Три произведения
«Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова была написана в 1934 году. В этом произведении уже видны темы демонических сил, в отличие от безоблачности «Рассвета на Москве-реке». Артем Ляхович пишет: «Джазовая стилистика является - и в Рапсодии, и в других поздних произведениях Рахманинова - формой воплощения демонического начала. Жёстко синкопированная токкатность, наступательные механизированные ритмы - новое, "урбанистическое", "американское" обличье важнейшего символа зла и возмездия в рахманиновском творчестве - темы Dies Irae. Стилевыми методами изложения этой темы Рахманинов словно возводит мост историко-смысловой преемственности от древнего, "монастырского" облика Dies Irae (VII вариация - стилевая модель знаменного распева) - к современным, "урбанистическим" интонациям (X вариация, где тема Dies Irae изложена в ритмоформуле свинга).
Десятая симфония была написана Шостаковичем в 1953 году, через несколько месяцев после смерти Сталина. Этим во многом определяется ее содержание. Она трагична от начала до конца.
Таким образом, на концерте были исполнены три произведения, написанные русскими композиторами, музыка которых отражала их мироощущение. Если «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского безмятежен и полон светлого очарования раннего утра окрестностей Москвы, то через 60 лет в «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова мы слышим темы демонических сил. Как говорил Рахманинов в 1934 году, "лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний". Через 19 лет написана 10 симфония Шостаковича, которая полностью трагична.
Считается, что у творцов более чуткое сердце, в котором отражаются все боли и беды эпохи, в которой они живут. Неужели за 79 лет, отделяющих первое произведение от третьего, в жизни России произошли такие мрачные перемены, которые отразились в звуках музыки наших великих композиторов?
Свидетельство о публикации №224092900950