Либеровы

ЛИБЕРОВЫ (к Чудецким, Каллистовым, Соболевым)


ШТРИХИ РОДОСЛОВНОЙ



Первое поколение.

1. Петр.

Дети:
2-1. Иван Петров.


Второе поколение.

2-1. Иван Петров.
Священник Воскресенской церкви с. Воча Солигаличского уезда.

Дети:
3-2. Либеров Иван Иванович (1808 г.р.).


Третье поколение.

3-2. Либеров Иван Иванович (1808 г.р.).
Окончил низшее отделение КосДС в 1831 г. С 1831 г. и в 1834 г. диакон Георгиевской церкви с. Верхнемежское Кологривского уезда. В 1848-1871 гг. диакон Николаевской церкви с. Шанга Ветлужского уезда.

Дети:
4-3. Либеров Василий Иванович (1834-1912) (28.12.1832-28.12.1913).
5-3. Либеров Алексей Иванович (1841-08.02.1895).


Четвертое поколение.

4-3. Либеров Василий Иванович (1834-1912)  (по др. данным 28.12.1832-28.12.1913).
Окончил КосДС в 1854 г. С 1855 г. священник Успенской церкви с. Холкино Ветлужского уезда. С 1895 г. священник, в 1910-1912 гг. заштатный священник Макариевской церкви с. Хмелевицы того же уезда.
В Новоуспенской церкви с. Холкино прослужил 39 лет 7 мес., одновременно был законоучителем в разных школах, включая школу грамоты в Холкинском приходе.
В 1895 г. умирает его родной брат Либеров Алексей Иванович и Василия назначают настоятелем Макарьевской церкви в Хмелевицах. Благодаря ему здесь выстроили школьное здание с ночлежкой для учащихся. В 1903 г. начальная земская школа преобразована в школу повышенного типа с пятилетним курсом обучения. К 1904 г. в Хмелевицкой волости было уже открыто 16 школ.
16 августа 1905 г. все духовенство округа отмечало пятидесятилетний юбилей священства Василия Ивановича Либерова (ему было тогда 72 года).

1891.Избран депутатом от десятка причтов на духовно-училищные съезды на трехлетие 1891-1893 гг. и утвержден Его Преосвященством в этом звании 20 июля 1891 г. по Макарьевскому училищному округу села Холкино Успенской церкви священник Василий Либеров.

По информации, опубликованной в КЕВ, «Священник села Хмелевицы Алексей Либеров умер 8 февраля 1895 от тифа».  Похоронен на церковном кладбище села Хмелевицы.
Для оказания помощи семье умершего брата в хозяйстве и воспитании детей в Хмелевицы приехал Василий Иванович Либеров, овдовевший в молодом возрасте.  В его доме (по данным на 1908 г.) и проживала Ольга Федоровна.
1895. Определением Костромского епархиального начальства от 14/15 июня 1895 г. за № 2169 постановлено: за отлично-усердную и полезную службу по духовному ведомству и доброе безукоризненное поведение удостоить в текущем году награждения… набедренником… Ветлужского уезда церкви села Хмелевцы священника Василия Либерова.
1897. В состав экзаменационной комиссии для проведения испытаний при окончании 1897/8 учебного года ученикам церковных школ Костромской епархии, желающим воспользоваться льготой, установленной п. 4 ст. 56 устава о воинской повинности, дающей право на сокращенный срок службы, включен по Хмелевицкой церковно-приходской школе Ветлужского уезда членом комиссии заведующий школой священник В. Либеров.
1898. В состав членов экзаменационной комиссии Хмелевицкой церковно-приходской школы и Лужайской школы грамоты Ветлужского уезда для производства испытаний при окончании 1898/9 учебного года на льготу, установленную п. 4 ст. 56 Устава о воинской повинности, назначен заведующий Хмелевицкой школы В. Либеров.

1899. «2-го ноября сего года около 5 часов утра, после продолжительной болезни (чахотки), волею Божиею скончался Ветлужского 1-го округа села Хмелевицы священник Николай Васильевич Тимофеев, имея от роду 28 лет…
Погребение о. Николая состоялось 6-го ноября. Литургию в день погребения совершали соборные священники села Хмелевицы о. Василий Либеров и о. Владимир Успенский и села Лужайки о. Аркадий Предтеченский. На отпевание почившего вышли, кроме служивших литургию, свящ. с. Извал о. Константин Островский и с. Красногор о. Александр Дилигенский. Прочувствованный надгробные слова были произнесены о. Василием Либеровым во время причащения священнослужителей; о. Аркадием Предтеченским пред началом отпевания; о. Константином Островским на отпевании пред пением канона и последнее прощальное слово было произнесено о. Владимиром Успенским пред пением прощальных стихир…
Помоги Бог, осиротевшей семье терпеливо и благодушно понести тяжелый крест, выпавший на их долю. Прощай, незабвенный товарищ! Ты кончил многомятежную земную жизнь, и мы верим, что переселился туда, где нет болезней, печалей и воздыхания. Господи, приими дух его с миром!».

1900. В состав членов экзаменационных комиссий Хмелевицкой и Извальской церковно-приходских школ Ветлужского уезда для производства испытаний при окончании 1900-1901 учебного года на льготу, установленную п. 4 ст. 56 Устава о воинской повинности, назначен заведующий Хмелевицкой школой священник В. Либеров.

1905. Публикация благочинного Ветлужского 1 округа протоиерея Иоанна Зарницына.
«Пятидесятилетний юбилей священства настоятеля Макарьевской церкви с. Хмелевиц священника Василия Либерова.
16 августа 1905 года в с. Хмелевицах Ветлужского уезда праздновался юбилей пятидесятилетнего служения в священническом сане настоятеля приходской Макарьевской церкви священника Василия Либерова.
Несмотря на то, что юбилей праздновался в такое время, когда у каждого является много работ и хлопот пли по случаю отправки детей в учебные заведения, или по сельскому хозяйству и другим делам, четырнадцать священников почтили юбиляра своим прибытие и присутствием на его торжестве, других же гостей-поздравителей, которые сочли долгом выразить свои искрения чувства любви и преданности юбиляру, явилось около ста человек.
Юбиляр, о. Василий Иванович Либеров, почти сорок лет (без 5 месяцев) священствовавший при Успенской церкви соседнего с. Холкина и слишком десять лет в с. Хмелевицах, имеет от роду 73-й год (род. 28 декабря 1832 г.), но отличается бодростью и почти незнающею утомления деятельностью. Скромно и незаметно проходил он свое сорокалетнее служение в с. Холкине; терпеливо нес он там иго, на него возложенное, не видя ни похвалы, ни одобрения своей безупречной службе, по особенным обстоятельствам того времени и той местности (?). Много и семейного горя пережил он, пока не остался совершенно одиноким.
Когда в Хмелевицах помер младший его брат, священник Алексей Либеров, после которого осталось неустроенное семейство, о. Василий оставил свой дом и приход и перешел на место брата, чтобы по мере сил своих помогать осиротевшему его семейству. Епархиальное начальство назначило его настоятелем церкви, а духовенство округа избрало его духовником, каковым он состоит и доселе. Здесь усердно занялся он благоустройством храма Божия. По его инициативе к даже единственно на его средства, в 1895 и 1896 гг., устроено первое здание церковно-приходской школы, стоившее ему, при умелом ведении постройки, 485 рублей; а в последнее время ему же главным образом пришлось потрудиться над устройством нового, несравненно большого здания церковно-приходской школы, стоящего, при готовом лесе, не менее 1200 рублей, и из своих средств потратить при устройстве и этого здания 140 руб. безвозвратно, что хорошо известно пишущему эти строки. И вот теперь в с. Хмелевицах красуется редкое в уезде, великолепное, удобное и поместительное новое здание церковно-приходской школы, служа безмолвным памятником забот и посильных жертв по постройке со стороны юбиляра, заведующего школой и всегда заботливо относящегося к удовлетворению ее нужд.
Почти во весь период 50-летнего священнического служения о. Василий был школьным учителем и законоучителем: сначала, по поступлении на службу, в 1856-1862 гг., в течение шести лет, был учителем и законоучителем Холкинского начального училища: с1862 до 1872 г. (10 л.) имел свою школу грамоты в дер. Аладихе, в версте от Холкина, и обучал в ней с помощью двух псаломщиков. В 1878-1902 гг.  (24 года) непрерывно был законоучителем Холкинского, а потом Хмелевицкого земельного училища. В этот период времени за любовь и усердие к службе несколько раз был удостаиваем денежной награды в размере 25-30 руб.; а с начала 1903-1904 учебного года по настоящее время состоит законоучителем в министерском двухклассном училище. Как законоучитель в школе, о. Василий неутомим. Школьники для него родные дети, и естественно: семейного счастия он почти не видел, рано овдовел, дочерей своих пристроил и, живя долгое время одиноко, большую отраду находил среди школьников, и до сих пор, не смотря на преклонные лета, с успехом занимается в министерском училище.
За такое безупречное, примерное служение на старости лет Господь его утешил: начальством он награжден уже наперсным крестом и орденом св. Анны 3 ст., среди окружного духовенства известен он, как назидательный духовник, умный руководитель и советник, а среди прихожан – как лучший пастырь.
Своего любимого пастыря прихожане собрались почтить в таком множестве, что накануне юбилея за всенощной большой Хмелевицкий храм был полон молящихся, а за литургиею в день юбилея не вмещал всех богомольцев. Вообще юбилейное торжество как церковное, так затем и домашнее в каждом из присутствующих оставило сильное впечатление.
Лица священного сана окрылились надеждою, что и они в тяжелом пастырском звании могут находить ничем незаменимое утешение и не остаться забытыми при усердном выполнении пастырских обязанностей. Светские лица воздали должную дань уважения и признательности юбиляру за понесенные им пятидесятилетние усердные пастырские труды. В речах и письмах по случаю юбилейного торжества личность о. Василия характеризуется, как пастыря доброго, трудолюбивейшего, незлобивого, усердного богомольца и назидательного проповедника.
Празднование юбилея началось служением всенощной 15-го августа. Литию и величание совершали восемь священников при предстоятельстве местного о. благочинного. Продолжавшаяся не менее трех часов, торжественная служба прошла незаметно. Бывший семинарский регент, студент семинарии И.П. Постников, ко дню юбилея образовал хор из любителей пения и учеников, и учениц местных школ, который пел просто, но весьма стройно.
16 числа в 9 часов началась поздняя литургия. В храме юбиляр, вошедший в сопровождении двух священников, предшествуемый двумя диаконами, встречен был духовенством с святым крестом на блюде. Соседний священник о. К. Островский сказал речь, в коей вполне оценил многотрудную и многополезную деятельность юбиляра, как вообще священника, так и достойного духовника своего. Божественную литургию служили девять священников, а на молебен вышло тринадцать. Пред началом молебна представителем духовенства произнесена речь, в которой изображены достойные чествования труды, и радости, и скорби юбиляра, как доброго пастыря. В конце речи проповедник обратился к юбиляру с просьбою принять, как дар любви и молитвенной памяти, приобретенную духовенством округа для своего духовника-юбиляра очень ценную, отличной живописи, Феодоровскую икону Богоматери. Тронутый приветственною речью и торжественным поднесением дара, юбиляр в краткой речи высказал искренние чувства признательности и своего недостоинства. Затем подошли к юбиляру представители прихода: церковный староста с иконою Христа Спасителя в руках, приобретенною на средства прихожан, волостной старшина с хлебом-солью и волостной писарь; последний от имени прихожан прочитал прочувственное приветствие любимому пастырю, после чего поднесена ему св. икона, за каковой дар о. Василий искренно благодарил своих прихожан.
Отслужен благодарственный молебен с приложением канонов в честь нерукотворного образа Христова, Богоматери и святителю Василию Великому (тезоименному святому юбиляра). На молебне произнесено громогласное многолетие первенствовавшим о. диаконом Петром Либеровым, юбиляру особо.
По окончании церковного богослужения, юбиляр, сопровождаемый духовенством и народом, при пении тропарей Феодоровской Богоматери, святителю Василию Великому и «достойно», направился в свой дом. Пред входом в дом встретили его все родственники с приобретенною ко дню юбилея иконою св. Василия Великого и с хлебом-солью. При входе в зал хор мужских голосов прекрасно исполнил концерт: «Ты моя крепость, Господи»! Тотчас после концерта племянник юбиляра священник Василий Либеров обратился к нему с приветственною речью, в коей коснулся и биографии юбиляра, и от лица всех племянников и родных выразил глубокую признательность за его попечение о призреваемых им родных.
Вторая речь в доме сказана местным священником о. Владимиром Успенским: в ней автор от лица всего причта принес своему настоятелю поздравление. Дочь юбиляра, и.д. начальницы Петербургских Рождественских курсов Маpия В. Либерова, сказав приветствие, в пакете вручила юбиляру, как заведующему церковно-приходской школой, деньги на беднейших учеников школы и, по поручение лейб-медика Бертенсон, вручила юбиляру, с поздравлением от его имени, произведения высокопреосвященного митрополита Антония в роскошном переплете. Зять юбиляра, священник с. Матвеева Кологривского уезда Петр Розанов после приветствия поднесь в дар юбиляру «Альбом святых подвижников православной церкви». От имени прихожан с. Холкина, его преемник по службе в этом приходе, священник Василий Кондратов высказал юбиляру самое искреннее, сердечное поздравление с юбилейным торжеством, как достойнейшему пастырю, и при этом выразил от себя лично глубокую признательность а благодарность за те семена веры и благочестья, над сеянием и возрастанием которых юбиляр усердно трудился, в бытность священником Холкинского прихода, и благотворные плоды таковых трудов теперь имеет счастье видеть и пожинать он, о. В. Кондратов. Тот же о Кондратов, имеющий несчастье быть вдовцом, в самых трогательных выражениях, с поклоном в землю, благодарил юбиляра, как своего духовнаго отца, как лучшего своего руководителя, поддержку и опору в духовно-нравственной жизни.
Общий восторг произвели дети, ученики и ученицы Хмелевицких школ церковной и министерской: те и другие явились с букетами цветов в руках для поднесения юбиляру: первые как заведующему школой, вторые – как законоучителю, и с детским приветом юбиляру. После них высказали поздравление учительница церковно-приходской школы М. Гиляревская, внуки: воспитанница Яранской гимназии М. Предтеченская, семинарист М. Розанов, крестный сын и племянник юбиляра Д. Либеров.
Не смотря на продолжительность богослужения церковного, произнесения в доме приветствий, чтения затем поздравительных писем, время шло незаметно.
Ко дню юбилея присланы были поздравительный письма от следующих лиц: о. ректора Тамбовской духовной семинарии архимандрита Феодора (Поздеевского); из Петербурга от лейб-медика Бертенсом телеграмма; от племянников-священников: Аркадия Предтеченскаго, Павла Овчинникова, племянницы Ю. Малиновской, семинариста-внука Н. Предтеченского; священников: с. Холкина П. Горского, с. Дороватова: Всеволода Ильинского и И. Потехина, г. Ветлуги Н. Крылова, с. Тоншаева: Изюмова и А. Тимофеева, с. Ошминскаго Д. Побединского, с. Одошнур А. Виолентова, с. Вознесенского на р. Ветлуге Вл. Ювенского; диакона с. Извала В. Соколова; псаломщиков: Ветлужского собора Г. Каллистова, с. Холкина К. Качаловского, с. Ошминскаго И. Яблокова и др. лиц.
Речь юбиляра.
Досточтимые и возлюбленные о Христе отцы и братия! В настоящий знаменательный день моей жизни, согласно учению Слова Божия, мысли и чувства сердца моего прежде всего обращаю к Богу, благодеющему мне от начала жития моего даже доселе, «Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его!» (Пс. 102, 2).
Затем, от всей души и сердца благодарю и вас, что вы прибытием вашим устроили светлое торжество ради меня, многие приняли участие в совершении богослужения вместе со мною, почтили меня задушевными приветствиями и благожеланиями и даже преподнесли мне дорогой дар св. икону, который всегда будет служить мне утешительным свидетельством доброго расположения Вашего ко мне.
Не сомневаюсь в искренности чести, оказанной мне, но не смею думать, чтобы я чем-либо заслужил ее, а потому принимаю ее не как награду, а как выражение Вашего сердечного расположения ко мне. По чистой совести говорю, что я не признаю в себе ничего такого, за что был бы достоин похвалы от Бога и людей;  к сонму пастырей церкви, труждающихся в проповеди слова Божия и за то достойных сугубыя чести (которых апостол заповедал иметь «попреизлиха в любви»), я не принадлежу; части с теми, которых Господь назвал светом мира, которых свет светит пред человеки и делами которых прославляется имя Отца Небесного, не имею; потому что в жизни своей по немощам моим, нерадению и увлечению житейскою суетою угождал я более себе нежели Богу и ближнему, работал плоти и страстям, а не воле Божией. Могу сказать о себе только то, что я совсем не забывал моего пастырского долга, желал исполнять обязанности мои по отношению к церкви и пастве по доброй совести, во всех добре хотех жити (Евр. 13, 18); но по большей части и оставался только с этим добрым желанием, а не оправдывал его своими делами и жизнью. И ежели до сих пор, на закате жизни продолжаю мое служение пред престолом Божиим, то в этом вижу лишь милость Божию ко мне, укрепляющую меня доселе, а паче долготерпение Его, дающее мне время на покаяние и ожидающее исправления жития моего. А потому, ежели когда, то в настоящее время ослабления моих сил душевных и телесных в особенности, видя приближающийся конец жития моего, усердно прошу ваших братских молитв пред Богом, «да в день, когда явлены будут дела всех и каждого», не явлюсь рабом неключимым, но да покроет недостатки мои Своим милосердием человеколюбец Господь и даст мне силы возносить молитвы пред Ним за себя и за всех чад моих, вверенных моему пастырскому попечению». 

В 1906 г. В.И. Либеров вышел за штат.
Уволен за штат с. Хмелевицы священник Василий Либеров 23 мая 1906 г.

После смерти брата Алексея помогал его вдове Ольге Федоровне воспитывать детей.
Из исповедальной ведомости Макарьевской церкви за 1908 г: «Заштатный священник Василий Иванович Либеров - 76 лет [т.е. 1832 г.р.], вдов 1-м браком, живет со снохой [женой брата] священнической вдовой Ольгой Федоровной Либеровой - 59 лет [т.е. 1848 г.р.]».

В 1909 г. из Костромской эмеритальной кассы пенсию получал заштатный священник с. Хмелевицы Ветлужского у. Василий Либеров за 1909 г. 30 руб.
В 1911 г. из эмеритальной кассы духовенства Костромской епархии пенсию получал заштатный священник с. Хмелевицы Кологривского уезда Василий Либеров за 1911 г. 30 руб.
1912. Умер заштатный священник села Хмелевцы Ветлужского уезда Василий Либеров 28 декабря 1912 г.
Умер 28 декабря 1913 г. Похоронен в церковной ограде.

Дети:
6-4. Либерова Мария Васильевна.
7-4. Либерова ХХХХХ Васильевна.
8-4. Либерова ХХХХХ Васильевна.

5-3. Либеров Алексей Иванович (1841-08.02.1895).
Окончил КосДС в 1864 г. В 1864-1866 гг. учитель, наставник в Макариевском духовном училище. С 1866 г. священник Макариевской церкви с. Хмелевицы Ветлужского уезда. Богослов, миссионер.
В 1881 г. в Хмелевицах открыт первый приемный покой. Попечителем сего учреждения назначен священник Либеров А.И.
1 октября 1893 г. священниками села: Алексеем Иоанновичем Либеровым и Иоанном Павловичем Голубковым учреждено «Общество трезвости». В этом же году открыта школа грамотности при Макарьевской церкви. В 1894 г. школа грамотности преобразована в церковно-приходскую школу. Также в 1894 г. ими вызолочен иконостас, храм внутри выбелен, изготовлена серебряная риза на икону преподобного Макария Унженского.
В сентябре 1872 г. Алексей Иванович начинает вести дневник, в котором описывает основные вехи служебной и семейной жизни, свои суждения и оценки происходящим событиям. Так, например, он в декабре пишет про тяжелый 1872 год. После болезней у него «осталась одна дочка, умер сын 5-летний и грудничка-дочка». Полностью этот дневник, предоставленный родственниками, был напечатан в «Костромских епархиальных ведомостях» № 5, 6, 7 и 10 за 1899 год уже после смерти Алексея Ивановича под общим названием «Из дневника сельского пастыря».
Женат на Ольге Федоровне (1848-1921).
По информации, опубликованной в «Костромских епархиальных ведомостях», «Священник села Хмелевицы Алексей Либеров умер 8 февраля 1895 от тифа».
Похоронен на церковном кладбище села Хмелевицы.
Для оказания помощи семье умершего брата в хозяйстве и воспитании детей в Хмелевицы приехал и стал служить старший брат священник Василий Иванович Либеров, овдовевший в молодом возрасте.  В его доме (по данным на 1908 г.) и проживала вдова Алексея Либерова – Ольга Федоровна.

1886. «В с. Хмелевицы Костромской епархии существует противомасленичное движение. Автор [Либеров Алексей Иванович] убеждал прихожан не варить пиво, не покупать вина, не ходить в гости и не принимать гостей. Он объяснял крестьянам, что Масленица не только богопротивна, но и вводит людей в большие расходы. Большинство прихожан не отмечало Масленицу. Противомасленичное движение в 1886 г. охватило весь приход».
1886. «Автор [Либеров Алексей Иванович] в течение долгого времени подготавливал это движение. 5 лет назад он сказал в церкви слово об уничтожении масленичного разгула. Во время хождения по домам с "постной" молитвой в Великий пост внушал прихожанам мысль, что Масленица – не праздник, а сатанинский обычай. Во время внецерковных собеседований с крестьянами он знакомил их с разнообразной литературой, направленной против Масленицы».
1888-1890. Лица духовного звания, избранные и утвержденные Его Преосвященством, Преосвященнейшим Александром, епископом Костромским и Галичским, в звании кандидатов (к депутатам) на окружные и епархиальные съезды духовенства по духовно-училищным делам Костромской епархии на трехлетие 1888-1890 гг.… села Хмелевцы священник Алексей Либеров.
1889. В № 15 «Костромских епархиальных ведомостей» опубликовано «Поучение в день св. пророка Божия Илии» священника Алексея Либерова.

1890. Объявление в «Костромских епархиальных ведомостях»:
«Вышел отдельным изданием третий выпуск «Поучений о божественной литургии» священника А. Либерова.
Цена 3-му выпуску:
На обыкновенной бумаге 25 коп., с пересылкой 30 коп.
На лучшей бумаге 30 коп., с пересылкой 35 коп.
Цена 2-му выпуску:
На обыкновенной бумаге 25 коп., с пересылкой 30 коп.
На лучшей бумаге 30 коп., с пересылкой 35 коп.
Цена 1-му выпуску:
На обыкновенной бумаге 20 коп., с пересылкой 25 коп.
На лучшей бумаге 25 коп., с пересылкой 30 коп.
Цена за все три выпуска на обыкновенной бумаге 70 коп., с пересылкой 85 коп.; на лучшей бумаге 85 коп., с пересылкой 1 руб.
Выписывающие не менее 10 экземпляров всех 3-х выпусков за пересылку не платят; выписывающим же не менее 50 экз-ов, сверх бесплатной пересылки делается 10% уступки.
Мелкие суммы могут быть высылаемы почтовыми марками.
Адресоваться в Кострому, в Редакцию Костромских Епарх. Ведомостей».

1890. «От редакции.
По поводу 3-го выпуска «Поучений о божественной литургии» свящ. Ал. Либерова.
Ниже читатели Еп. Ведомостей найдут объявление о выходе отдельным изданием 3-го выпуска «Поучений о божественной литургии» свящ. А. Либерова.
Все поучения о божественной литургии в отдельном издании разделены на три выпуска. Можно, конечно, много сказать против такого разделения: но оно объясняется соображениями чисто практического характера, так как затрачивая капитал на издание, Редакция естественно стремилась, насколько возможно, скорее обратить его к той цели, для которой предназначил издание своих Поучений сам автор, т.е. на усиление фонда для устройства женск. Еп. Училища. Нельзя, с другой стороны, сказать, чтобы такое деление не имело логического основания, заключающегося и в самом предмете: в первом выпуске помещены поучения, заключающие в себе, так сказать, предварительные понятия о божественной литургии; во втором – поучения, изъясняющие проскомидию и литургию оглашенных, в третьей – поучение о литургии верных.
О достоинствах издания, чтобы не быть пристрастными, говорить не будем. В свое время мы приводили отзывы о нем печати, ля которой появление его не осталось не замеченным.
Редактируя «Поучения о божественной литургии», мы имели в виду следующие цели. Во-первых, мы старались, чтобы в них объяснялась не только та литургия, которая совершается большей частью в году, т.е. литургия Златоустаго, но и другие литургии, причем с особенной настойчивостью старались напечатлеть в ум слушателей или читателей мысль о Христе и Его бесконечной любви к роду человеческому, каковая мысль есть главная и в самой литургии. Во-вторых, с особенною настойчивостью мы старались напечатлеть в памяти слушающих или читающих самый образ совершения литургии, т.е. уставный порядок совершения ее. Поэтому песнопения литургии, слова и изречения приводились всегда буквально, в случае нужды по-славянски и по-русски, и всегда почти с объяснениями. Отсюда, на первый взгляд, как будто бы является некоторая растянутость изложения. Но для народа (для которого предназначаются главным образом «Поучения»), среди которого совсем не редкость лица, не различающие обедни от всенощной (это – факт), иначе и нельзя излагать. В-третьих, наконец, мы старались, чтобы из каждого поучения слушатели вынесли для себя какой-либо урок, какое-либо правило жизни, вообще – назидание.
Насколько удалось осуществить эти цели – об этом пусть судят другие. Нам, по крайней мере, было бы желательно, чтобы та добрая цель, с какою автор издал эти «Поучения», осуществилась. Не можем, по долгу совести, воздержаться при этом, чтобы не выразить искренней благодарности автору, о. Алексею Либерову, за то, что своим посильным трудом он принес пользу (и, надеемся, не малую) духовенству Костр. епархии. Полагаем, что такую благодарность скажут ему и все, кому дороги общие интересы духовенства».

1894. На трехлетие 1894-1896 годы избран десятком причтов Костромской епархии и утвержден епархиальным начальством кандидатом (заместителем депутата) на духовно-училищные съезды по Макарьевскому училищному округу села Хмелевиц священник Алексей Либеров.
«8 февраля (1895 г.) скончался от тифа священник села Хмелевцы о. Алексей Либеров, известный автор «Поучений о божественной литургии». Покойный только что начал устраивать своих детей и, выдал замуж старшую дочь, впал в крупные для сельского священника долги, которые оставил неоплаченными».

Алексей Иоаннович умер 08 февраля 1895 г. в 53 года от горячки. Исповедал и причащал священник этой же церкви Николай Васильевич Тимофеев. Позднее, в своих записках он отмечал ораторский талант о. Алексея:
«…Сколько доброго и полезного приобрел я для себя от них! От о. Таисия научился я всяким добрым порядкам, а от о. Алексия, превосходного проповедника, приобрел навык добрых поучений. При этих двух пастырях учреждено было с 1893-го года октября месяца «Общество трезвости» и поныне существующее. Цель сего общества удержать народ при излишних употреблениях спиртных напитков... Слава Богу! Народ видит пользу трезвости и записывается в число трезвенников, так, что количество их увеличивается с каждым годом. Для выполнения обета трезвости выпускаем небольшие кипарисовые образки Спасителя, также Предтечи, как величайшего постника, и преподобного Макария Унженского. Кои и раздаются наиболее слабым по пьянству. Выпускаются также для раздачи трезвенникам брошюрки о вреде пьянства. Дай Бог, чтобы в нашей области все стали трезвенниками!!!...
…С 1-го октября 1893 года открыта при нашей церкви школа грамоты, преобразовавшаяся 18 января 1894 г. в церковноприходскую школу... Хотя никакого вознаграждения за учительство в школе я не получал, но занимался в школе с детьми с любовью и усердием и от души желал процветания нашей школе. Вполне надеюсь, что церковноприходская школа принесет благие плоды, когда имеется при ней особый учитель. Сначала школа - года два помещалась в нашем здании, имела нужду в книгах и чернилах, неправильного учителя, теперь же благодаря теперешнему настоятелю о. Василию Либерову выстроили приличное особое школьное здание с ночлежкой для учащихся, книг всяких довольно и учитель - студент Семинарии.
…В храме при о. Таисии Голубкове и о. Алексее Либерове вызолочен иконостас, на какую работу употреблено 200 руб. Иконостас вызолочен в ноябре месяце 1894 г. Теплый храм весь внутри был выбелен и устроена риза на иконе Препод. Макария (риза... серебряная, стоит 110 руб.).
…Много было планов к благоустройству Храма и ко благу прихода, обсуждаемых совместно с нами, но вдруг неожиданная смерть поразила на одной неделе обоих старших священников: о. Таисий умер 3 февраля, а о. Алексий 8 февраля 1895 г. Многие из сих добрых планов преданны давно забвению, не находя сочувствия в иных сослуживцах».

1896. В годовщину смерти Алексея Ивановича Либерова в феврале 1896 года «Костромские епархиальные ведомости» опубликовали небольшую статью «Венок на могилу иерея Божия Алексея».
«Вот уже и год прошел, как скончал свое земное течение наш доблестный о. Алексей. Сомкнулись уста, без устали возвещавшие Слово Божие. В среду на масленице закрылись глаза того, кто всю свою жизнь вел ожесточенную борьбу с масленицей – этим остатком язычества в нашем усерднейшем к храму Божию приходе. Последние годы служения своего видел он и добрые плоды своих трудов, видел и радовался, что бедный народ не разоряется на вино, что к Великому посту приготовляется он не пьянством и разгулом, а усердным посещением храма Божия.
За неделю до кончины о. Алексея мне, приехавшему из. Вятской епархии на родину, пришлось быть у пего и в последний раз беседовать с ним. Что за чистая душа, что за открытое сердце, что за светлые намерения! Какая радость светилась в лице его, когда он говорил о вверенных его попечению словесных овцах великого стада Христова! С восторгом передавал он о доброй нравственности своих прихожан, о восприимчивости их к внушениям пастырей, о их любви к храму Божию и его служителям, о надежде своей пред престолом Небесного Судьи сказать: «се аз и дети, яже ми дал есть Бог». Радовался он всякому доброму начинанию вообще епархии. Радовался он, что свеча начинающего свою деятельность епархиального свечного завода завоевывает симпатии крестьянина и вытесняет дешевые свечи мелких торговцев. На прибыль от операций свечного завода, при дружной поддержка его духовенством епархии, он рассчитывал, как на верное средство к движению вперед дела об устройстве епархиального женского училища. Не ведал он, что болезнь эта, на которую он не обращал внимания, есть тиф сыпной, что еще неделя – и тяжелая холодная земля посыплется на крышку его тесного гроба!...
И умер творец с масленицей, сложил свое победоносное оружие неустрашимый воин Христов; но мысль, за которую он ратовал всю жизнь, бессмертна. Своей кончиной и погребением среди масленичного разгула везде и благоговейного спокойствия в его приходе, он, сраженный косою смерти, как бы среди лавров победы, и безмолвием своим указал преемникам своего пастырского служения на их священный долг продолжать его великое дело...
Пусть, заглохнувшее терние не возрастает вновь, пусть топот копей и шум беспричинного веселья не долетают до огради церковной, где нашел место последнего упокоения наш добрый учитель. Это будет и самый лучший, самый дорогой и благодарный венок на могилу самоотверженного борца с широким масленичным разгулом, положившего душу свою за други своя *).
Спи же мирным сном, добрый, бескорыстный и самоотверженный труженик в винограде Христовом! Твой светлей образ, твоя всегда живая и увлекательная речь, твое всегда прочувствованное слово навсегда останутся для нас добрым примером, вызывая молитвенные о тебе воспоминания. Жизнь твоя и деятельность, которою мы так любили увлекаться во дни юности нашей, и теперь будут для нас, уже начавших тяжелое пастырское служение, светочем на тернистом жизненном пути... И все мы, проведшие годы юности и отрочества под ближайшем твоим руководством, a ныне предстоящие престолу Господню, будем непрестанно молить Пастыреначальника, да упокоит дух твой в селениях праведных, а пастырей церкви, продолжающих твое служение, вооружит во всеоружии твоей пастырской ревности, дабы они могли, подобно тебе, преследовать зло, против которого ратовал ты всю жизнь, и не допускать оскорблять прах твой шумом масленичного разгула.
Миссионер, свящ. Павел Цвейтов. Г. Орлов, Вятской епархии.
*) О. Алексей заразился тифом при напутствовании больных».

Дети:
9-5. Либерова ХХХХХ Алексеевна (до 1872 г.р.).
10-5. Либеров ХХХХХ Алексеевич (ок. 1867-1872).
11-5. Либерова ХХХХХ Алексеевна (1871-1872).
12-5. Либерова Мария Алексеевна (03.06.1872 г.р.).
13-5. Либерова Вера Алексеевна (01.08.1873 г.р.).
14-5. Либеров Всеволод Алексеевич (1876-04.02.1938).
15-5. Либеров Сергей Алексеевич (24.04.1877 г.р.).
16-5. Либеров Петр Алексеевич (1880 г.р.).
17-5. Либеров Николай Алексеевич (1887-1888).
18-5. Либеров Дмитрий Алексеевич (20.02.1891-1923).


Пятое поколение.

6-4. Либерова Мария Васильевна.
В 1905 г. исполняющая должность начальницы Петербургских Рождественских курсов.

7-4. Либерова ХХХХХ Васильевна.
Замужем за священником с. Матвеева Кологривского уезда Петром Розановым.

Дети:
19-7. Розанов М. Петрович.

8-4. Либерова ХХХХХ Васильевна.

9-5. Либерова ХХХХХ Алексеевна (до 1872 г.р.).

10-5 Либеров ХХХХХ Алексеевич (ок. 1867-1872).

11-5. Либерова ХХХХХ Алексеевна (1871-1872).

12-5. Либерова Мария Алексеевна (03.06.1872 г.р.).
Крестили 6 июня 1872 г. в Макарьевской церкви с. Хмелевицы. Таинство крещения совершил Иоанн Голубков.
В публикации благочинного Ветлужского 1 округа протоиерея Иоанна Зарницына «Пятидесятилетний юбилей священства настоятеля Макарьевской церкви с. Хмелевиц священника Василия Либерова» говорится о том, что «ко дню юбилея присланы были поздравительный письма от следующих лиц… от племянников-священников: Аркадия Предтеченского, Павла Овчинникова, племянницы Ю. Малиновской…». Здесь же говорится о семинаристе-внуке Н. Предтеченском, а далее о внучке М. Предтеченской, воспитаннице Яранской гимназии.
Учитывая, что священник Макариевской церкви села Хмелевцы о. Алексей Иванович Либеров скончался от тифа 8 февраля 1895 г., при этом только выдал замуж старшую дочь , а это могла быть только Мария Алексеевна Либерова (03.06.1872 г.р.), то все складывается в единое целое и ситуация по Предтеченским выглядит так:
«Семинарист-внук Н. Предтеченский» – это не внук, а внучатый племянник Василия Ивановича Либерова, а «внучка М. Предтеченская» – его же внучатая племянница.


Коротко по Предтеченским:

Предтеченский Александр Андреевич.
Священник Спасской церкви, что на Вятской дороге, Ветлужского уезда, позднее священник Николаевской церкви в с. Тоншаево того же уезда.

Дети:

- Предтеченский Аркадий Александрович (1863 г.р.)
Окончил КосДС в 1885 г. С 1886 г. священник Макариевской церкви с. Хмелевицы Ветлужского уезда. С 1890 г. и в 1918 г. священник Петропавловской церкви с. Лужайки того же уезда. До 1915 г. благочинный.
Дети:
-- Предтеченский Николай Аркадьевич (22.12.1886 г.р.).
Окончил КосДС в 1908 г. В 1910 г. поступал в Казанскую духовную академию. В 1918 г. преподаватель Оренбургской богословской школы.
-- Предтеченская М. Аркадьевна.
В 1905 году воспитанница Яранской гимназии.

- Предтеченский Сергей Александрович (1864 г.р.).
Окончил КосДС в 1885 г. В 1885-1889 гг. обучался в Казанской духовной академии. Профессор Казанской академии. Духовный писатель.


13-5. Либерова Вера Алексеевна (01.08.1873 г.р.).
4 октября 1893 г. состоялось венчание Павла Андреевича Овчинникова и Либеровой Веры Алексеевны. Таинство совершил священник Иоанн Голубков, с дьяконами: Ширяевым Михаилом и Казанским Александром.
Поручители жениха: диакон Ширяев Михаил и мещанин г. Ветлуги Вячеслав Андреевич Овчинников.
Поручители невесты: Священник Христорождественской церкви села Дароватова Иоанн Потехин и священник Петропавловской церкви села Лужайки Аркадий Предтеченский.
Отец жениха: Андрей Александрович Овчинников, мещанин города Ветлуги (умер в 41 год). Павел Андреевич Овчинников - священник в селе Вознесения с 1893 г., с 1902 в селе Зубовском.

14-5. Либеров Всеволод Алексеевич (1876-04.02.1938).
Родился в с. Хмелевицы Шахунского района.
Окончил КосДС в 1897 г. С 1897 г. учитель Хмелевицкой церковно-приходской школы. С 1899 г. и в 1918 г. священник Богородицкой церкви с. Хмелевка Ветлужского уезда.
В 1906 г. награжден набедренником и грамотой.
В 1909-1911 гг. член благочинного совета.
В 1912 г. назначен благочинным по 3-му Ветлужскому округу.
По состоянию на 1911 год все дети живут при отце.
Женат на Вере Ивановне (Чудецкой) (27.08.1880 -1956/1962 ).
Всеволод Алексеевич и Вера Ивановна были восприемники Веры Николаевны Тимофеевой – Гаврелюк. Ее отец – священник Макарьевской церкви села Хмелевицы (сейчас Нижегородская обл.) - служил с отцом Всеволода Алексеевича - о. Алексеем Либеровым и его братом о. Василием Либеровым.

Вера Ивановна Чудецкая родилась 20 августа 1880 г. в селе Архангельское на Горе Ветлужского уезда в семье священника Ивана Флавиановича Чудецкого и его жены Галины Никаноровны Каллистовой. Из клировой ведомости Архангельской церкви, что на Горе, Ветлужского уезда за 1900 год: «Вера Ивановна - дочь священника Ивана Флавиановича Чудецкого».  Окончил КосДС в 1879 г. С 1879 г. диакон Богородицкой церкви, что при доме призрения бедных, г. Кинешмы. С 1881 г. священник церкви с. Угольское Кинешемского уезда. В 1882 г. перемещен к Николаевской церкви с. Турлиево Кологривского уезда. С 1891 г. и в 1914 г. священник Архангельской церкви с. Архангельское, что на Горе, Ветлужского уезда.
Ее дед – Флавиан Васильевич Чудецкий, псаломщика погоста Николы Мокрого Галичского уезда , с 1891 г. псаломщик Архангельской церкви села Архангельского на Горе Ветлужского уезда.
Ее прадед – Василий Феодоров, диакон Николаевской церкви села Порги Галичского духовного правления.
Обучалась в 2-классном женском училище, имела хороший голос, пела в хоре. После расстрела мужа жила в семье младшего сына Сергея, затем в семье Михаила Всеволодовича и Юлии Либеровых. Ушла из жизни в 1956 году и была похоронена в селе Сорвижи Арбажского района Кировской обл. По рассказам это была очень интеллигентная, грамотная женщина, красиво пела и одевалась со вкусом.
Сестра Веры Ивановны – Римма Ивановна Чудецкая вышла замуж за Сергея Николаевича Барзыкина, жили в Загорске в своем доме. Возможно, там же жила и еще одна ее сестра – Фаина Ивановна Чудецкая.

В 1912-1915 гг. Всеволод Алексеевич благочинный 3-го Ветлужского округа, депутат. Последнее место служения – село Тимирязево Ивановской обл.
1897. В состав экзаменационной комиссии для проведения испытаний при окончании 1897/8 учебного года ученикам церковных школ Костромской епархии, желающим воспользоваться льготой, установленной п. 4 ст. 56 устава о воинской повинности, дающей право на сокращенный срок службы, включен по Тоншаевской церковно-приходской школе и Шуленерской, Ломовской, Рогачинской и Одошнуровской школам грамоты Ветлужского уезда членом комиссии учитель Хмелевицкой церковно-приходской школы Всеволод Либеров.
1898. В состав членов экзаменационной комиссии Широковской церковно-приходской школы Ветлужского уезда для производства испытаний при окончании 1898/9 учебного года на льготу, установленную п. 4 ст. 56 Устава о воинской повинности, назначен учитель Хмелевицкой церковной школы В. Либеров.
1899. Определен помощник учителя Хмелевицкой церковно-приходской школы Всеволод Либеров во священника в с. Хмелевка Ветлужского уезда 3 августа 1899 г.
1902. Перемещен с. Хмелевки священник Всеволод Либеров на 1-ю вакансию в том же селе 16 мая 1902 г.
1906. Удостоен епархиальным начальством награждения набедренником ко дню Св. Пасхи 1906 г. за отлично-усердную и полезную службу по духовному ведомству священник с. Хмелевки Ветлужского уезда Всеволод Либеров.

На утреннем заседании 1 ноября 1910 г. Костромской епархиальный съезд духовенства заслушал словесное заявление депутата, священника Всеволода Либерова о том, что он, вследствие несвоевременно полученного им извещения о времени училищно-окружных и епархиального съездов духовенства в настоящем году, не мог явиться к назначенному сроку на епархиальный съезд, в завсидетельствование чего священник Либеров представил удостоверение от причта Богородицкой церкви села Хмелевки Ветлужского уезда от 28 октября 1910 г. за № 128. Съезд постановил: причину несвоевременного прибытия на епархиальный съезд депутата священника Либерова считать уважительной и для участия в делах съезда причислить его, согласно выраженному им пред съездом желанию, к третьей комиссии съезда.

1912. Назначен благочинным по 3 Ветлужскому округу св. ц. с. Хмелевки Всеволод Либеров 5-14 июня 1912 г.
1913. Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Костромским и Галичским ко дню Св. Пасхи 1913 г. за беспорочную и усердно-полезную службу Церкви Божией награжден скуфьею священник села Хмелевки Ветлужского уезда Всеволод Либеров.
1914. Благочинные церквей Костромской епархии с указанием их почтовых адресов: благочинный 3 округа Ветлужского уезда священник Всеволод Либеров, адрес: ст. Паназырево сев. ж.д., село Хмелевка.

Всеволод Алексеевич осужден Лухским РО УНКВД Ивановской обл. 18 сентября 1937 г. На заседании тройки УНКВД Ивановской обл. от 25.11.1937 г. вынесено постановление о заключении в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет. Находясь в заключении, Либеров В.А. был вновь арестован и по постановлению тройки УНКВД Ивановской обл. от 3 апреля 1938 г. приговорен к расстрелу, приговор приведен в исполнение 4 февраля1938 г.
После расстрела мужа Вера Ивановна жила в семье младшего сына Сергея, затем в семье Михаила Всеволодовича и Юлии Либеровых. Ушла из жизни в 1956 году и была похоронена в селе Сорвижи Арбажского района Кировской обл. По рассказам это была очень интеллигентная, грамотная женщина, красиво пела и одевалась со вкусом.

Дети (на 1914 год, кроме сына Сергея):
20-14. Либерова Антонида Всеволодовна (27.08.1900 г.р.).
21-14. Либеров Михаил Всеволодович (01.06.1901/07.11.1901-16.02.1975).
22-14. Либерова Ольга Всеволодовна (20.06.1903 г.р.).
23-14. Либеров Николай Всеволодович (17.11.1904-сер. 1970-х).
24-14. Либеров Константин Всеволодович (05.04.1911 г.р.).
25-14. Либеров Сергей Всеволодович (1917 г.р.).

15-5. Либеров Сергей Алексеевич (24.04.1877 г.р.).
Крестили 28 апреля 1877 г. в Макарьевской церкви с. Хмелевицы.

16-5. Либеров Петр Алексеевич (1880 г.р.).
Окончил 3 класса КосДС в 1899 г. С 1900 г. учитель и законоучитель в Елховской церковно-приходской школе Варнавинского уезда. С 1902 г. диакон Рождество-Богородицкой церкви с. Письменеры Ветлужского уезда. С 1909 г. и в 1918 г. священник Успенской церкви с. Печенкино того же уезда.

Либеров Петр Алексеевич (1881 г.р.).
В 1902 г. в Макарьевской церкви состоялось венчание Либерова Петра Алексеевича (сына умершего в 1895 г. священника Либерова Алексея Иоанновича) и Марии Васильевны Поздеевской 1874 г.р. (дочери священника села Макарьевского на Вятской дороге Василия Викторовича Поздеевского).
Петр Алексеевич служил священником в селе Письменер Ветлужского уезда.
Таинство венчания совершил священник Богородицкой церкви села Зубовского Павел Андреевич Овчинников.

Определен учитель Елховской церковно-приходской школы Петр Либеров на диаконское место в с. Письменер 29 мая 1902 г.

17-5. Либеров Николай Алексеевич (1887-1888).

18-5. Либеров Дмитрий Алексеевич (20.02.1891-1923).
Уволен из 3 класса КосДС 17.12.1909 г. В 1919 г. находился на военной службе.
Потомственный почетный гражданин Димитрий Алексеевич Либеров был восприемником, когда у писаря волостного правления села Хмелевицы Топорова Ивана Дмитриевича и его жены Екатерины Сергеевны 19.07.1915 родился сын Владимир.
Дмитрий Алексеевич в гражданскую войну был белым офицером. Вероятно, был в ссылке. После с женой приехал в Хмелевицы. Женат на Евгении Георгиевне Пушкаревой.  Она и ее брат Пушкарев Борис Георгиевич работали учителями в Хмелевицкой школе.
В 1923 г. Дмитрий Алексеевич умер от сахарного диабета. После смерти его семья переехала в пос. Калинино Ветлужского района.

Дети:
26-18. Либеров Юрий Дмитриевич.
27-18. Либерова Наталья Дмитриевна.


Шестое поколение.

19-7. Розанов М. Петрович.
В 1905 г. семинарист.

20-14. Либерова Антонида Всеволодовна (27.08.1900 г.р.).

21-14. Либеров Михаил Всеволодович (ум. до 1943) (01.06.1901/07.11.1901-16.02.1975) .
Родился в с. Хмелевицы, Ветлужский уезд, Ярославская губерния. Женат на Юлии Вячеславовне Ильинской (после 1903-до 1942) (21.03.1903-1966 ) – дочери Вячеслава Всеволодовича Ильинского (1877-1937), умерла в с. Сорвижи Кировской обл. Ее отец родился в семье священника села Колшева Кинешемского уезда Всеволода Ильинского, впоследствии архимандрита Виссариона. В 1900 году окончил Костромскую духовную семинарию и в том же году рукоположен во священника села Турлиева Кологривского уезда, был настоятелем прихода. Его пастырская деятельность была отмечена епархиальным начальством и земской управой. При его содействии открыты пять школ, где он преподавал. В 1912 году переведен к Троицкой церкви г. Ветлуги. В 1915 году был благочинным 1-го Ветлужского округа. В 1935 году, по закрытии Троицкой церкви, служил в Екатерининской церкви. В 1937 году был арестован и расстрелян 28 ноября. Жена его Александра Павловна (1879-06.12.1935), дочь священника Павла Краснухина. Дети: Юлия, супруга сына священника Всеволода Либерова.

Дети :
28-21. Либеров Евгений Михайлович (1929-1999).
29-21. Либеров Борис Михайлович (1931 г.р.).
30-21. Либеров Юрий Михайлович.
31-21. Либерова Елена Михайловна (1935-2002).
32-21. Либерова Татьяна/Тамара Михайловна (1937-1986).

22-14. Либерова Ольга Всеволодовна (20.06.1903 г.р.).

23-14. Либеров Николай Всеволодович (17.11.1904 г.р.).
Из воспоминаний внучки: «Он жил в селе Рождественское Шарьинского района Костромской обл. Работал бухгалтером. Хорошо играл на гитаре, балалайке. Когда мне купили пианино, он его настраивал. Умер в середине 70-х, похоронен в Рождественском».

24-14. Либеров Константин Всеволодович (05.04.1911 г.р.).

25-14. Либеров Сергей Всеволодович (1917  г.р.).
Поменял фамилию на Барзыкин (фамилия сестры его матери).

26-18. Либеров Юрий Дмитриевич.
Знаменитый художник тех мест.

27-18. Либерова Наталья Дмитриевна.
Вышла замуж за Цыганова.

Дети:
33-27. Цыганова Елена ХХХХХ.


Седьмое поколение.

28-21. Либеров Евгений Михайлович (1929-1999).
Родился в Заветлужье. Женат на Лидии Шестаковой (1931 г.р.), рожденной в с. Ленское Туринского района. Умер в с. Ленское Свердловской обл.

Дети:
34-28. Либеров(а) ХХХХХ Евгеньевич(на).

29-21. Либеров Борис Михайлович (1931 г.р.).

30-21. Либеров Юрий Михайлович.

31-21. Либерова Елена Михайловна (1935-2002).

32-21. Либерова Татьяна/Тамара Михайловна (1937-1986).
Умерла в Перми.

33-27. Цыганова Елена.


Восьмое поколение.

34-28. Либеров(а) ХХХХХ Евгеньевич(на).
Живет в Белоруссии.


Краткая поколенная роспись рода Либеровых

Первое поколение.
1. Петр.

Второе поколение.
2-1. Иван Петров.

Третье поколение.
3-2. Либеров Иван Иванович (1808 г.р.).

Четвертое поколение.
4-3. Либеров Василий Иванович (1834-1912) (28.12.1832-28.12.1913).
5-3. Либеров Алексей Иванович (1841-08.02.1895). Женат на Ольге Федоровне (1848-1921).

Пятое поколение.
6-4. Либерова Мария Васильевна.
7-4. Либерова ХХХХХ Васильевна. Замужем за Петром Розановым.
8-4. Либерова ХХХХХ Васильевна.
9-5. Либерова ХХХХХ Алексеевна (до 1872 г.р.).
10-5. Либеров ХХХХХ Алексеевич (ок. 1867-1872).
11-5. Либерова ХХХХХ Алексеевна (1871-1872).
12-5. Либерова Мария Алексеевна (03.06.1872 г.р.).
13-5. Либерова Вера Алексеевна (01.08.1873 г.р.). Замужем за Павлом Андреевичем Овчинниковым.
14-5. Либеров Всеволод Алексеевич (1876-04.02.1938). Женат на Вере Ивановне Чудецкой (27.08.1880-1962).
15-5. Либеров Сергей Алексеевич (24.04.1877 г.р.).
16-5. Либеров Петр Алексеевич (1880 г.р.). Женат на Марии Васильевне Поздеевской (1874 г.р.).
17-5. Либеров Николай Алексеевич (1887-1888).
18-5. Либеров Дмитрий Алексеевич (20.02.1891-1923). Женат на Евгении Георгиевне Пушкаревой.

Шестое поколение.
19-7. Розанов М. Петрович.
20-14. Либерова Антонида Всеволодовна (27.08.1900 г.р.).
21-14. Либеров Михаил Всеволодович (ум. до 1943) (01.06.1901/07.11.1901-16.02.1975). Женат на Юлии Вячеславовне Ильинской (после 1903-до 1942) (21.03.1903-1966).
22-14. Либерова Ольга Всеволодовна (20.06.1903 г.р.).
23-14. Либеров Николай Всеволодович (17.11.1904 г.р.).
24-14. Либеров Константин Всеволодович (05.04.1911 г.р.).
25-14. Либеров Сергей Всеволодович (1917 г.р.). Поменял фамилию на Барзыкин.
26-18. Либеров Юрий Дмитриевич.
27-18. Либерова Наталья Дмитриевна. Замужем за Цыгановым.

Седьмое поколение.
28-21. Либеров Евгений Михайлович (1929-1999). Женат на Лидии Шестаковой (1931 г.р.).
29-21. Либеров Борис Михайлович (1931 г.р.).
30-21. Либеров Юрий Михайлович.
31-21. Либерова Елена Михайловна (1935-2002).
32-21. Либерова Татьяна/Тамара Михайловна (1937-1986).
33-27. Цыганова Елена ХХХХХ.

Восьмое поколение.
34-28. Либеров(а) ХХХХХ Евгеньевич(на).


Полный материал "Либеровы" с фото, ссылками на источники и о породнившихся с ними (по Костромской; Казанской и Симбирской губерниям) можно прочитать и скачать, пройдя по ссылкам:
https://disk.yandex.ru/d/gk2jmIeNB85Ieg
и
https://disk.yandex.ru/d/SmaCMGtDt0jbkQ



Используемые сокращения:
ГАКО – Государственный архив Костромской области
КЕВ – «Костромские епархиальные ведомости»
КосДС – Костромская духовная семинария
ЦГА – Центральный государственный архив



Подготовил Войчук Андрей Григорьевич. Курск. 2022. voichuk2010@yandex.ru


Рецензии