Добрая фея потребителей

(«Спутник», № 22 (1430) 8 – 14 июня 2000 г.)

Как это начиналось

Законодательство по защите прав потребителей – одно из немногих, относительно которого существует чёткая государственная политика. Сила закона дополняется усилиями государства, взявшего потребителей, пострадавших от некачественных товаров и услуг, под свою защиту. Они освобождены от уплаты судебных пошлин, а юридическая помощь им оказывается бесплатно в муниципальных отделах по ЗПП при местных администрациях. Один из них – отдел по защите прав потребителей Михайловской районной администрации – образован в начале 1999 года. Но на счету его ведущего специалиста и единственного работника Г.С. Тарасовой уже немало добрых дел.
С чего начинали? Сначала довели до населения саму информацию о создании отдела ЗПП через районную газету «Призыв». В каждом торговом учреждении объявление соответствующее повесили. Кстати, поставщики товаров и услуг, по утверждению Галины Степановны, факт создания отдела восприняли с пониманием. Им выгоднее не доводить конфликты до суда. Да и возможность проконсультироваться по новинкам в законодательстве и правоприменительной практике им самим же на пользу и шла.
– На первом нашем совещании я рассказала об основных требованиях к организации работы по обслуживанию потребителей, о наиболее типичных для нашего района жалобах с их стороны. С тех пор собираемся ежеквартально, рассматриваем изменения в законодательстве, состояние дел по защите прав потребителей в районе. Для придания нашему отделу более весомого статуса и в целях координации усилий всех ведомств, так или иначе причастных к работе по ЗПП, в районе постановлением главы администрации создан межведомственный совет, членами которого назначены представители РОВД, ГСЭН, ГНИ, УФСНП, правового отдела администрации. Большую методическую помощь нам оказывает и отдел по защите прав потребителей при облстной администрации, – рассказывает Г.С. Тарасова.
Как видим, к делу защиты прав потребителей в Михайловском районе подошли весьма серьезно. Каковы же результаты?

Есть где силы приложить

Работы для единственного штатного защитника прав потребителей и всех её помощников в районе нашлось немало. В числе первых проблем, на которые обратила внимание Галина Степановна, – скудный ассортимент товаров в торговых точках Михайловского райпо. Когда человек приходит в магазин, единственный в населённом пункте, и не может купить все то, что жителям других сел и городов доступно, – это прямое нарушение его прав, убеждена Г.С. Тарасова. И в том, что вопрос об ассортименте в кооперативных магазинах стал темой обсуждения на одной из коллегий райадминистрации и что положение слегка улучшилось, есть и её заслуга.
Большая работа проведена отделом и по стабилизации рынка алкогольной продукции. Собрали торгующих ею предпринимателей и поставили вопрос ребром: доколе будем рисковать нарваться на левую водку или фальшивое вино из регионов Северного Кавказа? Стали заключать договоры с местными производителями ликёро-водочных изделий – ЛВЗ и винзаводом в Волгограде. Потом сами же предприниматели и убедились – своим торговать спокойнее.
Узкое место в районе – сфера услуг. Общепит практически умер. Ремонт бытовой техники осуществляется при посредничестве глав сельских администраций, которые собирают от жителей заявки на ремонт сложной бытовой техники и по мере их накопления вызывают мастера. Но человеку ведь надо и швейные изделия заказать, и в прокате что-то взять, и постричься, на-конец. Вот и вспоминает народ род¬ную потребительскую кооперацию, которая могла бы всем этим заниматься, но не торопится.

Чем грешат продавцы?

Наиболее типичны для района жалобы покупателей на отказ со стороны продавца расторгнуть сделку купли-продажи при выявлении в приобретенном товаре дефектов.
Раньше народ начинал метаться: то ли в суд идти, то ли к прокурору, то ли к заместителю главы администрации на прием. Теперь тропинка протоптана – прямиком к Галине Степановне. За прошлый год в результате ее вмешательства были расторгнуты четыре сделки по этому поводу на общую сумму более 3000 рублей. Но чаще всего до обращения в отдел не доходит. Одно такое намерение уже ломает упрямство продавца.
Большой резонанс имело дело, связанное с отказом «Межрайгаза» предоставлять положенные льготы ветеранам войны и труда за пользование голубым топливом. Поступившие жалобы были тщательно проверены, с руководством «Межрайгаза» проведена серьезная разъяснительная работа. Вняли. Сделан перерасчёт. Обсчитанным потребителям добровольно возвращено 1,4 тыс. руб.
Еще одно громкое по масштабам района дело было связано с прекращением в прошлом году автобусного сообщения с поселком Реконструкция, являющимся, между прочим, центром сельсовета «Совхозный». В муниципальном автотранспортном предприятии, видимо, решили, что 28 км до поселка от райцентра можно дошлёпать пешком. Жители с таким новшеством не согласились. Пришлось Г.С. Тарасовой и здесь вмешаться. Теперь автобус ездит туда три раза в неделю.

Селянин грамотный пошёл

Отдел не забывает и об отдельных гражданах, если ущемляются их права как потребителей. Случаи здесь бывают не менее интересные.
Однажды обратилась женщина, которой врач-педиатр в связи с болезнью её ребенка навязал препарат, не являющийся необходимым ему для лечения. Это была безвредная пищевая добавка, но стоила она дороговато, а врач являлась дистрибьютером фирмы-производителя.
– Налицо было введение потребителя в заблуждение в отношении действительных свойств и значения данного препарата для лечения имеющегося у ребенка заболевания. Кроме того, врач использовала служебное положение для извлечения личной выгоды. С ней проведена беседа. Деньги женщине были возвращены, и больше подобных жалоб не поступало ни на этого врача, ни на других, – рассказывает Галина Степановна.
А в селе Староселье во время газификации одно из домовладений, стоящее на отшибе, оказалось дальше других от магистральной газовой трубы. А его владелец, соответственно, должен был, по мнению «Межрайгаза», оплатить стоимость всей длины трубы и дополнительных опор, чтобы «дотянуться» до магистрали. Он усмотрел в атом нарушение своих прав и обратился в отдел по ЗПП. Была проведена проверка. И хотя строительные нормы при прокладке газопровода нарушены не были, заявитель в отличие от других потребителей оказался в неравноценном положении. Ведь из-за особенностей проекта ему за врезку к трубе было предложено заплатить на 1000 рублей больше, чем остальным. После вмешательства Галины Степановны «Межрайгаз» отказался от своего требования о дополнительной оплате.

Вместе – сильнее

За время работы на поприще ЗПП Г.С. Тарасова стала весьма авторитетным человеком в районе. Практически все жалобы рассматриваются и находят свое разрешение в досудебном порядке. Но это не боязнь административного жупела у продавцов товаров и услуг. Это признание профессионализма Галины Степановны, её чёткой позиции, основанной на силе закона. И хотя кем-то из жителей района она воспринимается едва ли не как добрая фея, которой под силу пресечь нарушение наших прав, её возможности определяются в значительной степени той поддержкой, которую оказывает ей глава администрации А.Ф. Каменский, который держит эту работу под контролем, а при необходимости использует свою власть, чтобы побудить к неослабной борьбе за права потребителей руководителей всех контролирующих организаций в районе.
– Последовательность в работе по защите прав потребителей, принципиальный подход, единство требований ко всем участникам потребительского рынка, будь то мелкий предприниматель, потребкооперация, крупное муниципальное или государственное учреждение - вот залог успеха политики по ЗПП в нашем районе, – считает Г.С. Тарасова.
А волшебство здесь не причем.


Рецензии