Великий и могучий
Но отвечу. Беру данные из вполне известных ресурсов. Большей частью из классической русской литературы. Почитайте мои статьи. Там ссылки не на Бжезинского и Киссинджера, а на Толстого, Пушкина, Некрасова, Тургенева, Лермонтова, советских Феликса Чуева, Владимира Высоцкого, Сергея Михалкова и прочих. Иногда их свидетельство, меткое слово дорого стоит. Литература хоть и не документ, чаще повесомее документа будет. В классической русской литературе вы многое найдете правды о России и ее жизни. как писал тот же Пастернак, «и тут кончается искусство, и дышат почва и судьба.» Именно потому что писатель менее ангажирован, чем политик. И для примера я снова обращусь к Ивану Тургеневу.
Вот перед нами знаменитое стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык»
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
1882 г.
Мы его учили наизусть. И с моего далекого детства и до сих пор на вопрос, в чем значение стихотворения, школьники бодро отвечают: в том, что Тургенев восславил великий и могучий русский язык.
Вот, например, кто-то, либо старшеклассник, либо для старшеклассников, пишет в интернете.
«Поэт горд за свою страну, свой народ и русский язык. Он переживает за события в стране. В стихотворении отражён призыв беречь великий и могучий русский язык. Поэт верил в то, что за русским языком наше будущее. Он думал, что если у народа такой великий русский язык, то и народ велик и могуч, сможет справиться с трудностями в жизни. Язык является другом человека, который поддержит в трудную минуту, не даст унывать. Русский язык является будущим нашей страны, стержнем, без которого мы бы не выжили в трудные времена.» .
То, что, Тургенев любил свою родину, несомненно. Хотя бы потому что свои романы он посвятил русской жизни. Но в данном стихотворении в прозе о родине доме иные слова. По какому поводу слова «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины»? Что за тягостные раздумья? А что это за слова: «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома». Где это дома? И что такое совершается, от чего можно впасть в отчаяние? Может быть подумаем. Включим голову? Если недостаточно знания истории, поищем подсказку в интернете? И вот в интернете нахожу ответ именно для тех, кто не включает голову.
«Мы знаем, что Тургенев писал стихотворения в прозе, находясь во Франции в семье П. Виардо (как он сам сказал "греясь на краешке чужого гнезда"). Писал незадолго до смерти. Конечно, вспоминал родину, ушедших друзей. И думы его были ТЯГОСТНЫМИ»
Это объяснение для тех. кто не включает голову. Но если он болел и плохо себя чувствовал, живя во Франции, почему он готов был впасть в отчаяние от того что происходит дома? При чем тут русский язык при чем тут великий народ?
Тургенев написал стихотворение в 1882 году. Он не прерывал связей с Россией. Ездил в Россию. Был в курсе всего того, что там происходит. Что же тогда происходило в России. Метеорит упал? Мор прошел? Вовсе нет.
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться и во взглядах Тургенева, и в том, что происходило в России в это время.
Из интернета.
«Весной 1879 года, критикуемый еще недавно со всех сторон, Тургенев, приехав в Россию, обнаружил что обе русские столицы его встретили триумфом. Когда 13 марта Тургенева чествовали петербургские профессора и литераторы, он высказал идею единения всех культурных людей России. Через некоторое время в номер Тургенева явился флигель-адъютант императора «с деликатнейшим вопросом»: «Его императорское величество интересуются знать, когда вы, Иван Сергеевич, думаете отбыть за границу...»
В 1880 году Тургенев решил снова ехать в Россию, чтобы лично ответить на новую волну травли в охранительной прессе, третировавшей его чуть ли не за «тайные симпатии к террористам».
«В глазах нашей молодежи, – писал Иван Сергеевич, – к какой бы партии она ни принадлежала, я всегда был и до сих пор остался «постепеновцем», либералом старого покроя в английском династическом смысле, человеком, ожидающим реформ только свыше, – принципиальным противником революций…»
Таковы были взгляды Тургенева. По его же собственным словам. А теперь посмотрим, что происходило в эти же годы в России.
В марте 1881 г на русский престол после убийства террористами Александра Второго вступил его сын Александр Третий. Каковы были взгляды царя? Тот же интернет пишет: «Наибольшее влияние на цесаревича оказал преподаватель законоведения, К. П. Победоносцев.»
Тот самый Победоносцев, о котором Александр Блок писал.
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи,
А только - тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна;
Интернет сообщает:
«Константин Петрович Победоносцев —русский правовед и государственный деятель, доверенное лицо императора Александра III, основной идеолог консервативных контрреформ 1880—1890-х годов; автор и активный проводник реформы церковно-приходского образования, призванной возвратить их в ведение Св. Синода, Усвоение учениками начал веры и нравственности, верности царю и отечеству. Осуществлял целенаправленную политику по искоренению на территории Российской империи «инославных» конфессий»
По настоянию Победоносцева Александр III издал в апреле 1881 г. манифест «О незыблемости самодержавия». В августе того же года было принято «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Губернаторы получили право закрывать органы печати, торговые и промышленные предприятия, учебные заведения; приостанавливать деятельность земств и городских дум. Начало правления Александра III характеризовалось ужесточением административно-полицейских репрессий и цензуры, в частности были приняты «Временные правила о печати» (1882), согласно которым администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности.»
Не напрашиваются аналогии? Лучше пусть не напрашиваются. Аналогии – штука опасная. Продолжим читать интернет.
«Весной 1882-го во Франции у Тургенева обнаружились первые признаки смертельной болезни. Иван Сергеевич скончался 22 августа 1883 года. На Северном вокзале Парижа была устроена «траурная часовня», где состоялся митинг перед отправкой свинцового гроба в Россию.
Следование тела Тургенева по России – России уже Александра III – вызвало чрезвычайные опасения у новых руководителей русских охранных ведомств, отдавших приказ, беспощадно отсекать людей, желающих попрощаться с Тургеневым.
Друг писателя историк и журналист Михаил Стасюлевич описал свое ощущение от прощания: «Можно было подумать, что по России везут не прах великого писателя-гуманиста, а самого Соловья-разбойника».
Вот и все. Заметьте, любезный читатель, если я цитирую Тургенева, то пишу, что это слова Тургенева, а не мои. Если что-то из Блока, то пишу, что это Блок. Если что-то из Путина, то обязательно напишу, что это из Путина, и добавлю президента России. Если что-то из интернета, то обязательно пишу, что это из интернета. И ставлю текст в кавычки. А вот ссылок на американскую прессу, на Байдена, Трампа, Зеленского, Нетаньяху, вы у меня не найдете. Поскольку этого и не нужно. Достаточно русской литературы и русского языка могучего и свободного.
Свидетельство о публикации №224093001198