Ч. 23 Жажда наживы, азарт и подвиг

Предыдущая страница  http://proza.ru/2024/09/25/952

В 1871 году случилась самая большая катастрофа в истории китобойного промысла.

В начале мая того года китобойные суда, целый китобойный флот, собрались к югу от мыса св. Фаддея. Этот мыс находится на таймырском берегу моря Лаптевых.
 
Дул сильный северо-восточный ветер, который спрессовал лёд. В конце мая погода изменилась. Ветры были лёгкие, переменчивые, которые разгоняли частые туманы. Когда лёд вскрылся,  китобойные суда прошли мимо мыса Наварин в Анадырский залив Берингова моря.

Киты попадались часто. Следуя за ними, китобойные суда 30-го мая прошли Берингов пролив. Всё лето китобои успешно добывали китов, следуя проходами во льдах. Так китобойный флот оказался в нескольких милях от Ледяного мыса.

Флот повернул на восток и следовал через открытые проходы в ледяных полях, пока не оказался в нескольких милях от Ледяного мыса. Там некоторые суда стали на якорь, потому что ледяное поле не позволило им достичь мыса Блоссом.

Мыс Блоссом расположен на юго-западной оконечности острова Врангеля. По нему проводят северную границу между Восточно-Сибирским и Чукотским морями.

Своё название мыс получил от лейтенанта Берри по имени корабля «Блоссом», на котором в 1828 году экспедиция Фредерика Уильяма Бичи, британского морского офицера, проводила исследования Чукотского моря.

6-го августа во льдах появились проходы, и китобойные суда один за другим вышли в море. Большая часть судов сосредоточилась в районе залива Уэйнрайт. Китов было много, и охваченные азартом китобои думали только о добыче.

Однако 11 августа ветер внезапно изменил направление и погнал лёд к берегу. Льдины давили вельботы, как орехи.  Несколько вельботов удалось вытащить на лёд. К счастью, никто из команд раздавленных вельботов не погиб.

Спасаясь от льдин, суда искали укрытие с подветренной стороны у берега. 13 августа появился проход во льдах, и они вышли к мысу Белчер, где остались ожидать, когда северо-восточный ветер отгонит лёд.

Но даже в наше время метеорологи не в силах точно предсказать погоду на несколько дней. Вместо северо-восточного ветра получили западный ветер, который погнал ледяные поля к берегу.

Суда оказались в узкой полосе чистой воды около берега. Ледяные поля тянулись вдоль побережья на двадцать миль.

Вместо того, чтобы задуматься, как выбираться оттуда, охваченные жаждой наживы капитаны судов  посылали свои экипажи бить китов прямо со льдин.
 
Туши убитых китов вырезали из ледяного покрова и жир переправляли по льду на свои суда. 25-го августа подул долгожданный северо-восточный ветер, который отогнал ледяные поля на четыре-восемь миль от берега.

Напрасно эскимосы пытались убедить китобоев воспользоваться этим и как можно быстрее уходить к чистой воде - их никто не слушал. 29 августа направление ветра изменилось, лёд снова прижало к берегу.

Несколько судов оказались под льдинами, огромные массы льда прижимали остальные суда к берегу. Первым 2-го сентября погибло судно «Comet». Льды раздавили его, но команда успела перейти на другие суда.

Непрерывно дули юго–западные ветры, громоздя всё новые и новые льдины. 7-го сентября две огромные льдины раздавили в лепёшку барк  «Roman».

На следующий день лёд сплющил китобойное судно «Avashonkov». В ловушке оказались 32 китобойных судна, на которых находилось примерно 1219 человек китобоев и их семей.

Экипажи остальных судов, осознав своё отчаянное положение, стали обшивать вельботы медью и делать высокие борта, чтобы спасаться на шлюпках и насколько возможно защитить  их ото льда.

Вокруг простиралось на десятки миль ледовое поле.

Для поиска других судов на юг отправили шлюпку с добровольцами. Вернувшись, они сообщили, что ледяного плена избегли «Arctic» и шесть других судов, которые находятся на расстоянии восьмидесяти миль. Они готовы принять людей и будут их ожидать.

Положение зажатых льдинами судов было безнадёжным. Капитаны не видели иного выхода, как оставить свои суда и дальше следовать для спасения на шлюпках.

14 сентября флотилия шлюпок, битком набитых китобоями - на многих были также женщины и дети (семьи капитанов) - отправилась в опасный поход.

В конце первого дня все высадились на берег у подножия песчаных холмов. Там разбили лагерь. Все шлюпки вытащили на берег. Из их парусов устроили палатки для женщин и детей. Остальные укрывались от ветра как могли.

На следующий день они добрались до мыса Блоссом на острове Врангеля. За узким ледовым полем на расстоянии пяти миль были видны суда, которые их ожидали.

Однако начался шторм, поднялось сильное волнение. Брызги воды мгновенно превращались в лёд.

Одежда становилась как ледяной панцирь. Остаться на острове означало погибнуть от холода. Провизия вся промокла и была негодной.

Капитаны приняли решение идти в шторм к судам, пока у людей ещё были силы для гребли.
 
Страшно представить ту картину: промокшие до нитки люди гребут на шлюпках по огромным волнам, на которых плавают льдины.

Шторм был такой силы, что на «Arctic» лопнула толстая якорная цепь.

Никто не дрогнул из мужчин, не было никаких жалоб от женщин. Несмотря на яростную арктическую бурю, все смогли добраться до судов. Никто не погиб и при подъёме на суда, когда волны взметали вверх и вниз шлюпки и корабли.

Все эти люди прошли более ста миль по ледяному морю в открытых шлюпках, в штормовую погоду, и никто - ни один мужчина, ни одна женщина, ни один ребёнок - не пропали без вести.

Стоимость потерянных судов и добытых китов составила свыше 1.6 миллиона долларов  —38.7 миллиона по курсу 2021 года.

Это был сильнейший удар по американскому китобойному промыслу. История повторилась в 1876 году, когда погибли 20 китобойных судов. Второе несчастье поставило крест на китобойном промысле США.

Сохранились записки Уильяма Ф. Уильямса, который мальчиком со своей семьёй плавал на китобойном барке своего отца «Monticello». Став взрослым, он рассказал подробности той трагедии.

Больше всего на него произвела впечатление сила льда. Он написал: «В нем есть мощь, которую невозможно выразить, а лишь только частично постичь».

Продолжение http://proza.ru/2024/10/16/855


Рецензии
Весьма впечатляет,Владимир,такая я бы сказал катастрофа,во многом виновата людская жадность!Она застит глаза денежными купюрами и совсем не обращает внимание на лютую опасность!С глубоким уважением и дружеским приветом,Сергей.

Сергей Егоров 9   14.10.2024 16:09     Заявить о нарушении
Совершенно верно, Сергей!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   14.10.2024 17:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.