрослеть? Хотя это трудно. Хотя ребёнок пока очень смутно себе представляет, что это такое - взросление.
Потому что это делает ему честь. Потому что он чувствует, что его за это уважают и ценят. Близкие - прежде всего.
Но если близкие, прежде всего, родители, этого не ценят - сам ребёнок тоже не будет этого ценить, и он не захочет стать взрослым. Никогда.
Вот почему Елизавета Витальевна должна ежедневно чувствовать, что она СТАРШЕ, что к ней другое отношение. Нетрудно ведь купить ребёнку трехколёсный велосипед (я, правда, предложил купить Лизе "Харлей Дэвидсон", но не уверен, что хватит денег на него). И это будет уже совсем другое самоощущение.
И не только самой Лизы. И Гриша будет смотреть и на ус мотать: ага, у Лизы велосипед, а у меня нет. Я маленький - она большая. Вот скоро и я вырасту - и мне велосипед купят ! Вот здорово!
И тогда ему захочется расти, взрослеть.
Интересно, что раньше - до воцарения Общества Потребления - всё это получилось естественным образом, во всяком случае, в т.н. "простых" семьях (не самых богатых). Дети очень рано начинали помогать родителям, втягивались во взрослую жизнь. Социальные роли детей разного возраста тогда и не могли быть одинаковыми.
Сейчас - другое дело. Современные родители могут себе позволить "возить в колясочках" своих ненаглядных чад хоть до 30 лет.
Разный возраст - разное отношение. Это нужно взять за правило.
Иначе ваш ребёнок так и останется ребёнком - навсегда.
Свидетельство о публикации №224092901447