Чудаки и чудики страны чудес
Эссе на тему жизненного стиля кумиров Смутного времени
Сатанинское семя
прорастает во тьме,
И обратное время
множит числа в уме.
Всё на ноль умножая,
время прошлым живёт.
И грядущего рая
от безумья не ждёт.
Лев КОТЮКОВ, 2005 г.
Россия — страна чудес, судьба всего русского и всех русских. Россия — «страна вечнозелёных помидоров», страна рукотворных мифов, легенд и утопий, героев и антигероев, чудаков и чудиков. Так примерно, в таком духе, в шутку и всерьёз, 35 лет назад судили о своей стране простые советские люди.
Россия — страна чудес, страна-фантасмагория, страна авантюристов и самозванцев, блаженных и юродивых, лютых разбойников и народных заступников, искусных оружейников и смиренных землепашцев, чудаков и чудиков, мечтателей и фантазёров. Примерно так сегодня судят о своей стране отечественные социологи, политологи, специалисты в области социальной психологии и антропологии, блогеры, журналисты и писатели.
Чудаков и чудиков, разного рода шутов и шутих, паяцев и дурочек, площадных пророков и юродивых в нашей истории было немало. Были чудаки-мечтатели, изобретатели и социальные утописты, были чудаки безобидные, но были и лукавые чудаки, ловцы и соблазнители юных душ, самозванные возмутители спокойствия и государственной безопасности.
Шуты были придворные и поместные, столичные и губернские, районные и поселковые. Одних шутов женили, других казнили, иным вырезали язык и отправляли на каторжные работы. В каждой эпохе был свой эпатажный оригинал, свой местный чудак и городской сумасшедший. Не все они являлись примером доблести, гражданского мужества и отваги, и далеко не все являлись примером для подражания.
По-настоящему Страной чудес в XX веке стала Советская Россия, благодаря социальным экспериментам кремлёвских властительных мечтателей, с их безумной идеей мировой революции и созданием Мирового пролетарского государства.
В реальной жизни большевицкой России чудаков и чудиков больше всего обреталось среди советской столичной, творческой интеллигенции, основной костяк которой составляли крещёные евреи или евреи-атеисты и интернационалисты. Это факт был отмечен академиком Игорем Шафаревичем, автором известной книги «Русофобия» и лауреатом Нобелевской премии по литературе Александром Солженицыным в книге «Двести лет вместе». Но были среди них и т.н. «русские русофобы», например, кремлёвский поэт и баснописец Демьян Бедный (Придворов), автор антирусской пьески (оперы-фарс) «Богатыри» (1936). Пропаганда русофобии через юмор на эстраде, в печати и по радио, как правило, велась под знаменем борьбы с пресловутым «русским великодержавным шовинизмом».
Чудаки и чудики, эпатажные эксцентрики, гиперактивные гедонисты и жизнелюбы, циники и эгоцентристы, тщеславные нувориши и нигилисты, все они — неотъемлемая часть российского социума. Чудаки и чудики, авантюристы и флибустьеры бизнеса и торговли были и при крепостном праве, и при ленинско-сталинском иге.
Чудаков и эпатажных личностей в 20-е годы в стране было настолько много, что для них в 1929 году был создан специальный журнал «Чудак». Если верить протоиерею и писателю Михаилу Ардову, то почти все чудаки и чудики 20-30-х годов были не просто одарёнными эстрадными писателями-затейниками, но и даже гениями советской юмористики. А их жены — дамами благородными и просвещёнными, красавицами и умницами, и, безусловно, почти все — из благородных (дворянских) семей, а их прислугой, кухарками и няньками в основном были русские женщины из русских деревень.
О российских чудаках и чудиках первой половины XX века современный читатель может узнать из многочисленных литературно-юмористических и сатирических изданий того времени, где ярко отразилась далеко не смешная беспощадная мировоззренческая война между двумя поколениями русских людей. Поскольку границы поколений в социологии весьма условны и размыты, ибо само по себе «поколение» — явление интуитивное, то эта борьба на идеологическом фронте большевицкой ленинской России шла между людьми старого, (старорежимного, монархического) мира
и людьми новой (пролетарской, революционной) формации, представителями т.н. новой пролетарской культуры во главе с носителями властительного безбожного еврейства.
Советско-еврейский юмор был весьма своеобразным — в нём отразились все издержки Смуты-1917, ужасы и мрачный юмор вождей и атаманов Гражданской войны, голод и людоедство в Поволжье, страшный быт на фоне разгула НЭПА и ГПУ. Это был далеко не тот, чеховский «русский смех сквозь слёзы», а особый юмор с двойным смыслом и моралью, когда трудно понять, когда смех идёт от злобы и ненависти, и тогда это — грех, а когда от любви и жалости к людям, и тогда это — не грех, а даже альтруизм и подвиг.
Сатирики и юмористы, эстрадные и цирковые клоуны, пересмешники и смехачи времён военного коммунизма и колхозного строительства исходили в своём развлекательном ремесле из того постулата, что якобы
На Руси уж так ведётся,
Что повешенный острит,
А утопленник смеётся.
Почти неизменной на протяжении 70 лет осталась бытовая и социально-экономическая сторона юмора, его идейная двусмысленность и, конечно же, та же самая ироничная и снисходительная антирусская направленность, характерная для таких осмотрительных и осторожных мастеров советской юмористики, как Илья Ильф и Евгений Петров. Во многих произведениях большевицких сатириков-юмористов сугубо отрицательные герои выступают в основном под русскими именами, фамилиями и прозвищами. Что же касается отрицательных героев-инородцев, в том числе и еврейских кровей, то они выступают по воле авторов в роли обаятельных плутов и комбинаторов, экстравагантных чудаков и чудиков, умелых добытчиков нетрудовых денег. В стране шла полным ходом лихорадочная индустриализация/милитаризация и коллективизация (разорение) сельского хозяйства, силовое изъятие хлеба у крестьян и репресии против хлеборобов, в городах-столицах шла своя жизнь, кому-то было сытно и даже весело. В столице и в губернских городах новая власть продолжала успешно укреплять свои позиции и благоустраивать свой быт, а у миллионов дочиста ограбленных сельских труженников продолжали «выгорать души» и от крайнего отчаяния бессильно опускаться руки. (см. Анатолий Апостолов. Выгорание души. — Проза. ру) Борьба между поверженным прошлым и агрессивным будущим породила в итоге новую общность людей — советский народ, т.н. «молчаливое поколение», а то в свою очередь — поколение бумеров.
Тогда в советском социуме сложилась та же самая морально-нравственная и этически нездоровая атмосфера лжи и лицемерия, что и в нынешней РФ. Ещё совсем недавно основатели финансовых пирамид 90-х и нулевых годов воспринимались в постсоветском буржуазном социуме как чудаки-благотворители, как чудаковатые национальные герои, умеющие делать деньги из пустоты, любящие щедро делиться ими с бедными и малоимущими. Ещё свежи в нашей памяти раздачи накануне выборов наличных денег малоимущему электорату одиозным политиком лидером ЛДПР Владимиром Жириновским и разбрасывание пятитысячных купюр из окон офиса «ВКонтакте» на Невском проспекте в 2012 году гениальным чудаком Павлом Дуровым, а также и многие предвыборные чудачества самозванных политических животных.
На западной и юго-западной границе страны идет «странная война» (СВО) с Большим Западом, ежегодно гибнут и становятся калеками десятки тысяч русских людей, а в торгово-финансовых капиталистических столицах, в Москве и Петербурге, полным ходом продолжается весёлая и разгульная жизнь. Как и прежде, в моде остаются эстрадные певцы, смехачи, юмористы-пересмешники и самозванные эфирные властители дум с годовым доходом от 100 млн. рублей и выше. Известно, что времена меняются, меняются и нравы, и только человек как вид почти не меняется.
Советские люди (они же читатели) привыкли понимать под чудаками и чудиками, в основном, героев рассказов писателя Василия Шукшина, где человек не хочет быть «как все», и стремится, не нанося вреда окружающим их людям, показать свою особую индивидуальность не совсем привычными и логичными поступками. Именно таких безобидных глубоко добрых и нравственных героев-бунтарей провинциального уездного масштаба и называют в народе ласково и добродушно — «чудиками». Среди чудиков много доверчивых и открытых миру мечтателей-идеалистов, людей «не от мира сего» бунтарей и правдоискателей, озабоченных поисками смысла жизни. Сам Василий Шукшин считал, что чудаки и чудики «украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы то ни было, изгоняется скука».
Герои рассказов Шукшина — это люди, которые погружены в свои мысли, мечты и фантазии, они словно живут в своём внутреннем особом мире, отличном от реальности. Главное, что объединяет этих странных чудаков и чудиков — это мучительный поиск смысла жизни и смысла истории. Каждый из них по-своему пытается понять, для чего он пришёл в этот мир, и каждый не желает жить просто так, плыть по течению снулой рыбою. Шукшинские русские чудаки и чудики — это яркие и самобытные личности на фоне серой и косной обыденности, в них отражено величие русской души, её доброта и человечность.
Они напоминают нам о том, что в жизни есть такие ценности, которые дороже любых денег, что человек — это нечто большее, чем просто винтик в социальной машине, а посему их «странность», особенность, инаковость в мире стандарта и унификации — это не недостаток, не ущербность, а скорее достоинство. Чудаков одинаково глубоко волнует экология все живого и экология человека, судьба «мурашей» и белых лебедей, лесного муравейника и спального человейника, им присуще целевое критическое отношение к действительности и стремление сделать социум немного лучше и человечней. Увы, многие чудаки-экологи и чудики-миростроители почти всегда осуждаются социумом (обществом и правящим режимом), а иногда преследуются в уголовном порядке из-за того, что такие «блаженные» чудаки и чудики «мешают жить спокойно на этом свете». Такие, например, как киногерой, лесник Егор Полушкин (Станислав Любшин), ангел-хранитель белых лебедей и лесных муравейников. ( к/ф «Не стреляйте белых лебедей», 1980).
Многие из безвредных чудаков стали литературными героями авантюрных романов и сатирических произведений, и только самые яркие и необузданные в своих страстях реальные индивиды остались в отечественной истории под своими именами.
Известно, что огромное число авантюристов и лукавых мошенников и обманщиков порождают социальные бедствия и катастрофы, социально-экономические реформы, революции и гражданские войны. Причём, каждая эпоха (царствование, правящий режим) порождает свой тип чудиков и чудаков, авантюристов, плутов и мошенников, с теми или иными ярко выраженными признаками вырождения и психофизической деградации.
В настоящее время таких добрых, отзывчивых, открытых человечных людей, к сожалению, очень мало. Почти все русские чудаки и чудики добрых помыслов вымерли вместе с традиционной русской деревней и русским крестьянством, труд которого соединял человека ещё в прошлом веке с Природой, с Космосом. Последний литературный чудик и весёлый мастеровитый русский человек умер ещё в конце 80-х, накануне развала советской империи.
Альтернативой чудикам и чудакам «доброй воли» из «глубинного народа» во второй половине XX века стали чудаковатые, странные и одиозные представители советской творческой богемы 50-60-х годов. Многие из них стали героями книги воспоминаний протоиерея Михаила Ардова «Всё к лучшему…: Воспоминания. Проза» (М.: Б.С.Г.-Пресс, 2008). В этом объемном собрании забавных баек, исторических и театральных анекдотов и юморесок читатель найдёт множество чудаков и чудиков из журналистской и писательской среды, в основном мастеров развлекательного жанра и социальной юмористики.
Здесь для политологов, историков и публицистов, любителей проведения исторических параллелей, типа Армена Гаспаряна и Марата Сафарова, имеется широкое поле для социокультурных исследований. Особенно для проведения глубокого сравнительного анализа явлений и событий, фактов и деталей на грани двух веков, в периоды резкой ротации правящих режимов.
Огромное число таких индивидов-чудиков породила в России социально-политическая Смута и криминально-сексуальная революция кромешных 90-х и безыдейных, бездуховных нулевых годов.
Сотни и даже тысячи новоявленных мальчиков-банкирчиков и юных бизнесменов, лукавых мошенников и затейников, валютных спекулянтов, биржевых маклеров, сутенеров и сводников, хозяев игорного бизнеса и шулеров-картёжников вынырнули из мутного небытия, из-под глыб советской империи на поверхность постсоветской озверевшей бесчеловечной реальности.
Девяностые годы были временем расцвета жульнических банков и псевдо-инвестиционных фондов, пресловутых и проклятых народом финансовых пирамид и банков — «Властелина», «МММ», «Тибет», «Хопер», «Чара» — это было время городских сумасшедших, массовых самоубийств и десятки тысяч невостребованных трупов. Быть «немножко чокнутым», быть известным и ярким «городским сумасшедшим» стало даже модным среди столичной молодёжи и творческой, «русско-еврейской» интеллигенции. Так, например, «ахматовский странный мальчик» и Нобелевский лауреат Иосиф Бродский подарил в Нью-Йорке мэру Петербурга Анатолию Собчаку книгу стихов с дарственной надписью: «Городскому голове от городского сумасшедшего».
Среди такого рода чудаков-либералов и чудиков-космополитов оказалось много разрушителей общественных устоев и традиций, нигилистов и циников, виртуозов социальной мимикрии, носителей двойной морали, лицемерия и ханжества. Они стали проявлять себя сразу после смерти Сталина, в период «хрущёвской оттепели», а в 80-90 годы оформились в чудаков и чудиков советско-буржуазного либерального толка.
В начале 90-х годов прошлого века РФ стала первой страной в мире, где главой государства стал запойный алкоголик, «царь Борис»» (Ельцин), где, по словам патриарха всея Руси Алексия II (Ридигера), глубинную стагнацию брежневизма и горбачевизма в одночасье сменил глубокий духовно-нравственный кризис. Россия стала первой страной мира, где правящий режим сам разрушил национальную экономику страны, произвёл демилитаризацию и деидеологизацию постсоветского социума, сократил до минимального минимума её армию и флот, сделал свою державу страной колониального типа.
В начале девяностых годов жизнь в стране стремительно менялась. Это касалось и Церкви: почувствовали свободу, вышли из подполья некоторые общины, принадлежавшие к беспощадно гонимой большевиками нелегальной «Катакомбной» церкви». Они (тайные общины и молельни) и немногочисленные из приходов официальной «советской церкви» перешли в юрисдикцию Зарубежного Синода. (протоиерей Михаил Ардов). Первым из патриархийных клириков такой переход совершил архимандрит Валентин (Русанов), настоятель Царе-Константиновского храма в Суздале, ныне — митрополит, первоиерарх Российской Православной Автономной Церкви.
Русская Православная Церковь во главе с Московской патриархией, окончательно выйдя из-под опеки КПСС и КГБ, стала самостоятельным участником дикого российского рынка, своеобразной фирмой по оказанию населению разного рода духовно-ритуальных услуг.
Явление чудаков и чудиков, блаженных сектантов, политических животных и вырожденцев, в моральном смысле этого слова, в постсоветский мир началось одновременно с возникновением в стране различных религиозных сект и лжеучений. Так ещё накануне распада СССР, в эпоху правления политического демагога и ренегата Михаила Горбачёва, в Донецке на смену православной Божьей Матери на Украине объявилась сама Матерь Мира во плоти. Ею стала инструктор Донецкого городского комитета ВЛКСМ Марина Цвигун (в девичестве Мамонова), которая в апреле 1990 года, находясь 3,5 часа в состоянии клинической смерти (после седьмого аборта) получила Откровение, суть которого — она отныне и навсегда «Мессия Эпохи Водолея и Матерь Мира».
Марина Мамонова в конце того же года принимает новое имя «Мария Дэви Христос» и создаёт в Донбассе новое религиозное движение эсхатологического направления «Великое белое братство ЮСМАЛОС», признанное деструктивной тоталитарной сектой, сектой самоубийц.
Москву наводнили толпы кришнаитов, буддистов, «свидетелей Иеговы», пропагандисты тайных учений, дипломированные астрологи-звездочёты, теософы, пророки и пророчицы, святые старцы-духовники, «потомственные» гадалки и целительницы, вроде легендарной целительницы-экстрасенса, провидицы и астролога Джуны Давиташвили (1949-2015), провозгласившая себя в 1997 году царицей ассирийского народа.
В стране появилось великое множество «ловцов людей», самозванных духовных лидеров и «пастырей», духовников-наставников, лжемахатм и «святых старцев». Одновременно с ними появилось великое множество чудаков желающих войти в духовные и светские структуры власти.
Нынешние чудаки и чудики — это чудаки особого свойства, рождённые кромешной Смутой и криминально-сексуальной революции 90-х годов, откровенные гедонисты и эпатажные эгоисты с завышенной самооценкой и зачатками мании величия и безграничного превосходства. Среди них есть как полукровки, так и этнические русские, которые стали «не совсем русскими или не теми русскими».
Чудачества не совсем русских «новых русских» из числа столичной, творческой богемы были весьма далеки от причуд
таких принципиальных чудаков-орининалов , как советской «писатель без документа» Владимир Богомолов (1924-2003). Автор романа «В августе сорок четвёртого» (1974) и беспощадного эссе «Срам имут и мёртвые, и живые, и Россия» Богомолов в 1984 году отказался от ордена Трудового Красного Знамени, а в 2001 году от премии Николая Кузнецова, от крупной денежной суммы к ней.
У ныне живущих известных чудиков и чудаков нет ничего общего с такими всемирно знаменитыми чудиками от академической науки, как выдающийся астроном и потомок двух старинных дворянских родов Борис Александрович Воронцов-Вельяминов (1904-1994), автор монографии «Внегалактическая астрономия»(1973). Нет ничего общего у нынешних чудаков и чудиков с такими «милыми чудаками», как всемирно известный кабинетный учёный, историк и этнограф Юрий Валентинович Кнорозов (1922-1999), основатель советской школы майявистики, первый в мире дешифровщик письменности майя; с выдающимся математиком XX века Андреем Николаевичем Колмогоровым (1903-1987), историком, философом, основоположником современной теории вероятностей, математической логики и статистической физики (уравнение Джонсона — Мела — Аврами — Колмогорова), или с таким не от мира сего гениальным чудаком и чудиком-анахоретом как Григорий Яковлевич Перельман (1966 г.р), доказавшим гипотезу Анри Пуанкаре, которая была нерешённой проблемой около века, а в настоящее время это единственно решённая проблема из семи задач тысячелетия. Дело в том, что чудаки и чудики Василия Шукшина, как и герои рассказов протоиерея Михаила Ардова "Витек и Юрка", "Бульдозерист Федя", "Курячий доктор", "Толковитый мужик", "Клязьма тронулась", "Миллион двести тысяч" –это герои стагнирующей советской империи, а чудаки и чудики РФ –это реальные герои кромешной Смуты и криминально-мсексуальной революции 90-х и нулевых годов.
Три ярко выраженных типа «героев» лихих и смутных 90-х и безыдейных, пустых нулевых годов. — это Владимир Брынцалов, Андрей Богданов и Герман Стерлигов. Все трое были кандидатами на пост президента России, все трое страдали и страдают завышенной самооценкой и во многом схожи по складу характера, психологии и манере поведения — каждый по-своему оригинален, чудаковат и эпатажен. Что же касается их чудачеств и разного рода нарочитых шалостей, — все трое заслуживают пристального внимания ученого-психолога и даже социального психиатра.
Звонкая фамилия Брынцалов сегодня не известна молодому поколению — она осталась в послетекстовых примечаниях к позорным анналам Смуты 90-х и нулевых годов. Кто помнит сегодня предпринимателя-мошенника, владельца сельскохозяйственного кооператива «Пчёлка» и АО «Ферейн», состояние которого в 1995 году оценивалось в 2,5 миллиарда долларов? Пожалуй, только специалисты по истории кромешной Смуты 90-х и нулевых годов.
Владимир Брынцалов — один из самых эпатажных бизнесменов и политиков-чудиков 90-х годов. Двадцать лет назад он не сходил с экранов телевизоров, позиционировал себя успешным бизнесменом, хотел стать президентом РФ, и даже (шутя) стал «народным избранником», депутатом Государственной Думы. На самом деле, уверовавший в свою исключительность Брынцалов, не являлся бизнесменом в привычном понимании этого слова и явно не тянул на видного политика. Он был одним из множества бандитов и мошенников, которые после развала СССР обогащались за счет обычного трудового люда. Он был одним из тех молодых и скороспелых олигархов, обокравших страну и наживших свои миллиарды долларов на страданиях своих сограждан. Основа его бизнеса — фармацевтика, его фирма «Ферейн» производила в огромных количествах настойку боярышника, медицинский спирт и фальсифицированный инсулин. Он был одним из тех, кто обманывал и спаивал народ. Эпатажного чудака и чудика погубило непомерное тщеславие и немыслимо завышенная самооценка — ему страстно захотелось быть Хозяином России, и он выдвинул себя кандидатом в президенты РФ. Соответственно, правоохранительные органы заинтересовались его персоной и его сомнительным бизнесом, завели несколько уголовных дел, в результате чего Брынцалов остался без денег и бизнеса. Огромная часть его миллиардного состояния ушла на откуп силовикам, в итоге чудик Брынцалов вышел сухим из воды и избежал тюрьмы, а несколько генералов МВД и ФСБ стали обладателями сотен миллионов долларов. Таким образом, нажитый «конкистадорами катастройки» нечестными путями первоначальный «грязный» капитал, переходил в руки силовиков и становился отмытым, чистым и легальным. Так проходила «фильтрация» грязных денежных потоков, а заодно и безжалостный отбор кандидатов в небожители. Тот, кто не скреплял свой бизнес властным статусом и не дружил с юстицией, тот проигрывал.
Что из его наследия ярко отразило сумеречное сознание нуворишей Смутного времени 90-х? Брынцаловский «теремок» — сказочный дворец в подмосковной Салтыковке, который стал природной декорацией, местом, где сегодня снимают фильмы о жизни бандитов 90-х годов.
Не менее сказочно выглядит его фешенебельный бутик-отель в сочинском парке «Ривьера» — сусальное золото как торжество дурновкусия, мебель от Версаче и арт-галерея. Вот всё, что осталось от бурной деятельности неугомонного флибустьера Смутного времени, экс-короля водочного и фарм-бизнесов? Не слишком ли мало, на фоне того тотального десятилетнего разорения страны, который по своим масштабам значительно превзошло весь совокупный экономический ущерб, нанесенный нашей стране гитлеровской Германией? Банальный, риторический вопрос.
Подстать чудику-бизнесмену и королю спирто-и-фарм-бизнеса Владимиру Брынцалову и другой чудак, бизнесмен-«старообрядец» и несостоявшийся политик Герман Стерлигов.
Герман Стерлигов — тщеславный, гиперактивный и увлекающийся «трудоголик», бизнесмен и фермер, первый российский миллионер , владелец первой в стране товарно-сырьевой биржи «Алиса» (1990) и хозяин фирмы, занимавшейся продажей элитных гробов (2002), чьи скандальные слоганы демонстрировались на баннерах по всей Москве. Особая гробовая контора Стерлигова рекламировала свою продукцию под запоминающимися слоганами: «Куда мчишься, колобок? Спешу купить себе гробок», «Вы поместитесь в наши гробики без диеты и аэробики».
Такого рода циничная и «юморная» реклама чудака-миллионера Стерлигова вполне соответствовала пещерным нравам и духу того времени, а стремительная убыль так называемых «лишних людей», (по одному миллиону граждан детородного возраста в год), приобрела масштабы национальной катастрофы. В связи с этим возник мощные похоронный бизнес, но гробы Стерлигова многим гражданам были не по карману, самые обездоленные из них предпочитали хоронить своих покойников в целофановых мешках тайком в лесу или по ночам вблизи муниципальных кладбищ. Факты убойные и аргументы убедительные, их из позорной истории Страны чудес так просто не выбросишь.
Сам же Герман Стерлигов впоследствии рассказывал, что эта история с рекламой «уютных гробиков» была его шуткой. Вполне возможно, что это так. Дело в том, что чёрный юмор стал входить в моду ещё в начале 90-х, во время накопления первоначального капитала. В морально нездоровом постсоветском социуме смерть, как и рождение, окончательно перестали быть великим таинством, а сама тема жизни и смерти стала предметом эстрадного юмора и площадных анекдотов. Шутить над глупыми неудачниками и лохами, над глубокой старостью и старческой немощью, над смертью и рождением в начале нулевых годов стало весьма модным и весьма прибыльным занятием.
Пик славы Стерлигова приходится как раз на бурный расцвет эстрадной юмористики, когда юмористы стали самыми высокооплачиваемыми артистами и писателями, а один из них, самый гениальный и востребованный, стал даже «дежурным по стране».
Смех был объявлен лучшим средством от тревожно-депрессивных состояний и лучшим лекарством от уныния. Пошутить над престарелым генсеком Брежневым, изображая на эстраде и в эфире его ужасное косноязычие, смешно имитировать провинциальные интонации и говор генсека-президента СССР Михаила Горбачёва или похмельный бред запойного президента РФ, «царя Бориса» Ельцина стало в нулевые годы чуть ли ни смелым проявлением своего политического вольнодумства, своей независимой, личной гражданской позиции.
Как известно, смех бывает разным. Смех бывает беззаботным и натянутым, добрым или злым, искренним и фальшивым, прощающим и обидным, вызывающим, сардоническим, гомерическим и даже трагедийным. Смех и юмор может быть благодушним и оскорбительным, и не всегда хорош тот человек, который умеет хорошо шутить и смеяться. Смех и юмор — дело серьёзное, смех, по Достоевскому, — верная проба души, лакмусовая бумажка, помогающая определить состоянию человеческой души. Смех, как и юмор, может базироваться на любви к ближнему и дальнему человеку, а также на черной зависти и недоброжелательстве. Советские добродушный юмор и анекдоты о чукчах и других малых народах в Смуту 90-х преобразились в эстрадный русофобский юмор, который ставил русских людей по своему интеллектуальному развитию намного ниже других малых народов и народностей. А посему многие чудаки и чудики эпохи лихих 90-х годов, были как бы живой иллюстрацией такого рода черного юмора.
Чудика Стерлигова, как и чудика Брынцалова погубила та же самая навязчивая и неутолимая Mania grandiose и авантюрное прожектёрство.
Израсходовав все своё неправедно нажитое состояние на президентскую предвыборную кампанию, Стерлигов решил стать отшельником и уехать с элитной Рублевки в деревню. Однако и тут он решил развивать своеобразный бизнес, организовав собственное поселение с фермерским хозяйством.
Теперь он продает дорогой «ремесленный» хлеб (от 700 до 1000 рублей за ковригу сброженного хлеба) пишет свой учебник истории России, отрицает блага цивилизации и не скупится на ругательства в адрес русских и зарубежных ученых-педагогов и классиков русской литературы, этих давних искусителей и соблазнителей миллионов юных душ.
Но и здесь, под Истрой Герман Стерлигов продолжает чудить играть роль демиурга своего времени, роль культурного героя своей эпохи, то роль финансиста-реформатора, то роль добровольного диктатора-фермера РФ нового тысячелетия, то роль великого удельного князя в последней феодальной вотчине XXI века. Его родная (якобы родовая!) деревня так и не стала российским островом Сарк и столицей сказочного Беловодья. Ясно, что русская деревня без огромных государственных дотаций и инвестиций никогда не возродиться ни под орлом, ни под серпом при любом царьке-чудике, при любом авторитетном президенте-императоре. Сложившееся при большевиках-безбожниках и русофобах недоброжелательное и высокомерно-снисходительное отношение советских горожан к сельским жителям и сельскому труду остается прежним. Как во времена Смуты 90-х годов, так и сегодня оно сугубо отрицательное: русское село — чёрная дыра, что трудиться на земле экономически не выгодно, сельский житель для страны не кормилец, а скорее социальный иждивенец и никчемный лишний человек, что «на селе остались жить одни рабы и умственно неполноценные люди». Герман Стерлигов — весьма эксцентричная и увлекающаяся личность, у него свой взгляд на мир, на церковь, на православие, он слишком далеко зашёл в своих религиозных вопросах — его духовным авторитетом является протопоп Аввакум, а домашней энциклопедией «Домострой».
Из всех православных миллиардеров и олигархов Герман Стерлигов самый непримиримый и кардинальный по отношению к религиозным отступникам и еретикам — по его твёрдому убеждению, каждыи; православный русский человек имеет право анафематствовать, «может проклясть ереси и оставаться православным христианином». Здесь экс-комсомолец, язычник и прозелит Стерлигов, берёт на себя функции апостола Павла: «извергать» души еретиков из лона церкви обрекать их на потерю счастья и вообще земного существования. При этом православный христианин Стерлигов не рассматривает ветхозаветное проклятие как противоположность евангельского благословения. У него своя особенная православная вера. Ему нет дела до простых библейских истин — справедливый человек не должен проклинать своего врага (Иов. 31:30). А в Новом Завете любовь к ближнему и любовь к врагу, следуя слову и действиям Иисуса Христа, вообще отвергает проклятие и вместо него утверждает благословение. (Мф. 5:44; Рим.12:14).
По существу, чудак-миллиардер Стерлигов зовёт постсоветский русский люд вернуться в допетровскую Россию и снова, по заветам людей старой веры, создавать из трижды ограбленной и трижды поруганной России Царство Справедливости и всеобщего Благоденствия.
О том, что этот ультраконсерватор, православный фундаменталист, сектант и старообрядец, конспиролог и неолуддит, чудак и чудик Смуты 90-х годов всегда нуждался в хорошем психиатре известно давно. Но сегодня Стерлигов, как носитель своей посконной правды и как пациент Дома скорби социально не опасен — его религиозно-политическая шизофрения не представляет угрозы для общества и тем более для охранительных силовых органов.
После не до конца изжитого и пережитого Смутного времени в нашей Стране чудес сегодня обретаются сотни и даже тысячи таких чудиков как Стерлигов. Как известно, на всех социальных психопатов и гиперактивных чудиков психоневрологических диспансеров не напасёшься. Как правило, многие наши отечественные чудаки и чудики в разных сферах человеческой деятельности — люди не вполне нормальные с точки зрения психиатрии и социальной психологии. В основном, именно не совсем здоровая психика и пещерная психология их и роднит, таких внешне диковинных и несуразных, пёстрых и назойливых на подмостках театра политического абсурда.
Самые гиперактивные и непомерно самоуверенные из них видели себя вождями нации, главами государства и мировыми лидерами. Как известно, в годы Смуты президентом России собирались стать девелопер, армейский генерал, либерал-демократ, масон, целитель и пчеловод. Многих чудиков и затейников мы знаем поимённо, но некоторых стали понемногу забывать в беге тревожно-депрессивного времени, таких, например, как девелопер Сергей Полонский.
Сергей Полонский в 1984 году окончил среднюю школу в городе Горловке, после службы в армии, вместе с другом Артуром Кириленко продавали в начале 90-х годов, в поездах «Гербалайф», мороженое и черешню, а потом занимались наймом украинских рабочих в Россию, взяв подряд на отделку квартир в новостройках, в основном, непьющих украинок-штукатурщиц. Начать свой большой бизнес в Москве (строительство жилого комплекса «Корона») Сергею Полонскому в 2000 году помогли связи с местными предпринимательскими кругами и администрацией столицы, в том числе мэром Москвы Юрий Лужковым и его супругой, главой «Интеко» Еленой Батуриной.
Сергей Полонский 2004 году явился основателем девелоперской компании Mirax Group. В 2008 году, согласно списку Forbes, его состояние оценивалось в $1,2 млрд. В декабре 2012 года бизнесмен был арестован в Камбодже по обвинению в причинении вреда здоровью и незаконном удержании людей.
В апреле следующего года его отпустили из тюрьмы под подписку о невыезде, но уже в июне в России ему заочно предъявили обвинение в мошенничестве при строительстве жилого комплекса в Москве «Кутузовская миля». По версии следствия, Полонский похитил более 2,6 млрд руб. у дольщиков этого ЖК и вывел как минимум 1,5 млрд руб. на строительство других проектов, включая башню «Федерация» в международном деловом центре Москве-сити. Тогда же, в 2013 году он был объявлен в международный розыск. В марте 2014 года против Полонского в России было возбуждено еще одно уголовное дело — по факту хищения 256 млн руб. у дольщиков другого московского ЖК «Рублевская Ривьера». В мае 2015 года бизнесмен был арестован камбоджийской полицией на собственной яхте за нарушение миграционного законодательства и экстрадирован в Россию, где два года провел в СИЗО «Матросская тишина». В июле 2017 года Полонский был приговорён судом к пяти годам лишения свободы по делу о «Кутузовской миле», но освободил от наказания в связи с истечением срока давности. В ноябре 2017 года Полонский через СМИ сообщид городу и миру о намерении баллотироваться на выборах президента в 2018 году, но не прошел даже начальную стадию кампании.
Девелопер и кандидат на должность президента РФ Сергей Полонский всегда видел себя в образе Президента-созидателя, царя Давида Строителя и великого архитектора Гауди в одном лице, в полном своём величии и великолепии. «Я офигенный!» — любил повторять Полонский, когда делился с журналистами своими новыми проектами и грандиозными затеями, когда хвастался своим личным островом в Камбодже в Тихом океане. Сергей Полонский – один самых эксцентричных российских бизнесменов-мошенников эпохи кромешной Смуты на стыке двух тысячелетий. Старшему поколению он запомнился рядом скандальных поступков: назвал сына в честь своей компании Mirax, медитировал в гробу, дрался с бизнесменом Александром Лебедевым в прямом эфире, жил на собственном острове в Камбодже, сыграл свадьбу в СИЗО. Сергей Полонский – автор эпохальной хулиганской шутки-изречения: «Пусть идут в жопу те, у кого нет миллиарда».
Эту шутку нарцисса-девелопера большинство постсоветских избирателей постаралось смиренно проглотить, пропустить мимо ушей. Однако, она оскорбляла многих долларовых миллионеров из силовых структур и нуворишей из команды Президента РФ, которые вскоре сделали всё возможное, чтобы везучий и успешный миллиардер-девелопер сам оказался среди тех, кто не имел миллиарда и сидел в неприглядном, интимном месте. Надо признать, не только дела и сомнительные затеи чудаков и чудиков продлевают их существование в народной памяти, но и их меткие слова и выражения, скандальные реплики и крепкие выражения. Некоторые фразы чудаков определяют тлетворный дух смутного времени, не совсем здоровое психическое состояние общества, иные выражения и реплики политических хулиганов стали основной из причин ухода чудиков из политики и вообще из жизни. Большие деньги, как и большая власть, портят человека.
У Сергея Полонского своя национальная идея и своё материалистическое понятие Божественной Троицы и своё понятие о жизненных ценностях. Те, кто не имеет миллиарда долларов, не должны вообще рассуждать о каких либо духовных ценностях, считает философ-хулиган Полонский, он, по его же словам, презирает денежную смазку и ищет своего бога в башне «Федерация». «Федерация» — это два небоскреба, 374-метровый «Восток» принадлежит сейчас миллиардеру Роману Троценко, а 243-метровый «Запад» — госбанку ВТБ.
Одновременно с религиозными, эзотерическими и другими сомнительными тайными учениями из-под развалин советской империи вышло из подполья и российское масонство, а с ним (в основном из комсомольской среды) и пресловутые новоявленные масоны. Среди них масон Андрей Богданов — неизменный кандидат в президенты РФ и незадачливый оппонент другого эпатажного чудака и кандидата в президенты России Владимира Жириновского, весьма искусного и ловкого политического гомункула Лубянки — КГБ СССР и ФСБ РФ и единственного в стране главного и легального Заступника русского народа.
Андрей Богданов — мальчик из Можайска, 1970 года рождения, российский политтехнолог и масон, великий мастер Великой ложи России 33° Древнего и принятого шотладского устава, кандидат на должность президента РФ. Кроме этого, Богданов— великий мастер по созданию партий, блоков, союзов и движений по заказу и «под ключ». В 2005 году он, раскрывая «кухню» своего партстроительства, утверждал: «Мне всё равно, какую партию делать, ориентация зависит от заказчика. Создание партий «под ключ» — очень выгодный бизнес. Сейчас меньше чем за 1 миллион долларов за создание партий никто не берётся».
В 2000 году масону Богданову якобы поступил заказ на партстроительство из администрации президента РФ в связи с созданием пресловутой «Единой России».
Такие масоны-чудики и близкие к ним политические шаманы и национал-большевики, «правосланые коммунисты», «советские монархисты» и «!настоящие воины-патриоты" — богатая пища для разного рода конспирологов и кудетологов, советологов-кремленологов и когорты лютых русофобов.
Криминально-сексуальная революция лихих 90-х годов выпустила на арену постсоветской жизни когорты, так называемых «крутых и правильных пацанов и пацанок», героев кинобоевиков, «забавных мэнов и фемин», легендарных телохранителей и охранников, брутальных альфонсов и стриптизеров, боксёров. Несколько десятков скандальных звёзд эстрады и шоу-бизнеса второй величины, типа Никиты Джигурды, Бориса Моисеева, Александра Медведева и двух бритых наголо солисток Фриды и Ангел/Джины в костюмах из кожи и металла, стали образцами для подражания, блистательными носителями успешной жизни и громкой славы. Вслед за ними, как из камина-преисподней мессира Воланда, на свет постсоветской реальности стали вытекать толпы героев массовой культуры, звёзд эстрады и кино, театра и шоу-бизнеса, телесериалов и политических развлекательных телепрограмм. В культуре, образовании, в политике и в экономике появились свои герои-чудики и клоуны-затейники.
Среди звезд эстрады особо выделилась в Смутное время «городская сумасшедшая» Маша Распутина, жена бизнесмена и продюсера Виктора Захарова, названная СМИ, «самой сексуальной российской певицей за последнее десятилетие», а также не менее сексапильная и соблазнительная Наташа Королева со своим пресловутым мужем-стриптизёром.
И, конечно же, среди них «несравненный и офигенный» Никита Джигурда — богемный фрик, человек позы, плейбой отечественного разлива, актёр, удачливый хронический бездельник, демагог и светский скандалист. Джигурда брутальный современный альфа-самец и славянский бог Ярило в одном флаконе, всегда готовый исполнять на сцене эротические танцы, оглашая зал горловым пением и шаманскими камланиями. Начало его психических обострений, в основном, пришлось на нулевые годы, а пик – на 2016 год, когда Никита стал ощущать свою преждевременную старость.
В сентябре 2016 года Джигурда заявил о смене имени и фамилии на Джанатан Эль-Аир Браташ Джи Погоржельский фон Ган Эден. Он пояснил, что «Это мои родовые фамилии, а Джанатан и Браташ я взял в память убитой кумы, с которой мы входили в европейский орден Розенкрейцеров».
В январе 2017 года на одном из сайтов в Интернете появилась петиция с просьбой к министру здравоохранения России Веронике Скворцовой отправить Джигурду на принудительное медицинское лечение. В ответ на петицию Джигурда согласился пройти обследование у психиатра: «Я пройду обследования и докажу, что Никита Джигурда нормальный, гениальный, сексуальный великий русский артист».
Никита Джигурда и Борис Моисеев — два антипода по своей внешности и два брата-близнеца по кричащей и навязчивой саморекламе. Борис Моисеев — мальчик из Могилева 1954 года рождения, («Дитя порока») без вокальных данных, стал известным певцом в середине 90-х годов, привлекая публику эпатажем, разгуливая по сцене и в общественных местах с ярким макияжем в женских нарядах с перьями и жабо, собирая аншлаги. В 2006 году гомосексуальный певец Борис Моисеев за клип «Голубая луна» в дуэте с Николаем Трубачем был удостоен высокого звания Заслуженный артист России. У каждого из чудаков и чудиков эпохи кромешной Смуты 90-х и позорных нулевых годов своя вавилонская башня в голове, своё барское поместье, свой персональный воздушный и океанский лайнер и свой собственный остров Тихом в океане. Каждый чудак своему чудачеству и очередной затее придаёт особый высокий и сакральный смысл и религиозно-мистический туман. Сексуальная революция стимулировала в постсоветских людях, дремавшие (подавленные) в них ранее темные инстинкты и болезни сексуального характера, относящиеся к высшей социологии — деградации личности и вырождению. Всё большее распространение среди урбанизированной молодёжи получают сегодня симптоматические психические расстройства, шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, расстройства настроения, невротическиее, связанные со стрессом, умственная отсталость, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.
Вызвают обеспокоенность властей и другие заболевания нового поколения чудаков и чудиков в России негативно просиявших — расстройства личности и поведения в зрелом возрасте, среди них расстройства сексуального предпочтения, в том числе фетишизм, эксгибиционизм, вуайеризм, педофилия и садомазохизм, и расстройства половой идентификации, среди которых транссексуализм, трансвестизм двойной роли. Сегодня видные врачи-психиатры и социальные психологи считают, что индивиды с таким богатым набором психических и сексуальных отклонений ни в коем случае не должны создавать семью, заводить детей и даже водить автомобиль. Сексуальная революция стимулировала в постсоветских людях, дремавшие (подавленные) в них ранее темные инстинкты и болезни сексуального характера, относящиеся к высшей социологии — деградации личности и вырождению. Всё большее распространение среди урбанизированной молодёжи получают сегодня симптоматические психические расстройства, шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, расстройства настроения, невротические, связанные со стрессом, умственная отсталость, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.
Вызвают обеспокоенность властей и другие заболевания нового поколения чудаков и чудиков «по всей России негативно просиявших» — расстройства личности в юности и поведения в зрелом возрасте, среди которых, расстройства сексуального предпочтения, в том числе фетишизм, эксгибиционизм, вуайеризм, педофилия и садомазохизм, и расстройства половой идентификации, среди которых транссексуализм, трансвестизм двойной роли. Сегодня видные врачи-психиатры и социальные психологи считают, что индивиды с таким богатым набором психических и сексуальных отклонений не должны ни в коем случае создавать семью, заводить детей и даже водить автомобиль. Не будем забывать, что криминально-сексуальная революция Смуты 90-х и нулевых годов не только породила не совсем здоровое поколение и постсоветский социум, но и очередную демографическую яму. Когда, по словам Владимира Жириновского, «по всей РФ многие роддома опустели, а большинство безработных русских женщин и девушек репродуктивного возраста, чтобы прокормить себя, своих родных и близких, стали жрицами любви на диком российском рынке сексуальных услуг».
Сегодня, когда на Украине идёт затяжная Специальная военная операция (СВО) и противоборство России с Большим Западом, когда продолжается вымирание русских продолжается физическая убыль граждан детородного возраста, проблема здоровой нации и здорового социума, остаётся, как и прежде, чрезвычайно острой, ибо от её успешного решения зависит главное — быть России или не быть. (см. Анатолий Апостолов. Как спасти империю. — Проза.ру) Сегодня огромное число чудаков и чудиков в нашей стране говорит о том, что психофизическое здоровье российского общества требует особого внимания и заботы государства, что с такого рода ущербными гражданами врага не победить и саму послевоенную Россию никак не обустроить и не сберечь.
30.09.2024. Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Свидетельство о публикации №224092900520