Фильм Зеркало. Тарковский. Импрессио

Фильм Зеркало со своим другом-одноклассником я увидел лет 50-т назад… Нам и было по 20-23 года, ума нет, соображения никакого… Вышли мы с кинотеатра – и просто молчали, пытаясь хоть как-то понять себя и фильм… Понятно, что опыта и знаний – как оценивать кино, мы не имели… Поэтому молчали, оглушенные увиденным и картинками кино…
Я после этого смотрел фильм 1-2 раза… И каждый раз чувствовал, что его содержание и некий смысл ускользают от меня…
Вот сейчас решил снова пересмотреть, Тарковский для меня – гениальный режиссер и постановщик…
Он умел выстроить кадр как никто другой…
Что в этом кадре? В чем гениальность?
Картинки кино – это эмоциональное воздействие на зрителя… Вот вроде нет умных диалогов, слов, которые способны перевернуть ваш мозг, но есть картинки… Причем – достаточно хаотично выстроены… Тарковский, конечно, знал, что хотел увидеть в ленте, и как эти картинки выстроить в ленте… Поэтому хаотичность видимая… И эти картинки бьют по вашему подсознанию… Ваш мозг скорее всего не способен логично обьяснить многие моменты, но вы понимаете, что суть фильма – это не рыженькая девочка, в которую был влюблен герой, не тот инвалид-инструктор, который бросился на гранату, защищая детей, не кадры хунвейбинов и страшные видео советских солдат в грязи, но в то же время это и суть… Суть – в реальности прошлого в нас… И без этого человек не человек…
Вас втягивают в эмоцию… Ваших детских воспоминаний, отрывков тех картинок, которые может остались в вашей памяти… И это ассоциативно способно вызвать в вас свои воспоминания…
Т.е. в принципе Тарковский – это не набор фактов и экшн героев, это картина внутреннего мира зрителя… И, естественно, автора…
И как снято!!! Эти детали, шевеление от ветра кустов, горящий сарай, мальчики, детские и искренние, открытые… Приближение кадра, Солоницын, Гринько, небольшие роли, и сплошная эмоция боли…
Помните – героиня упоминает город Юрьевец… Там родился Тарковский… Там жил мой дед, и скорее всего там и похоронен… Я был там в 1967 и 2008 году…В 2008 году город был наполовину затоплен, я повез туда свою маму, она сумела даже найти людей, которые помнили ее родню по линии отца (моего деда Леонида, играл на скрипке, был мастером - вторым человеком – ткацкой фабрики), она говорила с ними и была счастлива…
Это вот как раз из тех эмоций, о которых снят фильм…
И даже если вы попытаетесь словесно определить смысл фильма, то все, что вы скажете, будет выглядеть скудно и убого…
Возможно и в этом гениальность Тарковского…
Я очень люблю Андрея Рублева… Ностальгию… Тарковский – очень русский… Когда в Андрее Рублеве он от картинок жуткой и тяжелой жизни простого русского выводит вас на живопись Рублева, то именно там вы начинаете понимать, что этот простой мужик, возможно забитый и темный, смог создать Троицу… И за всем этим стоит вера…

Сука коммунистическая власть вытолкнула Тарковского, Бродского и др. из страны… Власть эту никто не помнит, а этих гением мы чтим и гордимся…

Тарковский - это импрессионизм в кино... Как Erik Satie или Каравайчук в музыке... Только более мощный и бьющий по нашим эмоциям...


Рецензии
Понравилось эссе. «Зеркало» не мой фильм, но кино великолепное. Вы с приятелем после фильма молчали, а когда я много лет назад посмотрел фильм в кинотеатре «Художественный» в Ленинграде, некоторые зрители даже не смогли сразу встать со своих мест под впечатлением от фильма. Такая реакция зрителей большая редкость.
Самую бурную реакцию зрителей на кино я наблюдал на просмотре фильма «Догвилль» Ларса фон Триера. Когда Николь Кидман спрашивает: «Что же с ними всеми делать?». Зал просто заревел: «Убить!»). Символично, что Триер считает Тарковского своим учителем и даже хотел купить его архив. К творчеству Ларса можно относиться по-разному, многие его не любят, но режиссер он точно не самый плохой).

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   28.03.2025 12:57     Заявить о нарушении
Спасибо::))) Триер очень жесткий режиссер, но он и такой же мощный...
Висконти пожалуй мне больше всех итальянцев "запал"... Бертолуччи...
Феллини с 8 1/2 не "пошел", слишком много итальянских акцентов...
Висконти еще посмотрю...
О кино можно говорить бесконечно, особенно если смотреть настоящее кино...

Валерий Кувшинчиков   28.03.2025 17:28   Заявить о нарушении
Конечно, Висконти ещё стоит посмотреть. Даже его последний фильм «Невинный» (1976 г), который произвел на нас просто удручающее впечатление. Но кино крутое).
Итальянское кино (60, 70 и 80-х) – это целый мир, в нем много славных имен. Да и потом появлялись занятные итальянские фильмы. Например, «Великая красота» (2013 г) и «Лоро» (2018 г) режиссера Паоло Соррентино с Тони Сервилло в главных ролях. Берлускони в «Лоро» он сыграл просто блестяще)

Александр Галяткин Юлия Фадеева   28.03.2025 19:06   Заявить о нарушении
посмотрю обязательно... итальянское кино мне напоминает русское кино начала 60-х...

Валерий Кувшинчиков   28.03.2025 19:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.