Заметки могильщика

Кладбищенская культура. Культура похорон. Есть ли сейчас фольклорные и археографические экспедиции, которые изучают современное состояние этой части человеческой культуры? Ощущение такое, что нет. А ведь картина очень многоцветная, лоскутная, с очень разными (часто совсем рядом) обычаями и традициями. А уж какие разные люди! И живые , и мертвые…
Я взялся за материал только для того, чтобы не растерять собранные наблюдения - и свои, и знакомых работников в сфере ритуальных услуг. Без претензий на какие-то обобщения и выводы, а только на наши общие размышления о том, как мы уходим из этого мира.

«Так получилось, что я несколько раз участвовал в похоронах в Корткеросском районе (Республика Коми). Когда в первый раз сталкиваешься с необычными похоронами и какими-то необычными «традициями», то думаешь — ну, мало ли, на нервах у людей вот пришло в голову...В одном селе хоронили двух девушек почти подростков, задохнулись в пожаре . «Сгорели» - так тогда говорили. Вой и плачь, рев и причитания были двое суток. С ума сойти можно. И дома, и на улице, и на кладбище...да ещё и откуда-то взявшаяся «традиция», что лучшая подруга живых должна пройти в платьях своих подруг по центральной улице. Мистерия нагнетания истерии прям какая-то профессиональная. Ладно — думаю — может, так сильно любили тетки и бабушки своих внучек, что вот понесло их на выдумки. Но нет — через несколько лет в том же районе хоронил знакомого — опять чувственные истерии, возгласы, практика заведения толпы в состояние экстаза «конца света»….И проходит ещё несколько лет — опять похороны в в том же районе. И людей-то мало было совсем. Но всё опять крикливо, надрывно. Настолько своеобразно, что я потом уже в Сыктывкаре вдруг по одной компании похорон догадался: « Корткеросские?» «Да. А откуда ты знаешь?». Да знаю вот…
А в Сыктывкаре в Зале Прощаний на ул. Гаражной(знают такой все местные) прошёл и вовсе показательный случай.

Выносят прощаться гроб со старушкой. Куча родственников с плачами, с причитаниями, с возгласами - «ой, да сколь ты не успела да не видела..» (и что-то подобное) подходят прощаться, целуют венчик на лбу, складывают, поправляют платочек и крест в руках, заглядывают в лицо и орут, орут, орут. Убивается народ, короче… А потом подходит ещё одна бабуся, тоже плачет, прощается, тоже громко голосит, а потом спрашивает: «Ну ладно. А нашу-то когда вынесут?»… Мы работники ритуала, не знали куда лица прятать от хохота. Ну, ё-мае, а вы что орали-то и плакали все?. А так — положено, заодно. Пригласили ведь. Вынесли ведь. Давай поорем». И я уверен (просто уверен), что часть родственников и не узнала в гробу лежащую — своя ли, не своя ли, она ли… Да какая разница!

     ----------
«Хоронили девочку лет пяти. Тяжелые похороны. Очень. Настолько тяжело было на сердце даже у нас, работников ритуала, живущих на этом «конвеере работы с мертвыми», что запомнились те похороны новыми мыслями.
Дело в том, что среди отпевающих в храме стоял мальчик лет 11-12, брат той девочки, погибшей,  кажется, от осложнений после гриппа. И вот священник, родственники обращаются со словами утешений к родителям, которые стоят оглушенные горем, некоторые друзья подходят и обнимают отца семейства за плечи. А я стоял все время и смотрел на мальчика. А мальчик стоял бледный-бледный и, почти не шелохнувшись, смотрел куда-то в потолок церкви. Всё время — в потолок. Не на сестру, не на родителей или священника, а куда-то туда, ввысь… Ему явно было плохо. Мне показалось в двух моментах, что он сейчас упадет. Хотелось подскочить к нему...Но мальчик стоял где-то на краю миров и прощался с сестрой.
 Почему мы не молимся друг  друге, о тех, кто рядом в этот момент? Зачем отпевание понимать только как прощание с умершим? Что-то тут не то… А оставшиеся? Разве им молитвенная поддержка не нужна?».

                Х                Х                Х

Везем на отпевание очень пожилую женщину. Родственники включили в катафалке песню из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» - «Теряют люди друг друга, а потом не найдут никогда...». Помните же, наверное?
 Сначала так дико показалось, а потом...ну да, ну да. Что-то в этом есть. Может, та женщина ещё при жизни слышала эту песню в гораздо более развернутых смыслах, чем слышали все остальные.
-------
Наблюдение не только мое. И коллегии по ритуальной службе, и священники замечали удивительно часто повторяющееся явление - выпадение  креста и свитка с молитвой из рук усопшего сразу после отпевания. Будто руки, мышцы, теряют какой-то последний тонус.
Человеческий ли он, или это остатки сжатия, например, бесов или страстей, застывших в теле - не могу тут ничего сказать. Но есть такое - отпели, а крестик и молитва из рук - бац и вывалились...
------------------


Ещё наблюдение. Ни разу не видел бесхозный труп женщины.Только мужчины.Получается женщин всегда есть кому хоронить.Всегда подруги найдутся или бабки соседки или дети. Они всегда связаны с мамой.
А у мужики одиночки и бесхозные трупы сплошь и рядом.
----------

Многие люди с организацией похорон сталкиваются редко. Им, может быть, даже часто приходилось бывать на похоронах, но организовывать — это другое.
Нынче многое облегчено фирмами и бюро всякими — по ритуальным услугам. Пришёл, заказал — всю основную часть (гроб, венки, кресты, памятники, ленты и прочее — вплоть до выкапывания могил и договоров на выделение земли на кладбищах) сделают в бюро ритуальных услуг.
Но все-таки, все-таки...Некоторые вещи знать бы надо заранее и, может быть, даже в виде памяток выдавать в церквях или в тех же самых бюро.
Например, мало кто знает, что за общим словом «могильщики» несколько функций и несколько типов рабочих, которые в основном между собой даже не пересекаются и могут быть даже не знакомы. Копают одни (это их специализация), носильщики — это другие — они только вносят, выносят, грузят, подносят к могиле и опускают, есть отдельно водители, отдельно приемщики заказов-оформители и уж совсем отдельно вся та часть, которая относится к церкви. Отпевание, предметы культа и прочее — это и касса, и логика, и организационный момент , которые почти не связаны с бюро ритуальных услуг. За бюро задача погребения, а не диалог с невидимым миром.

Почему об этом надо знать и почему не знание этого может вызвать какие-то конфликтные моменты (они вам нужны в столь скорбный день?).

Во-первых, забудьте про водку и спиртное как подарок или «благодарение» могильщикам. Это оскорбляет людей. Вы с чего решили, что там собрались пьющие люди или что водка — лучший и гарантированный вид благодарности? Глубокое заблуждение.
Они получают зарплату. От какого-то благодарения не откажутся, конечно, но, поверьте, пачка печенья или пару сотен рублей на чашку кофе или чая в офисе вполне всех устроят. Во-вторых, напомню — копальщики и носильщики — это совсем разные люди. Завалив одних бутылками и бутербродами и не сказав другим даже спасибо, вы ничего, кроме обиды и недоумения в группе похорон не оставите. Между собой две эти разные группы точно ничем и никогда не делятся. И наконец, в-третьих, и в самых главных — лучше вообще ничего. Правда. Никто ничего не ждет. Это работа. Не самая веселая, иногда на морозе и в адских запахах летом, но такова работа. Просто если вы её скрасите ватрушками и чаем из термоса — просто спасибо.

Отдельный разговор — оплата отпевания. Сколько это стоит и сколько это могло бы стоить? Если человек жил в общине церковной, то ему и не стоит ничего — его отпоют и проводят все свои. Но если редкий гость в церкви? Это вам священники ответят, но есть подсказка. Она в традиции, она древняя-древняя, почти тысячелетняя. После отпевания священник и чтецы должны быть накормлены. Не обязательно до отвала, не обязательно даже богато и круто. Речь идет об объемах просто доброго чаепития с пирожками. Ну и считайте по нынешним деньгам. Один священник и два чтеца — это примерно рублей на 1200 минимум. Крепкий обед обойдется тысячи в 2-2,5.По нынешним деньгам… Всё , что больше (или не дай Бог требуют больше) — это от лукавого. Наглёж.
----------------------------------
Многие люди у нас в Коми (речь не только о кладбищах Сыктывкара) ругают ограды на могилах. Их так много, они расставлены так хаотично, беспорядочно, безвкусно и даже бессмысленно, что диву даешься. Зачем?
Я видел кладбища в нескольких странах Европы (для любопытных — в 12 странах...кое-что, правда?). Нигде нет такой глупости — строить заборы на кладбище. Нигде!
Более того — в центральной России и на южных кладбищах это встречается крайне редко. Есть общая ограда, а персонально-то зачем эти «огородики»?
Металла на наших кладбищах столько, что если централизовано сдать его в «ШРОТТ»-вторчермет, то на вырученные деньги можно прекрасно обустроить тропинки, поставить скамейки, где-то даже провести электричество по углубленным аллеям.
--------------------------------

....материал в стадии работы с продолжением...


Рецензии
Благодарю за хороший, полезный рассказ!
С уважением
Диана

Мост Будущее   16.12.2024 11:19     Заявить о нарушении
его фактура продолжает собираться...

Григорий Спичак   17.12.2024 09:04   Заявить о нарушении
Удачи Вам!
Вот, кстати, автор, разрабатывающий тему:
Павел И. Софинский на сайте Литпричал
Может, Вам пригодится
С уважением
Диана

Мост Будущее   17.12.2024 13:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.