Рецензия О. Бокову. О коммунизме
Оочень интересный и правильный материал. Очень рекомендую к просмотру всем, без исключения.
Только один малюсенький, но важный штрих:
В фильме есть утверждение, что при «коммунизме» в его базисной основе - «весь капитал аккумулируется в руках верхушки, а люди это просто рабы…» (не гарантирую 100% точность цитаты, но по сути так)
Итак, Равновесие потребностей: распределение благ в теориях и реальности
В спорах о социализме, коммунизме и капитализме часто возникают жаркие дебаты вокруг распределения благ. Одни видят в коммунизме идеал справедливости, где каждый получает по потребностям, а другие – утопическую систему, где все блага достаются верхушке, а народ превращается в рабов. Чтобы разобраться в этих противоречивых взглядах, необходимо обратиться к теории и практике каждой системы.
Капитализм строит свою модель на принципе частной собственности и свободного рынка. Блага распределяются в соответствии с принципом спроса и предложения. Те, кто больше производит, больше зарабатывает, и, следовательно, больше потребляет. Эта система поощряет конкуренцию и инновации, но также создает неравенство и социальную напряженность. Капитал неуклонно концентрируется все более и более в руках финансовых элит. В позицию «рабов» попадают рано или поздно целые регионы. Это сперва. Далее- все население капиталистических стран становится лишь средством для достижения элитами цели- извлечение все более и более высокой прибыли. Войны на этом пути неизбежны. Войны- как следствие конкурентной борьбы. Это путь в пропасть. Нет различий между «экономическим фашизмом» и капитализмом. Это лишь фазы развития одного и того же. Об этом еще «классики марксизма- ленинизма» писали в 19- м и начале 20-го века».
Социализм, как переходный этап на пути коммунизму, отрицает частную собственность на средства производства, предлагая государственное управление и распределение благ. При этом сам социализм делится на первичный социализм и «развитый социализм»- общество, где развиты все необходимые для социализма нормы, готовые к очередному переходу на его высшую последующую ступень- коммунизм. В идеале, при социализме люди получают в соответствии с их трудом: "от каждого по способностям, каждому по труду". Это относится и к управленческому аппарату, который действует как менеджмент, не владея самой собственностью на средства производства. При этом, при социализме сохраняется понятие «личной собственности». Хотя из практики мы имеем и тех высокопоставленных государственных лиц, кто, пользуясь неограниченной государственной собственностью, не имел ничего личного, кроме шинели и пары сапог, как и тех, кто владел буквально царским имуществом. Но не это самое главное, главное то, как жил простой советский гражданин. Жил он не плохо, но не достаточно хорошо, согласно нашего сегодняшнего понимания.
Ведь, на практике, государственное управление может быть подвержено человеческим грехам и отойти от четкого следования «социалистическим ценностям», а распределение благ часто становится неэффективным, предложенное на замену конкуренции «соцсоревнование» не всегда становится эффективным, что может привести к дефициту и снижению мотивации к труду.
Коммунизм - как высшая степень развития человеческого общества, представляет собой идеальный сценарий, где частная собственность полностью упразднена, а блага распределяются по принципу: "от каждого по способностям, каждому по потребностям". Однако, по мнению критиков, эта система создает утопию, несовместимую с человеческой греховной природой. В отсутствии частной собственности и конкуренции снижается мотивация к труду, а централизованное распределение благ не в состоянии эффективно удовлетворить разнообразные потребности людей.
Тем не менее, история не имеет опыта существования не только коммунистического общества, но даже в период СССР система «развитого социализма», как переходного к «коммунизму» этапа, так и не была достигнута. «Перестройка» должна была и могла бы привести к этому этапу, в своем успешном финале, но, в угаре, страна, вместе с «грязной водой» вылила из ванны и «ребенка»….
Важно отметить, что распределение благ – это лишь один аспект социально-экономической системы. Нельзя судить о том, насколько справедливым является распределение, не учитывая другие факторы, такие как свобода выбора, уровень жизни, безопасность и социальные гарантии, уровень доверия в обществе, чувство счастья и удовлетворенности, равноправие.
Ссылки:
1. http://proza.ru/2014/07/16/150
2. http://proza.ru/2017/11/06/599
3. http://proza.ru/2017/11/03/1263
4. http://proza.ru/2017/12/10/2068
Свидетельство о публикации №224093001879