Первая выставка

               

  Моя  первая  выставка – притом  сразу  персональная!..  И,  судя  по  многим  записям в книге отзывов,  такой  неожиданный  успех...
         Лето  1980  года  стало  для  меня  знаменательным,    даже  сказала  бы,  судьбоносным.  Оно  подарило  мне  много  значащие  для  меня,  незабываемые  встречи  с  интересными  людьми.  Особенно  если  учесть  то,  что  жила  я  уединённо  в  лесной  глуши…  И  этим  встречам  я  была  обязана  Белле  Поморцевой.
          У  Беллы  Исаковны – журналиста,  театроведа  (она  работала  в  кукольном  театре),  – была  у  нас  в  посёлке  Мочалище  на  берегу  лесной  речки  Юшуть  дача.  Крепкий,  просторный  деревянный  дом  с  большой  русской  печью,  с  огородом,  баней  и  колодцем  во  дворе.  С  Беллой  Исаковной   сложились  у  нас  добрые   дружеские  отношения.  Приезжая  по  выходным  на  свою  дачу,  она  всегда  заглядывала  ко  мне.  Я  её  непременно  угощала лесным  чаем  из  целебных  трав,  который  ей  очень  нравился и, по её словам,  «успокаивал  душу».
        Летом  по  выходным  она нередко  привозила  с  собой  из  Йошкар-Олы  на  свежий  воздух,  на  природу  своих  друзей.  Известный  автор  романа  «Марш  Акпарса»  Аркадий  Крупняков был  частый  гость  в  Мочалище. Однажды,  приехав  на  выходные,  он  остался  недельку  погостить  у  нас  в  семье.  Мы  с  мужем  Николаем  Семёновичем  этому  были  очень  рады.
          Простой,  искренний  в  общении,  он  весело  говорил:  «Ты,  хозяюшка,  с  ужином  особо  не  мудрствуй.  Я  с  детства  люблю  на  ужин  горячую  картошку  с  холодным  молоком».  И  я  подавала  на  стол  горячую  рассыпчатую  картошку,  сваренную  с  укропом,  доставала  из  холодильника  деревенское  молоко.  А  после  ужина – живые  интересные  беседы…  Аркадий  Степанович  не  только книги писал  увлекательно,  он  был  ещё и непревзойдённый  рассказчик.
           Но  вот  неделя  подходила  к  концу.  И  наш  гость  собирался  назавтра  уезжать  автобусом  из  посёлка  к  себе  в  Йошкар-Олу.  После  обеда   постелила ему на  диване в горнице,  чтобы  отдохнул.  Чего-то  заглянула  на  веранду,  а  гость,  оказывается, там  стоит  возле  полок  с  моими  лесными  диковинами  и,  глядя  на  них,  о  чём-то  сосредоточенно  думает…
    –  Аркадий  Степанович,  похоже,  вы  после  обеда  и  не  вздремнули?.. 
         Он  молча  повернул  ко  мне  лицо, как-то  загадочно  усмехнулся  и  взялся  за  свой  большой  рюкзак,  лежащий  тут  же  на  полу.
     –  Я  в  лес  пойду.
          Вернулся  он  только  к  ужину  –  довольный,  оживлённый,  с  полным  рюкзаком  берёзовых  грибов-трутовиков!..  Несколько  таких грибов,  интересных  по  своей  форме, стояло  у  меня  на  полке. Видимо, что-то они ему подсказали...
          Все  эти  берёзовые  грибы  недолговечны,  особенно  большие,  серые – старые.  Но  среди  них  нередко  попадаются  неожиданной,  причудливой  формы.  Как  правило,  я  с  трутовиками-берёзовиками  не  работаю –  знаю,  что  через  год-другой  из  них  посыплется  труха.  Да  некоторые  беру  и    ставлю на  полку – формой  соблазнили.  Но  Аркадию  Степановичу  об  этом    не  сказала,  видя,  как  он  радуется,  точно  дитя,  своим  лесным  сокровищам.  Если  набрал  –  знает,  что  будет  с  ними  делать…  Так  и  увёз  полный  рюкзак.
          Белла  Исаковна  потом  оживлённо  рассказывала  мне:  «Знаешь,  он  прямо  заразился  от  тебя  тягой  к  творчеству  с  лесными  штуковинами.  Из  тех  грибов  сотворил  таких  персонажей  –  друзья  диву  даются!  И  если  просят  подарить,  никому  не  даёт  ни  одного!..  А  персонажи  очаровательные  прямо!  Старики  и  старухи  –  как  в  сказке,  хоть  кукольный  спектакль  из  них  устраивай!..»
           Вот  такое  заразительное  у  меня  занятие…
               
                * * *
    Затем  в  середине  июля  Белла  Поморцева  привезла  с  собой  из  Йошкар-Олы  художника  Сергея  Подмарёва.  И  привела  его  ко  мне  –  коряжки  мои  ему  показать.  Ей  они  нравились.  Одни  стояли  у  меня  на  веранде  на  полках  домашнего  «музея»,  другие  лежали  в  большой  картонной  коробке  –  без  подставок,  ещё  не  законченные  в  обработке… (фото 17).
          Гость  сел  на  пол,  разложил  вокруг  себя  мои  коряжки  и,  перебирая  их,  удивлялся:
   –  Надо  же!..  Вот  я  художник,  охотник,  много  по  лесам  хожу,  но  ничего  такого  не  вижу!..  Вам  из  всего  этого  надо  сделать  выставку, –  заключил  он.
  – Как  –  выставку?!  –  растерялась  я  от  неожиданности.  –  Некоторые считают, что это – дрова…   – вырвалось у меня.
  –  Вы  сами  не  представляете,  как  интересно  то,  что  вы  делаете!  Месяца  три-четыре  на  подготовку  вам  хватит?  А  осенью  я  постараюсь,  чтобы  ваша  выставка  состоялась. Вы на верном пути, у вас есть и вкус, и чувство меры и красоты.
         Художник  ушёл.  А  я  всё  стояла  на  веранде,  куда  вернулась,  проводив  гостя,  и  растерянно,  и  даже  испуганно  глядела  на  разложенные  на  полу  свои  коряжки,  боясь  поверить,  что  выставка  возможна…
        Откровенно  признаться,  ни  о  какой  выставке  своих  «коряжек»  я  даже  и  мечтать  не  могла. Носила  домой  из  леса  и  в  любую  свободную  минуту  возилась  с  ними  себе  на  радость.  Но  чтобы  выставка?!.
         Да,  видимо,  сам  Бог  послал  ко  мне  в  мою  лесную  глушь  известного  нашего  художника-пейзажиста,  знатока  и  любителя  природы,  Сергея  Фёдоровича  Подмарёва.
И  вот  моя  выставка  осуществилась:  впервые  да  ещё  и  «персональная»!..
         Это  происходило в Йошкар-Оле во  дворце  Труда  в начале   января  1981  года.  Нас,  участников  выставки,  было  трое.  Живописцы  Агафонов  Б.М.  и  Караванов  Н.А.  своими  картинами  заняли  все  стены  огромного  зала,  а  я  своими  лесными  скульптурами  уставила  все  столы,  что  в  два  ряда  проходили  между  колоннами.  На  открытие  нашей  выставки  собралось  много  народу.   Выставка  действовала  целый  месяц. И была хорошая статья в республиканской газете «Марийская правда».  В  итоге  –  мне  вручили  Почётную  грамоту  от  отдела  культуры  и  денежную  премию  (за  которую  была  куплена  электродрель  для  работы  с  деревом).
          Но главная награда за мой труд – это книга отзывов. Прочитав эти записи, понимаешь, что моё увлечение доставляет радость не только мне, но и людям, для которых окружающий мир теперь будет ещё прекраснее. Хочется привести некоторые из этих записей.
         «В  восторге  от  изделий  Н. Жибрик  из  корней  и  сучьев! Преклоняюсь  перед  увлечёнными  людьми.  Кочергина».
         «Очень  понравилась  ваша  выставка.  Особенно  работы  Н. Жибрик.  Сколько  автором  замечено,  вложено  фантазии  в  свои  работы!  Ухожу  с  хорошим  впечатлением  от  этой  выставки.  Большое  спасибо  организаторам  выставки  и  её  участникам.     Рабочий  машиностроительного  завода  Доев  В.Е.»
         «Очень  интересны,  богаты  фантазией  и  юмором  изделия  из  корней  Н. Жибрик.  Рабочая  завода  «Эл/автоматика». (Подпись  неразборчива).
         «Спасибо  вам,  народные  художники,  за  предоставленную  возможность  встретиться  с  живой  природой,  переданной  на  ваших  полотнах  и  в  работах  из  дерева.  Учителя  (двое),  инженер».
         «Уважаемая  Жибрик  Н.И.!  Рад  был  познакомиться  с  Вашими  работами. Сам  очень  люблю  дерево  и  всегда  радуюсь,  когда  окружающие видят  в  сучке  и  коряжке  целый  мир.  Ваш  мир – ассоциативный, он  очень самобытен  и  интересен,  как  всё  народное  искусство.    Спасибо  Вам  за  эти  работы! C  уважением Маринин  В.П.,  режиссёр,  п.  Медведево»
        «Очень  хорошее  впечатление  от  общения  с  народным  творчеством.  Ну  и,  конечно,  невозможно  не  восхищаться  работами  Н. Жибрик.  Сколько  прозорливости,  смекалки,  фантазии!..  Когда  видишь  такое  высокое  народное  творчество,  то  невольно  закрадывается  мысль:  где  же  грань  между  профессиональным   и  самодеятельным?  И  если  так  прекрасно  самодеятельное,  то  на  какой  же высоте  должно  быть  профессиональное  искусство?   Инженер  Приходько».
          «Боже  мой!  Как  всё  необыкновенно!  Какая  фантазия!  Какое  неведомое царство  и  какая  прелесть!  –  у  Н. Жибрик.  Как  хочется  посмотреть  хоть  краем  глаза,  как  всё  это  делается!   Нам  понравилось  у  неё  всё  без  исключения.  Спасибо  Вам,  милая      Н. Жибрик,  сколько  радости  Вы  нам  подарили!  Это  всё  надо  видеть  и осмысливать.  Семья  Зуевых».
           «Выставка  имеет  большое  эстетическое,  воспитательное  значение  и  для взрослых,  и  для  ребят.  «Гимн  природе»  –  так  можно  назвать  работы  Н. Жибрик.                Члены  кружка  «Природа  и  фантазия»,    Дворец  пионеров,  г.  Йошкар-Ола».
          «Очень  скучно  было  бы  жить  нам  без  художников.  Они  помогают взглянуть  на  мир  по-новому.
           Уважаемая  Нина  Иосифовна,  с  удовольствием  посмотрели  Ваши  работы на  выставке.  Получили  огромное  наслаждение.
                Прекрасного  много  вокруг,
                Но  всё открывается  вдруг.
                За  экскурс  в  мир  загадок  и  тайн
                Огромное  спасибо  Вам!

    Сотрудники  Марийского  филиала  ВНИИБ,  г.  Волжск».

             «Я  сегодня  увидела  выставку,  которая  мне  очень  понравилась.  Особенно  лесные  изделия  Жибрик  Нины  Иосифовны.  Такая  выставка,  наверное,  появилась  впервые  у  нас.  Спасибо  за  доставленное  удовольствие. Учаева  Л.И.»
            «Большое  эстетическое  наслаждение  доставляют  работы  Н. Жибрик. Богата  её  фантазия,  удивляет  её  наблюдательность.  Разнообразны  приёмы  её  творчества:  тут  и  резьба,  и  подцветка.  В  сочетании с  выразительной  формой  предметов  они  рождают  надолго  запоминающиеся  образы.   Художница  открывает  нам  щедро  всё  то,  что  она  сама  подсмотрела и  открыла  в  природе.   Благодарим  за  полученное  удовольствие.
         Бакулевские  –  инженер-экономист  и  преподаватель  художественного училища.»
        Этот  отзыв  известного  художника-графика,  председателя  Союза  художников  Марий Эл,  мне  особенно дорог и ценен:  он  просто  окрылил меня  для  дальнейшей  работы  с  лесной  скульптурой  – я стала работать смелее и увереннее.
         И таких  отзывов  было  много.  Их  можно  бы  и  ещё  продолжить.  Но и эти, приведённые  выше,  говорят  о  том,  что  людям  всё  это  интересно, радует их, и что  люди,  независимо  от    профессии  и  возраста,  способны чутко  откликаться душой  на  красоту, на  творчество  с  лесным  материалом,  подаренным  природой.
        На  открытии  выставки,  видя  такое  множество  и  разнообразие  моих работ,  кто-то  из  посетителей  задал  мне  вопрос:
   –  Вы  не  боитесь,  что  ваша  фантазия  может  иссякнуть? 
   –  Я  боюсь,  что  могут  иссякнуть  коряжки  в  окрестных  лесах  посёлка Мочалище…–  смеясь,  ответила  я.
                * * *
        Посмотрев  на  выставке  мои  лесные  скульптуры,  ко  мне  в  посёлок из  Йошкар-Олы  приехали  главный  инженер  и  директор  объединения мастеров  народных  художественных  промыслов  «Пёлек» («Подарок») и  предложили  мне  работать  у  них.  Я  согласилась  и была  оформлена  в  должности  художника  надомного  труда.
       Около  двух  лет   работала  для  «Пёлека»,  куда  небольшими  партиями, по  12  –  15  работ,  сдавала  свои  лесные  скульптуры.  И  разработала  ряд  новых  образцов  для сувениров  из  дерева:  это  вазы,  подсвечники,  письменные  приборы. В  том  числе  и  образцы  оригинальных  сувениров  из  шишек  сосны: «Дятел»,  «Черепаха»,  «Красная  Шапочка»,  «По  улице  мостовой», «Русская  пляска»,  «Курочка  Ряба  и  петушок  Петя". 


Рецензии