Искусство голосового чтения

    Некоторые говорят, что книги, передаваемые диктором звуковым способом тем, кто предпочитает поглащать текстовую информацию слухом, надо читать ровным нейтральным голосом.
    Те, кто зациклился на такой форме звуковой подачи, словно не знают, что существует ИСКУССТВО ДИКЦИИ С ВЫРАЖЕНИЕМ.
    Последнее обозначает, что при таком чтении надо вникать в ситуацию и приноравливать к ней голоса. В реальности оно так и бывает. А вот в сказке не бывает реальности, зато она, как правило, "копирует"  ситуации. Так что снова приноравливание имеет место быть.
    И что надо вживаться в характеры героя и персонажа, чтобы донести эффект индивидуальности... если герой или персонаж не робот, конечно.
    И что закадровый (авторский или фокальный) голос и голоса персонажей это не одно и то же. Потому, что они доносят до слушателя не просто буквы, и не просто абстрактные слова с бессмысленными предложениями, а они несут художественное, физически осязаемое (а не формальное, сухое, "математическое") ИЗОБРАЖЕНИЕ книжной ЖИЗНИ. Голосовыми средствами, мать вашу!
   
    Короче говоря, на мой взгляд, существет ДВЕ реальные манеры ("школы") дикции и голоса:
 
    - манера КАНЦЕЛЯРСКАЯ (это ИИ-роботы, бюрократы, люди бессердечные=бездуховные; их можно сравнить (уж простите) с тварями хладнокровными, ползучими, насекомовидными, черве- рыбо- образными, которые только и могут, что шипеть, шелестеть, щёлкать и булькать, то есть обозначать присутствие, рефлексируя на что-то, но никак не эмоции. О мыслях вообще речи нет;
   
     - манера АКТЁРСКАЯ (это профессиональные = хорошие АКТЁРЫ ОЗВУЧКИ), и это искусство мягкой, тонко сыгранной эмоции, вживание в книжную роль, а не безразлично-монотонно-механическое зачитывание, способное лишь усыпить или на время чтения атрофировать чувства.


Рецензии
Пример чтения неплохой литературы отечественными роботами первого поколения (ещё без приставки "ИИ"): http://www.youtube.com/watch?v=HwVMtnuvWFU.

Ярослав Полуэктов   30.09.2024 10:38     Заявить о нарушении