Сны Раскольникова. рассказ
(Дискуссия филолога и богослова-историка)
Жили в славном городе на реке Ангаре, столице Восточной Сибири, два друга. Их юность прошла в стенах одной альма-матер, они дружили семьями и были «не разлей вода», несмотря на различие в жизненных взглядах и социальном положении. Как уже сказано, оба учились в одном вузе на разных факультетах и судьба свела их вместе на долгие годы их бурной жизни. Подошла к концу учеба в Лингвистическом университете Иркутска. По- разному сложились их дальнейшие судьбы. Олег пошел по научной стезе. Как испанист он побывал в научных командировках на Кубе и в Чили, защитил кандидатскую диссертацию по истории левых течений в латиноамериканском регионе, работал доцентом в Кишиневском университете. Там в его жизни произошел духовный перелом. Ранее он относился индифферентно к мировым религиям, но в кишиневский период в его душе что-то щелкнуло и повернуло его жизненные планы в новом направлении. Олег принял православие сердцем и душою. Был воцерквен, поступил в целевую аспирантуру по истории богословия, защитил диссертацию, получил степень магистра, прочно связал свою жизнь с РПЦ и стал преподавателем в духовной семинарии, редактором научного богословского журнала.
Владимир посвятил себя практической работе в иностранном туризме. Всю жизнь он посвятил региону озера Байкал, Сибири и Дальнего Востока. Кроме непосредственной работы в турфирмах, преподавал в вузах туристские дисциплины и иностранные языки. Вырастил несколько поколений менеджеров туризма, одна из его дочерей также пошла по стопам отца. Выйдя на пенсию, по настоянию врачей сменил резко континентальный климат на умеренный и перебрался из суровой Сибири в солнечную Болгарию на берега Черного моря. Там у него открылось второе дыхание. Он начал писать стихи и прозу, совершенствовался в научном и литературном переводе, начал печататься в литературных журналах, издал несколько своих книг. Хотя последние десятилетия друзья жили далеко друг от друга, но благодаря интернету, поддерживали дружбу on-line , регулярно звонили друг другу и помогали разобраться друг другу во взаимосвязи времен, в переплетении судеб отдельных людей, стран и народов. Недавно они вдвоем горячо обсуждали жизнь и творчество великого русского писателя Ф.М. Достоевского, самой знаковой фигуры для европейских и заокеанских деятелей культуры, пытающихся разобраться в понимании таинственной и многострадальной русской душе.
«Ну что тебе сказать,- проговорил мягким баском Олег, лежа на любимом диване и поглаживая осанистую бороду, - Достоевский – это действительно, человечище, глыба, перерожденец и духовный учитель русского народа. Другого такого знатока человеческой души, ее потаенных уголков, среди русских писателей я не знаю!»
«Да, ты прав , - возразил ему Владимир по другую сторону компьютерной сети из далекой Болгарии, хотя, скажу тебе, как человеческая личность, он сам фигура очень сложная и противоречивая. Он пережил мощнейший духовный и нравственный кризис, душевный катарсис, смотрел смерти в лицо, перенес муки многолетней каторги и ссылки в отдаленных уголках обширной Российской империи. Все это переформатировало его характер, сделало его человеком нелюдимым, интравертом , опасающимся доверять окружающим его людям свою ранимую душу. То, что он хотел сказать сам, он доверял высказать своим литературным героям. Возьмем, например его самого известного персонажа Родиона Раскольникова из романа «Преступление и наказание».
- «Давай, возьмем»,- подначил его рассудительный и осторожный Олег- Лучшей фигуры для познания русского характера и непонятной иностранцам русской души в мировой литературе не сыскать. Сколько в нем всего от человеческих психотипов, нервной, ранимой души стремящейся к совершенству, стремления подняться над средним уровнем бытия до божественного понимания человеческой натуры, и в то же время его инертность, лень, слабохарактерность, неумение и нежелание ежедневно трудиться над своим будущим. Социально опасно его стремление утвердиться как сверхчеловеку , Uebermenschу, которому все позволено. Он стремится судить других и лишать их права на жизнь по- своему усмотрению, как сам Господь Бог!»
«Вот, именно», - горячо вмешался Владимир.- «Бог есть мерило всех вещей. Он – наша совесть! Он - рука, останавливающая нас на пути кривды, на пути преступления. Бог – наш нравственный императив! Ведь, если Бога нет, то человеку все позволено? Ведь, именно Бог являлся Родиону Раскольникову во снах и тихим шепотом, а не громким криком воздействовал на его душу. Ведь, что такое наши сны? Это – работа нашего подсознания. Это – преломление пережитого нами в недавнем или отдаленном прошлом, это – анализ событий и наставление к действиям человека, после того как он проснется и примется за дела свои».
-«Верно, брат мой, для этого Достоевский дает нам описание пяти снов Раскольникова, взывающих к его совести, - Олег нервно потер ладони и пригладил начинающую седеть бороду, - не зря литературоведы находят, что некоторые из них пророческие, даже вещие! Особенно его пятый сон!»
«Да, да!- почти прокричал Владимир, - в том сне Родиону дано видение будущего, страшных событий, угрожающих всему роду человеческому. Подожди, у меня под рукой этот роман Достоевского. Я тебе просто прочту отрывок, описывающий этот сон.
Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований.
Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга.
В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, – но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше.
Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.
-«Не горячись, друже, не все так мрачно,- успокаивал его Олег, -сегодня, мы можем толковать этот сон только как предупреждение о конце света, о грядущей пандемии 21 века, как попытку сильных мира сего выкосить тихой моровой язвой половину человечества. И в этом – непреходящая ценность для нас Федора Достоевского в наши дни как мудрого учителя нравственности и провидца». -------«Ладно, давай перенесем конец нашей дискуссии на другой день. Ведь тема ее чрезвычайно интересная и архиважная. А то моя Татьяна уже зовет меня вечерять. Всех благословений тебе и всем твоим домочадцам. Аминь!»
Экран компьютера погас, а Владимир еще несколько минут сидел в раздумьях о предсказанном человечеству будущем. Спасает только то, думал он, что наше будущее всегда имеет многовариантность, а мы сами являемся его творцами.
Ноябрь 2023 год
Свидетельство о публикации №224093001436