Почему кругом царит безумие
«И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Сол. 2:11–12).
Не сознавать преступление и не каяться — это есть гнев Божий, как и написано: «Господь послал в него дух опьянения» (Ис. 19:14), чтобы они не обратились, не врачевались и не исцелились после грехов через молитвы и справедливое удовлетворение. Апостол Павел в послании своем утвердительно говорит: «За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Сол. 2:10-12). Священномученик Киприан Карфагенский (64, 263): «Первая степень счастья — не согрешать, вторая — сознавать согрешения».
Толкования на (2 Сол. 2:11) святителя Феофана Затворника:
«И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи» (2 Сол. 2:11).
«Это страшное нравственное наказание Божие! Послет, — не так, что нарочно пошлет не желаемое ими, а пропустит к ним (мысленное нечто — прим.) ими желаемое и искомое. Злой дух лести и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь, но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть еще такие, которые подают надежду обращения, еще не совсем предались ложным путям, еще думают иногда отстать от лжи и стать на стороне истины, — не пускает, чтоб не потерпели они от него насилия внутри, ибо он может колебать и твердых, а не только этих слабых.
Когда же наконец они совсем опустят руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и сочетаются сердцем, а о том, чтоб отстать от него, и думать перестанут, тогда Бог примет Свою удерживающую злого духа лести руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдет в сердце их и там начнет оказывать действо льсти, влечь ко лжи, — и привлечет.
Они восприимут ложь всем сердцем, и затем обнаружат ее и вовне, пристанут видимо к антихристу.
Но этим сделается только то, что выйдет наружу скрывшееся внутри».
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для чего, скажешь ты, Бог попустит быть всему этому злу? Не бойся, возлюбленный, но послушай, что говорит (Апостол): антихрист возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы».
Блаженный Феодорит Кирский прибавляет: «Сие же: послет им Бог действо льсти, сказано Апостолом вместо — попустит явиться льсти, чтоб сказались любители лукавства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истребит ее словом уст Своих».
Преподобный Икумений Триккский: «Послет, — не так принимай, чтоб Бог послал, но так выражать обычно Апостолу попущение от Бога».
Святитель Феофилакт Болгарский: «Послет — вместо попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину; и тогда оставил их Бог, и ложь овладела ими».
Свидетельство о публикации №224093001746