Познать все тайны бытия - 48

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех
птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы  в и д е т ь  как он назовёт их, и чтобы
как наречет человек всякую душу живую, так и было имя его. И нарёк человек имена
в с е м  скотам и птицам, и всем зверям полевым: но для человека не нашлось помощника подобного ему.   (Быт.2:18-20)


Человек, когда пришло время шестого Божьего дня Сотворения Мироздания, когда
наступила пора его явления на свет, эволюционизируя из мира животных, вобрал в
себя их дух - "пар", энергию жизни живших, выживших и отживших существ предшествующих времён. Таким образом человек был сотворён из праха земного: из
духа, то есть жизненной энергии всех существ, созданных за многомиллиарднолетние
периоды эволюции предыдущих пяти дней Божьего Сотворения, Божьего Созидания.

И человек, прежде чем получить Благословение Божье владычествовать над всем сформировавшимся к той поре миром, познавая в полной мере - духовно и
физически - своих предшественников, "нарёк" их, определяя характерные особенности каждого живого существа, присущие им способы проявления основных инстинктов,
обеспечивающих их выживание в определённых природных условиях.

"И нарёк человек имена всем" скотам и зверям, и всем птицам, и всем живым
существам, обнаружив их свойства в себе самом. Ибо пропустил через себя, вобрал
в себя, испытал на себе самом за многомиллиарднолетний период эволюции, как
физически так и духовно, особенности всех организмов, обеспечивающих выживание
и сохранение бытия в различных условиях и при различных обстоятельствах, черпая из "пара" всех существ предыдущих поколений, постепенно формирующихся "в роде своём".

Пропустив через себя их многочисленные энергии жизней, почерпнутые из накопления всеобщего "пара", и каждого отдельного существа во всем их многообразии материально-духовного воплощения: всех зверей, скотов, птиц, рыб и пресмыкающихся - формирующихся и сформировавшихся "в роде своём" к шестому Божьему дню...нарёк человек, познавая их и выживая среди них, характеризуя каждого, исходя из
собственного жизненного опыта.

Взять, для примера, кролика и зайца - скота и зверя - животных одного вида, сформировавшихся в роде своём, однако характерно разных.

"Трусишка зайка серенький"...- первое, что приходит на ум из характеристик, данных человеком этому животному. В представлении многих, зайцы милые, безобидные,
травоядные существа, слабые и трусливые по сути своей. Даже кролики в современной культуре более изобретательны, хотя их человек приручил и они уже не звери, а скоты.
А зайцы - звери. Их, трусишек, приручить не получилось.
Казалось бы, в чём разница?

Вообще, если взять за ушки одного и другого, поставив их рядом, то разница будет налицо. У кроликов ушки меньше, ноги слабее, бегают они медленнее и прыгают ниже, стремясь поскорее укрыться в норе. Между тем как зайцы полагаются исключительно
на себя. И именно кролики относятся к семейству зайцевых, а не наоборот, если
следовать научной классификации.

Заяц - один из самых распространённых зверей России. Длинные уши, серо-бурая
шкурка летом и белая зимой, вечно настороженная мордочка с подвижным
шевелящимся носом. Фактически весь его механизм - это пружина с ушами, мгновенно срабатывающая при чьём-то к ней приближении. Заяц сидит, затаившись, а потом даёт стрекача, удирая со всех лап с такой скоростью, что только его и видели. Бег -
основной метод защиты зайца.
Взять за уши - это скорее про кролика. К зайцу же подобраться так близко, чтобы
схватить его за уши практически невозможно. А уж если каким-то чудом и представится такая возможность, то лучше этого не делать. Пытаясь вырваться, этот "милый зверёк" будет орать дурным голосом и отбиваться задними ногами с такой силой, что может
покалечить человека...собаку, лису и даже волка. Заяц никогда не отдаёт свою жизнь
без боя. Причём бой, если что, будет такой, что хищник сто раз пожалеет, что
атаковал зайца, оказавшись вдруг повергнутым наземь, истекающим кровью и с
поломанной челюстью. Тогда как сам косой "трусишка" уже где-то за горизонтом улепетывает со скоростью шестьдесят километров в час.

Однако в представлении о зайцах с детских лет в наших головах в большинстве своём укоренились знания, почерпнутые из сказок и анекдотов, как бедные беспомощные
зайчишки частенько оказываются, если не съедены волком и лисой, то обманом или
силой изгнаны из своего уютного домика. После чего к зайчишке на помощь приходит медведь, или петух, или ещё кто-либо могущественный для восстановления
справедливости.
Однако, если уж на то пошло в вопросе о справедливости, то зайцы, во-первых, не дружат ни с кем. Даже между собой. По жизни они сохраняют гордое одиночество, и только на период размножения собираются в компании, где безжалостно мутузят друг
друга, сражаясь за внимание самок.

Зайчата рождаются практически полноценными особями, с мехом и открытыми глазами, выкармливаются "общиной" - теми зайчихами, которые в нужный момент оказываются поблизости. Через пару недель после рождения детишки начинают вести самостоятельный образ жизни и сами добывают себе пищу. Никакие петухи и уж тем более медведи им никогда ни в чём не помогают. К тому же ни у одного уважающего себя зайца нет постоянного "уютного домика". В целом зайцы не против обитать на одной территории,
но эта территория простирается до пятидесяти гектаров. Здесь они пасутся, забираются
в горы, спускаются в низины, пробираются сквозь леса и кустарники и, как правило, наглейшим образом  объедают фермерские поля.
В лучшем случае "домом зайца" могут считаться заброшенные норы других животных - сурков, барсуков и лис. А в крайнем случае, заяц может выкопать себе небольшую временную нору, но это только если уж совсем устанет от жары или голода. А так-то,
в основном, в качестве жилища вполне достаточно ямки под кустами, густой травы, поваленных деревьев. Нельзя отнять того, чего у тебя никогда не было.

Не осталась незамеченной и высочайшая плодовитость зайца. Никому нет спасения от неистового самца, покрывающего всех на своём пути. Разумеется, подаётся это в
шутливой форме разнообразного фольклора: песнях, шутках-прибаутках. Заяц способствует плодородию так, как никакой другой зверь.

Впрочем, существует и такое суеверие, что заяц прислужник лешего и проводник
нечистой силы. Если такой перебегает дорогу, это к беде - на охоту лучше не ходить.
Да и вообще никуда. Вспомнить хотя бы историю про поездку Пушкина к декабристам.

Почему заяц получил своё прозвище "косой"? Во-первых, считается, его зрение
позволяет обозревать округу на 360 градусов, но прямо перед носом у него слепая зона
и, убегая, он нередко во что-то врезается. Другой вариант - из-за привычки путать
следы, скрываясь от погони, заяц зачастую совершает огромные круги и петли,
возвращаясь на собственный след...

Зайцы очень недоверчивы, практически не даются в руки и не приручаются. Это
по-настоящему вольные звери, за которыми по пятам безмолвно следует древний
славянский дух.

Из-за чего же определяющим качеством заячьей психологии человеком названа трусость?
Не потому ли, что одной из самых естественных человеческих эмоций является страх?
Нет человека, который бы чего-нибудь не боялся...
Однако нам с детства внушают, что страх - это плохо, он мешает жить, его нужно безжалостно искоренять, высмеивать, побеждать или хотя бы скрывать.

Но чувство страха выполняет некую важную функцию, несёт в себе биологическую целесообразность. Это древний инстинкт, оставшийся людям от предков животных.
Причём, у разных животных своё собственное проявление страха. И они, эти страхи, заложены в нас, чтобы оберегать, как часть нормальной программы выживания, предупреждая об опасности, будь то страх перед крокодилом, тигром, змеёй или
страх высоты...

Получается, что страх - полезная эмоция, и с ним далеко не всегда надо бороться.
Он полезен как часть нашей программы выживания. А если он в какой-то момент
мешает, то всегда найдётся способ его обойти или обмануть. Норма - это страхи,
которые испытывает большинство людей в обычных ситуациях. Но встречается и
патология - это фобии. Они могут быть связаны с необоснованными страхами или патологической реакцией на опасность.

Изучая мир животных, человек приходит к пониманию самого себя. Однако же при
этом следует оставаться человеком, не опускаясь до уровня животного. Хотя он,
человек, содержит в себе составные части психологии самых различных животных,
осевших в его духовной сфере...


Рецензии