Забытая художница

К сожалению, сегодня имя Александры Петровны Шнейдер (1863-1942) почти забыто, а в начале 20-го века она была широко известна своими картинами с цветами, которые также часто изображались на открытках. Своим любимым местом для вдохновения художница считала Южный берег Крыма, где ею было написано множество картин.
Александра Шнейдер училась в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств, а позже в Париже. Высокий художественный уровень ее работ позволял достойно участвовать в Салоне французской столицы, на международных выставках в Мюнхене и Риме. Один известный критик писал, что художница как будто бы сроднилась с изображаемыми цветами, как с живыми существами. Свои наиболее удачные произведения Шнейдер наделяла поэтическими строками. В 1908 г. В 1909 г. в Санкт-Петербурге состоялась первая персональная выставка художницы, в проведении которой помог Николай Рерих, покровительствовавший Шнейдер. Успех выставки был огромным: были распроданы все 230 работ, многие куплены музеями, в том числе Русским музеем, где хранятся 6 работ Александры Шнейдер. Александра Шнейдер стала очень известной. В 1912 г. императрица Александра Фёдоровна заказала у художницы несколько работ, которые потом украшали интерьеры Александровского дворца в Царском Селе. Кроме того, царица пригласила Александру Шнейдер преподавать рисования своим дочерям и в 1912-1914 годах художница сопровождала Романовых в Ливадию. Сёстры Варвара и Александра Шнейдер. Старшая сестра Александры Варвара Шнейдер (1860-1941) была также художницей и педагогом. В 1911 году усилиями Варвары Петровны была открыта первая в России школа народного искусства для крестьянских девочек, обучавшихся женским рукоделиям по старинным русским художественным образцам. Не имея собственных семей, сестры поддерживали друг друга и обладали редким даром дружбы.
Часто сёстры Шнейдер получали совместные заказы, например для иллюстрации книг. Другим проектом было оформление торжеств по случаю канонизации Серафима Саровского и 200-летия основания города Сарова в 1903 г. По их проекту были созданы арка и убранства пути для встречи Государя на границе Тамбовской и Нижегородской губерний. Варвара Шнейдер оставила очень интересное описание саровских торжеств. В 1913 г. Александра Шнейдер часто бывала в имении великого князя Георгия Михайловича Харакс близ Ялты. И в том же году вышла книжка с её открытками ,,В цветниках Харакса", пользовавшаяся большим успехом. В 1916 г. в уже военном Петрограде состоялась вторая и последняя персональная выставка Александры Шнейдер, доходы от которой ушли на благотворительность. В годы Первой мировой войны Александра Шнейдер все свои гонорары от продажи картин и открыток направляла на благотворительность: помощь беженцам, устройство лазаретов, содержание общины св. Евгении и т.д. В мастерской Шнейдер в Санкт-Петербурге находилось большое четырёхметровое полотно ,,Цветы в Ливадии". Этой картине художница посвятила поэтические строки: «И ветерком из царства юга дыханье роз принесено...». А.П.Шнейдер очень любила эту картину и не продавала её. После революции Варвара и Александра Шнейдер не уехали из России и не были арестованы, они продолжали работать как художницы, жили очень бедно. После убийства Кирова по Ленинграду прокатилась волна репрессий и десятки тысяч коренных петербуржцев были депортированы из города. В 1935 г. были высланы и сёстры Шнейдер. Перед отъездом они продали часть своих картин, остальные оставили на хранении у знакомых. Большая часть работ художниц утрачена. Но каким-то чудом картина ,,Цветы в Ливадии" сохранилась: десятилетиями она хранилась у потомков купца Колбасова, которые купили картину у Шнейдер перед их отъездом из Ленинграда. Последним пристанищем для художниц стал Саратов, где они жили в маленькой избушке на краю города; работали до самого конца: преподавали, иногда получали заказы. Варвара и Александра Шнейдер ушли из жизни одна за другой в первые военные годы, места их захоронений неизвестны.


Рецензии