Молодая старуха. Глава 1-2
Блин, как хочется ещё поспать. Ненавижу свою работу. Ещё дочку в школу нужно отвести... Ладно, всё, встаю. Кофе, сигареты и в путь.
- Мамочка, доброе утро. Я уже собралась.
- Утро добрым не бывает. Молодец.
Я свою дочку назвала Аяной, на бурятском языке её имя означает "путешествие".
Я надеюсь, что её жизнь сложится не так, как у меня. Отец Аяны сбежал от нас, когда ей было 2 годика. Говорят, от хороших не уходят, и в развале отношений виноваты оба. Но это не наш случай. Пока мы были с ним вдвоём, у нас на всё хватало денег. Ходили в гости, в кино, в кафе и оплачивали съёмную однокомнатную квартиру. Но с рождением ребёнка траты возросли, я не могла принимать участие в пополнении семейной копилки. Мне приходилось просить у своей мамы и отчима денег. Мы уже были на грани того, чтобы переехать к моим родителям, так как не хватало денег на оплату квартиры. Мой сожитель не мог вынести финансовой беспомощности. Он начал чаще выпивать и ругать меня за то, что я не сделала аборт.
Он ушёл, когда мы с дочкой лежали в больнице. Я звонила ему и его маме, чтобы привезли вещи для малышки. Нас забрала скорая, и я не успела ничего собрать. Но мой недосупруг и недосвекровь не брали трубку. Вещи привезла моя мама. Она заехала к нам домой, открыла своим ключом двери и расплакалась. В доме валялась куча бутылок из-под водки, на полу были окурки. А детское одеяльце накрывало рвотные массы. На столе лежала записка: "Уехал навсегда в Крым к сестре. Не звони моей матери, ничего всё равно от неё не добьёшься. Меня вы за..., некультурная брань, и я хочу новой жизни. Прости за честность. Прощай".
Мама и мой отчим помогали мне во всём материально. А как освободилось место в детском саду, я устроилась работать в супермаркет кассиром. И все эти 6 лет я работаю в супермаркетах. У меня нет технического образования, а чтобы закончить высшее, нет денег. По-прежнему родители помогают финансово. Второго папы для своей дочки я не нашла, хотя даже и не искала. Моя жизнь похожа на день сурка: работа, дом, работа, дом. А по выходным — сериал с семечками.
У меня одна подруга, моя соседка Зинка. Зинка инвалид с хорошим пособием. У неё нет ни семьи, ни мужа. Целыми днями смотрит сериалы и следит за новинками кино. Как только Зинка получает выплату, бежит ко мне в супермаркет, мы берём бутылку водки, распиваем её на балконе и жалуемся друг другу на жизнь.
Я проводила дочку в школу и помчалась на работу. У входа меня ждала начальница, которой не терпелось навешать на меня очередную порцию претензий.
- Жанна, второе опоздание за неделю. Ты когда-нибудь научишься приходить вовремя? Вчера на тебя посетитель нажаловался. Говорит, ты ему нагрубила.
- Наталья Михайловна, он набрал целую корзину просрочки, оплатил и тут же говорит: "делайте возврат". А за ним очередь из десяти человек. Вот я и не выдержала.
- А за просрочку вы отвечаете. Почему не убираете?
- Вы так говорите, будто я одна за неё отвечаю.
- Я сейчас с тобой разговариваю, или ты мне тоже грубить вздумала? Ты посмотри на себя, в каком виде на работу пришла? Голова вся сальная. Роба вся в пятнах.
- Я не успела вчера помыть голову и постирать.
- Короче, придёшь ещё раз в таком виде, отправишься домой со штрафом 1500 рублей.
- Я вас поняла. Я могу работать?
- Беги работать.
В 3 часа дня пришёл тот самый недовольный посетитель с просрочкой. Он вообще местный ревизор у нас тут. Ходит по всем магазинам, находит просрочку, оплачивает и тут же заставляет делать возврат. Развлекается он, что ли, так. Вроде солидный мужик. Всегда в костюме. Внешность у него даже ничего. Но что это за странности такие?
- Здравствуйте, Жанна.
- Здрасти.
- Ну что, убрали весь просроченный товар?
- Не знаю. Я тут не одна работаю, может, кто-то и убрал.
Он протянул мне коробку самых дорогих конфет.
- Это вам, для улыбки.
- Спасибо. Они просроченные?
- Нет, я проверил. - У него были такие глаза, будто щенок хочет, чтобы ему почесали за ухом.
- Тогда спасибо. - Я забрала конфеты и положила под кассу.
- Ладно, Жанна, до свидания. Скоро вернусь.
- Лучше не надо. - Я сказала это, когда он уже уходил, и думала, что сказала это тихо. Но он обернулся, а я отвела от него взгляд, будто ничего не говорила.
К закрытию прибежала Зинка.
- Давай в долг водки сегодня попьём. Через неделку должны пособие прийти.
- Давай. День сегодня паршивый. - Я была рада Зинкиному предложению. Только с ней можно было отвлечься хоть ненадолго от этой реальности.
Мы пришли домой, и я увидела, что на кухне плачет дочка.
- Что ноем?
- Я с учительницей поругалась.
- Учитель всегда прав, что ты натворила?
- Она сказала, что если до вторника я не принесу денег на поездку в туристический лагерь, то они поедут без меня.
- Мне она ничего не говорила о деньгах в лагерь. Я думала, это бесплатная поездка.
- Это деньги с фонда класса. А ты же не сдаёшь.
- Правильно, что за фонды такие придумали. Образование должно быть бесплатным.
Дочка начала реветь ещё с большей силой.
- Да ладно, не ной. Завтра у бабушки деньги возьмёшь и заплатишь.
- Я уже не хочу ехать.
- Почему?
- Мария Степановна при всем классе начала говорить, что, мол, посмотрите, дети, Аяна опять опоздала, наверное, не хочет учиться. Хочет кассиром всю жизнь работать в супермаркете, без образования.
- А что она неправильно говорит? Будешь плохо учиться, не поступишь на бюджет в приличное заведение. И будешь, как мать, кассиром в супермаркете.
- Мама, но я опоздала из-за тебя. Я встала на час раньше. Я тебя долго ждала.
- Ладно, иди ложись спать или мультики посмотри. Мы с тётей Зиной на балкон.
- Но мама, завтра выходной. И ты обещала погулять со мной в парке.
- Встану, уберусь дома, и пойдём в твой парк.
- Знаю я тебя. Ты так каждую пятницу говоришь, а потом лежишь, умираешь с похмелья, смотришь сериалы, и мы никуда не ходим.
- Иди, сказала, ишь, мать учить тут вздумала.
Дочка убежала со слезами на глазах в комнату.
***
Я проснулась от жуткого похмелья.
- Аяна, принеси ведро.
Аяна принесла ведро, и вчерашние огурчики из меня начали потоком перемещаться туда.
- Сейчас бабушка за ними заедет. Она сказала, что мы к бабушке Тамаре поедем.
- Что? Дай мне телефон.
Я набрала номер своей матери.
- Алло, мама, привет. Тут Аяна сказала, что мы к бабушке поедем.
- Да, открывай двери.
Дочь открыла двери моей маме. Мама отдала пакеты продуктов внучке и зашла ко мне в спальню.
- Опять с соседкой пила.
- Аяна сдала?
- Нет. Ведро с огурцами. Одевайся, поехали.
- Мама, мне плохо, давай в следующие выходные.
- Нет. Вставай, одевайся.
- Ну, пожалуйста.
Мама достала из своей сумки таблетки и маленькую стеклянную бутылочку с каким-то чаем.
- На, пей.
- Что это?
- Современное средство от похмелья и народное.
Я выпила всё, что дала мне мать, и легла опять. Уснула моментально. Проснулась где-то через час. Не знаю, что мне помогло: чай или таблетка, но я чувствовала себя прекрасно. Голова не болела,не тошнило.
Мама с дочкой сидели на кухне,пили чай. Дочка ей что-то рассказывала,они смеялись. Я зашла на кухню и налила себе кофе.
- Все пришла в себя?
- Да,но ехать все ровно не хочу.
- Понимаю,но мы все ровно поедем. Аяна уже оделась,иди и ты одевайся. Мы ждём тебя в машине.
- Может вы вдвоём поедете?
- Нет,иди одевайся.
Я надела свой спортивный костюм,собрала волосы в пучок и с не охотой спустилась.Глава2.
- Бабушка! - Аяна побежала к своей прабабушке Тамаре. Она её обожает. Моя мама каждые каникулы отвозит внучку к ней. Она живёт рядом с Байкалом, чистый воздух — то, что нужно для ребёнка. Да и бабушка наша для своих семидесяти лет ещё большой живчик. Дедушка тоже от неё не отстаёт. Он занимается спортом, рыбалкой, раз в три года ездит на охоту. В тридцать лет бабушка вместе с дедом открыли свой ресторан на Байкале, сейчас этот ресторан самый популярный во всей Иркутской области. В нём подаются национальные блюда всех народов России: русская кухня, бурятская, казахская, и все повара по национальности соответствуют своей кухни. В нашем ресторане побывали почти все русские звёзды, политики, которые приезжают на Байкал, и зарубежные знаменитости, кто посещал наш островок Хужир. Бабулечка лет пять назад отдала своё правление рестораном моей маме и её брату, а до этого только они с дедом были главные: дедушка отвечал за бухгалтерию, привоз товаров, а бабушка — только за творческую часть, поиск поваров, меню. Она объездила почти всю Россию и страны СНГ и нашла лучших поваров для своего ресторана. Несмотря на возраст, у них очень насыщенная жизнь, много хобби, поэтому они дома почти не готовят, так, если только по праздникам и особенным для них вечерам. Еду им привозят с их ресторана доставка, конечно же, бесплатно.
- Наконец, приехали!!! Дед, звони Ванчику, скажи, что скоро будем.
"Только не это," - пронеслось у меня в голове. Ванчик - это главный шаман на нашем острове. Раньше к нему приезжали с разных уголков страны. Не знал его только ленивый. Просто так к нему нельзя было попасть, нужно было прочитать его книгу, пожить так как в ней написано год, и если это не помогало, тогда он принимал на личную встречу. Лет пятнадцать назад он перестал принимать людей, только знакомых, и тех кто мог найти место, где он проводит свои обряды; к дому и на улице к нему подходить могли тоже только знакомые, иначе он сразу отказывал в своей помощи. Как раз год назад я приезжала последний раз к бабушке, и она сунула мне в чемодан его книгу. Обнаружила я её уже по приезду домой, положила на полку с книгами и даже думала, что прочту, может быть, но прошёл год, а я с полки её так и не доставала. Мне стало стыдно и страшно, что бабушка сейчас будет спрашивать, читала я её или нет, и начнёт отчитывать. Но бабушка посмотрела сверху донизу на меня, потом на маму и сказала:
- Всё понятно, книжка собирает пыль.
Я обняла бабушку, дедушку, и мы уже собирались отправиться в дом, как бабушка заявила:
- Ты туда не войдёшь, пока с Ванчиком не встретишься.
- Но баба, я устала. Можно хоть зайти воды попить.
- Нет. Пошли, быстрее сходим, быстрее вернёмся.
На улице была невыносимая жара,мы с мамой кое-как поспевали за бабушкой.
- Почему ты старше нас,а ходишь,как бегаешь,мы не успеваем,мама. - мне было приятно,что не одной мне сейчас тяжело. Моя мама,которая приехала,в двух кофтах, уже была готова идти в чём родилась. Хотелось жутко пить. Казалось, что я вот- вот взорвусь, плюхнусь в Байкал и поплыву до дому.
- Почти пришли, видите лодку?
- Видим...-испугано ответила я.
- Кто первый поплывёт?Ты или Жанна.
- Да у меня всё хорошо, дочка поплывёт.
- Что?Куда?- я была в гневе. Мне очень не хотелось садится и куда то плыть.Тем более к какому то шаману.
- Зачем?Мама,бабушка,да не нужен мне ваш колдун. У меня все впорядке. Зачем мне вообще к нему.
- Доча, лишним не будет. А вдруг он тебе поможет.
- Как поможет?Красный диплом мне выдаст,чтобы я устроилась на нормальную работу. Или сосватает с хорошим мужиком. Мама,ну серьёзно,я не хочу.
- Сейчас ты сядешь в лодку,и поплывешь. - бабушка со мной никогда не сюсюкалась, с правнуками, она самая милая бабушка,которая голос даже не повысить,а вот с остальной родней, она строгая,сколько бы тебе лет не было. Я знала,что с бабой Тамарой спорить бесполезно. Поэтому полезла в лодку, и погребла.
- А как далеко плыть?-крикнула я,когда уже прилично уплыла от берега.
- Разберёшься.
***
Плыла я не очень долго. Увидев дым, я почему-то решила, что двигаться нужно именно туда. Чутье меня не подвело. Я приплыла к берегу, а там уже сидел Ванчик.
- Здравствуйте.
- Ну, здравствуй. Садись к костру.
- Спасибо, я в лодке насиделась. У вас не будет воды? Пить очень хочется.
- Обойди костёр, за ним дальше должна лежать вода.
Попив, у меня будто появились силы и энергия.
- Дядя Ванчик, а можно я тут с вами немного посижу и пойду? Меня не надо лечить. Не знаю, что там вам бабушка про меня наговорила, но у меня всё в порядке, я не нуждаюсь в помощи, только если материальной.
- Твоя бабушка ничего мне не говорила. А что насчёт тебя, я и так всё вижу.
- Ну да, ну да. - Я давно перестала верить во всякую мистику, эзотерику, колдовство. Поэтому просто молча села у костра и начала выжидать оптимальное время, чтобы бабушка с мамой решили, что шаман надо мной поколдовал.
Ванчик, на удивление, тоже просто сидел и смотрел на костёр, ничего не спрашивал, ничего не делал. Спустя примерно пять минут меня резко начало клонить в сон, причём очень сильно. Я попила ещё немного воды, чтобы немного взбодриться, но на этот раз я захотела ещё больше спать.
- Дядя Ванчик, а можно тут на песочке полежать немного?
- Полежи.
Я подложила кофту под голову и моментально уснула...
***
Очнулась я уже в какой-то пещере. Рядом горел костёр, но никого не было. Я несколько раз прокричала имя шамана, но в ответ было только моё эхо. Взяв одну горящую палку из костра, я начала поиски выхода. Мне было жутко не по себе. Я начала мысленно материть свою бабушку и маму за то, что отправили меня сюда. Я вышла из пещеры и увидела тот самый костёр, возле которого я уснула. На песке лежала моя кофта, а рядом с ней сидел Ванчик. На улице уже было совсем темно.
- Почему вы меня не разбудили? Как мне теперь до дома добираться? - я была в гневе.
- Не кричи. Я помогу добраться до дома.
- Как? Темно вокруг.
- Не так уж темно. Посмотри, как светит луна, прямо на озеро. Так что нам хватит света.
- Тогда поплыли. Я домой хочу.
- Может, ты перестанешь кричать? - сказал мне старик спокойным голосом.
- И чего мы ждём? Тушите костёр и поплыли.
- Чаю хочешь? - непринуждённо спросил меня шаман.
- Хочу домой, что не ясно? - я начинала уже закипать. Я уже сутки ничего не ела. Я по-прежнему хотела спать. И вообще я думала, что вечером буду у себя дома.А теперь мне придётся ночевать у бабушки, или того хуже, на песке прямо здесь.
- Ты со всеми так разговариваешь?
- Я нормально разговариваю. Я хочу домой. Меня нужно было разбудить.
Старик затушил костёр. Мы сели в лодку.
Он греб, а я просто сидела и смотрела по сторонам.
- Может, всё-таки попьёшь чай? Под ногами лежит термос.
Возле воды было уже холодно, я подумала, что в такой ситуации лучше не отказываться от горячительного напитка.
Не знаю, что было в чае, какие травки-муравки, но вкус был потрясающим. Я очень быстро согрелась и даже успокоилась.
- Полегчало?
- Что вы имеете в виду?
- Как долго ты в таком состоянии?
- В каком?
- Скверном, если честно. Как давно ты перестала жить?
- Что значит "жить"? Я сейчас живу.
- Ты как оголённый провод: чуть что не так — от тебя летят искры злости, обиды, гнева.
- Да всё со мной нормально, я же уже говорила, мне не нужно промывать мозги.
- Сколько тебе лет?
- Тридцать.
- А внутри ты старая несчастная бабка.
- Что вы несёте? Какая я вам бабка?
- А теперь послушай меня внимательно, дочка. Если ты не начнёшь слушать себя, не найдёшь гармонии, то долго ты не протянешь. Продолжишь существовать, а не жить, то сначала от тебя будет уходить молодость и красота, а позже начнёшь гнить внутри.
- И чего? Все люди когда-нибудь стареют, болеют и умирают.
- Да, только у здоровых людей, которые проживают свою жизнь, а не существуют, этот процесс не болезненный и плавный. А ты умерла, хотя ходишь по земле и дышишь.
Я подумала, что старик просто несёт бред, и не стала ему отвечать.
- Один год, и ты либо начнёшь жить, либо загнёшься. У тебя ведь дочка, ты должна быть примером. Ты не понимаешь, что она может повторить твою судьбу. Меняйся.
Мы доплыли до берега, где меня оставили бабушка и мама. Старик не стал вылезать из лодки.
- Сама дойдёшь. В домах ещё горит свет, так что не заблудишься. Надеюсь, что в жизни ты найдёшь дорогу к себе. До встречи.
Я, ругая всех и всё на свете, отправилась пешком до дома бабушки.
***
Когда до дому осталось идти совсем ничего,я достала из кармана штанов сигаретку с зажигалкой и закурила.
Какой же всё таки странный день...
Выпуская дым,я любовалась небом. Оно было чистым, синим и усыпанным звёздами.В городе такого не увидешь. Я на минутку забыла обо всём. О своей вечно недовольной начальнице, о счетах : кредит,ипотека,жкх. О том,что меня бросил муж,и теперь я не доверяю мужчинам. О том,что у меня нет друзей,а только Зинка,которой нужна компания выпить. О том,что мы с дочкой совсем не близки, о чувстве вины перед ней,она заслуживает маму по лучше. О том как я выгляжу,и как порой чувствую, старик прав,я в свои тридцать превращаюсь в бабку. Мне хотелось лечь на траву,и лежать смотреть на небо,до тех пор пока всё не изменится в лучшую сторону.
Докурив,я открыла ворота,и в далеке увидела дедушку,качающего на качели.
- Когда успели качалю поставит?
- Ещё в прошлом году. Садись покачайся.Когда до дома осталось идти совсем ничего, я достала из кармана штанов сигарету с зажигалкой и закурила. Какой же всё-таки странный день... Выпуская дым, я любовалась небом. Оно было чистым, синим и усыпанным звёздами. В городе такого не увидишь. Я на минутку забыла обо всём: о своей вечно недовольной начальнице, о счетах: кредит, ипотека, ЖКХ. О том, что меня бросил муж, и теперь я не доверяю мужчинам. О том, что у меня нет друзей, а только Зинка, которой нужна компания выпить. О том, что мы с дочкой совсем не близки, о чувстве вины перед ней, она заслуживает маму получше. О том, как я выгляжу, и как порой чувствую: старик прав, я в свои тридцать превращаюсь в бабку. Мне хотелось лечь на траву и лежать, смотря на небо, до тех пор, пока всё не изменится в лучшую сторону. Докурив, я открыла ворота и вдалеке увидела дедушку, качающегося на качелях. - Когда успели качелю поставить? - Ещё в прошлом году. Садись, покачайся.
Я села рядом с ним и положила свою голову ему на плечо.
- Как всё прошло?
- Нормально.
- Я знаю Ванчика ещё со школы, он потомственный шаман, его дед лечил когда-то всю деревню. Он был единственным врачом в деревне, у кого было образование.
- А разве можно верить в традиционную медицину и в то, чем занимаются шаманы?
- Конечно. Кто ограничивает нас? Можно верить во что угодно. Честно, я, как твоя бабушка, не верю в колдовство, но верю в то, что только на 90 процентов справиться с недугом может помочь врач, а остальные 10 зависят от человека.
- А ты сам когда-нибудь лечился с помощью нетрадиционной медицины?
- Нет, никогда. Я сам себе врач. Если какая-то болезнь пришла или какой-то недуг, я начинаю думать, для чего она пришла. Что моё тело мне хочет сказать.
- И что оно обычно говорит?
- Говорит: "Дед, поваляйся, отдохни." - мы оба посмеялись.
- Ты никогда ни чем серьёзным не болел?
- Болел в детстве. Ох, ребёнком я болел очень часто. Но как только я ушёл от родителей и начал самостоятельно жить, принимать решения, я начал путешествовать, встретил твою бабушку, потом не было времени болеть. Если болезнь и приходила, то ненадолго. День, два, и всё опять в дорогу за приключениями и праздниками.
- А когда у тебя появились дети, ведь было уже не особо до приключений и праздников?
- Ты чего? Их ещё больше. Твои дяди и мамы в детстве тоже очень часто болели. И если бы мы с твоей мамой не устраивали им каждый день праздник, они бы на всю жизнь считали себя больными людьми и зацикливались на том, что жизнь — это сплошная болезнь. И жизнь была бы для них мучением. Даже в самые тяжёлые времена нужно самому создавать этот миг счастья. Счастье, так же как и несчастья, — это навык, который мы можем натренировать.
- И как же его тренировать?
- Обращать больше внимания на хорошее. Создавать что-то хорошее. Учиться чему-нибудь новому. И помогать людям.
Дедушка долго рассказывал, как же быть счастливым, но я уснула..
Свидетельство о публикации №224092901668