Почему кругом царит безумие

Оставили истину Христову люди?

«И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Сол. 2:11–12).

Не сознавать преступление и не каяться — это есть гнев Божий, как и написано: «Господь послал в него дух опьянения» (Ис. 19:14), чтобы они не обратились, не врачевались и не исцелились после грехов через молитвы и справедливое удовлетворение. Апостол Павел в послании своем утвердительно говорит: «За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Сол. 2:10-12). Священномученик Киприан Карфагенский (64, 263): «Первая степень счастья — не согрешать, вторая — сознавать согрешения».

Толкования на (2 Сол. 2:11) святителя Феофана Затворника:

«И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи» (2 Сол. 2:11).

«Это страшное нравственное наказание Божие! Послет, — не так, что нарочно пошлет не желаемое ими, а пропустит к ним (мысленное нечто — прим.) ими желаемое и искомое. Злой дух лести и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь, но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть еще такие, которые подают надежду обращения, еще не совсем предались ложным путям, еще думают иногда отстать от лжи и стать на стороне истины, — не пускает, чтоб не потерпели они от него насилия внутри, ибо он может колебать и твердых, а не только этих слабых.

Когда же наконец они совсем опустят руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и сочетаются сердцем, а о том, чтоб отстать от него, и думать перестанут, тогда Бог примет Свою удерживающую злого духа лести руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдет в сердце их и там начнет оказывать действо льсти, влечь ко лжи, — и привлечет.

Они восприимут ложь всем сердцем, и затем обнаружат ее и вовне, пристанут видимо к антихристу.

Но этим сделается только то, что выйдет наружу скрывшееся внутри».

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для чего, скажешь ты, Бог попустит быть всему этому злу? Не бойся, возлюбленный, но послушай, что говорит (Апостол): антихрист возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы».

Блаженный Феодорит Кирский прибавляет: «Сие же: послет им Бог действо льсти, сказано Апостолом вместо — попустит явиться льсти, чтоб сказались любители лукавства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истребит ее словом уст Своих».

Преподобный Икумений Триккский: «Послет, — не так принимай, чтоб Бог послал, но так выражать обычно Апостолу попущение от Бога».

Святитель Феофилакт Болгарский: «Послет — вместо попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину; и тогда оставил их Бог, и ложь овладела ими».


Рецензии