Пристань Спасителя Нерукотворенного
После смерти Петра в царствование Елизаветы Петровны многие посещали домик императора не в рамках экскурсионных программ, а движимые надеждой помолиться пред чудотворною иконою, которая в описи предметов домика, составленной в 1765 году, занимает первое место: «Деревянный дворец, круг онаго каменная галлерея, в нем покоев четыре, внутри образ Спаса Нерукотвореннаго, писанъ на холсте, въ деревянной золоченной рамке».
Самой священнейшей ценностью в домике Петра был Чудотворный Нерукотворенный образ Спасителя, тот самый образ, пред которым Петр в молитве поверял Господу свои царские думы и заботы о переустройстве России, перед которым преклонял колена при основании Петербурга, испрашивая благословение Божие на закладку новой столицы, тот самый, который был с Петром во всех его походах и во время Полтавской битвы, тот самый, с которым он не расставался и на смертном одре во время болезни, и который, по завещанию, находился при погребении его. Эта святыня, первоначально размещалась в столовой Петра, обращенной после его кончины в часовню.
Этот древний образ имеет необыкновенный вид: лик Спасителя кажется строгим, но когда пристально всмотришься в него, то в глазах видны необыкновенное смирение и кротость, глубина страданий и божественное величие. Взор Христа устремлен в бесконечную даль, в тоже время ощущаешь, как этот взор проникает в каждую душу.
Когда и от кого Петр Великий получил Нерукотворенный образ Спаса, за неимением исторических документов, достоверно неизвестно. По западной манере письма предполагают, что образ мог быть поднесен царю в дар во время одного из его заграничных путешествий. Но это мнение уже потому неосновательно, что в Росписи царского Приказа об отправлении вещей в Новгородский поход против шведов, сказано: «взять фельдмаршалку Головину с верху Чудотворный Нерукотворенный образ Спасителев», но ничего не говорится в этом Приказе о его внешних приметах образа и даже о том, откуда именно его взять: из царской ли образной, или из церкви. Видимо, в Росписи речь идет об образе, хорошо известном всем и уже имевшем определенную историю.
Есть основание предполагать, что эта икона перешла к Петру от матери его Натальи Кирилловны и написана была для царя Алексея Михайловича жалованным иконописцем Симоном (он же Пимен) Федоровичем Ушаковым (1626 — 1686 годы, жил в Москве, в Китай-Городе).
Что Ушаков в состоянии был написать в свое время такую художественную икону, как Нерукотворенный образ Спаса в домике Петра Великого, говорят многие его иконописные работы, выполненные для других храмов, например, для Троице-Сергиевой Лавры.
Могут возразить, что Петровский образ написан не в грековосточной манере, а в стиле письма западной церкви — Спаситель на Нерукотворенном образе изображен в терновом венце, а, следовательно, не может принадлежать письму Ушакова. В этом случае можно сослаться на ту же Троице-Сергиеву Лавру, где в соборе, в алтаре над жертвенником, находится Нерукотворенный образ Спасителя в терновом венце и, к величайшему удивлению, имеет такое разительное сходство с Петровским образом, что если поставить ту и другую икону вместе, то их невозможно отличить. Кстати, на Нерукотворенном образе Спаса Троице-Сергиевой Лавре имеется надпись: «7181 (1673 г.) писалъ сий образъ Зографъ Симонъ Ушаковъ»; и, хотя в образе угадывается итальянская школа письма, икона имеет необычайное сходство с Нерукотворенным образом Спасителя, что в домике Петра, особенно выражением глаз.
То, что Ушаков писал Нерукотворенный образ Спаса для царя Алексея Михайловича, видно из Записей Архива Оружейной Палаты, а именно: «написал в поднос Государю образ Нерукотвореннаго Спаса на убрусе въ 1676 г.». Образ этот, в котором современники полагали сверхъестественную силу не мог не перейти, в виде родительского благословения, от отца или матери к сыну — Петру. В этом случае становится совершенно понятным, почему Петр так дорожил этой иконой: совершается молебен при основании Петербурга — этот образ на молебне; отправляется Петр в поход, образ берет с собою; заболевает Петр — образ у его изголовья; даже умирая, он просит, чтобы именно этот образ находился при его погребении.
Выражения «идти к Спасителю» или «ехать к Спасителю», сделались настолько общеупотребительными в Петербурге, что даже не требовали разъяснения, а каждый петербуржец знал, что речь идет об образе Спасителя, что на Петербургской стороне, в домике Петра Великого. Самая пристань, устроенная на берегу Невы, против царского домика, известная в народе под именем «пристань к Спасителю» и надпись на ней была выражена словами: «К Спасителю».
Свидетельство о публикации №224093001065