Матвей и Елена Рыбаковы
Оглянувшись вокруг, можно увидеть, что совсем рядом с нами жили и живут люди, своими судьбами доказавшие фразу: «нам не жить друг без друга». Разве так бывает только в книгах? Есть немало жизненных историй, доказывающих иное. Они зачастую неприметны, известны лишь небольшому кругу лиц, но именно из этих частных случаев постепенно складывается то, что поднимает людей на духовную высоту.
Село Иваньково на берегу реки Суры
Старинное русское село Иваньково расположилось на левом берегу реки Суры, которая впадает в Волгу. Его история начинает свой официальный отсчет с 1612 года. Основанное служилыми мордовскими мурзами, принявшими православие, село Иваньково затем последовательно принадлежало представителям известных российских аристократических фамилий: Долгоруковым, Разумовским, Черкасским, Уваровым, Шереметьевым, Урусовым, Дурасовым. Оно традиционно передавалось дочерям, в приданое по женской линии. В 1890 году вместо старинной бревенчатой церкви в селе Иваньково «всем миром» был построен каменный храм, имеющий престолы: Святой Троицы, Богоявления - Крещения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы.
Их судьбу решили родители
В 1891 году, согласно записи в метрической книге Симбирской духовной консистории, села Иваньково, Алатырского уезда Симбирской губернии церкви Богоявления Господня, Матвей Григорьевич Рыбаков, 19 лет, венчался с Еленой Ивановной Виноградовой, 17 лет. Так начинается история семьи моего дедушки и бабушки по материнской линии. Их судьбу решили родители, как было принято в те далекие времена. Родители жениха – Григорий Степанович и Прасковья Тимофеевна Рыбаковы, родители невесты - Иван Матвеевич и Прасковья Николаевна Виноградовы. Согласия самих молодоженов никто даже и не спрашивал. И вот случилось так, что юной невесте Елене Виноградовой не понравился жених. Матвей Рыбаков был маленького роста, неприметной внешности, самый обычный сельский парень. А может быть, причина была в том, что сердце Елены уже затронула первая любовь. Не так было с Матвеем, он полюбил свою жену сразу и на всю жизнь. После свадьбы молодые стали жить-поживать в селе Иваньково. Первенец Павел родился у них уже на следующий год, а затем у супругов Рыбаковых были еще дети, всего 12 душ.
Семья Рыбаковых
Елена Виноградова оказалась хорошей женой, она уважала своего мужа, была домовитой хозяйкой и заботливой матерью. Но Матвею Рыбакову понадобилась целая жизнь, чтобы доказать ей, своей любимой Елене, что именно он достоин быть ее мужем. Как же ему хотелось, чтобы она хотя бы один раз наедине назвала его по имени! Однажды Матвей Григорьевич ради этого пошел на хитрость. Он был заядлым грибником и прекрасно знал лес, расположенный на правом берегу Суры, где у него были свои заповедные грибные места. Как-то супруги Рыбаковы вместе пошли за грибами и Матвей специально спрятался, чтобы жена испугалась и позвала его по имени. План сработал: Елена растерялась, потеряв мужа из виду, сначала она искала его и кричала «Ау», но потом испугалась по-настоящему и лишь тогда отчаянно закричала: «Матвей!» Так ему удалось хитростью заставить жену назвать его по имени.
Матвей Григорьевич Рыбаков, отслужив срочную военную службу, состоял в запасе, и его неоднократно призывали в ополчение. Его военная служба шла своим чередом: вскоре он стал унтер-офицером, фельдфебелем, а затем прапорщиком. Сослуживцы уважали прапорщика Рыбакова, когда произошла революция, солдаты проводили его до самого Иваньково. Многие добрые поступки, которые он совершал в своей жизни, Матвей Григорьевич делал, в первую очередь, ради жены и детей. Он был примерным семьянином. До взрослого возраста дожили семеро детей Матвея и Елены Рыбаковых – сыновья Павел, Иван, Федор и дочери Мария, Надежда, Пелагея и Анна.
Старший сын Павел рано создал свою семью, и любимая жена Аннушка Таксина родила ему дочь Марию и сыновей Александра и Ваню. Он тогда не знал, что скоро станет вдовцом: в начале 1930-х годов его дорогая Аннушка умрет на его руках от тяжелой болезни в больнице города Алатыря. Павел Рыбаков потом был женат еще три раза, но до конца жизни сохранил память о своей незабвенной Аннушке.
Старшие дочери вышли замуж: Мария - за Петра Харитонова, Надежда - за Дмитрия Коноплева. У них образовались свои семьи, рождались дети. Еще до войны совсем молодым, от неожиданной болезни умер сын Иван. Так случилось, что судьба не дала ему соединиться с любимой девушкой Надей, которую он встретил во время службы в армии, а он так и не смог это пережить. Не помог ему и брак с односельчанкой Клавдией, не удержал и родившийся в семье сын Саша.
Сын Федор, затейник и весельчак, женился на Евдокии Рыбаковой, которая доводилась ему дальней родней. В молодой семье появилось четыре сына: Александр, Иван, Алексей, Евгений. По праздникам к Матвею Григорьевичу и Елене Ивановне Рыбаковым приходили внуки, сыновья с невестками и дочери с зятьями, все вместе они сидели за родительским столом. Елена Ивановна умело вела хозяйство: она хорошо готовила и каждое утро пекла хлеб в русской печи. У нее до старости было прекрасное зрение, своим уже взрослым замужним дочерям она при шитье часто вдевала нитку в иголку, удивляясь, что они этого не могут. У Елены Ивановны была любимая поговорка: «У каждого дерева - своя тень, у каждого человека - своя судьба».
С родителями оставались жить две младших дочери Пелагея и Анна. Надо сказать, что через село Иваньково проходили пути паломников по святым местам. Матвей Григорьевич привечал их, приглашал в свой дом на ночлег, кормил и поил. А готовить на всех еду и устраивать нежданных гостей на ночлег приходилось Елене Ивановне, за что она иногда сердилась на мужа, хотя и не выказывала ему свое недовольство. Периодически у нее случалась еще одна причина для волнения. Матвей Григорьевич, который был грамотным, любил читать и даже выписывал Литературную газету, иногда приглашал почаевничать школьную учительницу, представительницу сельской интеллигенции. Надо отметить, что и Матвей Григорьевич, и учительница знали толк в чаепитии, они могли выпить и по пять и по семь стаканов чая. Хозяин дома использовал для этой церемонии любимый стакан в серебряном подстаканнике. Елена Ивановна очень уважала учительницу, которая учила в Иваньковской школе крестьянской молодежи младшую дочь Рыбаковых Анну, но втайне не любила ее визиты. Ведь она сама была неграмотная и не могла участвовать в разговоре мужа с учительницей на равных. В то время, как Матвей Григорьевич увлеченно и подолгу вел беседы с учительницей, Елена Ивановна подавала им угощение к чаю. Кто знает, может быть, в такие моменты в ней даже просыпалась некоторая ревность.
А потом началась Великая Отечественная война. На фронт ушел сын Рыбаковых Федор, младшая дочь Анна, муж дочери Марии Петр Харитонов, Александр и Иван Рыбаковы - сыновья старшего сына Павла, Борис Коноплев – сын дочери Надежды, Константин Харитонов – сын дочери Марии. Елена Ивановна перед сном подолгу стояла на коленях перед иконами и молилась за всю свою семью. Она говорила: «Материнская молитва дитя со дна моря достанет». Матвей Григорьевич иногда даже сердился на жену и говорил ей: «Мать, сколько можно молиться, иди, ложись спать!» Дочку Анну мать вымолила, и она вернулась с войны невредимой. А сын Федор, старший сержант, командир взвода 944 стрелкового полка, погиб в августе 1942 году под Ленинградом, оставив жену Евдокию вдовой с четырьмя детьми. Дочь Мария, в замужестве Харитонова, тоже стала вдовой в сентябре 1943 года. Ее муж, красноармеец 32-й стрелковой дивизии Петр Николаевич Харитонов погиб в Смоленской области. А в июле 1944 года, прикрывая переправу при форсировании реки Буг, был убит 22-летний внук Ваня – лейтенант Иван Павлович Рыбаков, комсорг батальона 969 стрелкового полка. И эти семейные потери стали для Елены Ивановны и Матвея Григорьевича непроходящей болью.
"Нам не жить друг без друга"
В феврале 1948 года Елена Ивановна неожиданно слегла. У нее начались сильные головные боли, а квалифицированной врачебной помощи в Иванькове оказать было некому. Главным лекарем в селе долгое время оставался фельдшер Иван Иванович Бондин, один на несколько населенных пунктов. Елена Ивановна пролежала десять дней. Приходили старшие дочери Надежда и Мария, они помогали Пелагее и Анне ухаживать за матерью. Помогала Рыбаковым и дальняя родственница Раиса Варакина. Она говорила о Елене Ивановне с благоговением: "Ведь тетя, она же святая". Все это время Матвей Григорьевич не находил себе места. Он повторял: «Ты лежи, мать, только говори нам, что нужно делать».
Умерла Елена Ивановна 15 февраля 1948 года, как раз на православный праздник Сретенье. Неподалеку была Свято-Троицкая церковь, туда мимо окон дома Рыбаковых спешили свадебные тройки. Там был праздник, и была жизнь, а в дом Рыбаковых пришла смерть. В последний момент рядом со своей матерью Еленой Ивановной находилась младшая дочь Анна, моя мать. Она спросила у нее: «Как же нам жить без тебя, мама?» И Елена Ивановна передала дочери свой главный завет: «Не живи, как хочется, а живи, как Бог велит». Умирая, бабушка Елена Ивановна так крепко сжала в руке косу Анны, что ее потом не сразу смогли освободить.
После смерти любимой жены Елены Матвей Григорьевич резко изменился, он совершенно потерял интерес к жизни. По семейным преданиям, после своей смерти Елена Ивановна каждую ночь являлась своему мужу во сне и звала его с собой. Дочь Анна была свидетелем того, как ровно после полуночи Матвей Григорьевич, спавший на печи, начинал с кем-то неразборчиво говорить во сне. Разбудить его при этом было невозможно. Днем, в ответ на неотступные просьбы дочери, он неохотно признался, что ночью разговаривает с женой. Он ощущал ее присутствие рядом с собой, она звала его, и он пообещал ей скоро прийти. Видимой болезни у дедушки Матвея не было, он был от природы очень здоровым человеком и мог бы прожить еще очень долго, но ушел из жизни через полгода после смерти жены, летом 1948 года, «от тоски», как тогда говорили в Иванькове.
Свидетельство о публикации №224092900046