Первая выставка
Моя первая выставка – притом сразу персональная!.. И, судя по многим записям в книге отзывов, такой неожиданный успех...
Лето 1980 года стало для меня знаменательным, даже сказала бы, судьбоносным. Оно подарило мне много значащие для меня, незабываемые встречи с интересными людьми. Особенно если учесть то, что жила я уединённо в лесной глуши… И этим встречам я была обязана Белле Поморцевой.
У Беллы Исаковны – журналиста, театроведа (она работала в кукольном театре), – была у нас в посёлке Мочалище на берегу лесной речки Юшуть дача. Крепкий, просторный деревянный дом с большой русской печью, с огородом, баней и колодцем во дворе. С Беллой Исаковной сложились у нас добрые дружеские отношения. Приезжая по выходным на свою дачу, она всегда заглядывала ко мне. Я её непременно угощала лесным чаем из целебных трав, который ей очень нравился и, по её словам, «успокаивал душу».
Летом по выходным она нередко привозила с собой из Йошкар-Олы на свежий воздух, на природу своих друзей. Известный автор романа «Марш Акпарса» Аркадий Крупняков был частый гость в Мочалище. Однажды, приехав на выходные, он остался недельку погостить у нас в семье. Мы с мужем Николаем Семёновичем этому были очень рады.
Простой, искренний в общении, он весело говорил: «Ты, хозяюшка, с ужином особо не мудрствуй. Я с детства люблю на ужин горячую картошку с холодным молоком». И я подавала на стол горячую рассыпчатую картошку, сваренную с укропом, доставала из холодильника деревенское молоко. А после ужина – живые интересные беседы… Аркадий Степанович не только книги писал увлекательно, он был ещё и непревзойдённый рассказчик.
Но вот неделя подходила к концу. И наш гость собирался назавтра уезжать автобусом из посёлка к себе в Йошкар-Олу. После обеда постелила ему на диване в горнице, чтобы отдохнул. Чего-то заглянула на веранду, а гость, оказывается, там стоит возле полок с моими лесными диковинами и, глядя на них, о чём-то сосредоточенно думает…
– Аркадий Степанович, похоже, вы после обеда и не вздремнули?..
Он молча повернул ко мне лицо, как-то загадочно усмехнулся и взялся за свой большой рюкзак, лежащий тут же на полу.
– Я в лес пойду.
Вернулся он только к ужину – довольный, оживлённый, с полным рюкзаком берёзовых грибов-трутовиков!.. Несколько таких грибов, интересных по своей форме, стояло у меня на полке. Видимо, что-то они ему подсказали...
Все эти берёзовые грибы недолговечны, особенно большие, серые – старые. Но среди них нередко попадаются неожиданной, причудливой формы. Как правило, я с трутовиками-берёзовиками не работаю – знаю, что через год-другой из них посыплется труха. Да некоторые беру и ставлю на полку – формой соблазнили. Но Аркадию Степановичу об этом не сказала, видя, как он радуется, точно дитя, своим лесным сокровищам. Если набрал – знает, что будет с ними делать… Так и увёз полный рюкзак.
Белла Исаковна потом оживлённо рассказывала мне: «Знаешь, он прямо заразился от тебя тягой к творчеству с лесными штуковинами. Из тех грибов сотворил таких персонажей – друзья диву даются! И если просят подарить, никому не даёт ни одного!.. А персонажи очаровательные прямо! Старики и старухи – как в сказке, хоть кукольный спектакль из них устраивай!..»
Вот такое заразительное у меня занятие…
* * *
Затем в середине июля Белла Поморцева привезла с собой из Йошкар-Олы художника Сергея Подмарёва. И привела его ко мне – коряжки мои ему показать. Ей они нравились. Одни стояли у меня на веранде на полках домашнего «музея», другие лежали в большой картонной коробке – без подставок, ещё не законченные в обработке… (фото 17).
Гость сел на пол, разложил вокруг себя мои коряжки и, перебирая их, удивлялся:
– Надо же!.. Вот я художник, охотник, много по лесам хожу, но ничего такого не вижу!.. Вам из всего этого надо сделать выставку, – заключил он.
– Как – выставку?! – растерялась я от неожиданности. – Некоторые считают, что это – дрова… – вырвалось у меня.
– Вы сами не представляете, как интересно то, что вы делаете! Месяца три-четыре на подготовку вам хватит? А осенью я постараюсь, чтобы ваша выставка состоялась. Вы на верном пути, у вас есть и вкус, и чувство меры и красоты.
Художник ушёл. А я всё стояла на веранде, куда вернулась, проводив гостя, и растерянно, и даже испуганно глядела на разложенные на полу свои коряжки, боясь поверить, что выставка возможна…
Откровенно признаться, ни о какой выставке своих «коряжек» я даже и мечтать не могла. Носила домой из леса и в любую свободную минуту возилась с ними себе на радость. Но чтобы выставка?!.
Да, видимо, сам Бог послал ко мне в мою лесную глушь известного нашего художника-пейзажиста, знатока и любителя природы, Сергея Фёдоровича Подмарёва.
И вот моя выставка осуществилась: впервые да ещё и «персональная»!..
Это происходило в Йошкар-Оле во дворце Труда в начале января 1981 года. Нас, участников выставки, было трое. Живописцы Агафонов Б.М. и Караванов Н.А. своими картинами заняли все стены огромного зала, а я своими лесными скульптурами уставила все столы, что в два ряда проходили между колоннами. На открытие нашей выставки собралось много народу. Выставка действовала целый месяц. И была хорошая статья в республиканской газете «Марийская правда». В итоге – мне вручили Почётную грамоту от отдела культуры и денежную премию (за которую была куплена электродрель для работы с деревом).
Но главная награда за мой труд – это книга отзывов. Прочитав эти записи, понимаешь, что моё увлечение доставляет радость не только мне, но и людям, для которых окружающий мир теперь будет ещё прекраснее. Хочется привести некоторые из этих записей.
«В восторге от изделий Н. Жибрик из корней и сучьев! Преклоняюсь перед увлечёнными людьми. Кочергина».
«Очень понравилась ваша выставка. Особенно работы Н. Жибрик. Сколько автором замечено, вложено фантазии в свои работы! Ухожу с хорошим впечатлением от этой выставки. Большое спасибо организаторам выставки и её участникам. Рабочий машиностроительного завода Доев В.Е.»
«Очень интересны, богаты фантазией и юмором изделия из корней Н. Жибрик. Рабочая завода «Эл/автоматика». (Подпись неразборчива).
«Спасибо вам, народные художники, за предоставленную возможность встретиться с живой природой, переданной на ваших полотнах и в работах из дерева. Учителя (двое), инженер».
«Уважаемая Жибрик Н.И.! Рад был познакомиться с Вашими работами. Сам очень люблю дерево и всегда радуюсь, когда окружающие видят в сучке и коряжке целый мир. Ваш мир – ассоциативный, он очень самобытен и интересен, как всё народное искусство. Спасибо Вам за эти работы! C уважением Маринин В.П., режиссёр, п. Медведево»
«Очень хорошее впечатление от общения с народным творчеством. Ну и, конечно, невозможно не восхищаться работами Н. Жибрик. Сколько прозорливости, смекалки, фантазии!.. Когда видишь такое высокое народное творчество, то невольно закрадывается мысль: где же грань между профессиональным и самодеятельным? И если так прекрасно самодеятельное, то на какой же высоте должно быть профессиональное искусство? Инженер Приходько».
«Боже мой! Как всё необыкновенно! Какая фантазия! Какое неведомое царство и какая прелесть! – у Н. Жибрик. Как хочется посмотреть хоть краем глаза, как всё это делается! Нам понравилось у неё всё без исключения. Спасибо Вам, милая Н. Жибрик, сколько радости Вы нам подарили! Это всё надо видеть и осмысливать. Семья Зуевых».
«Выставка имеет большое эстетическое, воспитательное значение и для взрослых, и для ребят. «Гимн природе» – так можно назвать работы Н. Жибрик. Члены кружка «Природа и фантазия», Дворец пионеров, г. Йошкар-Ола».
«Очень скучно было бы жить нам без художников. Они помогают взглянуть на мир по-новому.
Уважаемая Нина Иосифовна, с удовольствием посмотрели Ваши работы на выставке. Получили огромное наслаждение.
Прекрасного много вокруг,
Но всё открывается вдруг.
За экскурс в мир загадок и тайн
Огромное спасибо Вам!
Сотрудники Марийского филиала ВНИИБ, г. Волжск».
«Я сегодня увидела выставку, которая мне очень понравилась. Особенно лесные изделия Жибрик Нины Иосифовны. Такая выставка, наверное, появилась впервые у нас. Спасибо за доставленное удовольствие. Учаева Л.И.»
«Большое эстетическое наслаждение доставляют работы Н. Жибрик. Богата её фантазия, удивляет её наблюдательность. Разнообразны приёмы её творчества: тут и резьба, и подцветка. В сочетании с выразительной формой предметов они рождают надолго запоминающиеся образы. Художница открывает нам щедро всё то, что она сама подсмотрела и открыла в природе. Благодарим за полученное удовольствие.
Бакулевские – инженер-экономист и преподаватель художественного училища.»
Этот отзыв известного художника-графика, председателя Союза художников Марий Эл, мне особенно дорог и ценен: он просто окрылил меня для дальнейшей работы с лесной скульптурой – я стала работать смелее и увереннее.
И таких отзывов было много. Их можно бы и ещё продолжить. Но и эти, приведённые выше, говорят о том, что людям всё это интересно, радует их, и что люди, независимо от профессии и возраста, способны чутко откликаться душой на красоту, на творчество с лесным материалом, подаренным природой.
На открытии выставки, видя такое множество и разнообразие моих работ, кто-то из посетителей задал мне вопрос:
– Вы не боитесь, что ваша фантазия может иссякнуть?
– Я боюсь, что могут иссякнуть коряжки в окрестных лесах посёлка Мочалище…– смеясь, ответила я.
* * *
Посмотрев на выставке мои лесные скульптуры, ко мне в посёлок из Йошкар-Олы приехали главный инженер и директор объединения мастеров народных художественных промыслов «Пёлек» («Подарок») и предложили мне работать у них. Я согласилась и была оформлена в должности художника надомного труда.
Около двух лет работала для «Пёлека», куда небольшими партиями, по 12 – 15 работ, сдавала свои лесные скульптуры. И разработала ряд новых образцов для сувениров из дерева: это вазы, подсвечники, письменные приборы. В том числе и образцы оригинальных сувениров из шишек сосны: «Дятел», «Черепаха», «Красная Шапочка», «По улице мостовой», «Русская пляска», «Курочка Ряба и петушок Петя".
Свидетельство о публикации №224093001895