Женщины и молодёжь кадровый резерв
(Спутник, № 29 (1437), 27 июля – 2 августа 2000 г., с. 1-2)
Потребительская кооперация – одна из отраслей народного хозяйства, в наибольшей мере использующих трудовой и интеллектуальный потенциал женщин и молодёжи. Большой опыт этой работы был обобщён на состоявшейся 20 июня в ВКПК научно-практической конференции «Женщины и молодёжь потребительской кооперации Волгоградской области».
Председатель правления Союза потребительских обществ Волгоградской области В. Минаев рассказал об экономическом положении ПК, обслуживающей сейчас 20 % населения области. Начиная с 1996 года, новый состав правления и Совета облпопребсоюза сумел остановить разрушение потребкооперации, преодолеть кризис, стабилизировать и сохранить её как социально ориентированную систему, сделать безубыточной, начать создание новых рабочих мест. Это позволяет решать проблему женской и молодёжной безработицы в сельской местности. Из 7 тысяч работающих в ПК области 74% – женщины. И не случайно Валерий Николаевич обратился к ним с такими словами:
– У нашей организации – женское лицо. И вы достойны того, чтобы низко поклониться вам, сказать слова искренней благодарности за ваш нелёгкий, честный, добросовестный труд. На ваших плечах и руках держится потребительская кооперация области. Вы – её основа, начиная с продавцов, пекарей, бухгалтеров и заканчивая руководителями кооперативных организаций. Жизнь подтверждает, что именно женщины-руководители добиваются наилучших результатов во вверенном им хозяйстве. Они как рачительные хозяйки постоянно ищут и находят резервы, экономят в большом и малом, смело берут на вооружение всё новое.
Никогда ещё за всю историю потребительской кооперации области ряды её руководителей не пополнялись так активно женщинами, как за последние 4 года. Руководителями районных и сельских потребительских обществ являются 53 женщины, что составляет почти 60% от общего числа руководителей, – заметил председатель правления ОПС.
Каковы же они – женщины-руководители? Об этом Валерий Николаевич тоже рассказал в своем докладе.
Татьяна Григорьевна Зайцева - председатель правления ПО «Колос» Быковского района создала передовое потребительское общество на обломках развалившегося райпо. Основной упор она сделала на развитие собственного производства. Изучив потребности рынка, она отдала приоритет выпуску макаронной продукции. За последние полтора года реализовано 258 т макаронных изделий 10 наименований. Разнообразны и качественны хлебобулочные изделия. Розничный товарооборот в этом не очень большом районе равен обороту потребкооперации Михайловского и Новониколаевского районов. За два с половиной года ПО «Колос» наработало более 2 млн. руб. собственных оборотных средств. Приобретена и запущена в эксплуатацию современная мельница. На очереди мини-цех по производству консервов и фасовочный автомат для макаронных изделий.
С завидной энергией и азартом работает и Наталья Ивановна Нежинская – председатель правления Котовского райпо. Более 5 лет назад, в самый разгар рыночного беспредела, взвалила она на себя тяжелейшую ношу. Весь коллектив райпо, большинство которого женщины, отдали приоритет интересам пайщиков, а не собственному благополучию. Райпо успешно конкурирует с такими крупными предприятиями, имеющими свое производство и развитую торговую сеть, как Красноярский мясокомбинат Жирновского района и Коробковское нефтегазодобывающее управление. За последние 3 года в Котовском райпо произведены ремонт и реконструкция колбасного цеха, хлебопекарен, ряда магазинов. Прилавки магазинов насыщены товарами. Каждому жителю здесь продают их вдвое больше, чем в среднем по области.
Лидия Ильинична Рябова была избрана председателем совета ПО «Луч» лишь в прошлом году, когда оно было на грани развала. И хотя не прошло ещё даже года, уже видно, что «Луч» поднимается. Объём производства хлебобулочных изделий вырос с 3 до 7,5 т в месяц, ассортимент их увеличился с 5 до 9 наименований, а кондитерских изделий – с 7 до 15. Сданную бывшим руководителем райпо в аренду пекарню «Луч» вернул себе. ПО стало активно участвовать в ярмарках не только в райцентре, но и в селах и хуторах. В марте «Луч» приступил к оказанию населению ритуальных услуг. А главное, и прошлый год, и первое полугодие нынешнего ПО завершило без убытков и даже внесло в фонд развития потребкооперации 58 тыс. руб.
Немало преданных потребкооперации работники среди рядовых тружениц. О них в докладе «Роль женщин; в развитии системы потребительской кооперации Волгоградской области: опыт, проблемы, решения» рассказал председатель обкома профсоюза работников ПК В. Меньшаков:
– Женщины-товароведы Дубовского райпо считают, что порядочность, компетентность, психологическая устойчивость, исполнительность, справедливость, профессионализм – основные качества деловой женщины-кооператора. Цель своей работы они видят в изучении спроса населения и завозе товара, который нужен потребителю, а лучше – выработанного кооперативными предприятиями. Отсюда и результат: в Дубовском районе самый высокий показатель в области по товарообороту.
Много тёплых слов можно сказать в адрес товароведов Людмилы Александровны Уваровой из Михайловского потребительского общества Урюпинского района, Натальи Георгиевны Тюриной из Иловлинского райпо, Веры Ивановны Беляевой – бухгалтера Среднеахтубинсксго райпотребсоюза, Татьяны Александровны Гуренко – бригадира кондитерского цеха Николаевского райпо, продавцов Нины Владимировны Чумаковой из Руднянского райпотребсоюза, Александры Петровны Илясовой из Фроловского ЦПО и многих других женщин, которые совсем недавно были награждены знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России».
В каких же условиях женщины потребкооперации совершают свой, без преувеличения скажем, каждодневный трудовой подвиг? Есть ли у них возможность полноценно отдохнуть? Достойно ли оплачивается их труд? Защищены ли они в социальном плане?
– В подавляющем большинстве кооперативных организаций социальные вопросы решаются неплохо. Об этом свидетельствуют и своевременная оплата труда, и гарантия необходимых условий для трудовой деятельности, учёбы и отдыха.
В соответствии с коллективными договорами женщинам предоставляются дополнительные социальные льготы. Выплачивается материальная помощь по семейным обстоятельствам: при продолжительной болезни, несчастном случае, стихийном бедствии, смерти близкого родственника, рождении ребенка и т.д. Всего за прошедший и начало текущего года затрачено на эти цели более 650 тыс. руб.
Выплачиваются единовременные пособия уходящим на пенсию, ветеранам труда к юбилейным датам. Некоторым категориям работниц предоставляются дополнительные отпуска. Например, коллективным договором Среднеахтубинского райпотребсоюза предусмотрены дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 3 дня, которые предоставляются работникам, проработавшим в системе более 25 лет; а также имеющим медаль «Ветеран труда» или знак «Отличник потребкооперации»; многодетным матерям. Практикуется предоставление раз в месяц учебного дня для матерей, имеющих детей-школьников, – рассказывает В. Меньшаков. – Но, к сожалению, продолжает оставаться более чем скромной зарплата тружениц потребкооперации. Она хоть и выросла в 1999 году по сравнению с 1998-м на 32%, но составляет всего лишь 564 рубля, что почти в два раза меньше прожиточного минимума (1065 руб.). Ситуация требует решительных перемен.
И ещё одну крайне важную проблему затронул председатель обкома профсоюза:
– Сегодня, к сожалению, значительное число женщин трудится на рабочих местах, не отвечающих требованиям охраны труда. Неблагоприятные условия, в которых им приходится работать, вызывают снижение общего уровня их здоровья. Достаточно сказать, что на большинстве наших предприятий и организаций не снижается уровень заболеваний.
Необходимо усилить влияние коллективных договоров и соглашений, через которые надо добиваться от хозяйственных руководителей приведения всех рабочих мест в состояние, соответствующее требованиям охраны труда, – подчеркнул Владимир Иванович.
В решении названных и ряда других проблем – залог дальнейшего раскрытия творческого потенциала женщин – работниц потребительской кооперации.
О том, как решаются социальные проблемы женщин в Иловлинском райпо, на конференции рассказала Л. Щербакова:
– У нас давно реализован принцип: «За равный труд с мужчинами – равная зарплата», т.е. отсутствует дискриминация в оплате женского труда. Ещё 2 года назад на нашем предприятии имелась задолженность по зарплате, доходящая до 7 месяцев. В связи с этим была очень обострена социальная напряжённость в коллективе. В прошлом году эта задолженность была ликвидирована, теперь зарплату получаем вовремя. С 1 января 2000 г. оплата труда была увеличена в среднем на 50%, причём к каждому конкретному работнику подходили индивидуально, с учётом его отдачи.
Понимание важности решения социальных проблем женщин-работниц демонстрируют даже руководители далеко не передовых кооперативных организаций.
О том, как решаются они в Камышинском ЦПО, рассказала инспектор по кадрам Е. Амерова:
– На всех предприятиях ЦП О созданы необходимые условия для нормального труда и отдыха работников. Мы организуем их регулярное амбулаторное обследование. Решаем вопросы повышения квалификации путем курсового обучения без отрыва от производства. На сегодняшний день крайне проблемным для нас является вопрос оздоровления работников и их детей в санаториях, профилакториях, пионерских лагерях.
Т. Зайцева подчеркнула роль Кодекса законов о труде, в котором предусмотрены значительные льготы работающим женщинам и молодежи. И хотя КЗоТ, по мнению Татьяны Григорьевны, в значительной степени устарел, но всё же выполнение его положений о льготах для этих категорий работающих уже в значительной степени способствует улучшению условий их труда.
Какие качества позволяют женщинам быть тем локомотивом, который постепенно выводит потребительскую кооперацию из тупика? Почему в трудное и, казалось бы, безнадёжное время именно они стали её надеждой и опорой?
– Практика показывает, что женщины более осторожны в бизнесе, реже идут на рискованные сделки, проявляют больше расчетливости в ведении хозяйства и, как правило, находят выход из кризисных ситуаций, – считает В. Меньшаков.
– Женская смекалка и предприимчивость позволяют изыскивать новые формы работы. Так, в штат райпо взяли музыкальных работников, и теперь в ночном баре есть свой ансамбль, что привлекает посетителей и даёт неплохой доход. Заканчиваем пристройку к бару эстакады, на которой разместятся мангал для приготовления шашлыков и столики под зонтиками. Надеемся этим привлечь ещё посетителей. Да и появится 3 новых рабочих места: нужны будут 2 официантки и повар, – рассказывает Л. Щербакова.
В своём выступлении основной докладчик – председатель правления ОПС В. Минаев затронул и проблему молодёжи:
– Она является будущим потребительской кооперации, а потому кооперативные организации должны с нею работать: широко пропагандировать идеи, принципы и ценности кооперации в молодёжной среде, вовлекать молодых людей в кооперативы, помогать им получить профессиональное образование и гарантированную работу.
– Будущее потребкооперации в руках молодёжи, – вторит ему председатель Совета потребительского общества «Палласовский кооператор» Н. Пригоцкая. – Молодыми кадрами движет не сиюминутная материальная выгода, не мелочные интересы, а возможность самоутвердиться, реализовать свой творческий потенциал. Работа в потребкооперации дает им такую возможность.
Поэтому с большой радостью Н. Пригоцкая говорит о филиале колледжа потребительской кооперации в Палласовке, открытом при помощи и поддержке главы администрации района А. Галичкина. Уже сейчас в «Палласовском кооператоре» молодёжь составляет 40% от общего числа работающих. А в будущем её доля ещё возрастет, потому что на выпускников кооперативных учебных заведений области положиться можно, считает Нина Фёдоровна.
Но всё же в целом проблема привлечения молодёжи в потребительскую кооперацию существует. Об этом говорил в своем докладе «Молодёжь как фактор развития потребительской кооперации» методист ВКПК по социальной работе со студентами В. Егоров.
– Сегодня в потребительской кооперации работает около 500 тыс. человек. Из них только 15% молодёжи. В Волгоградской области этот процент несколько выше и составляет 18,7% от общего числа работников. Следует признать, что молодёжь не очень активно идет работать в потребительские общества. Одной из причин можно назвать отсутствие внешней, привлекательной стороны, а также слабую вовлечённость молодых специалистов в процесс принятия решений внутри системы. Чтобы стать интересным для молодых специалистов, кооперативное движение должно привлекать их к решению организационных задач, – считает он.
– Потребительская кооперация имеет широкие возможности для предоставления молодёжи новых рабочих мест. Причём, формы могут быть самые разнообразные – от организации малых производств до осуществления заготовительной деятельности. Располагая развитой материально-технической базой и имея многоотраслевое хозяйство, потребительская кооперация является потенциальным работодателем для молодежи. Возможно, именно потребительская кооперация станет ключом к решению молодёжных проблем, – утверждает Владислав Викторович. – В потребительских союзах, где выше процент работающей молодёжи, – достаточно высокие показатели прибыли. Конечно, не только этот показатель влияет на прибыль, но высокий процент молодых специалистов в кадровом составе потребительских союзов способствует достижению высоких показателей, поскольку именно молодёжи присущи энергичность, динамизм и современное мышление.
Присутствовавший на конференции председатель областного комитета по делам молодёжи А. Варакин подтвердил готовность обладминистрации предметно заниматься вопросами трудоустройства молодёжи. А гарантированное трудоустройство на работу по полученной специальности – один из важнейших методов мотивации при выборе профессии.
Не счесть проблем, связанных с работой женщин и молодёжи в ПК. Одни решаются сравнительно просто, к другим нужен всесторонний комплексный, межведомственный подход. И ни одна конференция не даст готовых рецептов решения всех проблем. Но значение прошедшей преуменьшать не стоит. Она помогла оценить состояние проблем, обобщить опыт их решения, определить направления приложения усилий. А главное, без обмена мнениями вообще невозможно решение каких бы то ни было общественно значимых вопросов. И то, что в обществе сложилось понимание значения потенциала женщин и молодёжи для решения насущных проблем потребительской кооперации, достойно одобрения. Но пришедшее осознание необходимости использования этой силы для дальнейшего подъёма и развития потребительской кооперации радует еще больше.
Свидетельство о публикации №224092900867