Почему, всё таки, рассказ? Компиляция
Любая книга начинается с замысла, идеи, желания чем-то поделиться с читателем. А если хорошо подумать? Может быть эта идея и не требует большой формы? В любом романе вы найдёте яркий фрагмент, напоминающий рассказ. Так почему бы не начать работу с художественным словом именно с него? Даже будущие романисты начинали с рассказов. А многие классики и вовсе не писали романов, став непревзойдёнными мастерами короткого рассказа – Чехов, О.Генри.
Последний написал сотни рассказов и только одну повесть «Короли и капуста», и только потому, что обязался это сделать по договору с издательством. Поступил он просто: составил её из рассказов, написанных на основе своих впечатлений от пребывания в Гондурасе, соединив их единой сюжетной линией. Кстати, термин «банановая республика» придуман именно им.
Но вернёмся к нашим бананам, то есть к баранам… Ну, вы поняли, к ним – к рассказам. Не что иное, как талант автора позволяет сказать в рассказе больше, чем в некоторых романах и повестях. При умении и желании писатель может превратить рассказ в «короткометражный» роман, где пройдёт перед читателем вся жизнь героя (или героев).
Уверяю вас, это огромное удовольствие – не тратить время на мелочи, не отвлекаться на второстепенных героев, описывая перипетии их жизненных коллизий. Автор, «сжавший» форму, имеет большое преимущество. Если напряжённость, драматургия, неожиданные повороты сюжета соединяются с добротным литературным языком, яркой метафоричностью и эпитетами, такой рассказ можно сравнить с музыкальной пьесой или даже сонатой. Опытный автор умело играет на разных литературных «клавишах» – чёрных и белых, органично соединяя драму и юмор, лиризм и трагедийность. Конечно, написать такой рассказ не просто, зато читать – огромное удовольствие.
Хороший рассказ обладает магической силой – талантливый автор уникально «сжимает» пространство и время, чтобы глубже и ярче показать характер героя . И чем это «сжатие» ярче, острее, драматичнее, если угодно, поэтичнее, тем талантливее рассказ и тем сильнее очаровывает читателя. Вспомним: «Краткость – сестра таланта».
Работу с рассказом можно сравнить с поиском вариантов «кубика рубика». Из-за малой формы здесь важно каждое слово, каждая художественная деталь – где стоит и как «отсвечивает».
Учиться писать рассказы – это самое лучшее, что может позволить себе настоящий писатель. Настоящий – подразумевается не тот, кто получает гонорары, но тот, кто по-настоящему любит литературу и не останавливается в процессе своего творческого самообучения и создания своего слова, своего мира, донесения до читателя художественной правды.
Каждый писатель должен ставить себе цель не меньше, чем создать шедевр. Только тогда может получиться что-то стоящее. Целевую планку нужно ставить выше, чем вы сами оцениваете свои возможности. Именно тогда у вас будет необходимый запас упорства и терпения, и появится мужество ответить на внутренний вызов – смогу ли я?
Никто не отменял также закон перехода количества в качество. Чтобы отточить технику нужно больше писать и, конечно же, много читать.
Очень многое зависит от того, что именно и как вы читаете. Любой рассказ должен стать для вас предметом внимательного изучения. Начало рассказа, завязка-экспозиция, форма, язык, идейно-эмоциональный тон, сюжет, герои, их характеристики и пересечения, повороты сюжета, апогей-кульминация и развязка-концовка рассказа – все это нужно разглядеть, вычленить, понять, и проанализировать. И пусть вас не пугают все эти литературоведческие термины, главное – осознать логику и структуру рассказа.
Немного сложнее понять его стилистику, сделать семантический анализ, вычленить какие-то символы и их обозначения. Но чем глубже вы будете погружаться в чтение рассказов, чем сильнее будете любить этот жанр, тем ярче и осмысленнее он будет раскрываться перед вами. После серьёзного чтения и осмысления талантливых рассказов (здесь чем больше, тем лучше) вы будете способны не просто поделиться с читателем своими мыслями и переживаниями, но сделать это живо, интересно, с необычными поворотами сюжета, с увлекающим началом и яркой концовкой. То есть в форме настоящего рассказа, а не нудных воспоминаний.
Первые же такие рассказы чаще всего становятся стартовой точкой, после которой автор заражается творчеством и в процессе этого творчества становится настоящим мастером слова. Ведь сюжеты рассказов порой рисуют такие удивительные картины событий, что хочется продолжать знакомить с ними читателя.
Свидетельство о публикации №224092900878